Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
§ 154. КапитанЛитература. Clarvériat, Quelle est la nature juridique de l'engagement du capitaine envers l'armateur, 1888; Perels, Stellung des Kapitäns im deutschen Seehandelsrecht; Lewis, в "Handbuch des Handels-See- und Wechselrechts" Эндемана, т. IV, стр. 74-103; Cresp и Laurin, Droit maritime, т. I, стр. 563-660; Maclachlan, A treatise on the law of merchant shipping, стр. 130-181; Bounin, Du contrat d'engagement du capitaine du navire marchand, 1900; Petre, Du capitaine du navire, 1888; Rénelé, Des devoirs et des obligations du capitaine du navire, 1901; Ginsburg, Hints on the legal Duties of Shippmasters, 1898.
I. Общее понятие. Лицо, которому вверяется главное управление судном, называется капитаном[533]. В этом смысле капитан противополагается все остальным лицам, совместными усилиями которых осуществляется плавание судна, т.е. морскому экипажу. Но, с другой стороны, капитан может быть причислен к вспомогательному персоналу, работающему в торговом заведении (на судне) хозяина. Первое противопоставление необходимо, второе сопоставление только возможно, потому что капитаном на судне может быть и сам судохозяин.
По характеру своему деятельность капитана носит тройственный характер.
1. Управление судном при плавании в открытом море или при входе и выходе в порт и из порта предполагает техническую сторону деятельности. Капитан должен быть знаком со всей техникой устройства судна и работы его машин, должен знать морской путь и обладать сведениями относительно средств противодействия морским опасностям. Чем сложнее становится техника судостроения, тем более повышается уровень технических требований, предъявляемых к капитану.
2. Перевозка грузов, составляющая основную цель торгового мореплавания, выдвигает юридическую сторону в деятельности капитана как главного доверенного судохозяев. На нем лежит обязанность принимать к перевозке груз и сдавать его по месту назначения, приобретать топливо для машины, припасы для людей, приглашать мастеров для исправления повреждений и т.п. Все эти задачи выполняются путем сделок, заключаемых капитаном. В этом отношении капитан является представителем судохозяина в силу доверенности. Ввиду такого характера деятельности капитана закон не только требует, чтобы он имел при себе на судне торговый устав[534], но и возлагает на него обязанность ознакомляться с законами и обычаями тех портов, в которые он прибывает[535].
3. В открытом море, где нет органов государственной власти, в деятельности обнаруживается еще и должностная сторона. Капитан частного, коммерческого судна выполняет задачи государственного управления. Он выступает в роли нотариуса по хранению составленных на судне завещаний[536]. Он выполняет функции судебного пристава, когда в случае смерти пассажира немедленно составляет акт о смерти и опись имущества умершего[537]. Он выполняет обязанности полиции по соблюдению на судне порядка, и с этою целью ему вручается дисциплинарная власть.
С точки зрения частного права самой главной является юридическая деятельность капитана как доверенного. Но степень внимания, требуемого от него, по отношению к интересам своего доверителя представляется здесь особенною благодаря технической стороне. "Капитан обязан употреблять все возможные меры искусства, деятельности и внимательности"[538]. Он не вправе считать себя оправданным и свободным от ответственности, пока не докажет, что не только проявил все внимание, требуемое обыкновенно от капитана в подобных случаях, но и обнаружил все то техническое знание, какое предполагается обыкновенно у капитана.
Представительство капитана основывается на предположении различия лица капитана от лица судохозяина. Оно исчезает, если в одном лице совмещается капитан и судохозяин. Поэтому закон наш допускает ошибку, когда вносит в определение понятия о капитане признак возмездности услуг. Можно быть капитаном и не состоять в составе служащих у судохозяина, а потому и не получать вознаграждения за свою деятельность в качестве судоводителя.
Осуществляя торговую деятельность, совершая торговые сделки в виде постоянного занятия, нанятый капитан, как и приказчик, не может считаться купцом, потому что заключение сделок производится им не от своего имени.
II. Наем капитана. Управление судном, вручаемое капитану, основывается на договоре личного найма, по которому он обязывается выполнять услуги технического и юридического характера, соединяемые с этим делом.
Избрание капитана зависит от воли судохозяина[539]. Договор о найме капитана заключается лично судохозяином или его представителем. Когда судохозяином является акционерное общество или торговый дом, заключение договора через представителя неизбежно. Если судно принадлежит морскому сообществу, то для определения капитана требуется общее их согласие. Однако назначение капитана может произойти в некоторых случаях и помимо воли судохозяина. А именно: в случае смерти, тяжкой болезни или предосудительного поведения капитана русский консул вправе, отняв у него команду, заменить его другим лицом, пользующимся доверием[540].
Не каждого можно пригласить для исполнения обязанностей капитана. Выбор капитана ограничивается законом ввиду того что с этим званием связывается судьба людей, находящихся на вверенном ему судне. Поэтому пригласить для исполнения обязанностей капитана на морском судне можно только лицо, имеющее установленный диплом на судоводительское звание[541]. Судоводительские звания разделяются на две степени: капитана и штурмана; каждая степень подразделяется на четыре разряда[542], в зависимости от объема испытания и плавательного ценза. Испытания производятся в испытательных комиссиях, образуемых при мореходных учебных заведениях или в ближайших к ним портовых городах. В отношении права командования суда делятся на два разряда: 1) грузовые суда малого плавания и 2) грузовые суда дальнего плавания и перевозящие пассажиров. Каждой степени и каждому разряду судоводительского звания соответствует род судов и род занимаемой на них должности. Без звания судоводителя могут быть допускаемы к управлению грузовыми судами малого плавания полною вместимостью до 100 регистровых тонн[543].
Кроме обладания соответствующим дипломом, лицо, приглашенное для исполнения обязанностей капитана, должно удовлетворять и иным законным требованиям: 1) оно должно быть, согласно закону 6 мая 1902 года, русским подданным[544], 2) оно должно быть совершеннолетним[545].
По просьбам судохозяев военно-морское ведомство увольняет по мере возможности и на определенное время для службы на коммерческих судах офицеров флота[546]. Конечно, вступая на частную службу по договору личного найма, морской офицер подчиняется всем постановлениям, определяющим обязанности капитана как в отношении судохозяина, так и в отношении третьих лиц.
Договор между судохозяином и капитаном заключается в письменной форме[547]. Закон не соединяет с этим требованием тех последствий, какие он установил для найма приказчика. Следовательно, отсутствие письменной формы может повести только к отводу свидетелей, приводимых в подтверждение факта найма, а также размера условленного вознаграждения. Факт найма настолько ясен из всей обстановки, что не нуждается вовсе в доказывании, а размер вознаграждения должен быть доказываем самим требующим его капитаном. Составленный сторонами договор должен заключать в себе указания на объем предоставляемого капитану полномочия, на определенную ему плату. Применительно к французскому образцу договор должен быть составлен в двух образцах, из которых один остается у судохозяина, а другой у капитана и подписан обоими договаривающимися сторонами[548]. Требование закона будет удовлетворено, если на образце, хранящемся у одной стороны, будет подпись другой.
Договор между судохозяином и капитаном прекращается: 1) смертью капитана, но не судохозяина; 2) истечением срока, на который был заключен договор, если, однако, срок этот не истекает ранее окончания плавания, потому что капитан не вправе бросить судно до выполнения рейса; 3) заявлением со стороны судохозяина, который всегда сохраняет право устранить капитана, хотя бы среди пути, не освобождаясь, однако, от обязанности уплатить ему все причитающееся по договору вознаграждение; 4) отказом со стороны капитана, допустимым, однако, при том условии, что он заявляется тогда, когда судно возвратилось из плавания или когда среди плавания в одном из портов предлагается замена другим лицом; 5) гибелью судна, если наем капитана был связан с определенным судном, а не просто со службою в данном пароходном обществе; 6) устранением капитана по распоряжению русского консула вследствие предосудительного поведения или незнакомства с делом, угрожающего безопасности лиц, вверенных его попечению.
III. Обязанности капитана. На капитане лежат многочисленные и разнообразные обязанности, которые распадаются по времени их выполнения на обязанности при отправлении, в пути и по прибытии.
1. Прежде всего на обязанности капитана лежит составление морского экипажа. Капитан сам нанимает помощника, плотника, боцмана, кашевара и других корабельных служителей и матросов в таком числе, в каком он признает то нужным[549]. Закон предусматривает возможность найма матросов также и судохозяином[550], но ввиду категорического заявления со стороны закона о праве капитана составлять экипаж следует признать, что даже присутствие судохозяина или его уполномоченного не лишает капитана его права, являющегося одновременно его обязанностью. Если капитан был приглашен управлять судном, уже снаряженным и снабженным необходимым экипажем, он все-таки может настаивать на изменении состава служащих, на увеличении общего числа их. При несогласии судохозяина на предлагаемые перемены капитан вправе расторгнуть заключенный договор или, констатировав отказ судохозяина, освободиться впоследствии от ответственности за убытки, происшедшие от недостаточности или неопытности вспомогательного персонала. Если судохозяин не оспаривает права, предоставленного законом капитану, то последний не может слагать с себя ответственности за ошибки или нерадение служащих ссылкою на то, что выбор людей был сделан до него. Однако спор между капитаном и судохозяином разрешается в пользу капитана лишь тогда, если им будет доказано, что приглашенные судохозяином люди ни по численности, ни по качествам не отвечали требованиям мореплавания. Следовательно, право капитана настаивать на своем выборе касается только лиц, от деятельности которых зависит безопасность и успешность рейса, и потому не распространяется на поваров, лакеев и иных служащих, нанимаемых для удобства перевозимых пассажиров. Нанимая сам экипаж в месте нахождения судохозяина, капитан обязан сообразоваться при определении размера вознаграждения с волею судохозяина и подчиняться его указаниям. Конечно, для нанятых безразлично, нарушил или нет капитан предписания судохозяина, потому что для них он представитель последнего, его заменяющий. Но приглашение служащих вопреки предписаниям судохозяина создает для капитана ответственность перед его доверителем.
2. Прежде чем выйти в море, капитан обязан произвести осмотр судна. Капитан должен осмотреть "с крайним рачением" состояние вверенного ему судна и определить с предполагаемым в нем знанием дела, способно ли судно выдержать намеченное плавание[551]. Капитан обязан удостовериться, крепок ли корпус, хорошо ли выконопачен в предупреждение течи, прочны ли трубы, мачты, веревки, насосы, якори, шлюпки, канаты, исправны ли машины и винты, снабжено ли судно достаточными средствами нагружения и выгружения товаров. Капитан обязан привести судно в надлежащий вид (seetüchtig), а в присутствии судохозяина потребовать от него исправления существенных недочетов, угрожающих целости груза и безопасности жизни находящихся на судне лиц. Если судохозяин не соглашается на предлагаемые исправления, то капитан вправе или отказаться от плавания, или, засвидетельствовав отказ судохозяина, сложить с себя ответственность, возлагаемую на него законом за убытки, происшедшие от неисправности судна[552]. Осмотр судна касается не только состояния самого корпуса, но и снабжения судна всем необходимым в пути. Сюда относится главным образом, при современном паровом двигателе, топливо, уголь. На капитане лежит забота о том, чтобы судно было снабжено съестными припасами, по количеству и качеству отвечающими продолжительности и условиям пути.
В некоторых странах помимо осмотра, производимого капитаном, морское судно подвергается еще осмотру через лиц, официально к тому назначенных (la visite). Во Франции официальный осмотр французских судов, отправляющихся в дальнее плавание, совершается дважды: сначала осматривается судно до нагрузки и указываются необходимые исправления, а потом осматривается, произведены ли исправления и снабжено ли судно всем необходимым. Осмотры выражаются в протоколах, копии которых вручаются капитану. Такой порядок значительно облегчает положение капитана. Официальные осмотры установлены в Бельгии, Италии. В Англии по закону 1876 года официальный осмотр необязателен, но всегда возможен; зато ему подвержены не только английские, но и иностранные суда, если только они грузятся в Англии.
3. Капитану принадлежит наблюдение за нагрузкой. Та или иная нагрузка судна представляется далеко не безразличной. Неумелая нагрузка способна перевернуть судно при сколько-нибудь сильном натиске волн или ослабить ход. Неудачная нагрузка сокращает грузовместимость судна, а следовательно, отражается на интересах судохозяина. За отсутствием достаточного груза необходим балласт, умелое распределение которого требует искусства. Поэтому в этом деле капитану приходится проявлять свои технические познания, свой опыт. Поэтому он сам должен наблюдать за процессом нагрузки или поручить его лицам, за знание и опытность которых он отвечает.
4. Судно представляет собою торговое заведение, которое требует особого счетоводства. Вместе с тем морское плавание соединено с возможностью событий, способных оказать влияние на юридические отношения различных заинтересованных сторон. На обязанности капитана, установленной у нас законом 3 июня 1902 года, лежит ведение судового журнала. В журнале этом отмечаются: направление и сила ветра, курс по главному компасу, скорость хода, обороты винта или колес, дрейф, крен, состояние погоды и неба, состояние моря, высота барометра, температура наружного воздуха, высота воды в трюме, температура угольных ящиков, давление пара, паруса, счисление пути судна, полуденное его место, а также все случаи, происходящие в плавании[553]. По содержанию судового журнала обнаруживается, что центр тяжести заключается, по мысли законодателя, в технической стороне, а не в юридической[554]. Судовой журнал ведется обязательно на русском языке, под наблюдением капитана, должен быть предварительно скреплен в портовом управлении, а где его нет, в таможне или консульстве. Журналы хранятся у судовладельца в течение 10 лет со времени внесения последней записи и представляются им по первому требованию правительственных учреждений[555]. Можно ли причислить к последним окружные и коммерческие суды? Очевидно, что помимо этого судового журнала капитан должен вести особую книгу, уже чисто юридического содержания, для того чтобы представить судохозяину отчет в своей деятельности. Это соответствует требованию закона, чтобы капитан вел верный и порядочный счет: а) деньгам, которые принимает от хозяина для корабля, b) фрахту и доходам, полученным вне места нахождения судохозяина, с) деньгам, отсылаемым судохозяину и занимаемым за его счет, d) издержкам, произведенным на судне[556]. В связи с обязанностью вести установленные книги находится и обязанность хранения всех документов, связанных с плаванием.
5. От капитана требуется личное присутствие на судне во все время плавания, при входе в гавань и при выходе из нее. Он не вправе сходить с корабля, не сделав соответствующих распоряжений и не поручив начальство своему помощнику[557]. Во время стоянки судна в городе, порте или на рейде капитан обязан назначить вахту из достаточного числа матросов[558], выполняющую обязанности полиции. Особенное внимание предписывается капитану во время нагрузки и разгрузки, чтобы предупредить возможность кражи[559]. В случае опасности, угрожающей судну, капитан обязан проявить личную распорядительность по принятию мер для спасения команды, корабля и груза. Ему вменяются хладнокровие и спокойствие, потерю которых он не вправе оправдывать опасностью момента. Ни в каком случае и ни под каким предлогом, даже в самой крайней опасности, капитан не должен оставлять судна, но обязан всеми мерами спасать его и защищать[560]. Оставление судна в минуту опасности грозит капитану тяжелым уголовным наказанием. При крушении судна капитан должен сходить последним, предоставив сначала возможность спастись всем остальным[561].
6. В случае обнаруженной негодности судна к продолжению плавания, вызванной ветхостью его и повреждениями, понесенными от бури или от столкновения, капитану принадлежит право продажи судна. Но такой акт допустим за пределами отечества только с согласия консула, который дает свое разрешение или ввиду доверенности на продажу, которою капитан был снабжен, или ввиду доказанной невозможности продолжать плавание на судне без опасности для лиц и груза[562]. Если неспособность судна закончить рейс могла быть обнаружена при выходе в плавание, то капитан, продавший судно, отвечает перед судохозяином за небрежность осмотра. Крайняя потребность в средствах может заставить капитана, за отсутствием иного источника, прибегнуть к продаже находящихся на судне товаров[563].
7. В случае каких-либо чрезвычайных событий, вызвавших настоятельную потребность в деньгах, капитан может осуществить в отсутствие судохозяина другое принадлежащее ему право, а именно право займа. Это право принадлежит капитану независимо от того, была ли ему дана доверенность на кредитование или нет. Но правом своим он может воспользоваться только в случаях крайней необходимости, указанных в самом законе[564]. Заем личный имеет чрезвычайно мало шансов, когда найти кредит пытается капитан в чужой стране. Поэтому капитан вправе прибегнуть к займу под заклад судна, а если судно по состоянию своему не открывает кредита, то даже под заклад товаров, принадлежащих грузоотправителям[565]. Но право займа, предоставляемое капитану нашим законом, идет еще дальше, предоставляя ему право принудительного займа. "В случае недостатка жизненных припасов, капитан, встретившись на пути с другим судном, может занимать оные по взаимному условию с ведущим сие судно капитаном, и даже против его воли и согласия, буде бы он, презрев правила человеколюбия, отказал в пособии терпящему крайность"[566]. Такой принудительный заем, вызываемый состоянием крайней необходимости, должен ограничиваться необходимым количеством, "дабы не подвергнуть голоду и того, у кого берет оные", т.е. припасы. Занявший обязан оставить невольному заимодавцу расписку, "письменный вид", как называет ее закон, с указанием количества взятых припасов и условий платежа за них. Если впоследствии обнаружится, что необходимость прибегнуть к принудительному займу обусловливалась недостаточным запасом при отплытии из порта, то капитан подвергается заключению в тюрьме, которое может перейти в каторгу, если он взял более необходимого количества[567].
8. По прибытии судна в иностранный город или порт для капитана обязательна явка к консулу для предъявления ему всех корабельных документов и бумаг[568]. По прибытии русского судна в иностранный порт капитан, приведя в безопасность вверенное ему судно, должен лично представить консулу в течение 24 часов корабельные документы, которые частью остаются на сохранении в консульстве во все то время, пока судно находится в гавани, частью, по внесении в книгу, возвращаются капитану[569]. Сверх того консул вправе потребовать от капитана словесного донесения о плавании. Капитан обязан представить место и время отправления, путь, которому следовал, все достопримечательные обстоятельства, им виденные или о которых им собраны сведения, способные касаться до российской торговли и мореплавания. Впрочем нужно заметить, что уклонение капитана от обязательной явки может повлечь за собою самые ничтожные последствия: он рискует подвергнуться денежному штрафу в размере не свыше 5 рублей[570]. Если консул не имеет пребывания в том порте, куда судно зашло, то указанные сообщения производятся письменно.
Само собою разумеется, что капитан, прибывший в иностранный порт, обязан до разгрузки подчиниться всем установленным правилам санитарного, таможенного, полицейского надзора. До выполнения всех требований судно не будет допущено к разгрузке, а следовательно, капитан рискует в случае промедления в исполнении формальностей подвергнуться обвинению в просрочке.
9. В случае причинения судну или грузу убытков действиями посторонних лиц в тех местах, где нет судохозяина или его представителя, на обязанности капитана лежит предъявление исков об удовлетворении. Закон возлагает на капитана охрану интересов судо- и грузохозяев, предоставляя ему в качестве такового, без особого уполномочия, право возбуждения иска в судебных инстанциях[571].
10. Являясь представителем судохозяина, выполняя в чужом интересе юридические действия, капитан обязан перед судохозяином отчетностью. По совершении каждого пути капитан обязан представить судохозяину или начальному товарищу надлежащий отчет о всех своих действиях, до управления вверенного ему судна относящихся, а вместе с тем книги, счеты, квитанции, и учинить с ним верный расчет[572].
IV. Ответственность капитана. Объем ответственности капитана стоит в прямой зависимости от широты предоставленного ему полномочия. Объективная мерка полномочий капитана определяется кругом тех сделок, какие обыкновенно совершаются капитанами морских судов. Этот круг может быть сужен волею судохозяина, и тогда капитан, вышедший вопреки договору за пределы этого круга, отвечает перед судохозяином, хотя это не может отражаться на силе сделок, если третьи лица не были поставлены в известность об ограничении доверенности.
На объем полномочия капитана, помимо специально выраженной воли судохозяина, влияет, по постановлению многих законодательств, и самое присутствие судохозяина. В этом отношении законодательства расходятся между собою.
1. В Англии юридическое положение капитана как доверенного не изменяется от присутствия судохозяина: в том и другом случае он вправе совершать все сделки, входящие в обычный круг полномочия. Исключение составляет только заем под заклад судна. Этот взгляд следует признать самым правильным. Полномочие доверенного не должно изменяться в зависимости от случайных фактов, которые третьим лицам могут остаться неизвестными.
2. Во Франции обычное полномочие сокращается в месте жительства судохозяина. При этом условии капитан не вправе сам заключать сделки, но должен представить их на утверждение судохозяина[573].
3. Германское законодательство[574] ограничивает свободу действий капитана не по месту жительства судохозяина, а по месту приписки судна в портовые регистры (Heimatshafen). Ограничение правомочия капитана еще возможно оправдать присутствием судохозяина, но нахождение корабля в месте регистрации представляется слишком случайным обстоятельством, чтобы из него можно было делать выводы в пользу необходимости ограничения.
Наше законодательство придерживается французской точки зрения и ограничивает свободу распоряжения капитана в месте жительства судохозяина[575]. Едва ли нужно понимать буквально "местожительство". Дело, очевидно, идет не о том, что место нахождения судна совпало с местом жительства судохозяина, а в том, что судно находится там, где в то же время находится сам судохозяин или его уполномоченный, например агент, контора. Закон, применительно к условиям мореплавания XVIII столетия перечисляет те сделки, которые капитан должен заключать не иначе как с согласия судохозяина или его уполномоченного. Применяясь к современным условиям, можно полагать, что капитан обязан заручиться согласием судохозяина во всех сделках, имеющих своею целью принятие груза к перевозке и снабжение судна всем необходимым для плавания. Однако надо признать, что и здесь капитан не может играть совершенно пассивной роли, ввиду той обязанности осмотра, которая тяготеет над ним и с которою связана его ответственность. Например, это дело капитана определить, какое количество угля необходимо для предполагаемого рейса, но дело хозяина установить, у кого и по какой цене приобрести этот уголь.
Указанный круг полномочия обусловливает ответственность капитана, с одной стороны, перед судохозяином, с другой - перед третьими лицами по юридическим сделкам. Что касается незаконных действий (baratery), то капитан отвечает перед третьими лицами сам, и только в случае несостоятельности требования обращается к судохозяину. Тем более странно, когда закон наш угрожает капитану ответственностью за все те убытки, какие судохозяева обязаны возместить третьим лицам за действия капитана[576]: если последний оказался несостоятельным перед третьими лицами, то едва ли он в состоянии возместить ущерб судохозяину.
V. Права капитана. Закон определяет капитана как такое лицо, которому вверяется управление судном за условленную плату или за определенную часть выручаемой прибыли[577]. Таким образом, в самое понятие о капитане уже введен признак возмездности услуг. Конечно, это нельзя признать правильным, потому что капитаном может быть и сам судохозяин или один из судохозяев. Но из постановлений закона вытекает, что вознаграждение капитана всегда предполагается, и только размер его зависит от соглашения, за отсутствием которого должна быть принята обычная высота платы.
Вознаграждение может состоять, согласно закону, или в точно заранее определенной величине платы, периодической или порейсовой, или же в доле прибыли, определяемой фрахтами, экономией на издержках. Как торговый доверенный, капитан не вправе вести самостоятельно торговлю, а потому капитан не может брать сам на свой счет грузы и привозить их. Но с согласия судохозяина он может иметь участие в корабельном грузе, т.е. перевозить часть груза за свой счет[578].
Соответственно положению капитана, его огромной ответственности, оторванности судна от отечественной территории, ему присвоены значительные права личной власти. Капитан на судне во время плавания полный хозяин - Master under God, по выражению англичан. По отношению к морскому экипажу дисциплинарная власть капитана доходит до права налагать на виновных телесное наказание. За медлительность в исполнении распоряжений при угрожающей судну опасности капитан может единолично назначить провинившемуся корабельному служителю до пяти ударов хлыстом или веревкою, а в случае возмущения или мятежа капитан вправе составить совет из старших на судне, и с общего согласия виновному может быть назначено и более сильное телесное наказание. Капитану предоставляется также прибегнуть к помощи командира встречного военного судна или, по прибытии в порт, к содействию консула[579].
В направлении судна и в принятии технических мер по движению судна капитан пользуется неограниченною и единоличною властью.
Примечания:
|