Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 42. Оперативное управление государственными имуществамиКак известно, анализ прав и обязанностей госорганов, осуществляющих непосредственное оперативное управление государственными имуществами, был долгие годы "камнем преткновения" для советских цивилистов и административистов и вместе с тем ареной наибольших извращений в юридической литературе. Достаточно вспомнить вредительские и иные антимарксистские "теории" о так называемой "расщепленной" или "разделенной" собственности советских государственных пpeдпpиятий, о "частной" собственности государственного треста на оборотные средства, о "фидуциарной" собственности и "доверенном управлении", о праве собственности треста как "товарной форме собственности государства"[998] и т.п. Все эти "теории" уже давно разоблачены и отброшены[999]. Основной порок их заключался в игнорировании или недооценке принципиальной противоположности социалистического государства и права буржуазному, в реставраторских попытках применить к государственным социалистическим предприятиям категории и формы, созданные буржуазным правом в применении к капиталистическим предприятиям, - в конечном итоге в отрицании или непонимании последовательно-социалистической природы советских государственных предприятий.
В противовес всем названным "теориям" в советской юридической литературе последних лет является общепризнанным указанное выше положение о социалистическом государстве как едином и единственном субъекте (носителе) права государственной социалистической собственности и о передаче отдельных частей единого фонда государственной собственности лишь в управление ("распоряжение-управление"[1000], "управление"[1001], "ведение и управление"[1002], "управление и пользование"[1003]), а не в собственность соответствующих госорганов.
Что же представляет собой непосредственное оперативное управление государственными имуществами, возложенное социалистическим государством на его органы? Следует ли идти в раскрытии его содержания от общепринятого в советской юридической литературе понятия управления как "административной деятельности"[1004], как "исполнительно-распорядительной деятельности" органов государственного управления[1005], являющейся предметом особой отрасли советского социалистического права, т.е. от управления, как той сферы деятельности социалистических госорганов, которая получает свое правовое выражение в административных функциях этих госорганов и в административно-правовых их актах?
Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего проанализировать, какие функции социалистическое государство возлагает на свои органы, в непосредственное оперативное управление которых передаются те или иные государственные имущества, и какова юридическая природа тех актов, которые совершаются этими органами при осуществлении ими их функций по управлению предоставленными им государством имуществами.
:Управление государственной социалистической собственностью может осуществляться социалистическими госорганами либо в порядке общего руководства соответствующей отраслью советского хозяйства (например, руководство, осуществляемое союзно-республи-канскими министерствами СССР через одноименные министерства союзных республик в отношении предприятий республиканского подчинения - ср. ст. 76 Конституции СССР), либо в порядке непосредственного планирования и регулирования определенного круга госпредприятий (непосредственное управление, осуществляемое союзно-республиканскими министерствами СССР в отношении предприятий союзного подчинения по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР - ст. 76 Конституции СССР), либо в порядке непосредственного оперативного управления (управление, осуществляемое самими госпредприятиями).
Только первые два вида управления государственными имуществами могут быть подведены под общепринятое в советской юридической литературе понятие управления как "административной деятельности", как исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, в основе которого лежит Марксово понятие "администрации" как "организующей деятельности государства"[1006]. Ибо только планово-регулирующие функции вышестоящих госорганов по общему руководству или непосредственному управлению госпредприятиями, осуществляемые ими путем административно-пра-вовых актов, представляют собой ту организацию процесса расширенного социалистического производства, которая укладывается в рамки понятия организующей деятельности государства. Напротив, непосредственное оперативное управление государственными имуществами, сосредоточенное в руках хозяйственных госорганов (госпредприятий), включает в себя не только организацию, но и самое осуществление процесса расширенного социалистического воспроизводства, опосредствуемое - при существующей организации производства, обращения и распределения - в преобладающей мере (но не исключительно) путем гражданских и трудовых правоотношений. Все богатое многообразие функций и соответственно прав и обязанностей социалистических госпредприятий по непосредственному оперативному управлению государственными имуществами далеко выходит поэтому за рамки "администрации" как "организующей деятельности государства" и административного права, как той отрасли советского социалистического права, которая эту деятельность регулирует.
:Права и обязанности социалистического госоргана (госпредприятия) по оперативному управлению закрепленным за ним имуществом не могут быть сведены просто к компетенции госоргана[1007] - в том обычном понимании, в каком этот термин применяется в государственном или административном праве. Ибо "компетенция" госоргана в этом обычном смысле охватывает лишь совокупность функций и соответственно прав и обязанностей госоргана, осуществляемых им в деле организации и направления процесса расширенного социалистического воспроизводства, но не функций, прав и обязанностей, охватывающих самое осуществление этого процесса, самый процесс воспроизводства.
Примечания:
|