Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 27. Право крестьянина-чиншевика на землюКрестьяне-чиншевики представляли собой лишь одну из категорий среди той пестрой массы вечнонаследственных держателей земли на чиншевом праве, которые сидели как на сельских, так и на городских землях и включали в свой состав самые разнообразные группы держателей - от вплотную примыкавших к зависимым крестьянам земледельцев до мелких помещиков[709] и бюргеров - владельцев городских домов включительно[710]. Столь же разнообразны были и те пути, которыми шло образование этих групп. Одним из них было широкое применение на раннем этапе развития феодального общества прекарного землевладения[711] - в его тесной связи с институтом патро-
ната (коммендации)[712] или "закладничества"[713]. Одновременно с раздачей земель королями в бенефиций церковь[714] раздавала свои земли свободным земледельцам в прекарное владение (precaria data)[715] - обычно на пятилетний срок с автоматическим возобновлением прекария на следующие пятилетия - и в особенности широко принимала от тех же земледельцев их собственные земли с обратной передачей им таковых в прекарное владение (precaria oblata)[716], нередко с прирезкой из церковных земель (precaria remuneratoria)[717].
Постепенно прекарное владение из временного превратилось в пожизненное, вслед за тем во владение нескольких поколений (обычно трех) и, наконец, в наследственное владение. Селясь на церковной земле или передавая церкви в собственность свою землю с обратным получением ее уже в качестве прекария, свободный земледелец обычно отдавал себя под покровительство церкви (патронат, "закладничество") и ценой отказа от права собственности на свою землю[718], а также и от некоторой доли своей личной свободы приобретал себе защиту от других феодалов и от произвола представителей центральной власти[719]. Одни из прекаристов постепенно полностью утрачивали свою личную свободу и превращались в крепостных, другие сохраняли ее и подчинялись административной и судебной власти своих духовных феодалов в качестве свободных держателей своих наследственных участков[720].
Непременным условием подобного наследственного владения являлась уплата чинша (census, cens, Zins, оброк) - в первую очередь в знак признания права собственности сеньора (in recognitionem dominii directi)[721]. Формы и размеры чинша были крайне разнообразны. Наряду с денежным чиншем или взамен его иногда взимался натуральный чинш либо даже отбывались личные повинности[722], но всегда в точно определенном и в значительно меньшем по сравнению с крепостными крестьянами объеме[723]. Как правило, размер чинша и других повинностей, если таковые были установлены, сохранялся неизменным из поколения в поколение, и феодальное право не разрешало сеньору произвольно повышать их размер при переходе участка к наследникам чиншевика или при передаче его другому лицу[724].
Этой определенностью денежных, натуральных и личных повинностей и сохранением личной свободы чиншевое владение - в собственном смысле слова - принципиально отличалось от владения крепостного крестьянина[725]. И сам чиншевик, и его дети оставались лично свободными людьми[726]. Он был вправе покинуть свой участок, если не хотел или не мог эксплуатировать его, причем крайней "ценой" подобной дереликции являлся отказ чиншевика от его личного имущества[727].
Напротив, сеньор, как правило, мог удалить чиншевика только при наличии определенных феодальным обычаем или законом оснований[728], - правда, оснований довольно многочисленных, не говоря уже об общей беззащитности слабого чиншевика от произвола крупного сеньора. Вотчинный суд, в котором сеньор должен был предъявить иск об удалении чиншевика при наличии законного основания к тому[729], менее всего мог, конечно, гарантировать охрану интересов чиншевика. В частности, одним из таких оснований могла явиться неуплата чинша в течение трех лет[730]. Выморочный участок возвращался к сеньору (Heimfallsrecht)[731].
Сопоставляя все указанные признаки, необходимо признать правильной ту квалификацию чиншевого владения, как подчиненной собственности, которую оно получило в отдельных законодательных памятниках феодального общества[732] и у ряда юристов[733]. Свободный чиншевик (censitaire, Zinsmann), как наследственный[734] владелец земельного участка на определенных и не подлежащих изменению против его воли условиях, обладал той долей собственной власти и интереса в чиншевом участке, которая позволяет признать его подчиненным собственником, несмотря на различие социальных позиций сеньора и чиншевика и на наличие некоторой зависимости последнего от первого. Равным образом и сеньор, имевший право не только на чинш и на определенные повинности со стороны чиншевика, но и на ряд других феодальных привилегий (в частности, на баналитеты, на лаудемий - laudemium - при переходе участка в другие руки[735], на получение выморочного чиншевого участка и т.д.), являлся носителем той доли собственной власти и интереса, которая дает основания признать его верховным собственником чиншевого участка.
Под эту квалификацию разделенной собственности могут быть подведены не только те виды чиншевого владения, к которым феодальное право непосредственно применяло данное наименование (ervetinsrecht, Erbzinsrecht в Германии[736], censive во Франции[737], вечночиншевое владение в Западных и Белорусских губерниях царской России[738] или наследственное оброчное содержание в ее Прибалтийских губерниях)[739]. Под нее может быть подведено и владение той части английских "сокменов" ХIII в., которые в качестве свободных держателей вилланских участков уплачивали лорду, как правило, лишь определенную денежную ренту и лишь в виде исключения отбывали некоторые личные - точно определенные - повинности[740], или указанных выше копигольдеров XV-XVI вв., а также ряда свободных, но находившихся все же в некоторой зависимости от сеньора держателей земельных участков в других странах[741], под какими бы наименованиями ни выступало их владение[742].
Подчеркнем еще раз, что понятие разделенной собственности может быть применено лишь к держаниям описанного нами типа, но не к тем, где зависимость свободного держателя от сеньора, обусловленная связью чиншевика с землей и прекращавшаяся с утратой этой связи даже по воле самого чиншевика, перерастала в личную зависимость полусвободного держателя, в "крепость земле и лицу"[743], и не к тем, где доля власти и интереса сеньора снижалась до номинального права на чинш в одно пенни[744] и где чиншевик превращался по существу в полного собственника участка еще задолго до официального объявления его таковым самим законом. Грань между крестьянином-чиншевиком в собственном смысле слова и крестьянином-крепостным, с одной стороны, или свободным собственником участка, обремененного минимальным чиншем (по существу поземельной повинностью типа Reallast), - с другой, была настолько неустойчива, что провести ее на практике нередко было исключительно трудно или почти невозможно, в особенности при постоянных переходах от одной формы к другой. В частности, рецепция римского права привела к значительному сужению сферы чиншевого владения в Германии и помогла феодалам в одних случаях оформить закрепощение свободных чиншевиков путем превращения их в крепостных и приравнения последних к рабам[745], в других - подорвать устойчивость и обеспеченность чиншевого владения путем приравнения его к обычной, т.е. к срочной, аренде земли (locatio-conductio)[746]. Но, как мы имели уже возможность убедиться на примере отношений между сеньором и вассалом, наличие переходных форм и постоянного перемещения граней между различными категориями земельных собственников и держателей земли ни в какой мере не освобождает исследователя от обязанности установить юридическую природу отношения (института), взятого в его наиболее типичной форме.
Отметим в заключение, что признание чиншевиков-крестьян подчиненными собственниками, равно как наличие свободной крестьянской собственности на всех этапах развития феодальной собственности ни в какой мере не означает расширения "феодальной лестницы" земельных собственников, как таковой, как определенной иерархической системы господствующего класса феодалов - в его противопоставлении эксплуатируемому классу крестьян-крепостных. Крестьянин-чиншевик и свободный крестьянин также были феодальными собственниками: один - подчиненным, а другой - аллодиальным, но как непосредственные производители, обрабатывавшие личным трудом свои участки[747], они не входили в ту земельную и военно-политическую иерархическую систему ("феодальную лестницу"), в которую был организован господствующий класс.
Примечания:
|