Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 26. Право крепостного на наделКаким же правом обладал "крепкий земле и лицу" феодальный крестьянин на землю, к которой он был прикреплен, на надел, находившийся в его владении и пользовании? Правильно ли утверждение, что "значительная часть крестьян, сидевших на владельческих землях, имела право собственности на свои участки, хотя и неполное?" Обоснован ли подобный тезис даже по отношению к владельческому крестьянину XV-XVI вв. тем, что этот крестьянин "мог передать свое "владение" по наследству, мог переуступить его пришельцу с тем условием, чтобы он принял на себя его обязательства по отношению к господину?"[643] Можно ли распространить и на владение крепостных крестьян понятие подчиненной собственности (dominium utile, Unter-oder Nutzeigentum)[644], которое отдельные феодальные законы[645] или средневековые юристы и вслед за ними ряд юристов XIX в. применяли к владению наследственных чиншевиков-крестьян?[646]
Ответ на эти вопросы предопределяется самым содержанием понятий разделенной собственности, с одной стороны, и крепостной зависимости - с другой. Разделенная собственность имеет место только при таком разделе власти и интереса в использовании каких-либо средств производства, при котором каждый из управомоченных не только получает определенную долю дохода, но и осуществляет определенную долю собственной власти над соответствующим объектом права собственности. Необходимым условием участия в осуществлении этой собственной власти является наличие известного - социального и правового - равенства между верховным и подчиненным собственником. Вассал, правда, зависит от сеньора, он - его "человек" (homo, man, Mann)[647], но он - в такой же мере свободен, как и его сеньор, он член одного с ним класса и сословия, он отличается от него только рангом ("щитом") своего дворянского или рыцарского достоинства[648]. Сеньор среди вассалов - только первый среди равных. Он не может по собственному произволу увеличить объем обязанностей вассала, не может ограничивать или нарушать его права, он может лишить его лена только при наличии установленных феодальным обычаем или законом оснований[649].
Ни одного из указанных элементов нет во взаимоотношениях феодала-крепостника с его крепостным. Каким бы путем ни произошло закрепление крестьянина, - путем прямого захвата феодалом общинных земель ("окняженье", "обояренье")[650], путем закабаления или в результате коммендации (закладничества), - каковы бы ни были форма и степень создавшейся личной зависимости крестьянина от феодала, если он становился "крепким земле и лицу", он терял ту хозяйственную и правовую самостоятельность, определенный минимум которой необходим для раздела власти и интереса с верховным собственником земли на правах ее подчиненного собственника. Участниками разделенной собственности могли быть и представители разных классов или сословий (мы увидим это ниже на примере чиншевого землевладения)[651], один из них мог даже находиться в некоторой зависимости от другого, но необходимым условием разделенной собственности является все же тот минимум экономической и правовой самостоятельности подчиненного собственника, при котором верховный собственник вправе осуществлять свою власть над землей лишь в пределах, установленных законом и обычаем, а не его произволом и "голым" (не закрепленным правопорядком) соотношением реальных сил, осуществлять, лишь не нарушая установленных тем же законом и обычаем прав подчиненного собственника.
Между тем даже при более смягченных формах крепостной зависимости, даже в те периоды, когда урегулированные обычаем и традицией ограничения власти феодала над крепостным санкционировались положительным законом и приобретали характер "законных ограничений"[652], эти ограничения всегда имели относительное, условное значение и не устраняли - не только de facto[653], но по существу и de jure - произвола и усмотрения крепостника. Мы видели, что неопределенность барщинных повинностей и возможность их произвольного повышения феодалом являлись наиболее характерным признаком крепостной зависимости[654]. Нельзя забывать также о вотчинной юрисдикции феодала, которой он обладал в силу иммунитетных дипломов (жалованных льготных грамот) или в силу общего признания права вотчинной юрисдикции за служилым землевладельцем[655], и о беззащитности крепостного как перед вотчинным судом, где вотчинник был для крепостного одновременно и судьей, и стороной в споре[656], так и перед общим судом (королевским или великокняжеским-царским), в котором крепостной вообще не мог искать защиту против своего господина. Все это - показатели отсутствия той закрепленности и твердости прав крепостного на его надел, без которой он не мог бы быть признан подчиненным собственником этого надела.
Все эти конкретные элементы взаимоотношений феодала и крепостного, свидетельствующие об отсутствии у последнего права подчиненной собственности на его надел, обусловлены двумя основными признаками феодального строя - монопольной собственностью класса феодалов на землю и прикреплением непосредственного производителя к этой земле. Класс феодалов мог мириться с такими изъятиями из этой монополии, как собственность бюргеров на часть (далеко не на все!) городских земель и собственность уцелевших от закрепощения свободных крестьян, но не с признанием права даже подчиненной собственности за своим антагонистом - за классом крепостных. С другой стороны, прикрепление крепостного к его наделу необходимо исключало возможность его права собственности на этот надел. Нельзя осуществлять власть, - власть собственника, хотя бы и подчиненного, - над тем объектом, через который или посредством которого феодал властвовал над самой личностью непосредственного держателя этого объекта. Это было бы противоречием и притом отнюдь не диалектическим, но тем внутренним противоречием[657], с которым вряд ли могла бы примириться - в таком центральном вопросе, как право собственности на основное условие производства, - феодальная система права, как "внутренне согласованное" выражение экономических отношений феодального общества[658].
Признание за крепостным права подчиненной собственности на его надел оказалось бы в особенно резком противоречии с феодальной системой права после рецепции римского права, т.е. именно в тот период, когда институт разделенной собственности получил наиболее широкое применение в феодальном законодательстве, практике и теории. Приравнивая феодального крепостного к античному рабу[659], воспитанные на римском праве средневековые юристы еще менее могли признать за ним право подчиненной собственности на землю, чем их предшественники, оперировавшие с понятиями и категориями германского права эпохи Зерцал. Классики марксизма неоднократно подчеркивали ту печальную роль, которую средневековые "римские юристы" сыграли в усилении крепостного гнета и бесправия крестьян-крепостных[660]. Мы увидим ниже, как рецепция римского права повлекла за собой и сужение прав крестьян-чиншевиков.
Таким образом, феодальное право не признавало и не могло признать за крепостным права собственности на его надел вообще[661] и права подчиненной собственности в частности[662].
Надел находился лишь во владении и пользовании крепостного, причем объем и степень юридической закрепленности правомочий крепостного по отношению к его наделу были настолько разнообразны в отдельных странах и на отдельных этапах развития феодального общества и даже в одной и той же стране для разных категорий крепостных, что было бы бесцельно пытаться найти какую-либо более конкретную квалификацию прав крепостного на его надел, чем общая формула о владении и пользовании[663].
Объем прав крепостного на его надел и, главное, юридическая обеспеченность этих прав обычно находились в обратном отношении к объему и степени личной зависимости крепостного. Чем шире была власть феодала-крепостника над личностью его крепостного, тем ýже и менее обеспечено было его право на надел. Зависимый крестьянин XVI в., садившийся по порядной на владельческую землю на определенный срок и сохранявший право выхода, в ответ на свою неустойку на случай досрочного выхода мог еще выговаривать неустойку с приказчика за досрочное лишение его надела[664], хотя бы эта неустойка на практике и представляла весьма слабую гарантию его пользования землей, в особенности перед лицом вотчинного суда. Его потомок, селившийся в XVII в. даже по порядной или ссудной записи с условием жить безвыходно[665], ни в какой мере уже не мог рассчитывать на встречную обязанность крепостника вечно держать его на предоставленном ему наделе. Окончательно сравнявшийся по своему юридическому бесправию с холопом крепостной XVIII в. имел единственную гарантию лишь в хозяйственном интересе его помещика, нуждавшегося в обеспеченном своим наделом непосредственном производителе и опасавшегося его побега либо участия в революционном движении. Если феодальные обычаи и признавали за отдельными категориями крепостных те или иные права на их наделы[666], в частности право наследования, если даже некоторые из этих обычаев фиксировались "как законные ограничения" помещичьего произвола[667], то это еще далеко не обеспечивало крепостному твердого права на владение и пользование наделом на практике, ибо он лишен был возможности искать против своего помещика защиты в общем (королевском или великокняжеском) суде[668], в вотчинном же суде он встречал в лице помещика или его представителя не только своего противника по спору, но и своего судью. Уже по одному этому феодалы не могли считать себя связанными вотчинными обычаями, не говоря уже о том, что эти обычаи прежде всего защищали их же интересы[669].
Значительно эффективнее была та защита, которую крепостной мог получить в том же вотчинном или "сместном" суде против других нарушителей его владения и пользования. Он мог при этом воспользоваться своим бесправием в собственных интересах и уклониться от ответа по предъявленному к нему самому иску путем возражения о своей крепостной зависимости[670], равно как получал защиту через своего господина и в тех случаях, когда господин сам вступал в спор с его противником или с господином этого противника[671].
С разрешения своего господина крепостной мог даже передать свой надел другому держателю, принимавшему на себя все связанные с наделом повинности. Если акты того времени называли подобную возмездную уступку права владения и пользования "продажей", а нового держателя надела - "купцом"[672], то подобная терминология все же не могла изменить действительной природы прав крепостного на его надел[673]. Более того, когда крепостной приобретал земельный участок вне владений своего господина или даже населенное имение вместе с крепостными[674], он мог приобрести его лишь с согласия и на имя своего господина[675] (или других лиц свободных сословий)[676], от воли которого зависело в любой момент превратить это формальное право собственности на приобретенные его крепостным участок или имение в реальное, отняв их у своего крепостного[677]. Гарантией "прав" последнего на приобретенные им земли и в этом случае являлся все тот же хозяйственный интерес помещика, для которого крупные суммы ежегодного оброка с его разбогатевших крепостных представляли бóльшую выгоду, чем единовременная их экспроприация и полное уничтожение стимула к дальнейшему обогащению оброчных крестьян.
Итак, феодальное право не признавало и не могло признать за крепостным права собственности на его надел[678].
Мы[679] говорим о феодальном праве как о выраженной в феодальном законе или обычае воле господствующего класса феодалов-кре-постников, реальное осуществление которой обеспечивалось всей принудительной силой феодального государства. Чем определеннее кристаллизировалось понятие права собственности в самом феодальном законе[680], тем резче феодальное государство формулировало исключительную собственность помещика на земли, находившиеся в пользовании их крепостных. Достаточно напомнить: 1) указ от 19/I 1769 г.: "Все владельческие земли... принадлежат собственно владельцам, а не поселенным на них крестьянам"[681]; 2) ст. 664 ч. 2 т. IX Свода законов 1832 г.: "Земли, состоящие под селениями помещичьими, так как и домы крестьянские, на сих землях построенные, принадлежат помещику"; 3) рескрипт Александра II Виленскому военному, Гродненскому и Ковенскому генерал-губернаторам от 20/XI 1857 г., провозглашавший в перечне "главных оснований" крестьянской реформы на первом месте: "Помещикам сохраняется право собственности на всю землю, но крестьянам оставляется их усадебная оседлость, которую они, в течение определенного времени, приобретают в свою собственность посредством выкупа[682]; 4) ст. 3 Общего Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости: "Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и... то количество полевой земли..." (см. также ст. 11 и 12 того же Положения о предоставлении крестьянам права "выкупать в собственность" или "приобретать в собственность" усадебную их оседлость, полевые земли и другие угодья, "отведенные... крестьянам в постоянное пользование").
В приведенных актах XVIII-XIX вв. получила более четкое выражение та же воля господствующего класса феодалов-крепостников, которая в иных лишь формулах и словах определяла и закрепляла в феодальном законе и обычае поземельные отношения феодалов и крепостных и в предшествующие столетия. Закрепощенное крестьянство противопоставляло этому феодальному закону и обычаю свое правосознание, называя крестьянские наделы просто своими ("наши земли"), либо применяя одну из известных формул: "Земля великого князя, а нашего владения" (о черных землях), или: "Мы ваши, а земля наша" (о помещичьих землях)[683]. Как бы живучи ни были эти воззрения в народных массах, в условиях феодального общества они не могли все же преодолеть воли господствующего класса, выраженной в феодальном законе или обычае, и стать действующим феодальным правом, не уничтожая классовой основы и политического строя этого общества.
Характеризуя положение закрепощенного непосредственного производителя, Маркс неизменно подчеркивал, что при всех формах феодальной ренты - отработочной, натуральной и денежной - непосредственный производитель являлся лишь "владельцем", а не собственником обрабатываемой им земли[684]; что "только земля и противостоит ему как находящееся в чужой собственности условие труда, обособившееся по отношению к нему и олицетворенное в земельном собственнике"[685]; что и при превращении натуральной ренты в денежную непосредственный производитель "по-прежнему является наследственным или вообще традиционным владельцем земли, который должен отдавать господину как собственнику этого существеннейшего условия его производства избыточный принудительный труд"[686]. С полной определенностью Маркс противопоставляет здесь владение закрепощенного непосредственного производителя праву собственности землевладельца, "одинаково, является ли земельным собственником частное лицо или государство"[687]. Если наряду с тем Маркс говорит о земле, "фактически принадлежащей ему (непосредственному производителю. - А.В.)"[688], о "фактически ему самому принадлежащем поле производства, им самим эксплуатируемой земле"[689], то он имеет в виду лишь хозяйственную связь непосредственного производителя с обрабатываемой им землей[690], то необходимое наделение его средствами производства, которое является специфическим критерием крепостного в его отличие от раба или от наемного рабочего, но не определенную юридическую форму этой связи - не право собственности на землю в собственном смысле слова[691]. Ту же хозяйственную связь русских крепостных крестьян с землей, которую им давал "в надел" помещик, имел в виду и В.И. Ленин, когда он писал о земле, "бывшей в их распоряжении" или "в их владении"[692], когда он называл эти наделы "своими" для крестьян[693], "своей" землей, которую "крестьянину предстояло выкупить... в полную собственность"[694], или характеризовал как ограбление установленный крестьянской реформой 1861 г. "выкуп" за оставленную крестьянам и "всегда бывшую в их владении землю"[695].
Наряду с тем у классиков марксизма можно встретить, однако, и ряд прямых указаний на крестьянскую собственность на землю. Обычно они понимали под ней собственность свободных крестьян на их участки - не только свободных франкских крестьян эпохи "варварских правд"[696], но и тех свободных крестьян, которые существовали рядом с крепостными на всех этапах развития феодального общества[697], даже в периоды наибольшего закрепощения крестьянства, когда свободный крестьянин становился "такой же редкостью, как белая ворона"[698].
Промежуточное положение между свободными крестьянами - членами свободной марки и крестьянами-крепостными (включая зависимых - Hörige) занимали крестьяне-чиншевики: наследственные владельцы приусадебных и пахотных участков (гуф), полученных их предками от светских или духовных феодалов[699] под условием выполнения определенных повинностей, но с сохранением личной свободы. Характеризуя положение подобных крестьян-чиншевиков - немецких колонистов, поселенных немецкими рыцарями и баронами от Эльбы до Восточной Пруссии на захваченных у славян землях, Энгельс писал: "До тех пор, пока они выполняли обусловленные повинности, (они) имели такое же право на свои усадьбы и гуфы, а также и на общинные угодья (Markberechtigungen), как и сам помещик"[700].
Аналогичную формулу о крестьянах, имевших на занимаемые ими участки "такое же феодальное право" (дословно: "такой же феодальный правовой титул" - denselben feudalen Rechtstitel), как и сами крупные феодалы, согнавшие их в конце XV и начале XVI в. с этих земель, применил Маркс к английским свободным крестьянам, которые фактически освободились от крепостной зависимости уже в конце XIV и особенно в XV в. и вели самостоятельное хозяйство (freie selbstbewirtschaftende Bauer), "за какой бы феодальной вывеской (Aushängeschild) ни скрывалась их собственность"[701].
Ни Энгельс, ни Маркс не уточняют в приведенных формулировках, какое именно "право" (или "правовой титул") имели немецкие или английские крестьяне описываемых ими эпох на свои наделы. Сопоставляя все сказанное Марксом в том же разделе II главы 24 т. I "Капитала" об английских феодальных земельных отношениях, можно предположить, что Маркс понимал под "феодальным правом" ("феодальным правовым титулом") феодальное право собственности[702] - в его противопоставлении буржуазному или, по определению Маркса, "современному" праву частной собственности (modernes Privateigentum)[703]. В разделе, посвященном истории грабительской экспроприации земли у английского сельского населения, Маркс ярко изобразил процесс превращения феодального права собственности на землю, со всеми его ограничениями и повинностями: крестьян - по отношению к феодалам и самих феодалов - по отношению к государству, к королю как верховному собственнику всех земель Англии[704],- в свободное от всяких ограничений и повинностей буржуазное право собственности на землю, в чистую частную собственность"[705]. Только этот феодальный характер земельной собственности - в ее противопоставлении буржуазной земельной собственности - Маркс имел в виду и тогда, когда писал об одинаковом у феодалов и крестьян "феодальном праве" ("феодальном правовом титуле") на узурпированные у них феодалами земли. Но Маркс отнюдь не ставил тем самым знака равенства между правами феодалов и крестьян на находившиеся во владении и пользовании английских крестьян XV-XVI вв. земли. Более того, освободившееся от крепостной зависимости в конце XIV и особенно в XV в. сельское население Англии представляло собой исключительно пеструю и по своему экономическому, и по своему правовому положению массу. Достаточно напомнить о различии между копигольдерами[706], которые и после освобождения от крепостной зависимости не имели права свободного распоряжения их участками, и фригольдерами, этим правом обладавшими. Аналогично своему предшественнику - виллану, право которого на предоставленный ему лордом надел удостоверялось выпиской из манориальных книг (copy of court roll)[707] и который мог передать свой надел другому держателю только с согласия лорда или его управляющего и под условием уплаты соответствующей суммы (fine), копигольдер XV-XVI вв., обязанный уплатой лорду ежегодной ренты (quit rent), также был вправе передать свой участок лишь с согласия лорда или его управляющего. Вместе с тем он обязан был уплатить лорду определенную сумму или выдать ему лучшую голову скота, либо другую лучшую вещь из своего движимого имущества по выбору лорда (heriot) при переходе участка по наследству или при отчуждении его[708]. Подобный наследственный держатель участка, лично свободный, но продолжавший нести фиксированные феодальным обычаем и выписью из манориальных книг повинности в пользу лорда, ближе всего подходит к типу континентального крестьянина-чиншевика и может быть, аналогично ему, признан подчиненным собственником своего участка. Мы думаем, что под широкую формулу Маркса о "феодальном правовом титуле" английских свободных крестьян XV-XVI вв. могут быть подведены и это право подчиненной собственности копигольдера, и право полной (свободной) собственности фригольдера.
Примечания:
|