Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 25. Неполная собственность феодала на крепостногоОт анализа права собственности феодала на землю как основное условие или средство производства обратимся к анализу "неполной собственности" феодала на работника производства: на крепостного - и прав последнего как на его надел, так и на принадлежащие ему самому средства и продукты производства.
Мы неоднократно отмечали трудности исследования юридической природы феодальных производственных отношений при наличии их исключительного многообразия не только на протяжении более чем тысячелетней истории феодального общества, но и на территории одной страны и в рамках одного и того же исторического периода. Констатируя, что "во всех формах, при которых непосредственный рабочий остается "владельцем" средств производства и условий труда, необходимых для производства средств его собственного существования, отношение собственности должно в то же время выступать как непосредственное отношение господства и порабощения, следовательно, непосредственный производитель - как несвободный", - Маркс особо отмечал, что эта "несвобода... от крепостничества с барщинным трудом может смягчаться до простого оброчного обязательства"[573]. Экономисты или историки могут в своем анализе не касаться тех различий в степени и характере личной зависимости непосредственного производителя от феодала, которые проявляются прежде всего или главным образом в юридических свойствах или признаках этой зависимости[574]. Отказываясь "от попытки дать единую юридическую формулировку явлению, не имевшему и не могущему иметь юридического единства в конкретной действительности" в силу динамичности этого явления, историки иногда ограничиваются установлением общего понятия крестьянина "с экономической точки зрения". Они определяют его как "непосредственного производителя, владеющего собственными средствами производства, необходимыми для реализации его труда и для производства средств его существования, самостоятельно ведущего свое земледелие, как и связанную с ним деревенско-домашнюю промышленность, в противоположность рабу, работающему при помощи господских средств производства и не самостоятельно, не на себя, а на своего господина"[575]. Однако, установив подобное общее понятие, историки (равно как и экономисты) оказываются вынужденными включить в свой анализ и исследование юридических различий в свободе или несвободе феодального крестьянина, как только от общей характеристики этого крестьянина они переходят к изучению более конкретных условий его хозяйственного положения на отдельных этапах развития феодального общества в той или иной стране[576].
При такой постановке вопроса пути юридического исследования во многом оказываются сходными с путями историко-экономического исследования. Определив - вместе с историками и экономистами - самый объект исследования: ту массу мелких производителей, которые могут быть подведены под общее понятие крепостного крестьянства, в широком смысле зависимых от феодалов непосредственных производителей, владеющих на том или ином праве средствами производства, юрист должен проанализировать конкретные отношения основных групп (категорий) этих производителей с феодалами по поводу земли и остальных средств производства. Ему приходится при этом опираться в основном на те же исторические памятники и акты, на которые опираются историки и экономисты, но привлекать, естественно, к своему анализу те данные этих памятников и актов, которые характеризуют в первую очередь правовые отношения феодалов и крепостных крестьян.
Три основных признака являются определяющими для отграничения того круга непосредственных производителей, которые могут быть подведены под понятие крепостного крестьянства в широком смысле: 1) наделение крестьянина "средствами производства вообще и землею в частности"; 2) его прикрепление к земле; 3) "личная зависимость крестьянина от помещика", "прямая власть" последнего над его личностью - то "внеэкономическое принуждение", "формы и степени" которого могут быть "самые различные, начиная от крепостного состояния и кончая сословной неравноправностью"[577], или, применяя приведенное выше положение Маркса, "от крепостничества с барщинным трудом... до простого оброчного обязательства"[578].
Под эти широкие определения подпадут не только крепостные крестьяне в узком смысле: непосредственные производители, наделенные землей и "крепкие земле и лицу" (вотчиннику или помещику), а также полные холопы, посаженные на землю ("страдники"), но и разнообразные категории зависимых держателей земли, сохраняющих за собой - если не фактически, то, по крайней мере, юридически - право ухода и возможность освобождения от зависимости ценою отказа от предоставленной им земли и потери части своего движимого имущества для расплаты с крепостником-землевладельцем[579]. За пределами этой массы феодального зависимого крестьянства остаются все же, с одной стороны, дворовые люди, лишенные всяких средств производства и находившиеся и в рамках феодального общества на положении рабов[580], с другой же - свободные собственники-крестьяне, которые не исчезали даже в периоды наибольшего усиления и расширения крепостной зависимости, хотя они и становились на некоторых этапах "такой же редкостью, как белая ворона"[581].
Между этими двумя крайними группами и остальной массой феодально-зависимого крестьянства не существовало, конечно, никакой непроходимой грани. Напротив, иногда на протяжении одного столетия происходило решительное перемещение между отдельными группами непосредственных производителей. Вчерашний свободный собственник-крестьянин превращался сначала в прекариста или зависимого крестьянина (Höriger), а затем и в крепостного (Leibeigener)[582]. Вчерашний полный холоп-дворовый, будучи посажен рядом с крепостным на землю ("страдник"), лишь по имени оставался холопом[583], на деле же становился таким же крепостным, как "старожилец" XVI в. или "крестьянин" главы XI Уложения 1649 г., пока замена "живущей четверти" подворным обложением (указ 1679 г.) не приравняла их друг к другу[584], а указы Петра I о первой ревизии не привели к полному слиянию с крепостными сначала "задворных и деловых людей (которые имеют свою пашню)"[585], а затем и "людей дворовых"[586], т.е. и всех остальных холопов[587]. На этом пути к полному слиянию холопов с крепостными имело место не только наделение части холопов землей и другими средствами производства (живым и мертвым инвентарем), но и неуклонное усиление личной зависимости крестьянина-крепостного, все более и более превращавшегося в такую же "вещь" в руках помещика, как и феодальный раб - полный холоп[588]. Аналогичный процесс расширения власти феодала-крепостника над личностью крестьянина-крепостного имел место и в Германии после Крестьянской войны. Именно к крепостным этих и аналогичных им периодов крайнего расширения власти помещика над личностью крепостного должны быть в первую очередь отнесены приведенные выше высказывания Маркса о крепостных как средствах производства, находящихся - аналогично рабу и наряду со скотом - в собственности господина, как о "придатке" к земле[589], или Ленина - об отсутствии "на практике" различий между крепостным правом и рабством[590]. Но даже и подобный крепостной отличался все же от раба рабовладельческого общества, во-первых, тем, что феодал имел на него лишь право "неполной собственности", что он уже не мог его убить, но мог лишь продать или купить, и, во-вторых, - и это главное - тем, что у крепостного была единоличная собственность на орудия производства и на его частное хозяйство, основанная на личном труде (И.В. Сталин)[591].
Что касается первого различия между крепостным и рабом, то, например, английский лорд мог делать со своими вилланами[592] все, "что ему угодно, лишь бы только он не убивал и не увечил их". Он вправе был продать виллана, сняв его с надела, как мог купить его и поселить на участке, входившем в состав его поместья (манора), мог переселить его с одного участка на другой или, лишив его участка, направить на работу в манориальной ферме[593]. Теми же правами располагал и русский феодал по отношению к своим крепостным. Феодальный закон не разрешал ему, правда, убить своего крепостного. Даже и после окончательного прикрепления крестьян к земле, более того - даже и по отношению к холопам - Уложение 1649 г. пыталось "приказать накрепко" господину, которому власти возвращали беглого холопа, "чтобы он того своего беглого человека до смерти не убил, и не изувечил, и голодом не уморил" (ст. 92 главы XX). Даже и в императорский период, когда бесправие крепостных крестьян достигло крайних пределов, когда приведенные выше указы 1760 и 1765 гг. предоставили помещикам по существу неограниченное право ссылки крепостных в Сибирь на поселение или в каторжные работы[594], помещик не имел формального права на жизнь своего крепостного[595]. Но за этим единственным исключением помещик был вправе располагать личностью своего крепостного по своему усмотрению: он мог продать его вместе с его семьей и его движимым имуществом ("со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченым" - ср. ст. 7 главы XI Уложения 1649 г.)[596], притом продать вместе с его наделом (при продаже вотчины)[597] или, сняв его с надела, мог перевести его из одной своей вотчины в другую[598] или превратить его из крестьянина на наделе в дворового без надела и т.д.[599]
Столь широкая власть феодала над личностью крепостного в полном объеме проявлялась, конечно, лишь в период окончательного закрепощения крестьянина, когда он не только фактически, но и юридически утрачивал право выхода ("отказа") и когда одновременно с этим или в связи с этим расширялись и права феодала по отношению к движимому имуществу крепостного. Но было бы ошибочно проводить, как это делал ряд дореволюционных историков права, принципиальную грань между положением русского крестьянина до конца XVI в., когда закон признавал за ним право отказа от помещика (ст. 57 Судебника 1497 г., ст. 88 Судебника 1550 г.), и его же положением после установления "заповедных лет" в конце XVI в. и отмены "урочных лет" (ст. 1-2 главы XI Уложения 1649 г.). Когда М.М. Сперанский и ряд позднейших исследователей, деля "крестьян" (для периода, предшествовавшего Уложению 1649 г.) на людей свободных и несвободных, относили к людям свободным живших не только на собственных участках или на казенных землях, но и на дворцовых, вотчинных и поместных землях, а к несвободным - только холопов полных и кабальных[600], это было недооценкой тех изменений в экономическом и правовом положении сельского мелкого производителя, которые влекли за собой окняжение и обояривание крестьянских земель или поселение крестьянина на земле светского и духовного феодала. Поэтому порядившийся "во крестьяни" земледелец XVI в. представлялся большинству дореволюционных исследователей простым арендатором, нанимателем владельческой земли, связанным лишь своим договором ("порядной") с землевладельцем и свободно переходившим от одного землевладельца к другому - даже до истечения срока "порядной", если только крестьянин мог ликвидировать свои обязательства перед землевладельцем (в первую очередь обязательства по полученной от него "подмоге") или если эти обязательства погашал за него свезший его на свою землю другой феодал[601].
Наличие определенных и нередко кратких сроков, на которые заключались многие из дошедших до нас от XVI в. порядных[602], а также условий о праве выхода порядчика[603] и более или менее точно урегулированных других условий пользования предоставленным порядчику участком[604] на первый взгляд дает формальное основание признать отношения феодального землевладельца с порядчиком обычными отношениями арендодателя с арендатором. Но именно только на первый взгляд и только формальное основание! Даже не выходя за пределы текста порядных, нетрудно убедиться в том, насколько порядчики XVI в. отличались от арендаторов в собственном смысле этого понятия. Денежный оброк ("празга", "денежная дань"), а наряду с ним и натуральный оброк, нередко определялся не путем указания точной суммы оброка[605] в самой порядной, а путем общей ссылки на "книги" (писцовые книги) - обычно с характерной добавкой: "как иные крестьяне своих вытей оброки дают"[606]. Еще показательнее формулировки барщинной повинности: "а изделье монастырьское нам всякое делати, как и прочий крестьяне"; "и монастырьские всякие изделья делати" и т.п.[607] Но даже и в тех случаях, когда порядные точно указывали обязательное для порядчика число дней барщины в неделю или на весь год, эти нормы далеко не всегда были обязательными для землевладельца[608].
Эта неопределенность повинностей крестьянина и возможность произвольного увеличения установленных обычаем или теми же порядными размеров их являлись во всех странах одним из наиболее характерных признаков крепостной зависимости, отличавших феодально-зависимого, несвободного держателя земли от свободного мелкого земледельца. Характеризуя процесс превращения в Восточной Пруссии и Силезии крестьянина-чиншевика, выполнявшего "твердо установленные договором барщинные работы", в крепостного, который воспитанными на римском праве юристами "приравнивался к римскому рабу", Энгельс писал: "При поддержке юристов в судебном ведомстве он (помещик. - А.В.) требовал теперь от крестьянина работы в неограниченном количестве, в любое время и где ему вздумается. Крестьянин должен был работать на помещика, возить, пахать, сеять, жать по первому требованию, запуская работу на собственном поле и оставляя собственный урожай под дождем"[609]. В своем трактате "О законах и обычаях Англии" (XIII в.) Брактон дал краткую, но очень выразительную формулировку той же произвольности повинностей крепостного, определив "чистое вилланство" (purum vilenagium) как такую зависимость держателя земли, при которой он обязан к отбыванию "неопределенных и неограниченных повинностей (servitium incertum et indeterminatum)", когда держатель земли "не может знать вечером, какую повинность он должен будет отбыть утром", когда он обязан делать "то, что ему предписано (quidquid ei praeceptum fuit)"[610].
Еще отчетливее феодальная зависимость и несвобода порядчика XVI в. предстанут перед нами, если мы выйдем за рамки текста порядных и конкретнее представим себе его взаимоотношения с землевладельцев в целом и в том их виде, как они фактически складывались задолго до полной ликвидации права крестьянского выхода, до превращения крепостной зависимости в подлинное "крепостное право". Крестьянин-порядчик подлежал вотчинному суду землевладельца наряду с его старожильцами[611]. Эта судебная власть феодала-землевла-дельца над порядчиком тесно переплеталась с его широкой полицейско-административной властью над ним. Вотчинник был для порядчика не только собственником земли и стороною в договоре ("порядной"), он был для него "государем" - не только в обычном смысле актов и памятников того времени (в смысле государя-господина), но и в смысле носителя государственной власти, заслонявшего собой в значительной мере порядчика от великокняжеской и царской власти и эту последнюю от порядчика[612]. Поселение на земле вотчинника (или помещика) "во крестьяни" по порядной означало вступление в феодально-крепостную зависимость от землевладельца, как правило, с той степенью ограничения личной и хозяйственной свободы непосредственного производителя, которая была характерна для остальных крепостных данного периода и данного вотчинника (или помещика)[613]. Поэтому правильнее признать порядную "договором" средневекового феодального права о "вступлении вольного человека в сеньориальную зависимость", "договором о поступлении в крестьянство, в зависимое состояние от своего хозяина"[614], а не договором аренды[615].
Получая денежную или натуральную (либо ту и другую) "подмогу" или ссуду при поселении[616], порядчик оказывался в подавляющем большинстве случаев не в состоянии рассчитаться с землевладельцем собственными силами и, как правило, мог осуществить свое право выхода ("отказа")[617] лишь путем смены одного господина другим, который либо расплачивался за него и мирно "свозил" его на свою землю, либо, пользуясь своим экономическим и политическим превосходством, насильственно "свозил" его в свою вотчину, иногда не только против воли прежнего его господина, но и против воли самого крестьянина. Эта постепенная смена "выхода" "свозом" привела к тому, что и крестьянин-порядчик XVI в. фактически оказывался в состоянии лишь сменить одного господина другим, но не освободиться от своей зависимости. Он не мог освободиться от нее путем простой дереликции предоставленного ему землевладельцем участка или даже путем отказа от своего движимого имущества. Если последнего не хватало на погашение задолженности порядчика по "подмоге", по оброку, по "пожилому" и т.п.[618], если порядчик уходил, не рассчитавшись с землевладельцем, либо уходил до Юрьева дня, он превращался в "беглого" и подлежал возврату[619].
Это и было одним из наиболее эффективных проявлений того внеэкономического принуждения, которое - при всем различии его форм и степеней - всегда являлось существеннейшим элементом феодально-крепостной зависимости[620]. В отличие от буржуазного общества с его экономическим принуждением, с его формальной свободой выбора между работой на капиталиста и голодной смертью от безработицы, в феодальном обществе задолжавший порядчик отвечал не только своим имуществом - своим "частным хозяйством", но и своей личностью. Он был закреплен за землей, на которой он "сидел", за феодалом, от которого он эту землю получил или который эту землю у него же захватил, превратив его в зависимого держателя той же земли. Вот почему советские историки, в том числе и историки права, в соответствии с указаниями В.И. Ленина на закабаление крестьян уже в эпоху Русской Правды[621], признают крепостными крестьянами не только порядчиков XVI в. или зависимых крестьян периода феодальной раздробленности, но смердов и закупов эпохи Русской Правды[622].
Таким образом, русский владельческий крестьянин XVI в. с его правом отказа от помещика "за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после Юрьева дня осеннего" (ст. 57 Судебника 1497 г.; ст. 88 Судебника 1550 г.) был крепостным крестьянином еще до установления "заповедных лет" в конце XVI в. и до окончательной отмены "урочных лет" Уложением 1649 г. (ст. 1-2 главы XI)[623]. Это не значит, однако, что установление "заповедных лет" и отмена "урочных лет", - иными словами, установление крепостного права в узком смысле слова, - не повлекли за собой каких-либо существенных изменений в его хозяйственном и правовом положении. Изменились форма и степень его феодальной зависимости, усилилась власть феодала над его личностью и одновременно с тем над его имуществом, расширилась возможность его отрыва от земли и его продажи. Энгельс характеризовал сходный процесс усиления феодальной зависимости крестьян в Германии как процесс превращения зависимых крестьян (Hörigе), несших в основном "законные, установленные по договору повинности", в крепостных (Leibeigene), находившихся "всецело во власти своего господина"[624],- процесс, особенно резко проявившийся в Германии после Крестьянской войны 1525 г.[625] Применяя ту же терминологию к русским феодальным отношениям, Б.Д. Греков в прежних своих работах склонен был квалифицировать и русских крестьян XV-XVI вв., как "зависимых", - в отличие от крестьян XVII- XIX вв., как "крепостных", в узком смысле этого слова[626], крестьян эпохи "крепостного права" (в том же узком смысле слова). Важнее подчеркнуть, однако, что русский крестьянин XV-XVI вв. и его потомок XVII-XIX вв. являлись представителями двух форм зависимости внутри единого понятия феодально-крепостной зависимости, двумя видами зависимых крестьян внутри единого типа крепостного крестьянина, как мелкого производителя, владевшего определенным кругом средств производства, но прикрепленного и к земле, и к своему господину.
В русской дореволюционной литературе высказывались различные точки зрения по вопросу о том, был ли русский крестьянин прикреплен к земле или к землевладельцу. По мнению одних, "прикрепление владельческих крестьян не могло иметь целью сделать этих последних собственностью частных владельцев. Крестьяне, по идее, прикреплены к земле, а не к землевладельцам", тем более что и сами землевладельцы "в большинстве случаев не имели полного права собственности и на землю... ввиду того, что это было поместье или жалованная вотчина"[627]. Другие, напротив, утверждали, что в законодательстве XVII в. отсутствовала идея о поземельном прикреплении крестьян, ибо "законодатель не стеснялся отрывать от земли крестьянина даже без всякой с его стороны вины", что Уложение 1649 г. допускало "перевод крестьян из одних вотчин в другие в удовлетворение совершенно частных интересов". Отсюда делался вывод о "личной крепостной зависимости крестьян от их владельцев", подкрепляемый ссылкой на широкую практику "разнообразных сделок на крестьян без земли"[628]. М.М. Сперанский считал, что с потерей права выхода крестьяне "стали крепкими земле", с официальным же разрешением продажи вотчинных крестьян отдельно от вотчин (приговор Боярской Думы от 30/III 1688 г.) было "положено начало их личного укрепления"[629]. Значительно ближе подошел к правильному решению вопроса В.О. Ключевский, утверждавший, что "по Уложению (1649 г. - А.В.) крепостной крестьянин наследственно и потомственно был крепок лицу, физическому или юридическому, за которым его записала писцовая... книга; он был этому лицу крепок по земле, по участку в том имении... где его заставала перепись; наконец, он был крепок состоянию, крестьянскому тяглу, которое он нес по своему земельному участку"[630]. В этой характеристике, данной, правда, в применении к крепостному середины XVII в., окончательно утратившему право выхода[631], правильно подчеркнута "крепость" непосредственного производителя и "лицу", и "земле"[632].
Анализируя отработочную ренту, Маркс писал: "Необходимы отношения личной зависимости, личная несвобода в какой бы то ни было степени и прикрепление к земле в качестве придатка последней, крепостная зависимость (Hörigkeit) в настоящем смысле этого слова"[633]. Напомним также и неоднократно цитированное положение В.И. Ленина о прикреплении крестьянина к земле и личной его зависимости от помещика как необходимом условии барщинно-крепостного хозяйства[634]. В этих высказываниях классиков марксизма отчетливо выражено единство прикрепления крепостного к земле и землевладельцу как специфическая особенность феодального способа соединения рабочей силы с основным условием производства - землей - и обусловленного этим способом типа (способа) феодальной эксплуатации[635]. И то и другое прикрепление одинаково являлось специфической для феодального способа производства формой внеэкономического принуждения. Прикрепление к земле было тоже своеобразной формой личной зависимости крепостного от феодала, зависимости от феодала как собственника крестьянского надела, зависимости, опосредствуемой через прикрепление крепостного к земле, зависимости непосредственного производителя, наделенного феодалом землей и обязанного отдавать за пользование этой землей свой прибавочный труд или продукт феодалу именно и прежде всего как феодальную ренту, а не только в оплату полученной от феодала "подмоги" или ссуды, которая к тому же при всей своей распространенности все же не была необходимым элементом в отношениях феодала со всеми его крепостными[636]. Иначе говоря, "крепость" феодального крестьянина "земле" и "лицу" (феодалу) в типичных (нормальных) условиях феодального производства всегда была личной зависимостью крепостного от феодала, но зависимостью, связанной с пользованием землей феодала[637].
В этом смысле можно говорить о "крепости земле и лицу" не только по отношению к русскому крестьянину XVII в., окончательно утратившему право выхода и превратившемуся в наследственную "собственность" вотчинника, но и по отношению к крестьянину XVI в. и более ранних периодов, имевшему это право. Напротив, усиление крепостного гнета и признание за вотчинниками права продажи вотчинных крестьян без земли[638] или перевода их в дворовые, на "месячину" и т.п.[639] привели к сближению крепостных с полными холопами, к ослаблению связи крепостных с землей и к расширению власти крепостников над личностью их крепостных. В конечном итоге это влекло за собой те "наиболее грубые формы" крепостного права, при которых оно "на практике... ничем не отличалось от рабства"[640]. Личная зависимость крепостного от феодала теряла характер зависимости "по земле" и приобретала характер личной зависимости от господина как такового. Это было, однако, уже процессом некоторой "деформации" феодальных производственных отношений[641]. Эти отношения позднего феодализма, при которых утрачивался основной признак крепостного крестьянина - наделение его землей и другими средствами производства, наличие "некоторой заинтересованности в труде", - не являлись все же типичными отношениями крепостной зависимости. Основная масса крепостного крестьянства, даже переведенного на оброк, сохраняла за собой свои наделы и свое частное хозяйство, и для нее ее крепостная зависимость по-прежнему оставалась "крепостью земле и лицу"[642].
Примечания:
|