Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 24. Собственность на землю и феодальная иерархияЧтобы убедиться в полном соответствии формы разделенной собственности всему строю политических и земельных отношений феодального общества, необходимо прежде всего напомнить приведенные выше высказывания классиков марксизма о феодальной собственности как сословной собственности, об иерархической структуре феодальной земельной собственности и тесно связанной с ней системе вооруженных дружин, о прикреплении крепостного к земле и о внеэкономическом принуждении как необходимом условии феодальной формы эксплуатации[537]. Иерархическая структура феодального общества была обусловлена необходимостью закрепить и охранить монопольную собственность класса феодалов на землю и осуществить внеэкономическое принуждение по отношению к закрепленному за этой землей непосредственному производителю. Феодальная иерархия была одновременно и земельной, и политической - в первую очередь военной - иерархией. Отвергая утверждение о том, что феодализм "был перенесен в готовом виде из Германии", Маркс и Энгельс указывали, что "его происхождение коренится в военной организации варварских войск во время самого завоевания, которая лишь после завоевания, благодаря воздействию найденных в завоеванных странах производительных сил, развилась в настоящий феодализм"[538]. Именно в своей неразрывной связи земельная ("иерархическая структура земельной собственности") и военная иерархия ("система вооруженных дружин") обеспечивали "дворянству власть над крепостными"[539]. Мы видели, какое значение придавало феодальное право регулированию военной повинности (ратной службы) феодала и в какой тесной зависимости находился объем этой повинности от размера его земельных владений. Мы видели также, что, отбывая эту повинность в рядах королевского войска, каждый феодал, за исключением непосредственно подчиненных самому королю, отвечал за ее выполнение непосредственно перед своим сеньором и что последний отвечал перед королем не только за свою личную явку, но и за явку своих вассалов.
Военной иерархией не исчерпывалось, однако, все содержание политической иерархии феодального общества. В феодальном обществе вся система отношений собственности - не только между феодалом и крепостным, но и внутри самого класса феодалов - выступает как непосредственные отношения господства и зависимости[540]. В нем "все зависимы - крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Личная зависимость характеризует тут общественные отношения материального производства в такой же степени, как и иные, воздвигнутые на этой основе сферы жизни"[541]. Но личная зависимость вассала и сюзерена и представляет собой ту политическую иерархию, которая была непосредственно связана с земельной иерархией и к которой должна быть отнесена данная Марксом и Энгельсом в "Немецкой идеологии" характеристика "действительной иерархии средневековья": "Иерархия есть идеальная форма феодализма; феодализм - политическая форма средневековых отношений производства и обмена"[542].
Как известно, формы политической иерархии менялись на протяжении многовековой истории феодального общества. Политическая иерархия была очень сложной и разветвленной в период феодальной раздробленности, значительно менее разветвленной - в период централизованной феодальной монархии, в которой число ступеней феодальной лестницы неуклонно сокращалось по мере роста абсолютизма. Но и на том, и на другом этапе политическая иерархия феодализма была неразрывно связана с земельной[543], политическая власть феодала - с его властью над землей. Именно в этом единстве политической (включая военную) и земельной иерархии, при котором каждый член класса феодалов принимал непосредственное участие в военно-политической защите феодальной монополии на землю и в осуществлении внеэкономического принуждения, сказывалась существенная особенность феодального строя, являвшегося "ассоциацией, направленной против порабощенного, производящего класса"[544].
Тесным переплетением политических и земельных отношений было обусловлено и переплетение публично- и частноправовых элементов во всей системе феодального права[545]. Там, где собственник земли был одновременно и носителем политической власти по отношению к населению, жившему на его земле, где он облагал повинностями и сборами это население и творил над ним суд и расправу, где он был для него и собственником, и государем, там власть над землей и над людьми, к ней прикрепленными или хотя бы на ней живущими, сливалась в единую власть вотчинника (помещика), в единый комплекс правомочий, которые нельзя было бы отнести только к сфере политических или только к сфере земельных отношений, только к публичному или только к частному праву. Власть над землей сливалась не только с властью над трудом крепостного, но и над его личностью, власть над лицом, отдавшим себя под покровительство и защиту светского или духовного феодала (патронат, закладничество), превращалась в господство над его землей, а отправление любой политической функции становилось таким же источником (статьей) дохода, как и дача земельного участка чиншевику или крепостному. Достаточно сослаться на иммунитет, в котором историки феодализма усматривают один из наиболее характерных институтов феодализма[546].
Когда сюзерен, соединявший в своих руках политическую власть над населением с властью над землей, - был ли им французский король[547], московский великий князь[548], пожалованный им местный князь[549] или московский митрополит[550], - выдавал иммунитетную грамоту своему вассалу, он признавал за ним или вновь предоставлял ему ряд прав и привилегий, совершенно не различая политических прав от земельных или чисто имущественных. В жалованных льготных грамотах XV-XVI вв. в одном ряду упоминалось об освобождении подвластных грамотчику людей и от сборов и повинностей, носивших в большей мере государственно-территориальный характер ("ненадобе им моя дань никоторая... ни ям[551], ни подвода, ни тамга... ни иная которая пошлина", "ни двора моего, ни волостелевых дворов не ставят... ни к сотскому, ни к дворскому не тянут ни во что, ни иные никоторые пошлины")[552], и от повинностей чисто вотчинного характера ("ни лугов моих не косят", "ни езов моих Великого Князя, ни поледнего не бьют", "ни дров не гонят" "и на медведь не ходят, и прудов моих не копают")[553], и от таких повинностей, как постой и содержание княжеских вассалов и слуг[554], повинностей, которые в условиях феодального натурального хозяйства одинаково налагались и государями на своих подданных, и сеньорами - на своих вассалов, а падали всей своей тяжестью на подвластное им население.
Не менее ярким примером переплетения политических и имущественных элементов являлся и судебный иммунитет. Как тарханно-несудимые грамоты, так и особые несудимые грамоты, передавая в руки землевладельцев-грамотчиков суд над зависимым от них населением и запрещая княжеским наместникам, волостелям и тиунам въезд в села и деревни грамотчиков, тем самым не только резервировали за грамотчиками все судебные доходы, но и избавляли подвластное им население от натуральной повинности по постою и содержанию княжеских судей[555]. Особенно наглядно имущественный эффект несудимых грамот проявлялся в "сместном" ("вопчем") суде, который разбирал споры зависимых от грамотчика людей с посторонними лицами и доходы от которого делились, как правило, "наполы" между грамотчиком и другим участником "сместного" суда: наместником, волостелем и их тиунами[556]. Здесь перед нами такой же пример раздела власти и интереса (доходов)[557] между сюзереном и вассалом, как и в тех случаях, когда сюзерен, предоставляя податной или даже только судебный иммунитет своему вассалу, обязывал его взамен к уплате определенных взносов в свою пользу. Так поступали иногда и французские короли[558], и русские князья[559].
Мы могли бы умножить показ примеров, свидетельствующих о тесном переплетении политических и земельных отношений в феодальном обществе. Думается, однако, что нет необходимости в дальнейшем доказательстве положения о том, что это переплетение должно быть учтено и при анализе феодальной земельной собственности, при анализе взаимоотношений сеньора и вассала по лену. Противники разделенной собственности игнорируют или недооценивают неразрывную связь земельных отношений с политическими в своем стремлении признать единственным собственником лена либо сеньора, либо вассала. Когда Гейслер признает proprietas - в смысле собственности на лен - только за высшим сеньором и делит между сеньором и вассалом только dominium - в смысле господства (Herrschaft) над землей и людьми или даже только над людьми[560], то в этом проявляется его общая тенденция отделить и оставить вне рассмотрения "публично-правовое, политическое значение ленной системы и ленного права" и ограничиться изучением системы ленного права только в ее частно-правовом или даже только в ее вещно-правовом разрезе[561]. Подобная попытка разорвать политические (личные) и земельные (вещные) элементы ленной связи между сеньором и вассалом и ограничиться анализом последних не могла быть последовательно проведена самим автором уже потому, что, по его собственному признанию, "при наличии тесной связи и взаимодействия между личными и вещными элементами в ленном праве с прекращением одного из них должно было отпасть и другое" - прежде всего при добровольном отказе вассала от лена в пользу сеньора или при нарушении им вассальной верности по отношению к сеньору[562].
Столь же неприемлема и обратная попытка Д.М. Петрушевского трактовать феодализм исключительно как "своеобразную форму государственного устройства и управления, которую следует строго отличать от того социального строя, на который она опирается и который делает ее возможной и при известных условиях необходимой". Связывая возникновение феодализма с иммунитетом, Д.М. Петрушевский призывал ни на минуту не забывать публично-правовой природы феодальных отношений и строго отграничивать "феодальную позицию и феодальную власть средневекового сеньора от его социальной позиции и его частной власти как крупного землевладельца и патрона"[563]. Мы видели, однако, что средневековый иммунитет являл собой наиболее яркий пример тесного переплетения политических и земельных отношений, власти над населением и власти над землей. Неудивительно, что сам Д.М. Петрушевский, предлагая "вполне отчетливо представлять себе" границу, отделяющую феодальную (т.е. политическую. - А.В.) власть вотчинника от его частной власти, в то же время признавал, что они находились "в тесном соприкосновении", нередко переплетались и сливались друг с другом, равно как признавал и "неспособность тогдашнего юридического мышления к строгому разграничению частного права и права публичного"[564]. Но ведь эта "неспособность" к строгому разграничению частного и публичного права коренилась именно в тесном переплетении политических и земельных отношений, в том, что и феодальные земельные отношения, в отличие от земельных отношений буржуазного общества, строились как отношения господства и зависимости и что земельная иерархия была таким же необходимым звеном в закреплении всей системы внеэкономического принуждения, как и иерархия политическая. Последняя была отражением или, вернее, выражением первой. Слова Маркса и Энгельса об иерархии как "идеальной форме феодализма" и о феодализме как "политической форме средневековых отношений производства и обращения"[565] могут быть применены и к соотношению политической иерархии с земельной. Нельзя признавать наличие одной и игнорировать либо недооценивать значение другой[566]. Вот почему мы утверждаем, что отрицание института разделенной собственности противоречит не только существу реальных взаимоотношений сеньора и вассала и самому понятию права собственности, но и всему строю политических и земельных отношений феодального общества.
Это не значит, что всякая земельная иерархия при феодализме в то же время необходимо была связана с раздроблением права собственности между сеньором и вассалом. Мы неоднократно подчеркивали, что об этом не приходится говорить ни по отношению к срочному и пожизненному бенефицию раннего феодализма, ни по отношению к земельной собственности вассала позднего феодализма[567]. Но там, где между сеньором и вассалом, как это имело место после превращения бенефиция в наследственный лен-феод, происходил действительный раздел власти и дохода (интереса), там этот раздел, в условиях феодального общества, представлял именно разделенную собственность - в полном соответствии с общим строем политической и земельной иерархии этого общества. Вот почему мы думаем, что, вопреки мнению германских романистов XIX в. и их единомышленников, созданная глоссаторами и постглоссаторами теория разделенной собственности была менее всего "академической теорией" (Schultheorie), хотя она и вышла из стен средневековых университетов. Она правильно отражала реальные отношения феодального общества и то, в чем обвиняли ее творцов романисты XIX в. во главе с Тибо: искажение подлинного смысла римских источников[568], - было ответом на требования жизни, а не на требования отвлеченной школьной теории. Когда постглоссаторов обвиняют в схоластическом расчленении единого права собственности на dominium directum и dominium utile, а каждого из этих прав - на дальнейшие dominia, то забывают не только о духе и методах средневековой науки, но и о том, что именно при помощи этих схоластических дефиниций постглоссаторы приспособляли незыблемую в их глазах (ratio scripta!) систему римского права к потребностям феодального общества.
Поэтому мы не можем согласиться и с попыткой причислить концепцию разделенной собственности к числу буржуазных концепций, хотя бы ее - вслед за глоссаторами и постглоссаторами - и воспринял ряд буржуазных ученых[569]. Она была именно феодальной теорией, - теорией, созданной феодальными юристами, отвечавшей реальным отношениям и потребностям феодального общества, получившей широкое признание со стороны феодальной судебной и деловой практики, феодального обычая и закона, кончая последними кодексами конца XVIII и начала XIX в.[570] Именно потому, что она была феодальной, она и вызвала против себя столь дружный поход со стороны Тибо и других немецких юристов[571], явившихся идеологами буржуазной собственности в Германии начала XIX в., в которой феодальная собственность занимала еще ряд сильнейших позиций и в которой все вопросы борьбы буржуазных и феодальных начал стояли значительно острее, чем в странах уже победившей буржуазии. Этим объясняется, как нам кажется, тот факт, что в Германии, с ее феодально-полицейскими пережитками, проблема разделенной собственности на протяжении почти всего XIX в. являлась предметом оживленной дискуссии, тогда как во Франции господствующее мнение без колебаний принимало концепцию разделенной собственности. Юридическая доктрина победившей буржуазии, с ее "классическим кодексом" буржуазного общества, полностью расставшегося с институтом разделенной собственности в законодательстве и в жизни, могла спокойно отдать научную дань этому институту, когда он оказался для нее лишь историческим воспоминанием[572].
Примечания:
|