Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 17. Разделенная собственность в литературе XIX–XX вв.Предложение Тибо - отвергнуть самую идею разделенной собственности и признать за вассалом, эмфитевтом и суперфициарием лишь вещное право на чужую вещь - было решительно поддержано немецкой литературой XIX в., не только романистами, но даже и частью германистов. Учение о разделенной собственности, по признанию самого Тибо, почти безраздельно господствовавшее еще в XVII в., было объявлено "академической теорией" (Schultheorie), "бесплодной для практических потребностей классификацией" (Rubricierung)[310], "ложным учением"[311], "ненужным и невозможным промежуточным понятием" (Mittelbegriff), которое его сторонники пытались втиснуть между собственностью и правами на чужую вещь[312]. В особенности "опасным" казался "призрак" (Trugbild) подчиненной собственности в смысле Nutzungseigentum, на который у самих создателей учения о разделенной собственности - глоссаторов - не было даже намека[313].
Мы уже видели, с каким единодушием осудили немецкие романисты идею разделенной собственности в применении к эмфитевзису и суперфицию римского права и одновременно в применении к вассальным отношениям феодального общества[314]. Против института разделенной собственности высказались даже те из романистов, кто считал необходимым идти в юридической квалификации эмфитевзиса и суперфиция от государственно-правовых понятий сюзеренитета и неполного суверенитета ("полусуверенитета") и предлагал конструировать dominium верховного собственника как "поземельное верховенство (рентное право), а эмфитевзис и суперфиций как полусобственность (рентную собственность)"[315]. Наряду с романистами против идеи разделенной собственности выступила и часть германистов. Одни просто последовали за Тибо и объявили все учение о разделенной собственности основанным на "терминологическом недоразумении" глоссаторов, противоречащим характеру собственности вообще и не находящим никакой опоры в источниках германского права[316]. Другие, категорически отказывая вассалу и чиншевику в праве собственности (хотя бы подчиненной) и признавая за ними лишь право на чужую вещь, считали все же, что институт разделенной собственности имел опору в германских средневековых источниках. Вместе с тем они готовы были даже примириться с использованием самого термина "подчиненная собственность" (Untereigentum, Nutzungseigentum, dominium utile), поскольку он укоренился в литературе и законодательстве, - при условии, однако, твердого признания основного положения об отсутствии у подчиненного собственника подлинного права собственности[317]. Наконец, третьи, объявляя учение о разделенной собственности "академической теорией" (Schultheorie) средневековых романистов и феодистов, настойчиво стремились доказать, что во всяком случае на языке раннего средневековья dominium - в собственном, техническом смысле этого слова - означало "не право собственности в более узком частноправовом смысле слова, но господство (Herrschaft) в смысле скорее власти (Munt)[318], чем собственности". Dominium terrae принадлежит феодалу (Landesherr) "не как собственность на землю (ее у него часто нет), но как территориальное господство (Landeshoheit), как господство над территорией и людьми (als Herrschaft über Land und Leute)". В то время как "на одну и ту же землю (Gut - поместье) может быть только одна собственность (proprietas), только один собственник", по отношению к ленам - в силу "ступенчатости" (Abstufen) ленного права - возможны несколько dominia на один и тот же объект: и у высшего сеньора (oberster Landesherr), и у его вассала, который в свою очередь является сеньором (Unterherr) для своего субвассала, и даже у этого последнего, если он также передал часть своего лена ниже его стоящему вассалу и является сеньором по отношению к нему. Поскольку каждое из этих ленных господств (Lehnsherrschaften) включает в себя все нижестоящие "ступени" (Stufen) ленного господства, существуют "верховное" и "подчиненное" dominia, но именно в смысле "господства", а не собственности, вопреки учению о разделенной собственности. Единственным же собственником ленного участка (Lehngut) остается высший сеньор, и передача лена с вещно-правовой точки зрения приводит всегда к установлению лишь ленного права, но не собственности[319].
Иную позицию заняла другая часть германистов. Даже признавая - вслед за Тибо - несоответствие идеи разделенной собственности римским источникам[320] или ее противоречие самому понятию собственности как "единства идеи и реальности господства"[321], ряд германистов настойчиво доказывал полную обоснованность института разделенной собственности в применении к феодальным земельным отношениям, в первую очередь к отношениям сеньора и вассала[322]. Несоответствие понятия разделенной собственности римским источникам или римско-правовому понятию права собственности ни в какой мере не устраняет, по мнению этой группы германистов, его действительного соответствия феодальным отношениям собственности и не дает оснований игнорировать самый факт многовекового и широчайшего использования понятий верховной и подчиненной собственности в законодательстве, обычном праве и судебной практике феодальной Германии. Учение глоссаторов и постглоссаторов потому и было с такой легкостью воспринято в Германии, что оно полностью соответствовало существовавшей в ней уже до рецепции римского права раздробленности земельной собственности[323], которая имела место и на родине самих глоссаторов или в других западноевропейских странах. В защите этих положений одни из германистов придавали большее значение историческому обоснованию института разделенной собственности[324], другие же, наряду с тем, стремились в особенности подчеркнуть его специфически-германский характер, перенести центр тяжести на противопоставление германской собственности - с ее способностью к бесконечному дроблению - римской абстрактной, абсолютной собственности[325]. В противовес этой германистически-националистической тенденции[326] изобразить феодальную разделенную собственность как специфическую особенность именно германской собственности нельзя не отметить, что французская доктрина, с большим единодушием признавая наличие института разделенной собственности во французских феодальных отношениях, как правило, не претендует на специфически-французский характер этих отношений[327].
Идею разделенной собственности - с прямым использованием обычных понятий и терминов (dominium directum и dominium utile)[328] или без применения обычных формул[329] - проводит и ряд английских историков права[330].
Что касается русской дореволюционной буржуазной науки, то при господствовавшем в ней - в особенности до начала XX в. - стремлении отрицать самое наличие феодализма в России как для периода феодальной раздробленности, так и для периода образования централизованного государства, трудно было бы ожидать сколько-нибудь общего признания идеи разделенной собственности в применении к земельным отношениям Киевской, Ростово-Суздальской или Московской Руси[331]. Тем не менее и в русской дореволюционной литературе раздавались голоса в защиту этой идеи. При этом одни из исследователей проводили почти полную аналогию между русским правом собственности и "правом верховной и подчиненной собственности, образовавшимся в Западной Европе под влиянием феодальной системы" и усматривали различие между ними лишь в том, что "у нас верховная собственность была не частным правом, как в Германии, а собственностью государственной", что она "не дробилась и не подлежала уступке и передаче, но от начала до конца сосредоточивалась в единстве государственной власти"[332]. Другие, не применяя обычных формул о разделенной собственности и считая отношения между удельным князем и его боярами-вотчинниками лишь "напоминающими феодальные порядки Западной Европы", "явлениями не сходными, а только параллельными", писали тем не менее об удельном князе как об "общем верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам", который "иногда уступал боярину, вотчиннику в его уделе, вместе с правом собственности на его вотчину, и часть своих верховных прав на нее"[333]. Даже и отрицая феодальные отношения на Руси, некоторые историки говорили все же о "наслоении субъектов прав на одну и ту же вещь, т.е. государства, родов, общин и частных лиц", об "условных правах частных лиц", получавших в свое владение государственные и церковные земли, о "зависимом" или "прекарном" характере этого владения и рисовали тот же процесс постепенного перехода подобных "зависимых" и "условных" владений в право собственности, какой рисуют западноевропейские исследователи по отношению к аналогичным владениям феодальных вассалов Западной Европы[334].
После сказанного может показаться несколько неожиданным отсутствие положительных заявлений по вопросу о разделенной собственности у наиболее активных сторонников идеи русского феодализма в дореволюционной буржуазной литературе. Между тем именно у них мы не только не найдем прямых утверждений в защиту института разделенной собственности, но встретимся даже с общим отрицанием верховной собственности сеньора на земельные владения его вассала. Ссылаясь на то, что "крупнейшие феодалы и некоторые мелкие свободно переходят от одного сюзерена к другому вместе со своими землями", Н.П. Павлов-Сильванский утверждал, что к подобным землям "как-то даже мало подходит название феод, условное владение", что они являются "с характером безусловной собственности[335]. Подчеркивая, что во Франции, в эпоху расцвета феодализма, сеньор уже не мог воспретить вассалу продать феод или передать его в чужие руки иным путем и что имущественные права сеньора (право выкупа, право рельефа и др.) "были того же порядка, что и нынешние права государства в отношении территории", тот же автор писал: "С точки зрения частного права феод был, таким образом, вотчиной, полной собственностью или наследственной собственностью"[336]. Отождествляя русское поместье с западноевропейским бенефицием, а боярина периода феодальной раздробленности, "отъезжающего с вотчиной" к другому удельному князю, - с западноевропейским феодалом, переходящим вместе со своим леном-феодом от одного сеньора к другому[337], Н.П. Павлов-Сильванский, естественно, не видел необходимости в привлечении института разделенной собственности и для целей анализа русских феодальных отношений.
В советской литературе - как в исторической и экономической, так и в юридической - вопрос о самом существовании феодализма в России не вызывает уже сомнений, но проблема разделенной собственности и в ней еще не получила достаточного освещения. Одни исследователи не останавливаются на ней вообще[338], другие ограничиваются относительно краткими положениями о самом факте расчленения собственности между верховным и подчиненными собственниками, не уделяя внимания особенностям этого деления в русском феодальном обществе[339]. В советской же литературе, посвященной западноевропейским феодальным отношениям, имеется определенное расхождение по вопросу о разделенной собственности в феодальной Западной Европе. В то время как одни без колебаний трактуют иерархическую структуру феодальной земельной собственности как ее расчленение на dominium directum и dominium utile[340], другие объявляют самую идею разделенной собственности "буржуазной" концепцией, затушевывающей "вопрос о том, кто фактически осуществляет эксплуатацию непосредственного производителя", и признают субъектом права земельной собственности лишь получателя ренты: вассала - в отношении поместья, находящегося в его хозяйственной эксплуатации и служащего "непосредственной базой эксплуатации"[341].
Суммируя разнообразные мнения, высказанные в литературе по данному вопросу, мы можем свести их к трем основным точкам зрения. Одни признают право собственности на землю и за сеньором, и за вассалом; другие - только за сеньором, а за вассалом - лишь вещное право на чужую вещь[342]; третьи - за вассалом, а за сеньором, - лишь право на государственное территориальное господство и на определенные повинности (servitia) вассала.
В главе, посвященной анализу собственности рабовладельческого общества, мы уже имели возможность показать, что проблема разделенной собственности сводится к вопросу о том, в какой мере раздел интереса и власти над землей между двумя субъектами права лишает возможности признать кого-либо одного из них собственником земли и тем самым обязывает приписать право верховной собственности одному и право подчиненной собственности - другому. Именно с этой точки зрения надлежит проанализировать взаимоотношения сеньора и вассала, объем прав на землю, закрепленных феодальным обычаем и законом, а также вассальными (ленными) договорами за каждым из них, изучить позицию того и другого в вещно-правовой системе феодального общества. Объектом исследования должны явиться в первую очередь наиболее типичные отношения развитого феодализма - отношения по земле, предоставленной сеньором вассалу в качестве лена-феода в наследственное владение[343]. Мы говорили, однако, уже о том, что эти отношения, даже взятые в их наиболее "чистой, классической форме", должны быть изучены в их движении, в их возникновении и уничтожении, ибо только при таком условии мы можем получить наиболее правильное представление об их сущности, об их юридической природе[344]. Поэтому мы должны начать не с анализа юридической природы лена-феода, а с анализа непосредственно предшествовавшей ему формы феодально-земельных отношений между сеньором и вассалом - с анализа бенефиция.
Примечания:
|