Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 18. Бенефиций и лен. Поместье и вотчинаВ своей рукописи "Франкский период" Энгельс дал яркую характеристику бенефиция "в его чистой, классической форме" как пожизненного и условного землевладения, которое жаловалось королем земельному магнату "на определенных условиях, под страхом отнятия бенефиция за несоблюдение условий". Этим пожизненным характером пользования пожалованной землей бенефиций отличался как от одновременно практиковавшегося и церковью, и короной прекария - от передачи участка лишь во временное пользование (до отмены пожалования или на определенный срок)[345], так и от позднейшего лена, "зародышем" которого он явился и с которым он имел целый ряд общих черт: необходимость возобновления пожалования при каждой смене короля или самого пожалованного, возможность отобрания бенефиция лишь при наличии определенных условий и т.д. Первоначальный бенефиций, в отличие от лена (феода), правда, еще не был всегда "служилым поместьем", не был связан неразрывно с несением определенной службы, в особенности с несением военной службы. Однако, отмечая эту черту различия между бенефицием и леном, Энгельс тотчас же подчеркивает наличие тенденции к превращению бенефиция в служилое поместье и развитие бенефиция в лен по мере усиления этой тенденции[346].
Описанная Энгельсом "чистая, классическая форма" бенефиция, по признанию самого Энгельса, "была лишь переходной и далеко не везде одновременно имела место"[347]. Но отмеченную Энгельсом тенденцию к постепенному переходу от краткосрочного и прекарного пользования землей к пожизненному бенефицию и от него к наследственному лену-феоду можно проследить не только в истории Франции[348], явившейся непосредственным объектом исследования Энгельса, но и в истории других стран. Libri feudorum в лапидарной форме рисуют такой же процесс для Северной Италии (Ломбардии). В древнейшее время всецело во власти сеньоров (domini) было отобрать данную в феод[349] вещь, когда это было им угодно. Затем феод закреплялся на год, позднее стал закрепляться пожизненно, но все же не передавался наследникам вассала. Вслед за тем феод стал переходить к одному из сыновей вассала, но по выбору сеньора, и, наконец, стал на равных основаниях (aequaliter) передаваться всем сыновьям. Император Конрад II по просьбе его вассалов разрешил передавать феод по наследству внукам по мужской линии, а также брату, если умерший без законных наследников вассал получил феод от отца, а не непосредственно от самого сеньора[350].
Аналогичный процесс превращения пожизненного и условного владения пожалованной землей в наследственное, хотя тоже условное, владение ею можно проследить и в истории русского поместья XVI-XVII вв.[351] 1078 служилых людей разных чинов, "испомещенных" Иваном Грозным в 1550 г., получили землю под условием и тем самым на срок несения ими военной службы[352]. Но та же грамота 2/Х 1550 г. предусматривала передачу поместья сыну испомещенного, если он "пригодится к той службе"[353]. Принимая на себя еще при жизни одряхлевшего отца или после его смерти несение его ратной повинности, сын вместе с нею получал и право на поместье. Уже в XVI в. поместье нередко оставляли и за малолетними сиротами (недорослями), если не было взрослого сына, способного вместе с военной службой и поместьем взять на себя заботу о младших братьях и сестрах[354]. С начала XVII в. стали допускаться завещания поместий в пользу жен и детей. Постепенно были допущены мена поместий - первоначально только[355] на поместья, позднее и на вотчины - и сдача их[356] родным или даже посторонним лицам с обязательством содержать сдатчика или сдатчицу.
Под видом сдачи поместья за деньги отставные дворяне и помещичьи вдовы и дочери получили по существу право продажи поместья[357]. Наконец, в 1684 г. состоялось общее повеление закреплять все поместья умершего, независимо от их размера, за его сыновьями[358]. Так шел постепенный процесс слияния поместий с вотчинами, завершенный известными указами Петра I (1714 г.) и Анны Иоанновны (1731 г.), объединившими поместья с вотчинами под общим названием недвижимых имуществ и установившими единый порядок распоряжения ими[359].
Это не было, однако, еще равносильно окончательному превращению поместья в полную и безусловную собственность помещика. Владение самими вотчинами в XVI-XVII вв. носило в известной мере условный, зависимый характер[360]. В централизованном русском национальном (позднее многонациональном) государстве военная служба была обязательной и для вотчинника[361], и отказ от нее являлся таким же основанием для отписки вотчины на государя, как и отказ помещика - для отписки поместья[362]. Если учесть разнообразные ограничения в распоряжении отдельными категориями вотчин и возможность широкого перехода их к московским царям (жалованных вотчин - до 1628 г. - или княженецких вотчин)[363], то придется признать, что русская вотчина XVI-XVII вв. в большей мере приближалась к западноевропейскому лену-феоду, чем к аллоду[364]. Лишь полное освобождение дворянства от обязательной службы манифестами Петра III и Екатерины II (1762 г.) устранило последние пережитки "условности" или "зависимости" дворянского землевладения[365] и превратило его в полную и безусловную собственность дворянства[366].
Аналогичный путь проделало владение вассала и на Западе. На протяжении ряда столетий вассал из условного и зависимого держателя полученного им в пожизненное пользование бенефиция[367] превратился сначала в зависимого же, но наследственного владельца лена-феода и в конце концов в полного и независимого собственника находившейся в его владении земли[368].
Нам приходилось уже указывать, как изменялась юридическая природа его права в процессе этой эволюции. Пока держание вассала оставалось пожизненным бенефицием, сеньор сохранял право собственности на землю исключительно за собой и предоставлял вассалу лишь право пользования чужой (для вассала) вещью, прекращавшееся со смертью вассала либо и со смертью самого сеньора. Превращение бенефиция в наследственный лен-феод повело к расчленению собственности между ними, к образованию верховной собственности у сеньора и подчиненной собственности - у вассала. Дальнейшее расширение прав на стороне вассала и соответствующее сужение их на стороне сеньора привело к постепенному превращению подчиненной собственности в полную собственность, а верховной собственности - в вещное обременение этой собственности, отпавшее частично еще до буржуазной революции - как правило, вместе с нею - и в виде пережитка феодализма сохранившееся в отдельных странах и после нее[369].
Мы видели, что наиболее спорным является положение о разделенной собственности сеньора и вассала на лен-феод. Мы постараемся обосновать это положение, отправляясь от предложенного нами понятия права собственности, как права собственника использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе. Для того чтобы доказать, что при наследственном лене-феоде имеет место расчленение права собственности между сеньором и вассалом, необходимо установить, что между ними имеет место такой раздел власти и интереса в использовании земли, при котором ни один из них не может быть признан полным собственником земли, что каждый из них осуществляет определенную обычаем или законом долю власти над землей и получает определенную тем же порядком долю дохода с земли.
Примечания:
|