Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 13. Особенности феодальной системы вещных правВ отличие от римского права, резко отграничивавшего право собственности как от владения[262], так и от вещных прав на чужую вещь, феодальное право даже и на поздних ступенях своего развития не проводило столь же четкой границы между отдельными формами вещно-правового господства. В течение ряда столетий оно обходилось даже без особого технического термина для обозначения права собственности. В Германии соответствующая терминология образовалась лишь в XIII-XIV вв. (Eigenschaft, Eigentum)[263].
В России термины "собственность" и "право собственности" появились лишь в XVIII в.[264]
Отсутствие специального технического термина, конечно, отнюдь не свидетельствовало об отсутствии самого института или самого понятия права собственности. Известное положение Маркса: "ни о каком производстве, а стало быть, ни о каком обществе, не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности"[265] - в такой же мере относится к феодальному обществу и к его правовой системе, как и к любому другому. Феодальное право с момента своего возникновения имело свои формы собственности и устанавливало различие между собственностью и владением (gewere, saisine, seisin), между петиторной и поссессорной защитой права собственности[266], но проводило его менее резко, чем это делало римское право. Не только до рецепции римского права, но даже и после нее оно не ставило резкой грани между петиторным и поссессорным процессом, допуская переход спора о владении в спор о праве[267] или придавая в известной мере петиторный характер отдельным видам владельческих исков (ordinarium possesso-rium)[268]. Главная особенность феодального права заключалась, однако, в другом. В отличие от классического римского права, с его четким разграничением между правом собственности и правом на чужую вещь, в феодальном обществе преобладающую роль играло не право свободной, необремененной собственности, обеспечивающее его носителю возможную полноту всестороннего и исключительного господства над вещью (jus utendi et abutendi), но разнообразные формы связанной, обремененной собственности, открывавшие управомоченному возможность лишь ограниченного использования вещи - в пределах, не затрагивавших прав другого носителя - тоже связанной и ограниченной - собственности на ту же вещь. Под общее понятие собственности феодальное право подводило не только право аллодиального собственника, не знавшего другого - верховного - собственника над собой, но и все бесконечно разнообразные формы вещного господства - наследственного, пожизненного или срочного, господства, с преобладанием права распоряжения над правом пользования или права пользования над правом распоряжения, господства, осуществляемого в настоящем или только рассчитанного на возможное его осуществление в будущем и т.п. С подобным дроблением вещного господства мы встречаемся уже на раннем этапе феодального общества[269] и еще в большей степени в дальнейшие периоды его развития. Четкого понятия права собственности не знали и "варварские правды". Когда Салическая правда говорила о dominus или res sua, она далеко не всегда понимала под этим только собственника и только собственную вещь[270]. Еще неопределеннее оно в памятниках феодального права. Саксонское Зерцало, говоря о принадлежности поместья, земельного участка или какого-либо другого имущества (gut, lant, stat) управомоченному, понимало под этим управомоченным как собственника, так и носителя другого вещного права на то или иное имущество[271]. Поэтому спор между двумя носителями вещных прав на один и тот же участок был спором не о двух качественно различных правах: о праве собственности и праве на чужую вещь, но спором о "лучшем", более сильном праве, притом спором, который чаще всего велся как спор о праве на владение вещью (gewere, saisine, seisin). Носитель этого права, только что победивший своего противника в судебном процессе, должен был отступить перед новым противником, у которого в свою очередь могло оказаться более сильное право на владение вещью по сравнению с его правом[272].
Наличие разнообразных форм вещно-правового господства над землей и отсутствие резкой грани между правом собственности и другими вещными правами уже сами по себе открывали большую возможность сосуществования различных вещных прав на одну и ту же вещь, чем это имело место в римском праве. По мере же усиления сословной дифференциации в феодальном обществе и образования особых правовых систем (Rechtskreise) для отдельных сословий создавались новые предпосылки для дальнейшего усложнения феодально-правовых отношений вообще и земельно-правовых отношений в особенности. В Германии, где обособление сословных правовых систем получило наиболее широкое выражение, один и тот же участок земли мог быть признан собственностью одного лица - сеньора - по общеземскому праву (gemeines Landrecht) и собственностью другого лица - вассала или крестьянина-чиншевика - по ленному (Lehnrecht) или поместному праву (Hofrecht)[273]. Эти права "собственности", каждое из которых признавалось за его носителем в своей особой области правоотношений, могли спокойно "сосуществовать" без строгого разграничения между ними, без приведения их "к единому знаменателю" лишь до тех пор, пока рост производительных сил, разделения труда и обмена не потребовали создания - наряду с многочисленными партикулярными системами - единой системы права в рамках феодального общества. Рецепция римского права привела к созданию этой системы путем приспособления римско-правовых начал к феодальным правоотношениям путем своеобразного конгломерирования римских правовых институтов с феодальными. Она поставила перед средневековыми юристами трудную задачу: разрешить - на основе римско-правовых понятий и норм - вопрос о возможности сосуществования права собственности у нескольких лиц на одну и ту же вещь в рамках единой системы права. Эта задача была выполнена глоссаторами, создавшими учение о разделенной собственности (dominium divisum).
Примечания:
|