Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 8. Земельная собственность древнего ВостокаВ нашем предшествующем изложении мы останавливались преимущественно на Греции и Риме и почти не затрагивали древнего Востока. В неоднократно цитированной нами рукописи о формах, предшествующих капиталистическому производству, Маркс дал развернутую характеристику восточной - преимущественно азиатской - общины. В отличие от античной - в первую очередь от римской - общины (города-государства), в которой наряду с коллективной земельной собственностью самой общины (ager publicus) существовала обусловленная этой коллективной собственностью индивидуальная частная собственность на землю, на Востоке - в связи с его ирригационным хозяйством - мелкие общины объединялись в более крупные территориальные - государственные - образования во главе с деспотическими правителями, в лице которых обычно и персонифицировалось единство этого образования, а вместе с тем и коллективная собственность на землю при отсутствии собственности на нее не только у отдельных членов мелких общин, но и у самих этих общин. "Связующее единство (zusammenfassende Einheit), - говорит Маркс, - возвышающееся над всеми этими мелкими коллективами, выступает как высший собственник или единственный собственник (Eigentumer), в силу чего действительные общины выступают лишь как наследственные владельцы (Besitzer). Так как это единство является действительным собственником и действительной предпосылкой коллективной собственности, то само оно может представляться чем-то особым, стоящим выше этого множества действительных отдельных коллективов, в которых каждый отдельный человек, таким образом, на деле лишен собственности". "Часть прибавочного труда общины принадлежит высшему коллективу, существующему, в конечном счете, в виде одного лица, а этот прибавочный труд проявляется и в виде дани и т.п., и в коллективных видах труда, служащих для возвеличения единства - отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, - бога". "В азиатской (по крайней мере преобладающей) форме, - продолжает Маркс, - не существует собственности отдельного лица, а существует лишь его владение"[146].
Приведенная характеристика восточной земельной собственности относится преимущественно к ранним этапам ее развития. Усиление имущественной дифференциации, увеличение числа рабов в руках знати, что дало ей возможность использовать рабский труд для орошения высоких полей и захвата их, в то время как низкие (естественно орошаемые) поля оставались во владении общин, рост торговли и ремесла, с одной стороны, процесс политического объединения прежних территориальных образований как в южном Двуречье, так и в Египте - с другой, привели к сосредоточению в руках не только самих восточных деспотов, но их сатрапов, знати, храмов и торговых домов больших состояний, в том числе и значительных земельных владений[147]. Однако нет оснований считать, что образование этих частных земельных владений, равно как и владений мелких и средних рабо- и землевладельцев (например "сильных недзесов" в Египте конца III тысячелетия до н.э.)[148], означало отказ от признания за восточными царями права собственности на всю землю их деспотий[149]. Этот принцип сохранил свое значение в Египте и при Птолемеях. В качестве преемников прежних египетских царей Птолемеи считали себя собственниками всей земли и вместе с тем продолжали не только раздавать отдельные участки этой земли в пользование различным категориям землепользователей (воинам-клерухам, мелким земледельцам или их общинам и т.д.), но и дарить их храмам и своим приближенным или продавать[150].
Какое право имел одаренный или покупатель на полученную им в дар или купленную им землю? Ссылаясь на общий принцип царской собственности на всю землю Египта и на возможность обратного возвращения подаренной или проданной земли во владение царя, одни историки утверждают, что ни по отношению к подаренной, ни по отношению к проданной земле не может быть речи о собственности на нее одаренного или покупателя. В их глазах одаренный и покупатель наравне с остальными землепользователями являются не частными собственниками, но лишь владельцами (Besitzer) - владельцами различных категорий, с различным объемом прав[151]. Историк может ограничиться при этом простым утверждением, что "вся земля Египта в птолемеевскую эпоху принадлежит юридически царю", и оговоркой о том, что "часть ее фактически находится в частном владении"[152]. Юрист не может, однако, удовлетвориться подобным противопоставлением факта (фактического владения) праву (праву собственности), ибо одаренный и покупатель отнюдь не являлись фактическими владельцами - в том юридически-техническом смысле, в каком понятие фактического владения применяется в юридической науке[153]. Они владели подаренной им или купленной ими землей на определенном правовом титуле, и этот титул должен быть определен в соответствии с правовой системой птолемеевского Египта. Можно ли согласиться, однако, с категорическим утверждением других историков о том, что и при Птолемеях, и до них храмы получали от царей землю "на вечном праве собственности" или "в полную собственность", что на том же "вечном праве собственности" владели предоставленными им в Древнем Египте землями воины[154]? Как примирить эту "полную" или "частную" собственность с сохранявшим свою силу принципом царской собственности на всю землю[155]? Не правильнее ли применить к взаимоотношениям между древним или птолемеевским Египтом (в лице его царей) и по крайней мере некоторыми категориями частных владельцев понятие разделенной собственности? Иначе мы должны либо признать за всеми категориями частных владельцев, как в Древнем, так и в Птолемеевском Египте, только вещное или обязательственное право пользования чужой вещью, либо, признавая за частью из них право собственности на полученные от царя земли, отказать последнему в праве собственности на всю землю и в Древнем, и в Птолемеевском Египте[156].
Мы думаем, что именно под углом зрения разделенной собственности может быть правильнее всего понят ряд земельных отношений и в Двуречье и в Египте, в частности ряд переходных форм землевладения, при которых держатель земельного участка, полученного от государства, из временного или пожизненного пользователя превращался в наследственного его владельца и приобретал право распорядиться им с согласия или под контролем верховного собственника - государства. Дело историков, в том числе и историков права, - установить по отношению к каждой исторической форме землевладения конкретный объем правомочий, сохраняемых государством по отношению к данной категории держателей, и правомочий, предоставляемых держателю, т.е. установить объем власти и интереса, закрепленных за государством, с одной стороны, и за держателем участка - с другой. В каких случаях государство может изъять участок из владения и пользования держателя? В каких пределах и в каком порядке, на каких условиях держатель вправе распорядиться переданным ему участком, передать его по наследству законным наследникам или наследникам по завещанию, продать, обменять, заложить и т.д.? В какой форме и в каком размере держатель обязан делиться с государством или с другой организацией (общиной, храмом и т.п.) полученным им с земли доходом? Какие другие повинности лежат на держателе земли? Какова степень его личной зависимости от государства (или общины, если она стоит между государством и непосредственным держателем земли)? В зависимости от ответа на эти и иные вопросы, характеризующие взаимоотношения государства (а в соответствующих случаях и общины или храма) и держателя земли, может и должна быть определена форма земельных отношений в каждом отдельном случае. Необходимо лишь брать всю совокупность указанных условий и рассматривать каждую форму землевладения в ее движении. Условное держание земли (предоставление государством земли держателю под условием военной или иной службы) в одних случаях может оказаться лишь простым владением и пользованием ею, в других - формой подчиненной собственности, которая в дальнейшем своем движении, с отпадением обязательной военной службы, может перерасти в безусловную и полную собственность. Египетский клерух, получивший участок (κλήρος) под условием военной службы, обработки земли и уплаты налога-ренты (φόρος)[157], вначале не мог даже передать ее своему сыну. Но уже при Птолемеях клерухи стали привлекать своих сыновей к участию во владении и пользовании землей при жизни и назначать их, а позднее и других ближайших родственников своими наследниками. В последнем столетии владычества Птолемеев клерух получил возможность передавать свой участок другому клеруху в случае получения от него займа для уплаты недоимки по налогу. И наконец, после завоевания Египта Римом[158] клерухам было дано право свободного распоряжения их участками[159]. Есть все основания предположить, что на каком-то этапе этого пути от условного и пожизненного держания к наследственному владению свободно отчуждаемым участком, который историки определяют как "частную землю в полном смысле слова"[160], клерух являлся именно подчиненным собственником (dominus utilis), а государство - верховным собственником (dominus directus) в точном смысле того и другого понятия.
Примечания:
|