Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 7. Проблема верховной собственности рабовладельческого государстваМы говорим о действительных основаниях к признанию верховной собственности за античным государством по отношению к имуществу его граждан потому, что в исторической и даже в историко-юридической литературе понятие верховной собственности античного государства применяется иногда к отношениям, в которых право собственности должно быть признано либо за частным собственником, и только за ним, либо, напротив, только за государством, предоставлявшим своим гражданам лишь то или иное право пользования государственной землей[134].
Это происходит нередко потому, что понятие верховной собственности государства на землю в смысле dominium directum (Oberei-gentum) - в его противопоставлении понятию подчиненной собственности в смысле dominium utile (Untereigentum) - смешивается с понятием государственного верховенства над всей территорией государства в смысле dominium eminens. Dominium eminens в одних случаях представляет собой лишь проявление политической власти (суверенитета) государства и выражается лишь в обложении частного собственника и в разнообразных ограничениях его права собственности, вплоть до экспроприации[135], в других же - совпадает с правом государственной собственности на землю[136]. В этих последних случаях право государственной собственности может быть либо полным (dominium plenum) - с предоставлением отдельным лицам или организациям лишь права пользования соответствующими земельными участками[137], либо только правом верховной собственности (dominium directum) - с признанием за гражданами или организациями права подчиненной собственности (dominium utile) на переданные в их владение участки[138].
О[139] верховной собственности в точном смысле этого понятия - в его противопоставлении понятию подчиненной собственности - речь может идти только в том случае, когда власть и интерес в использовании того или иного объекта так делятся между двумя субъектами права (индивидуальными или коллективными), что ни один из них не может быть признан единственным субъектом "присвоения", т.е. единственным носителем собственной власти и собственного интереса по отношению к данному объекту. Необходимо подчеркнуть при этом, что при разделенной собственности раздел власти и интереса между несколькими индивидами и коллективами либо между коллективом и индивидом происходит не "по горизонтали", как это имеет место при общей - долевой (condominium) или совместной (Gesamteigentum) - собственности, а "по вертикали", т.е. когда за каждым из носителей собственности признается не часть (определенная или неопределенная) одного и того же права собственности, а различные по своему характеру и объему правомочия. Мы не усматриваем препятствий к применению идеи разделенной собственности к рабовладельческому обществу ни в том, что римские юристы не допускали признания двух прав собственности, полностью (in solidum) охватывающих одну и ту же вещь, ни в том, что самая идея разделенной собственности была создана лишь средневековыми юристами (об этом - ниже). Известное положение Цельза из шестой книги его Digest[140] относится к "чистой частной собственности" его времени (конец I - начало II в. н.э.) и не может быть распространено на все отношения собственности в рабовладельческом обществе - на всех его этапах[141] и во всех его территориальных пределах[142], в том числе и на все отношения собственности в самом Риме"[143]. Необходимо лишь решительно предостеречь против смешения двух понятий: 1) общего понятия разделенной собственности, как особой формы разделения власти и интереса в одном и том же имуществе между двумя собственниками, и 2) понятия феодальной разделенной собственности, как специальной формы разделенной собственности, присущей именно феодальному строю со всеми его специфическими - экономическими и политическими - особенностями, с типичным для него способом эксплуатации и тесным переплетением земельной и политической иерархии. Когда буржуазные историки объявляют феодализмом ряд отношений собственности рабовладельческого общества[144], против этого можно и должно протестовать, ибо подобная трактовка отношений собственности древнего мира является смешением двух формаций, попыткой феодализации отношений рабовладельческого общества на тех этапах его развития, когда в недрах его еще не зарождались феодальные отношения. Но можно и должно говорить о разделенной собственности в рабовладельческом обществе в тех случаях, когда власть и интерес в отношении того или иного объекта - в первую очередь в отношении земли - так делились между двумя собственниками, что ни одного из них мы не можем признать единственным субъектом присвоения, единственным носителем своей власти и своего интереса[145].
Мы воспользуемся для иллюстрации нашей мысли двумя примерами, в которых признание наличия разделенной собственности могло бы наиболее удовлетворительно разрешить вопрос о юридической природе права на землю, с тем чтобы от этих, с нашей точки зрения наиболее отвечающих понятию разделенной собственности, отношений перейти к анализу других отношений по земле, к которым идея разделенной собственности могла бы быть применена лишь со значительными оговорками либо вообще представлялась бы неприменимой.
Примечания:
|