Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 6. Общинно-государственная и индивидуальная собственность в рабовладельческом обществеУказанное разнообразие форм рабовладельческой собственности, развивавшихся в пределах единого по своей социальной (классовой) природе типа рабовладельческой собственности, крайне затрудняет возможность подведения их под какую-либо единую формулу, в которой были бы выражены достаточно содержательные общие признаки, характерные для всех разнообразных форм коллективной и частной (индивидуальной) собственности рабовладельческого общества. Попытки создания подобных обобщающих формул, сделанные отдельными советскими историками-античниками, лишний раз об этом свидетельствуют. Одни из историков выдвигали на первый план коллективную собственность самого античного государства-города как своеобразного коллектива рабовладельцев, внутри себя сохраняющего подобие общинных отношений, как демократического полиса, в котором "все граждане в той или иной степени являются участниками коллективной государственной собственности". Классическим примером рабовладельческого коллектива с этой точки зрения являлась Спарта, в Афинах же и Риме они находили лишь пережитки или "элементы старой общинной собственности" в виде ager publicus в Риме или Лаврийских рудников в Афинах, доходы с которых шли в пользу всех граждан. Общинно-государственный характер собственности в Афинах и Риме они усматривали главным образом в таких проявлениях права граждан на долю в коллективной собственности полиса и его доходах, как литургии, раздачи и кормления, ager publicus, дележ военной добычи, вознаграждение за отправление общественных обязанностей, вывод колоний в завоеванные области и т.п. Но в прямой ли (спартанской) или в модифицированной (афинской) своей форме античная собственность представлялась им "коллективным присвоением" продукта труда рабов, "поступающего в собственность коллектива рабовладельцев, между которыми (он) и распределяется"[103].
В таком понимании античная общинно-государственная собственность как коллективная собственность самого полиса почти полностью заслоняет как мелкую, так и крупную частную собственность афинского или римского гражданина. Между тем классики марксизма настойчиво подчеркивали наличие и роль индивидуальной частной собственности на самых разнообразных этапах развития античного общества. Характеризуя античную общину-город, Маркс писал: "Общинная собственность - в качестве государственной собственности, ager publicus - отделена здесь от частной собственности. Собственность отдельного человека сама непосредственно не является здесь общинной собственностью". Хотя "предпосылкой для присвоения земель здесь продолжает оставаться членство в общине, но, как член общины, каждый отдельный человек является частным собственником". В этом сочетании частной собственности члена античной общины с общинной, государственной собственностью на ager publicus, при котором частная земельная собственность "опосредствуется" (обусловливается) государственной или "сама государственная земельная собственность существует в этой двойной форме", Маркс усматривал одно из важнейших отличий античной общины-города от восточной общины, в которой "не существует собственности отдельного лица, а существует лишь его владение; действительный, настоящий собственник - это община; следовательно, собственность существует только как коллективная собственность на землю"[104]. Можно предположить, что приведенная характеристика античной общинной и частной земельной собственности относится преимущественно к раннему этапу развития рабовладельческого государства-города. Если это так, тем важнее указание Маркса на сосуществование индивидуальной и коллективной собственности в античной общине даже и на раннем этапе античного общества. В позднейшую эпоху, когда земельная частная собственность освобождается от связывающих ее общинных пут, когда оккупированные римскими гражданами участки ager publicus превращаются в их свободную частную собственность[105], "эта форма свободной мелкой (парцеллярной) собственности крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство, в качестве преобладающей нормальной формы... составляет экономическое основание общества в лучшие времена классической древности"[106].
В общую систему "коллективного присвоения" продукта труда рабов не укладывается и присвоение античных крупных собственников, образы которых запечатлели писатели древности[107] и о богатстве которых вслед за ними повествуют авторы любого курса древней истории[108]. Как ввести в эту систему афинского плутократа IV в. до н.э. типа Эвктемона[109], афинского или римского менялу-банкира (τραπεζίτης, agrentarius), греческую и римскую морскую торговлю, римские товарищества откупщиков (societates publicanorum), владельцев римских латифундий или римских домовладельцев типа Красса и Аттика?[110] Каким образом в обществе, основой которого являлось "коллективное присвоение, могло бы образоваться римское право, настолько являющееся "классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений"?[111] Как объяснить наличие ряда норм торгового права, регулировавших различные формы деятельности торгового и ростовщического капитала?[112]
Некоторой попыткой подведения всех разнообразных видов индивидуальной частной собственности под общую форму античной общинно-государственной собственности является ссылка на литургии, раздачи и кормления, ager publicus, дележ военной добычи и т.п.[113] Мы думаем, однако, что нельзя ставить в одну плоскость и усматривать тождественные проявления - хотя бы и модифицированной - формы античной коллективной общинно-государственной собственности в таких институтах, как литургии, с одной стороны, и ager publicus - с другой. При литургиях[114] и других повинностях и ограничениях античной индивидуальной собственности основным являлось все же индивидуальное частное присвоение (об этом - ниже), ager publicus же действительно был одной из важнейших и типичных форм античной коллективной собственности, ибо, пока оккупированные гражданами участки не превращались окончательно в agri privati в подлинном смысле этого слова[115], собственником ager publicus оставался сам populus Romanus. Мы должны подчеркнуть недопустимость подобного смешения с тем большей настойчивостью, что в литургиях, а также в бесплатных раздачах и кормлениях, в устройстве празднеств и общественных развлечений богатыми гражданами усматривают проявление коллективности античной собственности и те, кто известное положение Маркса и Энгельса об общей власти граждан античного государства над рабами понимают лишь в смысле "сплоченной коллективной власти рабовладельцев", а не в смысле коллективной собственности самого государства[116]. В своей характеристике античной собственности представители этой точки зрения выдвигают на первый план не собственность самого античного государства-города (общины) на землю, рудники, рабов и другие объекты государственной собственности, а индивидуальную частную собственность[117]. Основной задачей сплоченного коллектива рабовладельцев они считают его стремление "уберечь свободных бедняков от союза с рабами" путем всякого рода "подачек" - как политических (в виде предоставления всем гражданам формальных политических прав), так и материальных, исходивших как от самого рабовладельческого коллектива, так и от отдельных рабовладельцев. "Для коллективного подкупа масс, как и вообще для всякого проявления власти, надо было иметь и коллективные средства. Поэтому античная общинная и государственная собственность часто проявлялась и в прямой, непосредственной форме". Однако не в этом - основная сущность античной общинной и государственной собственности: "ее надо понимать, как систему коллективных государственных и общественных мер воздействия на рабов и на свободных бедных, мер, иногда связывающихся с ограничением прав свободно распоряжаться частной собственностью, но в конечном счете направленных к лучшей ее защите"[118].
Мы далеки от мысли отрицать многочисленные проявления коллективности в таких специфических особенностях античного экономического и политического строя, как дележ между афинскими гражданами доходов от Лаврийских рудников, как вознаграждение за исполнение афинскими гражданами государственных обязанностей, как выдача неимущим гражданам особого пособия в 2 обола ("диобелия") или "зрелищных денег" ("феорикон") в Афинах[119], как бесплатная раздача хлеба в Риме[120] или предоставление гражданам в бессрочное пользование либо даже в собственность участков общинной и государственной земли[121], с одной стороны, как литургии, бесплатные кормления и празднества, устраиваемые богатыми афинянами, или помощь и подачки римских патронов своим клиентам - с другой[122]. Но, решая основной вопрос о характере и субъектах присвоения в античном обществе, мы прежде всего должны установить, за кем рабовладельческое государство признавало право использовать средства производства, а также рабов и продукты производства своей властью и в своем интересе.
Можно оставить открытым вопрос, какой мотив превалировал в поведении афинского стратега Кимона, который "на своих полях и в своих садах не ставил сторожей, чтобы желающие из граждан могли входить есть плоды и брать с собой, если им что-либо было необходимо", дом которого был "открыт для всех" и у которого "обед приготовлялся с таким расчетом, чтобы приглашать к себе всех, кого он видел на агоре (в обеденное время) неприглашенным"[123]. Не будем решать, было ли это в первую очередь обусловлено древним воззрением, что и имущество и самая личность гражданина принадлежат государству-общине, желанием, чтобы бедные "имели пропитание без трудов и могли заниматься только общественными делами", стремлением аристократа обеспечить себе поддержку своих клиентов при выступлении на политической арене или опасением богача, чтобы свободная беднота в союзе с рабами не лишила щедрого Кимона всего его богатства. Допустим, что щедрая благотворительность афинского аристократа, несмотря на свою "совершенно новую социальную значимость", была все же "несомненным пережитком древней общинной собственности"[124]. Значит ли это, что мы должны признать афинского крупного собственника V-IV вв. до н.э. носителем или представителем коллективной - общинно-государственной, а не индивидуальной частной собственности, субъектом коллективного, а не индивидуального присвоения продукта труда рабов? Ведь решающее значение имело не древнее воззрение на принадлежность всех средств и продуктов производства государству-общине, хотя бы проводником этого воззрения выступала не только беднота, но и владетельная верхушка рабовладельческого общества (из демагогических или иных соображений), а то, за кем действовавший закон, как выражение воли господствовавшего класса, закреплял те или иные средства и продукты производства именно как за их собственником, как за субъектом присвоения, как за носителем своей власти и своего интереса. Только при такой постановке вопроса мы сумеем установить правильное соотношение между общинно-государственной собственностью, как коллективной собственностью самого античного государства, и частной собственностью его граждан - притом установить с учетом конкретных условий времени и места[125]. Тогда собственность афинского полиса на Лаврийские рудники и государственных рабов[126] или собственность populus Romanus на ager publicus и тех же государственных рабов[127] предстанет перед нами как коллективная собственность самого античного государства, а собственность античного мелкого земледельца (в ее развитой форме, в "лучшие времена классической древности")[128] либо собственность афинского плутократа и римского магната - как индивидуальная частная собственность.
Могут сказать: в таком случае собственность античного государства-города ничем не будет отличаться от собственности буржуазного государства. На это мы ответим: да, она не будет отличаться от нее в том отношении, что она, как и собственность буржуазного государства на железные дороги, военные заводы, казенные здания и т.д., также являлась коллективной - и притом эксплуататорской собственностью господствующего класса в лице его государства. Ее же отличие от собственности буржуазного государства заключается в трех моментах: во-первых, в том, что она являлась коллективной собственностью класса рабовладельцев, а не класса капиталистов; во-вторых, в том, что земельная собственность античного государства обусловливала собой частную собственность на землю, "в силу чего только гражданин государства является и должен быть частным собственником" (Маркс)[129], и, в-третьих, в том, что в силу социальных и политических особенностей античного государства-города афинский или римский гражданин принимал более прямое и непосредственное участие в доходах или в пользовании государственной собственностью, чем современный буржуа. Достаточно напомнить об участии афинских граждан в дележе доходов от Лаврийских рудников, о пособии в 2 обола или "зрелищных деньгах" в Афинах и бесплатных раздачах хлеба в Риме, об ассигнациях участков ager publicus римским гражданам[130], об оккупации ими участков того же ager publicus (agri occupatorii), явившейся источником образования многочисленных латифундий[131], о том значении, которое имело для римского paterfamilias непосредственное пользование ager publicus в тот период, когда он обладал на праве собственности лишь усадебным наделом в 2 югера (полгектара), а нуждался для пропитания своей familia в 20 югерах[132]. Именно это прямое и непосредственное участие афинского и римского гражданина в доходах или в пользовании общинно-государственной собственностью, участие в доходе, добытом эксплуатацией рабов, чужестранцев, союзных общин и подвластных народов, поддерживало коллективную замкнутость античного государства-города как в его аристократической, так и в его демократической форме[133] и обеспечивало имущей его верхушке активную поддержку неимущих и малоимущих граждан перед лицом рабов и внешнего врага. Но, подчеркивая специфический характер участия граждан античного государства в его доходах или в пользовании государственными имуществами, мы не должны забывать, что, во-первых, эти доходы все же присваивались непосредственно самим государством и лишь в результате этого присвоения поступали затем в распределение между гражданами в виде денежных сумм или натуральных выдач, и что, во-вторых, разнообразные формы использования, ager publicus римскими гражданами не колебали основного принципа собственности римского государства на этот ager publicus, за исключением тех его участков, которые выделялись отдельным категориям граждан на праве собственности. И обратно: учитывая все специфические особенности античной индивидуальной частной собственности, все ее ограничения и всю ее непрочность в критические эпохи, все литургии, munera и иные повинности, на ней лежавшие, все "пережитки коллективности" в виде широких раздач клиентам и друзьям и т.п., мы должны все же признать субъектом этой собственности прежде всего самого гражданина и допустить наличие по отношению к тому же имуществу второго - верховного - собственника в лице античного государства только там, где для этого имеются действительные основания.
Примечания:
|