Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 5. Классики марксизма о рабовладельческой собственности"При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства - раба[92], которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину". В отличие от первобытнообщинного строя в рабовладельческом обществе "нет уже общего и свободного труда всех членов общества в процессе производства, - здесь господствует принудительный труд рабов, эксплуатируемых нетрудящимися рабовладельцами. Нет поэтому и общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Ее заменяет частная собственность. Здесь рабовладелец является первым и полноценным собственником" (И.В. Сталин)[93].
Под общей собственностью на средства производства товарищ Сталин понимает общественную собственность на средства производства. Именно в этом смысле товарищ Сталин противопоставляет общую собственность на средства производства частной собственности на них и в своей характеристике первобытнообщинного строя[94], и в своей характеристике рабовладельческого строя, противопоставляя эти два типа производственных отношений и тем самым два типа собственности на средства производства: 1) общественную собственность первобытнообщинного строя с его отсутствием эксплуатации и классов и 2) частную собственность рабовладельческого общества с его эксплуатацией и жестокой классовой борьбой между эксплуататорами и эксплуатируемыми.
В историческом процессе становления и развития рабовладельческого общества собственность рабовладельца на средства производства, а также собственность на раба принимала самые разнообразные формы. Характеризуя античную собственность, Маркс и Энгельс писали в "Немецкой идеологии": "Это - античная общинная и государственная собственность, которая возникает благодаря объединению, путем договора или завоевания, нескольких племен в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Граждане государства лишь в их совокупности обладают властью над своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это - совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации"[95].
Но в том же античном обществе, на дальнейших этапах его развития, частная (т.е. индивидуальная)[96] недвижимая собственность, вначале выступавшая лишь в качестве "отклоняющейся от нормы и подчиненной общинной собственности формы", приобретала настолько крупное значение, что Маркс характеризовал ее как "экономическое основание" рабовладельческого общества для определенных периодов его истории: "... форма свободной мелкой... собственности крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство, в качестве преобладающей нормальной формы,... составляет экономическое основание общества в лучшие времена классической древности"[97]. Рядом с нею и в ущерб ей развивалась и крупная недвижимая частная собственность[98], процесс концентрации которой в Риме начался "очень рано" и привел в конечном результате к "превращению плебейских мелких крестьян в пролетариат"[99].
Задача изучения отдельных форм рабовладельческой собственности в их конкретном историческом разнообразии не может быть ограничена анализом названных форм античной собственности и соотношения между ними на различных этапах развития античного общества. Наряду с развитием отдельных форм античной собственности, необходимо учесть специфические особенности форм собственности древнего Востока, неоднократно и настойчиво подчеркнутые Марксом в ряде его исследований[100].
Главная трудность заключается, однако, в том, что, наряду с типичными для рабовладельческого общества формами коллективной или индивидуальной частной собственности в их "чистом виде": в виде собственности populus Romanus на ager publicus или восточного деспота на всю землю, либо "чистой частной собственности" римского гражданина[101], при анализе форм собственности рабовладельческого общества приходится сталкиваться с рядом переходных и смешанных форм, например с такими пережитками коллективной собственности, как афинские литургии или римские фрументации, с пережитками патриархальной (большой) семьи в собственности древнеримской семьи[102] или со своеобразными формами разделенной собственности как на Востоке, так и в самом Риме (об этом - ниже).
Примечания:
|