Перейти на главную страницу

СУДЕБНАЯ СПРАВОЧНАЯ
[Суды общей юрисдикции] [Мировые судьи] [Арбитражные суды] [Конституционные суды] [Третейские суды] [Прокуратура]  [Адвокаты] [Следственный комитет] [Судебные приставы] [Европейский суд по правам человека]
 Главная / Библиотека Юриста / Классические труды отечественных цивилистов   
     

Список книг

Базанов И.А.
Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства.
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
Грибанов В.П.
Осуществление и защита гражданских прав
Иоффе О.С.
Избранные труды по гражданскому праву:
Из истории цивилистической мысли.
Гражданское правоотношение.
Критика теории "хозяйственного права"
Кассо Л.А.
Понятие о залоге в современном праве
Кривцов А.С.
Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве
Кулагин М.И.
Избранные труды по акционерному и торговому праву
Лунц Л.А.
Деньги и денежные обязательства в гражданском праве
Нерсесов Н.О.
Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве
Пассек Е.В.
Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве
Петражицкий Л.И.
Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Первая часть: Вотчинные права.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть вторая:
Права семейственные, наследственные и завещательные.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть третья: Договоры и обязательства.
Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права
Покровский И.А.
История римского права
Серебровский В.И.
Избранные труды по наследственному и страховому праву
Суворов Н.С.
Об юридических лицах по римскому праву
Тарасов И.Т.
Учение об акционерных компаниях.
Рассуждение И. Тарасова, представленное для публичной защиты на степень доктора.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов.
Книга первая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга вторая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга третья.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга четвертая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга пятая.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1:
Учебник торгового права.
К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 2:
Курс вексельного права.
Черепахин Б.Б.
Труды по гражданскому праву
Шершеневич Г.Ф.
Наука гражданского права в России
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. I: Введение. Торговые деятели.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. II: Товар. Торговые сделки.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. IV: Торговый процесс. Конкурсный процесс.
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 1
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 2
Энгельман И.Е.
О давности по русскому гражданскому праву:
историко-догматическое исследование

« Предыдущая | Оглавление | Следующая »

Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1


§ 12. Государственные акционерные общества

Каждый из указанных выше специальных типов хозрасчетных предприятий с неделимым на паи капиталом применяется в одной определенной отрасли народного хозяйства: промышленности, торговле, транспорте, сельском или коммунальном хозяйстве и т.д. Напротив, организационная форма государственного акционерного общества может быть применена в любой отрасли хозяйства. Вместе с тем в отличие от государственных синдикатов, участниками которых могут быть лишь тресты и государственные акционерные общества и деятельность которых ограничивается кругом синдицированных отраслей промышленности (включая лесную и сельскохозяйственную промышленность), государственные акционерные общества могут состоять из самых разнородных госучреждений и госпредприятий. Эта возможность использования акционерной формы для организации госпредприятия с участием в одном предприятии различных госорганов - хозрасчетных предприятий и госбюджетных учреждений, общесоюзных и республиканских наркоматов, центральных и местных учреждений, промышленных и торговых предприятий и т.д.- и послужила главным основанием к учреждению акционерных обществ с исключительным участием государственного капитала.

Положение об акционерных обществах от 17/VIII 1927 г.[565] признает акционерное общество государственным лишь в том случае, если все его акции по уставу должны принадлежать исключительно госучреждениям или госпредприятиям (ст. 3)[566]. В отличие от хозрасчетных предприятий с неделимым на паи капиталом государственные акционерные общества подчиняются сложному правовому режиму. Нормы акционерного закона распространяются на них лишь с рядом изъятий, обусловленных их социальной природой. С одной стороны, к ним применяются общие законы, касающиеся всех хозрасчетных предприятий "независимо от формы их организации", с другой - ряд специальных норм, содержащихся в самом Положении от 17/VIII 1927 г. и вносящих глубокие изменения в предусмотренную тем же Положением схему управления и в условия деятельности акционерного общества (ст. 126-141). В итоге государственно-хозяйственная природа данного типа предприятий получает решительный перевес над организационно-правовой формой акционерного общества, более того, превращает их в особый организационный тип, резко отличный от остальных акционерных обществ.

Государственные акционерные общества, как особый тип акционерного общества, получили четкое оформление лишь в Положении от 17/VIII 1927 г. Это не значит, однако, что лишь с того же момента для них был создан особый режим, отличный от общеакционерного режима. Несмотря на отсутствие в ГК каких-либо указаний на государственные акционерные общества, Пленум Верхсуда РСФСР еще осенью 1923 г., подчиняя акционерные общества, уставы коих допускали участие в них частного капитала, общим нормам о частноправовых организациях, тем самым сделал изъятие для акционерных обществ с исключительным - по уставу, а не фактически - участием госкапитала[567]. Вслед за тем появился ряд новелл, приравнявших акционерные общества с исключительным участием госкапитала (обычно даже без оговорки об уставном характере этого участия) к госпредприятиям, напр. в отношении подчинения их отдельным мероприятиям по планированию народного хозяйства, в отношении налогов, оплаты служащих и других условий труда и т.д.[568] Ссылки на акционерные общества с исключительным участием госкапитала появились и в ГК (ст. 22-а ГК РСФСР, прим. 1 к ст. 324, прим. к ст. 348 и прим. к ст. 366 ГК УССР)[569]. Декретом СССР от 28/V 1926 г. акционерные общества с исключительным по уставу участием государственного и кооперативного капитала были приравнены к предприятиям, действующим на коммерческом расчете, в отношении очередности удовлетворения их претензий[570]. Уставы отдельных акционерных обществ с исключительным участием госкапитала, получивших изъятое из оборота имущество, забронировали это имущество от взысканий кредиторов и вместе с тем предоставили СТО право определить судьбу имущества, остающегося при ликвидации общества после оплаты его обязательств[571]. В некоторых уставах появилась даже более общая формула: акционерное общество "пользуется правами государственного предприятия"[572]. За несколько месяцев до издания Положения от 17/VIII 1927 г. предусмотренное в нем прямое организационное подчинение государственных акционерных обществ соответствующим наркоматам было проведено по отношению к строительным акционерным обществам с преобладанием госкапитала[573]. Отдельные случаи прямого воздействия Наркомата на созданное при его участии акционерное общество имели место в практике и ранее. В виде общего правила наркоматы руководили, однако, этими акционерными обществами путем дачи директив своим представителям в их органах[574]. Названный же декрет явился первым примером законодательного признания прямой связи между акционерным обществом и участвующим в нем наркоматом и прямого подчинения акционерного общества плановому руководству со стороны государства. В Положении от 17/VIII 1927 г., четко отграничившем государственные акционерные общества от смешанных и частных (ст. 3), это начало получило столь полное выражение, что организационная форма акционерного общества оказалась совершенно преобразованной и уже ни в какой мере не скрывает действительной природы государственного акционерного общества, как хозяйственного органа государства[575].

Использование формы акционерного общества для организации госпредприятия влечет за собой по Положению от 17/VIII 1927 г.[576] отличный от треста порядок учреждения предприятия (наличие не менее двух учредителей - ст. 132), образования его капитала (деление капитала на акции или паи, оплачиваемые различными ведомствами или предприятиями - ст. 1), управления его делами (наличие наряду с управлением особых органов: общего собрания и ревизионной комиссии, а в отдельных обществах, сверх того, и совета - ст. 72) и распределения его прибыли (поступление части дивиденда в непосредственное распоряжение хозрасчетного госпредприятия, участвующего в обществе - ст. 4-7 декрета СССР от 20/II 1928 г. и ст. 4 декрета СССР от 2/II 1928 г.)[577]. Эти организационные отступления от общетрестовской схемы лишены, однако, существенного значения, поскольку порядок образования и деятельности государственных акционерных обществ подчинен тому же плановому руководству со стороны вышестоящих органов, как и порядок образования и деятельности трестов[578]. В частности, учреждение государственного акционерного общества общесоюзного значения также требует предварительного разрешения СТО, как и учреждение общесоюзного треста, причем как госбюджетные учреждения, так и хозрасчетные предприятия могут принять участие в акционерном обществе лишь при условии, если необходимые для этого средства предусмотрены сметой учреждения или планом предприятия; хозрасчетное предприятие, сверх того, должно получить специальное разрешение Наркомата[579], в ведении которого оно находится (ст. 8-9 и 13-14)[580]. Таким образом, образование капитала государственного акционерного общества производится в том же плановом порядке, как и образование уставного капитала треста[581]. Наличие особых органов в составе акционерного общества является лишь своеобразной формой построения того государственного аппарата, на который государство возлагает управление данным имущественным комплексом (имуществом акционерного общества). В своей деятельности весь этот аппарат в такой же мере подчиняется директивам и распоряжениям планово-регулирующих органов, как и остальные хозрасчетные предприятия.

Подчиняя государственные акционерные общества общим нормам обо всех хозрасчетных предприятиях "независимо от формы их организации" (ст. 127), Положение от 17/VIII 1927 г. тем самым распространяет на них и общий принцип о подчинении оперативной деятельности всех хозрасчетных предприятий плановым заданиям соответствующих Наркоматов, декретированный в ст. 2 Положения о пром. трестах, ст. 2 Положения о торгах, ст. 1 Положения о госсельтрестах и ст. 1 Положения о синдикатах. Тот же принцип нашел себе конкретное выражение и в ряде отдельных статей Положения от 17/VIII 1927 г. Все важнейшие постановления общего собрания акционеров: о составе правления, о финансово-операционном плане, об утверждении отчета и распределении прибыли, об изменении устава и о ликвидации общества - утверждаются Наркоматом (ст. 129). Последнему предоставляется также [право] созывать чрезвычайные общие собрания, командировать своих представителей на общие собрания (с совещательным голосом) и ставить на их обсуждение любые вопросы (ст. 130)[582]. Занаряживание продукции государственного акционерного общества производится на тех же началах, как и занаряживание продукции промышленного треста (ст. 135). Равным образом и система генеральных договоров охватывает государственные акционерные общества на тех же основаниях, как и все остальные госпредприятия[583].

Запрещая отчуждать акции государственного акционерного общества кому-либо, кроме госучреждений и госпредприятий, и обеспечивая тем и на будущее время чисто государственный ("100%") характер акционерного общества, закон разрешает оплачивать их имуществом, изъятым из оборота (ст. 133 и 134)[584]. В силу применения к государственным акционерным обществам общих норм о хозрасчетных предприятиях указанное имущество подлежит общему режиму, установленному для изъятого из оборота госимущества, в частности не может быть отчуждено, заложено или обращено на удовлетворение кредиторов в порядке взыскания (ср. ст. 127 Положения от 17/VIII 1927 г. со ст. 19 и 22 ГК и ст. 1 декрета СССР от 11/VI 1926 г.). В случае ликвидации общества судьба этого имущества, равно как и судьба ликвидационного остатка, освободившегося за покрытием обязательств общества из остального имущества общества, определяется СТО или ЭКОСО союзной республики (ст. 139).

Кроме общих привилегий, предоставленных всем хозрасчетным предприятиям вообще и автоматически распространяющихся и на государственные акционерные общества, Положение от 17/VIII 1927 г. предоставило им некоторые привилегии, еще не нашедшие к тому времени признания в общих законах о госпредприятиях (ср. ст. 140)[585]. Если присоединить к этим принципиальным отличиям ряд менее существенных отклонений от общей организационной схемы акционерных обществ (ст. 132, 136-138 и 141), то юридическая природа государственных акционерных обществ вырисовывается с полной ясностью: несмотря на свою акционерную форму, они должны быть поставлены, не только по своей социальной природе, но и как организационный тип, рядом с трестами и синдикатами, а не рядом с частными или смешанными акционерными обществами. Внесенное участвующими в нем госорганами в оплату акций имущество в такой же мере остается собственностью государства, как ею остается имущество треста или синдиката. Формальное "приражение" этого имущества к акционерному обществу, как к юридическому лицу, является тем же методом введения в товарный оборот определенного комплекса из состава общей массы государственного имущества, как и введение в него имущества, "предоставленного" тресту. Особенности "корпоративной" природы государственного акционерного общества - при подчинении как всех его органов, так и каждого из участников общества в отдельности плановым и регулирующим директивам одного или нескольких наркоматов и СТО (или ЭКОСО) - имеют либо второстепенное, либо чисто техническое значение и не могут затемнить его действительной природы хозяйственного органа государства. Придание тому или другому предприятию формы треста с неделимым на паи капиталом или формы государственного акционерного общества является вопросом организационной техники. Резкое подчеркивание начала неделимости уставного капитала на паи в Положениях о промышленных трестах, торгах и госсельтрестах и полный отказ от имевшей место до издания названных Положений практики объединения предприятий, подведомственных нескольким административным единицам, в единый трест[586] лишний раз подтверждают, что дело идет именно лишь об организационных и технических особенностях, отвечающих практической потребности участия в одном предприятии разнородных госорганов, а не о создании особых правовых режимов для той и другой формы[587].


Примечания:

[565] СЗ, N 49, ст. 500.

[566] В отступление от точного смысла ст. 3 ВАК СТО в решении от 19/IV 1928 г. признала госпредприятием акционерное общество "Уралкнига", акционерами которого по уставу могли быть, кроме госорганов, также и партийные организации (САБ, N 11, стр. 4).

[567] Постановления от 1/Х и 3/XI 1923 г. (Сборник циркуляров Верховного Трибунала ВЦИК за 1921–1922 гг. и Верх. Суда РСФСР за 1923–1924 гг., стр. 71–73). На ту же точку зрения встал и III Отдел НКЮ (см. разъяснение акционерному обществу "Стандартстрой" от 16/VII 1925 г. – ГК под ред. С.В. Александровского, изд. 3, стр. 821). ВАК СТО же в некоторых своих решениях признавала госпредприятиями и акционерные общества, уставы коих допускали участие в них частного капитала, напр. Промбанк (решение от 29/I 1925 г. – вып. VI, N 515; ср. решение ВАК РСФСР от 7/XII 1923 г. по делу Внешторгбанка – CAБ, 1927, N 5–6, стр. 5). Равным образом и ГКК УССР признала смешанное акционерное общество "ВАКОТ" – с преобладающим (по уставу) участием госкапитала – хозрасчетным госпредприятием (определение от 30/V 1924 г. – ВСЮ, N 14, стp. 447–448). Напротив, циркуляр Верхсуда УССР от 10/II 1925 г., N 12 объявил споры смешанных акционерных обществ с госорганами подведомственными общим судам, а не арбитражным комиссиям, не сделав при этом никакой исключающей оговорки о смешанных обществах с преобладающим госкапиталом (ВСЮ, N 4, стр. 166). Положение об арбитражных комиссиях УССР от 23/III 1927 г. подчинило обязательному ведению арбитражных комиссий споры акционерных обществ и иных товариществ c исключительным участием госкапитала, "хотя бы они были организованы в форме смешанных обществ" (прим. 1 к ст. 3).

[568] В большинстве случаев к госпредприятиям вместе с акционерными обществами с исключительным участием госкапитала приравнивались предприятия с преобладающим участием госкапитала или же с исключительным либо преобладающим участием государственного и кооперативного капитала, реже – акционерные общества без обязательной доли госкапитала. Исчерпывающий перечень законодательных и административных актов по этому вопросу дан в содержательной статье X.Э. Бахчисарайцева, Материалы к вопросу о юридической природе акционерных обществ с участием госкапитала в СССР – "Советское право", 1927, N 2; см. также: М.И. Израэлит, Акционерные общества, 1927, стр. 70–73; К. Жудро, Государственные акционерные общества по Положению об а.о. от 17/VIII 1927 г. – ЕСЮ, 1927, N 50, и нашу статью "Смешанные общества" в "Финансовой энциклопедии", изд. 2, 1927, стр. 976–987. Последними по времени примерами подобных актов являются ст. 38 пост. СТО от 23/III 1928 г. (исключительное или преобладающее участие государственного или кооперативного капитала – СЗ, N 20, ст. 183); утв. СТО 20/Х 1927 г. Правила составления баланса (преобладание госкапитала – СЗ, N 63, ст. 636); декрет СССР от 22/II 1928 г. (участие государственного и кооперативного капитала без указания обязательной доли госкапитала – СЗ, 1928, N 14, ст. 115).

[569] Равно как и вообще ссылки на участие госкапитала в акционерных обществах (ср. прим. 1 и 3 к ст. 324 и ст. 324-а ГК РСФСР – в редакции, действовавшей до 19/III 1928 г.; прим. 1 и 2 к ст. 324 и ст. 342 ГК УССР).

[570] СЗ, N 37, ст. 272 (декрет от 28/V 1926 г. отменен в связи с изданием Положения об акционерных обществах – см. СЗ, 1928, N 26, ст. 234). В РСФСР названный декрет повлек за собой изменение ст. 266 ГПК (декрет от 27/IX 1926 г.) и предоставление акционерным обществам с исключительным (по уставу) государственным и кооперативным капиталом преимущества в удовлетворении их претензий перед частными предприятиями и низовой кооперацией. Как было уже отмечено, ст. 266 ГПК УССР и ст. 152 Адм. Код. УССР предоставляют подобную льготу только бюджетным предприятиям. Поскольку, однако, ст. 4 декрета СССР от 22/II 1928 г. приравняла одну из важнейших групп акционерных обществ – кредитные учреждения с участием государственного и кооперативного капитала (независимо от размера. этого участия) – к государственным учреждениям (СЗ, N 14, ст. 115), в отношении этой группы акционерных обществ различие между их положением в РСФСР и УССР отпало.

[571] § 52 и 54 устава "Союзфлота" (СЗ, 1925, II отд., N 36, ст. 93); § 4 и 78 устава "Совторгфлота" (СЗ, 1926, II отд., N 30, ст. 184); § 6 устава акционерного общества "Каспийское пароходство" (СЗ, 1928, II отд., N 5, ст. 24); ср. ст. 1 и прим. пост. СТО от 7/IX 1923 г. об акционировании государственного Каспийского пароходства (СУ, N 98, ст. 975) и прим. к ст. 2 пост. СТО от 8/XII 1923 г. о временном правлении акционерного общества "Каспийское пароходство" (СУ, 1924, N 16, ст. 155). Природа акционерного общества "Каспийское пароходство", как госоргана, с особой рельефностью проявляется в том, что в его "административном, техническом и хозяйственном ведении" состоят торговые порты Каспийского моря, Астраханский рейд и Волго-Каспийский и Гурьевский каналы (пост. СТО от 22/II 1928 г. – СЗ, N 18, ст. 157). Таким образом, названное общество соединяет в своих руках хозяйственные функции с административными точно так же, как делает это ряд указанных выше органов полухозяйственного, полуадминистративного типа (см. стр. 370–371 наст. сборника).

[572] § 26 устава Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства (СЗ, 1925, II отд., N 6, ст. 9). Не вполне ясно, впрочем, относилась ли эта формула ко всем вообще правоотношениям банка или же только к отношениям, возникавшим из выдачи ссуд под строения и право застройки, в связи с которыми она высказана.

[573] Статья 2 общесоюзного декрета от 7/III 1927 г. о государственных строительных предприятиях и строительных акционерных обществах (паевых товариществах) с преобладанием госкапитала (СЗ, N 16, ст. 168), воспроизведенная в ст. 324-а ГК в ред. декрета от 1/VIII 1927 г. и отмененная в связи с изданием Положения об акционерных обществах (см. ст. 1, п. "ж" декрета СССР от 26/IV 1928 г. – СЗ, N 26, ст. 234).

[574] См. нормативные акты, приведенные в цит. статье X.Э. Бахчисарайцева, стр. 110–112; ср. ст. 5 постановления СНК СССР о порядке определения и распределения прибылей от 20/II 1928 г. (СЗ, N 17, ст. 147) и решение ВАК УССР от 14/V 1927 г. (САБ, N 37–38, стр. 8).

[575] Несоответствие организационной формы акционерного общества социально-экономи­чеcкой природе госпредприятия побудило первое Совещание юрисконсультов госпромышленности высказаться за создание особой формы "государственных паевых товариществ", подчиняющихся режиму государственных хозрасчетных предприятий, но учреждаемых и организуемых в основном по общим нормам акционерного права (Вопросы промышленного права, 1925, стр. 128; см. там же доклады Л.А. Виноградова и В.Н. Шретера, стр. 99–101 и 106–111). Соответствующий проект был внесен на рассмотрение законодательных органов еще до Совещания. Было решено, однако, использовать общую форму акционерного общества для организации как смешанных, так и чисто государственных предприятий, внеся в нее все изменения, обусловленные социально-экономической природой последних. Против этого не возражало и второе Совещание юрисконсультов госпромышленности, ибо при наличии указанных изменений дело шло скорее о различии в названии, чем о различии в организационной структуре (Вопросы промышленного права, 1927, стр. 122; см. там же доклад Л.А. Виноградова, стр. 106–108). К. Жудро правильно отмечает, однако, что организация госпредприятий на акционерных началах требует большего "конструктивного упрощения", чем это проведено Положением от 17/VIII 1927 г. (цит. статья в ЕСЮ, 1927, N 50). С.Н. Ландкоф, высказываясь за замену акционерных обществ товариществами с ограниченной ответственностью, считает эту последнюю форму более пригодной и для участия госорганов, с освобождением лишь их от дополнительной ответственности по паям товарищества, как это предусматривает в отношении госбюджетных органов ст. 3 декрета УССР от 20/I 1926 г. – ныне ст. 3181 ГК УССР (Проблема развития акционерного права, 1927, стр. 88–90; ср. eго же. Товарищества и акционерные общества, 1926, стр. 134). А.Г. Гойхбарг же считает акционерную форму вообще "совершенно бесполезной" для предприятий с исключительным участием госкапитала (Очерки хозяйственного права, 1927, стр. 101).

[576] Общая характеристика Положения от 17/VIII 1927 г. дана в статьях П.С. Эйбушитца, К новому закону об акционерных обществах ("Право и жизнь", 1928, N 1) и Я.И. Раппо­порта, Общесоюзный закон об акционерных обществах (ВСЮ, 1928, N 5).

[577] СЗ, N 17, ст. 147 и N 11, ст. 101.

[578] Мы думаем поэтому, что К. Жудро преувеличивает степень различия между процессами учреждения треста и государственного акционерного общества, придавая особое значение тому, что капитал первого "предоставляется" ему организующим трест учреждением, а капитал второго "собирается" его учредителями (Учредительский период гос. акционерных обществ – ВСЮ, 1928, N 23).

[579] Или соответствующего местного органа, в ведении которого данное общество состоит.

[580] Порядок образования акционерных обществ госбюджетными органами, действовавший до издания Положения от 17/VIII 1927 г., подробно освещен в очерке П.А. Руднева, О праве госорганов, состоящих на госбюжете, образовывать акционерные общества, 1927, стр. 4–14.

[581] Одним из наиболее ярких примеров плановой организации государственных акционерных обществ является образование акционерного общества "Союзхлеб" – путем слияния акционерного общества "Хлебопродукт" с рядом трестов и торгов (ст. 1–3 и 6 декрета СССР от 13/VI 1928 г. об организации хлебозаготовок и хлебоснабжения в 1928/29 г. – СЗ, 1928, N 37, ст. 339). Ср. приказ ВСНХ СССР от 9/VII 1928 г., N 840, об "участии промпредприятий в акционерном строительстве", установивший принципы участия трестов и синдикатов в акционерных обществах и потребовавший соответствующего перераспределения инвестированных в них госпромышленностыо капиталов (ТПГ, 1928, N 161), и пост. ЭКОСО РСФСР от 26/I 1928 г. об условиях вхождения НКТорга РСФСР в акционерные общества "Мясопродукт" и "Хладоэкcпорт" (СУ, 1928, N 23, ст. 166; см. также: СУ, 1928, N 35, ст. 262).

[582] Ср. разд. B цит. приказа ВСНХ от 9/VII 1928 г., N 840: "руководство деятельностью обществ и контроль за ними" (ТПГ, N 161).

[583] Ср. ст. 10 и 15 цит. декрета СССР от 13/VI 1928 г. об организации хлебозаготовок и хлебоснабжения в 1928/29 г., а также ст. 1 и 11 пост. СТО от 27/IV 1928 г. о рационализации государственной универсальной торговли (СЗ, N 29, ст. 265).

[584] За исключением земель, вод, недр и лесов, которые могут предоставляться лишь в пользование, причем платежи за первый год могут засчитываться и в оплату акций (ср. ст. 133 и прим. к ст. 33).

[585] Статья 140 ограничивает возмещение убытков, причиненных кредиторам ликвидируемого государственного акционерного общества досрочным прекращением договоров с ними, размерами положительного ущерба (в изъятие из ст. 116 того же Положения и ст. 117 ГК). По отношению к промышленным трестам та же льгота нашла себе место лишь в ст. 12 Правил о порядке производства ликвидации треста от 7/IV 1928 г. (приказ BСHX СССР от 7/IV 1928 г., N 564 – ТПГ, N 101), по отношению к синдикатам – в ст. 72 Положения о синдикатах, отсылающей к ст. 140 Положения об акционерных обществах.

[586] Статья 25 декрета от 10/IV 1923 г. о гострестах допускала привлечение к участию в уставном капитале треста других госпредприятий и кооперации в порядке изменения устава треста. На практике имело место лишь образование "междуведомственных трестов" с участием госорганов, в частности с одновременным участием центральных и местных органов (см. примеры, приведенные в докладе Л.А. Виноградова – сб. "Вопросы промышленного права", 1925, стр. 127). Статья 24 декрета от 17/VII 1923 г. о местных трестах, напротив, допускала участие в тресте как кооперативного и частного капитала, так и других госпредприятий исключительно в порядке реорганизации треста в акционерное общество – в отличие от ст. 26 декрета от 10/IV 1923 г., требовавшей подобной реорганизации лишь в случае привлечения частного капитала. Постановлением о местной госпромышленности от 3/V 1927 г. СНК СССР признал тем не менее "возможным и целесообразным объединение предприятий двух или нескольких соседних административных единиц в один трест местного значения" (ст. 14 – СЗ, N 23, ст. 255). После издания Положений о пром. трестах и акц. обществах СНК СССР предложил в подобных случаях образовывать не тресты, а государственные промышленные паевые товарищества в порядке Положения об акц. обществах (ст. 3 пост. от 2/XII 1927 г. – СЗ, N 67, ст. 684). Практике известны также случаи образования трестов, входящих в систему предприятий какой-либо одной административной единицы и подведомственных исключительно органам последней, но с привлечением к участию в их прибылях других административных единиц (ср. декрет РСФСР от 27/ХII 1927 г. об образовании металлообрабатывающего Павлово-Муромского треста республиканского значения, часть прибыли которого должна отчисляться по уставу в местный бюджет двух губерний – СУ, 1928, N 5, ст. 47).

[587] Этим объясняется та относительная легкость, с которой тресты реорганизуются в государственные акционерные общества (ср. декрет СССР от 6/VII 1927 г. об объединении 8 золотопромышленных трестов с Забайкальским золотопромышленным акционерным обществом в акционерное общество "Союззолото" – СЗ, N 43, ст. 432 – и постановление СТО от 12/IV 1928 г. о преобразовании государственного строительного объединения текстильных предприятий в акционерное общество "Текстильстрой" – СЗ, II отд., N 22, ст. 100), а государственные акционерные общества – в тресты (ср. приказ ВСНХ СССР от 24/III 1928 г., N 521, о ликвидации акционерного общества "Руссграфит" и передаче его имущества тресту "Минеральное сырье" – ТПГ, N 72).

Новости


05.01.13 Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие изменения.  Читайте далее.
25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский районные суды. Более подробная информация здесь.
24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется. Подробнее.

Все новости