Находка для тех, чьи девушки и супруги работают в сфере услуг: маникюр, брови, ресницы и так далее...
🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»?
Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе
Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
§ 12. Государственные акционерные общества
Каждый из указанных выше специальных типов хозрасчетных предприятий с неделимым на паи капиталом применяется в одной определенной отрасли народного хозяйства: промышленности, торговле, транспорте, сельском или коммунальном хозяйстве и т.д. Напротив, организационная форма государственного акционерного общества может быть применена в любой отрасли хозяйства. Вместе с тем в отличие от государственных синдикатов, участниками которых могут быть лишь тресты и государственные акционерные общества и деятельность которых ограничивается кругом синдицированных отраслей промышленности (включая лесную и сельскохозяйственную промышленность), государственные акционерные общества могут состоять из самых разнородных госучреждений и госпредприятий. Эта возможность использования акционерной формы для организации госпредприятия с участием в одном предприятии различных госорганов - хозрасчетных предприятий и госбюджетных учреждений, общесоюзных и республиканских наркоматов, центральных и местных учреждений, промышленных и торговых предприятий и т.д.- и послужила главным основанием к учреждению акционерных обществ с исключительным участием государственного капитала.
Положение об акционерных обществах от 17/VIII 1927 г.[565] признает акционерное общество государственным лишь в том случае, если все его акции по уставу должны принадлежать исключительно госучреждениям или госпредприятиям (ст. 3)[566]. В отличие от хозрасчетных предприятий с неделимым на паи капиталом государственные акционерные общества подчиняются сложному правовому режиму. Нормы акционерного закона распространяются на них лишь с рядом изъятий, обусловленных их социальной природой. С одной стороны, к ним применяются общие законы, касающиеся всех хозрасчетных предприятий "независимо от формы их организации", с другой - ряд специальных норм, содержащихся в самом Положении от 17/VIII 1927 г. и вносящих глубокие изменения в предусмотренную тем же Положением схему управления и в условия деятельности акционерного общества (ст. 126-141). В итоге государственно-хозяйственная природа данного типа предприятий получает решительный перевес над организационно-правовой формой акционерного общества, более того, превращает их в особый организационный тип, резко отличный от остальных акционерных обществ.
Государственные акционерные общества, как особый тип акционерного общества, получили четкое оформление лишь в Положении от 17/VIII 1927 г. Это не значит, однако, что лишь с того же момента для них был создан особый режим, отличный от общеакционерного режима. Несмотря на отсутствие в ГК каких-либо указаний на государственные акционерные общества, Пленум Верхсуда РСФСР еще осенью 1923 г., подчиняя акционерные общества, уставы коих допускали участие в них частного капитала, общим нормам о частноправовых организациях, тем самым сделал изъятие для акционерных обществ с исключительным - по уставу, а не фактически - участием госкапитала[567]. Вслед за тем появился ряд новелл, приравнявших акционерные общества с исключительным участием госкапитала (обычно даже без оговорки об уставном характере этого участия) к госпредприятиям, напр. в отношении подчинения их отдельным мероприятиям по планированию народного хозяйства, в отношении налогов, оплаты служащих и других условий труда и т.д.[568] Ссылки на акционерные общества с исключительным участием госкапитала появились и в ГК (ст. 22-а ГК РСФСР, прим. 1 к ст. 324, прим. к ст. 348 и прим. к ст. 366 ГК УССР)[569]. Декретом СССР от 28/V 1926 г. акционерные общества с исключительным по уставу участием государственного и кооперативного капитала были приравнены к предприятиям, действующим на коммерческом расчете, в отношении очередности удовлетворения их претензий[570]. Уставы отдельных акционерных обществ с исключительным участием госкапитала, получивших изъятое из оборота имущество, забронировали это имущество от взысканий кредиторов и вместе с тем предоставили СТО право определить судьбу имущества, остающегося при ликвидации общества после оплаты его обязательств[571]. В некоторых уставах появилась даже более общая формула: акционерное общество "пользуется правами государственного предприятия"[572]. За несколько месяцев до издания Положения от 17/VIII 1927 г. предусмотренное в нем прямое организационное подчинение государственных акционерных обществ соответствующим наркоматам было проведено по отношению к строительным акционерным обществам с преобладанием госкапитала[573]. Отдельные случаи прямого воздействия Наркомата на созданное при его участии акционерное общество имели место в практике и ранее. В виде общего правила наркоматы руководили, однако, этими акционерными обществами путем дачи директив своим представителям в их органах[574]. Названный же декрет явился первым примером законодательного признания прямой связи между акционерным обществом и участвующим в нем наркоматом и прямого подчинения акционерного общества плановому руководству со стороны государства. В Положении от 17/VIII 1927 г., четко отграничившем государственные акционерные общества от смешанных и частных (ст. 3), это начало получило столь полное выражение, что организационная форма акционерного общества оказалась совершенно преобразованной и уже ни в какой мере не скрывает действительной природы государственного акционерного общества, как хозяйственного органа государства[575].
Использование формы акционерного общества для организации госпредприятия влечет за собой по Положению от 17/VIII 1927 г.[576] отличный от треста порядок учреждения предприятия (наличие не менее двух учредителей - ст. 132), образования его капитала (деление капитала на акции или паи, оплачиваемые различными ведомствами или предприятиями - ст. 1), управления его делами (наличие наряду с управлением особых органов: общего собрания и ревизионной комиссии, а в отдельных обществах, сверх того, и совета - ст. 72) и распределения его прибыли (поступление части дивиденда в непосредственное распоряжение хозрасчетного госпредприятия, участвующего в обществе - ст. 4-7 декрета СССР от 20/II 1928 г. и ст. 4 декрета СССР от 2/II 1928 г.)[577]. Эти организационные отступления от общетрестовской схемы лишены, однако, существенного значения, поскольку порядок образования и деятельности государственных акционерных обществ подчинен тому же плановому руководству со стороны вышестоящих органов, как и порядок образования и деятельности трестов[578]. В частности, учреждение государственного акционерного общества общесоюзного значения также требует предварительного разрешения СТО, как и учреждение общесоюзного треста, причем как госбюджетные учреждения, так и хозрасчетные предприятия могут принять участие в акционерном обществе лишь при условии, если необходимые для этого средства предусмотрены сметой учреждения или планом предприятия; хозрасчетное предприятие, сверх того, должно получить специальное разрешение Наркомата[579], в ведении которого оно находится (ст. 8-9 и 13-14)[580]. Таким образом, образование капитала государственного акционерного общества производится в том же плановом порядке, как и образование уставного капитала треста[581]. Наличие особых органов в составе акционерного общества является лишь своеобразной формой построения того государственного аппарата, на который государство возлагает управление данным имущественным комплексом (имуществом акционерного общества). В своей деятельности весь этот аппарат в такой же мере подчиняется директивам и распоряжениям планово-регулирующих органов, как и остальные хозрасчетные предприятия.
Подчиняя государственные акционерные общества общим нормам обо всех хозрасчетных предприятиях "независимо от формы их организации" (ст. 127), Положение от 17/VIII 1927 г. тем самым распространяет на них и общий принцип о подчинении оперативной деятельности всех хозрасчетных предприятий плановым заданиям соответствующих Наркоматов, декретированный в ст. 2 Положения о пром. трестах, ст. 2 Положения о торгах, ст. 1 Положения о госсельтрестах и ст. 1 Положения о синдикатах. Тот же принцип нашел себе конкретное выражение и в ряде отдельных статей Положения от 17/VIII 1927 г. Все важнейшие постановления общего собрания акционеров: о составе правления, о финансово-операционном плане, об утверждении отчета и распределении прибыли, об изменении устава и о ликвидации общества - утверждаются Наркоматом (ст. 129). Последнему предоставляется также [право] созывать чрезвычайные общие собрания, командировать своих представителей на общие собрания (с совещательным голосом) и ставить на их обсуждение любые вопросы (ст. 130)[582]. Занаряживание продукции государственного акционерного общества производится на тех же началах, как и занаряживание продукции промышленного треста (ст. 135). Равным образом и система генеральных договоров охватывает государственные акционерные общества на тех же основаниях, как и все остальные госпредприятия[583].
Запрещая отчуждать акции государственного акционерного общества кому-либо, кроме госучреждений и госпредприятий, и обеспечивая тем и на будущее время чисто государственный ("100%") характер акционерного общества, закон разрешает оплачивать их имуществом, изъятым из оборота (ст. 133 и 134)[584]. В силу применения к государственным акционерным обществам общих норм о хозрасчетных предприятиях указанное имущество подлежит общему режиму, установленному для изъятого из оборота госимущества, в частности не может быть отчуждено, заложено или обращено на удовлетворение кредиторов в порядке взыскания (ср. ст. 127 Положения от 17/VIII 1927 г. со ст. 19 и 22 ГК и ст. 1 декрета СССР от 11/VI 1926 г.). В случае ликвидации общества судьба этого имущества, равно как и судьба ликвидационного остатка, освободившегося за покрытием обязательств общества из остального имущества общества, определяется СТО или ЭКОСО союзной республики (ст. 139).
Кроме общих привилегий, предоставленных всем хозрасчетным предприятиям вообще и автоматически распространяющихся и на государственные акционерные общества, Положение от 17/VIII 1927 г. предоставило им некоторые привилегии, еще не нашедшие к тому времени признания в общих законах о госпредприятиях (ср. ст. 140)[585]. Если присоединить к этим принципиальным отличиям ряд менее существенных отклонений от общей организационной схемы акционерных обществ (ст. 132, 136-138 и 141), то юридическая природа государственных акционерных обществ вырисовывается с полной ясностью: несмотря на свою акционерную форму, они должны быть поставлены, не только по своей социальной природе, но и как организационный тип, рядом с трестами и синдикатами, а не рядом с частными или смешанными акционерными обществами. Внесенное участвующими в нем госорганами в оплату акций имущество в такой же мере остается собственностью государства, как ею остается имущество треста или синдиката. Формальное "приражение" этого имущества к акционерному обществу, как к юридическому лицу, является тем же методом введения в товарный оборот определенного комплекса из состава общей массы государственного имущества, как и введение в него имущества, "предоставленного" тресту. Особенности "корпоративной" природы государственного акционерного общества - при подчинении как всех его органов, так и каждого из участников общества в отдельности плановым и регулирующим директивам одного или нескольких наркоматов и СТО (или ЭКОСО) - имеют либо второстепенное, либо чисто техническое значение и не могут затемнить его действительной природы хозяйственного органа государства. Придание тому или другому предприятию формы треста с неделимым на паи капиталом или формы государственного акционерного общества является вопросом организационной техники. Резкое подчеркивание начала неделимости уставного капитала на паи в Положениях о промышленных трестах, торгах и госсельтрестах и полный отказ от имевшей место до издания названных Положений практики объединения предприятий, подведомственных нескольким административным единицам, в единый трест[586] лишний раз подтверждают, что дело идет именно лишь об организационных и технических особенностях, отвечающих практической потребности участия в одном предприятии разнородных госорганов, а не о создании особых правовых режимов для той и другой формы[587].
[566] В отступление от точного смысла ст. 3 ВАК СТО в решении от 19/IV 1928 г.
признала госпредприятием акционерное общество "Уралкнига", акционерами которого
по уставу могли быть, кроме госорганов, также и партийные организации (САБ,
N 11, стр. 4).
[567] Постановления от 1/Х и 3/XI 1923 г. (Сборник циркуляров Верховного Трибунала
ВЦИК за 1921–1922 гг. и Верх. Суда РСФСР за 1923–1924 гг., стр. 71–73). На
ту же точку зрения встал и III Отдел НКЮ (см. разъяснение акционерному обществу
"Стандартстрой" от 16/VII 1925 г. – ГК под ред. С.В. Александровского,
изд. 3, стр. 821). ВАК СТО же в некоторых своих решениях признавала госпредприятиями
и акционерные общества, уставы коих допускали участие в них частного капитала,
напр. Промбанк (решение от 29/I 1925 г. – вып. VI, N 515; ср. решение
ВАК РСФСР от 7/XII 1923 г. по делу Внешторгбанка – CAБ, 1927, N 5–6,
стр. 5). Равным образом и ГКК УССР признала смешанное акционерное общество
"ВАКОТ" – с преобладающим (по уставу) участием госкапитала – хозрасчетным
госпредприятием (определение от 30/V 1924 г. – ВСЮ, N 14, стp. 447–448). Напротив,
циркуляр Верхсуда УССР от 10/II 1925 г., N 12 объявил споры смешанных
акционерных обществ с госорганами подведомственными общим судам, а не арбитражным
комиссиям, не сделав при этом никакой исключающей оговорки о смешанных обществах
с преобладающим госкапиталом (ВСЮ, N 4, стр. 166). Положение об арбитражных
комиссиях УССР от 23/III 1927 г. подчинило обязательному ведению арбитражных
комиссий споры акционерных обществ и иных товариществ c исключительным участием
госкапитала, "хотя бы они были организованы в форме смешанных обществ" (прим.
1 к ст. 3).
[568] В большинстве случаев к госпредприятиям вместе с акционерными обществами с
исключительным участием госкапитала приравнивались предприятия с преобладающим
участием госкапитала или же с исключительным либо преобладающим участием государственного
и кооперативного капитала, реже – акционерные общества без обязательной доли
госкапитала. Исчерпывающий перечень законодательных и административных актов
по этому вопросу дан в содержательной статье X.Э. Бахчисарайцева, Материалы
к вопросу о юридической природе акционерных обществ с участием госкапитала
в СССР – "Советское право", 1927, N 2; см. также: М.И. Израэлит, Акционерные
общества, 1927, стр. 70–73; К. Жудро, Государственные акционерные общества
по Положению об а.о. от 17/VIII 1927 г. – ЕСЮ, 1927, N 50, и нашу
статью "Смешанные общества" в "Финансовой энциклопедии", изд. 2, 1927, стр.
976–987. Последними по времени примерами подобных актов являются ст. 38
пост. СТО от 23/III 1928 г. (исключительное или преобладающее участие
государственного или кооперативного капитала – СЗ, N 20, ст. 183);
утв. СТО 20/Х 1927 г. Правила составления баланса (преобладание госкапитала
– СЗ, N 63, ст. 636); декрет СССР от 22/II 1928 г. (участие
государственного и кооперативного капитала без указания обязательной доли
госкапитала – СЗ, 1928, N 14, ст. 115).
[569] Равно как и вообще ссылки на участие госкапитала в акционерных обществах (ср.
прим. 1 и 3 к ст. 324 и ст. 324-а ГК РСФСР – в редакции, действовавшей
до 19/III 1928 г.; прим. 1 и 2 к ст. 324 и ст. 342 ГК УССР).
[570] СЗ, N 37, ст. 272 (декрет от 28/V 1926 г. отменен в связи с
изданием Положения об акционерных обществах – см. СЗ, 1928, N 26, ст. 234).
В РСФСР названный декрет повлек за собой изменение ст. 266 ГПК (декрет
от 27/IX 1926 г.) и предоставление акционерным обществам с исключительным
(по уставу) государственным и кооперативным капиталом преимущества в удовлетворении
их претензий перед частными предприятиями и низовой кооперацией. Как было
уже отмечено, ст. 266 ГПК УССР и ст. 152 Адм. Код. УССР предоставляют
подобную льготу только бюджетным предприятиям. Поскольку, однако, ст. 4
декрета СССР от 22/II 1928 г. приравняла одну из важнейших групп акционерных
обществ – кредитные учреждения с участием государственного и кооперативного
капитала (независимо от размера. этого участия) – к государственным учреждениям
(СЗ, N 14, ст. 115), в отношении этой группы акционерных обществ
различие между их положением в РСФСР и УССР отпало.
[571] § 52 и 54 устава "Союзфлота" (СЗ, 1925, II отд., N 36, ст. 93);
§ 4 и 78 устава "Совторгфлота" (СЗ, 1926, II отд., N 30, ст. 184);
§ 6 устава акционерного общества "Каспийское пароходство" (СЗ, 1928, II отд.,
N 5, ст. 24); ср. ст. 1 и прим. пост. СТО от 7/IX 1923 г.
об акционировании государственного Каспийского пароходства (СУ, N 98,
ст. 975) и прим. к ст. 2 пост. СТО от 8/XII 1923 г. о временном
правлении акционерного общества "Каспийское пароходство" (СУ, 1924, N 16,
ст. 155). Природа акционерного общества "Каспийское пароходство", как
госоргана, с особой рельефностью проявляется в том, что в его "административном,
техническом и хозяйственном ведении" состоят торговые порты Каспийского моря,
Астраханский рейд и Волго-Каспийский и Гурьевский каналы (пост. СТО от 22/II
1928 г. – СЗ, N 18, ст. 157). Таким образом, названное общество
соединяет в своих руках хозяйственные функции с административными точно так
же, как делает это ряд указанных выше органов полухозяйственного, полуадминистративного
типа (см. стр. 370–371 наст. сборника).
[572] § 26 устава Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства
(СЗ, 1925, II отд., N 6, ст. 9). Не вполне ясно, впрочем, относилась
ли эта формула ко всем вообще правоотношениям банка или же только к отношениям,
возникавшим из выдачи ссуд под строения и право застройки, в связи с которыми
она высказана.
[573] Статья 2 общесоюзного
декрета от 7/III 1927 г. о государственных строительных предприятиях
и строительных акционерных обществах (паевых товариществах) с преобладанием
госкапитала (СЗ, N 16, ст. 168), воспроизведенная в ст. 324-а
ГК в ред. декрета от 1/VIII 1927 г. и отмененная в связи с изданием Положения
об акционерных обществах (см. ст. 1, п. "ж" декрета СССР от 26/IV 1928 г.
– СЗ, N 26, ст. 234).
[574] См. нормативные акты, приведенные в цит. статье X.Э. Бахчисарайцева, стр.
110–112; ср. ст. 5 постановления СНК СССР о порядке определения и распределения
прибылей от 20/II 1928 г. (СЗ, N 17, ст. 147) и решение ВАК
УССР от 14/V 1927 г. (САБ, N 37–38, стр. 8).
[575] Несоответствие организационной формы акционерного общества социально-экономичеcкой
природе госпредприятия побудило первое Совещание юрисконсультов госпромышленности
высказаться за создание особой формы "государственных паевых товариществ",
подчиняющихся режиму государственных хозрасчетных предприятий, но учреждаемых
и организуемых в основном по общим нормам акционерного права (Вопросы промышленного
права, 1925, стр. 128; см. там же доклады Л.А. Виноградова и В.Н. Шретера,
стр. 99–101 и 106–111). Соответствующий проект был внесен на рассмотрение
законодательных органов еще до Совещания. Было решено, однако, использовать
общую форму акционерного общества для организации как смешанных, так и чисто
государственных предприятий, внеся в нее все изменения, обусловленные социально-экономической
природой последних. Против этого не возражало и второе Совещание юрисконсультов
госпромышленности, ибо при наличии указанных изменений дело шло скорее о различии
в названии, чем о различии в организационной структуре (Вопросы промышленного
права, 1927, стр. 122; см. там же доклад Л.А. Виноградова, стр. 106–108).
К. Жудро правильно отмечает, однако, что организация госпредприятий на акционерных
началах требует большего "конструктивного упрощения", чем это проведено Положением
от 17/VIII 1927 г. (цит. статья в ЕСЮ, 1927, N 50). С.Н. Ландкоф,
высказываясь за замену акционерных обществ товариществами с ограниченной ответственностью,
считает эту последнюю форму более пригодной и для участия госорганов, с освобождением
лишь их от дополнительной ответственности по паям товарищества, как это предусматривает
в отношении госбюджетных органов ст. 3 декрета УССР от 20/I 1926 г.
– ныне ст. 3181 ГК УССР (Проблема развития акционерного права,
1927, стр. 88–90; ср. eго же. Товарищества и акционерные общества, 1926, стр. 134).
А.Г. Гойхбарг же считает акционерную форму вообще "совершенно бесполезной"
для предприятий с исключительным участием госкапитала (Очерки хозяйственного
права, 1927, стр. 101).
[576] Общая характеристика Положения от 17/VIII 1927 г. дана в статьях П.С.
Эйбушитца, К новому закону об акционерных обществах ("Право и жизнь", 1928,
N 1) и Я.И. Раппопорта, Общесоюзный закон об акционерных обществах
(ВСЮ, 1928, N 5).
[578] Мы думаем поэтому, что К. Жудро преувеличивает степень различия между процессами
учреждения треста и государственного акционерного общества, придавая особое
значение тому, что капитал первого "предоставляется" ему организующим трест
учреждением, а капитал второго "собирается" его учредителями (Учредительский
период гос. акционерных обществ – ВСЮ, 1928, N 23).
[579] Или соответствующего местного органа, в ведении
которого данное общество состоит.
[580] Порядок образования акционерных обществ госбюджетными органами, действовавший
до издания Положения от 17/VIII 1927 г., подробно освещен в очерке П.А. Руднева,
О праве госорганов, состоящих на госбюжете, образовывать акционерные
общества, 1927, стр. 4–14.
[581] Одним из наиболее ярких примеров плановой организации государственных акционерных
обществ является образование акционерного общества "Союзхлеб" – путем слияния
акционерного общества "Хлебопродукт" с рядом трестов и торгов (ст. 1–3 и 6
декрета СССР от 13/VI 1928 г. об организации хлебозаготовок и хлебоснабжения
в 1928/29 г. – СЗ, 1928, N 37, ст. 339). Ср. приказ ВСНХ СССР
от 9/VII 1928 г., N 840, об "участии промпредприятий в акционерном строительстве",
установивший принципы участия трестов и синдикатов в акционерных обществах
и потребовавший соответствующего перераспределения инвестированных в них госпромышленностыо
капиталов (ТПГ, 1928, N 161), и пост. ЭКОСО РСФСР от 26/I 1928 г.
об условиях вхождения НКТорга РСФСР в акционерные общества "Мясопродукт" и
"Хладоэкcпорт" (СУ, 1928, N 23, ст. 166; см. также: СУ, 1928, N 35,
ст. 262).
[582] Ср. разд. B цит. приказа ВСНХ от 9/VII 1928 г., N 840: "руководство деятельностью обществ и контроль
за ними" (ТПГ, N 161).
[583] Ср. ст. 10 и 15 цит. декрета СССР от 13/VI 1928 г. об организации хлебозаготовок
и хлебоснабжения в 1928/29 г., а также ст. 1 и 11 пост. СТО от 27/IV 1928 г.
о рационализации государственной универсальной торговли (СЗ, N 29, ст. 265).
[584] За исключением земель, вод, недр и лесов, которые могут предоставляться лишь
в пользование, причем платежи за первый год могут засчитываться и в оплату
акций (ср. ст. 133 и прим. к ст. 33).
[585] Статья 140 ограничивает
возмещение убытков, причиненных кредиторам ликвидируемого государственного
акционерного общества досрочным прекращением договоров с ними, размерами положительного
ущерба (в изъятие из ст. 116 того же Положения и ст. 117 ГК). По
отношению к промышленным трестам та же льгота нашла себе место лишь в ст. 12
Правил о порядке производства ликвидации треста от 7/IV 1928 г. (приказ
BСHX СССР от 7/IV 1928 г., N 564 – ТПГ, N 101), по отношению к синдикатам
– в ст. 72 Положения о синдикатах, отсылающей к ст. 140 Положения
об акционерных обществах.
[586] Статья 25 декрета
от 10/IV 1923 г. о гострестах допускала привлечение к участию в уставном
капитале треста других госпредприятий и кооперации в порядке изменения устава
треста. На практике имело место лишь образование "междуведомственных трестов"
с участием госорганов, в частности с одновременным участием центральных и
местных органов (см. примеры, приведенные в докладе Л.А. Виноградова – сб.
"Вопросы промышленного права", 1925, стр. 127). Статья 24 декрета от
17/VII 1923 г. о местных трестах, напротив, допускала участие в тресте
как кооперативного и частного капитала, так и других госпредприятий исключительно
в порядке реорганизации треста в акционерное общество – в отличие от ст. 26
декрета от 10/IV 1923 г., требовавшей подобной реорганизации лишь в случае
привлечения частного капитала. Постановлением о местной госпромышленности
от 3/V 1927 г. СНК СССР признал тем не менее "возможным и целесообразным
объединение предприятий двух или нескольких соседних административных единиц
в один трест местного значения" (ст. 14 – СЗ, N 23, ст. 255). После
издания Положений о пром. трестах и акц. обществах СНК СССР предложил в подобных
случаях образовывать не тресты, а государственные промышленные паевые товарищества
в порядке Положения об акц. обществах (ст. 3 пост. от 2/XII 1927 г. –
СЗ, N 67, ст. 684). Практике известны также случаи образования трестов,
входящих в систему предприятий какой-либо одной административной единицы и
подведомственных исключительно органам последней, но с привлечением к участию
в их прибылях других административных единиц (ср. декрет РСФСР от 27/ХII 1927 г.
об образовании металлообрабатывающего Павлово-Муромского треста республиканского
значения, часть прибыли которого должна отчисляться по уставу в местный бюджет
двух губерний – СУ, 1928, N 5, ст. 47).
[587] Этим объясняется та относительная легкость, с которой тресты реорганизуются
в государственные акционерные общества (ср. декрет СССР от 6/VII 1927 г.
об объединении 8 золотопромышленных трестов с Забайкальским золотопромышленным
акционерным обществом в акционерное общество "Союззолото" – СЗ, N 43,
ст. 432 – и постановление СТО от 12/IV 1928 г. о преобразовании
государственного строительного объединения текстильных предприятий в акционерное
общество "Текстильстрой" – СЗ, II отд., N 22, ст. 100), а государственные
акционерные общества – в тресты (ср. приказ ВСНХ СССР от 24/III 1928 г., N 521,
о ликвидации акционерного общества "Руссграфит" и передаче его имущества тресту
"Минеральное сырье" – ТПГ, N 72).
Новости
05.01.13
Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными
судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие
изменения.
Читайте далее. 25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский
районные суды.
Более подробная информация здесь. 24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется.
Подробнее.