Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
§ 11. Предприятия с неделимым на паи капиталом в отдельных отраслях хозяйстваКак было уже отмечено выше, преобладающей формой государственного предприятия является хозрасчетное предприятие с неделимым на паи капиталом, ибо созданная для госпромышленности организационная форма получила под тем или иным наименованием широкое применение и в других отраслях государственного хозяйства.
1. По типу промышленных трестов был организован ряд государственных торговых предприятий - на основе уставов и положений, воспроизводивших, с большими или меньшими изменениями, уставы и положения о промышленных трестах[502] или даже прямо ссылавшихся на декрет от 10/IV 1923 г.[503] Равным образом и ныне действующее Положение о государственных торговых предприятиях (торгах) от 17/VIII 1927 г. ограничивается лишь немногими постановлениями, распространяя в остальном на торги большую часть статей Положения о промышленных трестах от 29/VI 1927 г. (ст. 13).
Аналогично промышленному тресту торгом признается лишь госпредприятие с неделимым на паи капиталом (ст. 2). Ряд торгов был организован, однако, в форме акционерного общества (паевого товарищества) по общим нормам ГК об акционерных обществах (б. ст. 322-366) или в форме так наз. государственного паевого товарищества, не предусмотренного общим законом и не отличавшегося по существу от первого из названных типов[504]. Положение от 17/VIII 1927 г., легализовав форму государственного акционерного общества (паевого товарищества) в качестве особого типа акционерных предприятий, уничтожило тем самым всякое различие между двумя последними типами.
Что же касается отличий торгов от промышленных трестов, то главными из них являются следующие: 1) основным Наркоматом, учреждающим и ведающим торгами, является НКТорг, а не ВСНХ (ст. 6), 2) район деятельности торга может быть ограничен его уставом (ст. 5), 3) распорядительные функции НКТорга в отношении торгов несколько шире по сравнению с теми же функциями ВСНХ в отношении трестов (ст. 8), в частности в вопросе об отчуждении изъятого из оборота имущества (ср. ст. 15 и 19 Пол. о пром. трестах, ст. 10 ч. 2 декрета СССР от 11/VI 1926 г. в ред. декрета от 4/I 1928 г. и ст. 6 и 6-а прил. к ст. 22 ГК в ред. декрета от 20/XII 1927 г.)[505], 4) входящие в состав торга оперативные единицы: магазины, конторы, склады и т.п. не пользуются той хозяйственной самостоятельностью, которую Положение о промышленных трестах предоставляет отдельным заводам трестов (ст. 24-36 названного Положения не распространяются на торги - ср. ст. 9 и 13 Положения о торгах)[506], 5) для распределения прибылей торгов установлена несколько иная схема, чем для промышленных трестов (ст. 11 и 12).
В области внешней торговли хозрасчетными предприятиями с неделимым на паи уставным капиталом являются государственные импортно-экспортные конторы отдельных союзных республик (госторги), ведущие оперативную работу по внешней торговле внутри Союза. Напротив, торговые представительства СССР за границей (торгпредства) и образуемые в их составе для совершения торгово-комиссион-ных операций коммерческие части являются "интегральными органами" НКТорга СССР и не пользуются правами юридического лица[507]. В частности, коммерческие части переведены лишь на "внутренний" хозрасчет - аналогично переводу на хозрасчет заводов, входящих в состав треста[508]. Поэтому ответственность по операциям торгпредств ложится на казну в целом, тогда как по операциям хозрасчетных предприятий, пользующихся правом самостоятельного выхода на внешний рынок, казна никакой ответственности не несет (ст. 4 Положения о пром. трестах, ст. 6 Положения о синдикатах, ср. ст. 1 Положения об акц. обществах)[509].
2. Значительно меньшее распространение форма хозрасчетного предприятия с неделимым на паи капиталом получила в сфере кредита. За исключением первого по времени кредитного учреждения - Госбанка[510], все остальные государственные кредитные учреждения организованы в форме акционерных обществ.
3. В области коммунального хозяйства к числу хозрасчетных предприятий с неделимым на паи капиталом принадлежат: 1) коммунальные тресты - коммунальные предприятия общего пользования, обслуживающие благоустройство населенных мест (водопровод, электростанции, трамвай, гостиницы и т.п.), и подсобные, в том числе промышленные, предприятия, с ними тесно связанные[511]; 2) курортные и дачные тресты, организуемые по типу коммунальных в курортных местностях и в дачных поселках[512]; 3) домовые тресты, образуемые для эксплуатации муниципальных домов на началах, несколько отличающихся от общих норм о коммунальных трестах[513].
Декрет РСФСР от 20/ХII 1924 г., распространивший с некоторыми изменениями на коммунальные тресты организационную схему декрета от 17/VII 1923 г. о местных промышленных трестах, подлежит замене новым законом, в котором должны найти свое отражение все нововведения последних лет, в частности в вопросе о порядке отчуждения изъятого из оборота имущества. Отметим поэтому лишь те из отличий коммунальных трестов от промышленных, которые не могут не сохранить свое значение и в дальнейшем как непосредственно связанные с особенностями коммунального хозяйства: 1) коммунальные тресты находятся на хозяйственном, а не на коммерческом расчете[514], причем закон требует, чтобы оплата коммунальных услуг лишь "в среднем" производилась не ниже их себестоимости (ст. 1 и 43); 2) все коммунальные услуги, оказываемые коммунальными трестами потребителям, подлежат оплате по установленным тарифам (ст. 42); 3) коммунальные тресты находятся в ведении коммунальных отделов или соответствующих подотделов ОМХ, действующих под общим руководством НКВД (ст. 24)[515].
4. По типу промышленных трестов организованы и сельскохозяйственные тресты (Положение о госсельтрестах от 20/II 1928 г.)[516]. Лишь в вопросе об отчуждении имущества Положение о госсельтрестах, учитывая особый характер предоставленного им имущества, устанавливает несколько иной порядок по сравнению с Положением о промышленных трестах, не внося, впрочем, и здесь каких-либо принципиальных отступлений от общепринятых начал. В частности, в отличие от прим. 1 к ст. 1 декрета СССР от 11/VI 1926 г. и прим. к ст. 4 приложения к ст. 22 ГК, ст. 14 Положения включает в круг изъятого из оборота имущества госсельтрестов также живой и мертвый инвентарь и требует поэтому разрешения НКЗ[517] или его местных органов и на отчуждение отдельных категорий данного имущества.
Главные ограничения распространяются на основную категорию имущества госсельтрестов: на живой инвентарь. Так, напр., негодный и ненужный племенной скот может быть отчужден лишь с разрешения НКЗ, такой же рабочий и продуктивный скот - лишь с разрешения соответствующего земуправления (ст. 17, п. "в"). По отношению ко второстепенному ("прочему") живому инвентарю трест также может быть связан правилами Инструкции, которая должна быть издана НКЗ (ст. 17, п. "г"). Другим ограничением является требование разрешения земуправления на отчуждение негодных сложных сельскохозяйственных машин (ст. 17, п. "б"), в то время как промышленные тресты вправе самостоятельно отчуждать всякое негодное оборудование. "Прочий" мертвый негодный и ненужный инвентарь госсельтрест вправе отчуждать самостоятельно, но обязан все же уведомить земуправление о состоявшемся отчуждении (ст. 17, п. "б")[518]. Равным образом Положение от 20/II 1928 г. сужает права госсельтреста и по отчуждению негодных строений, допуская таковое лишь с разрешения соответствующего земуправлення (ст. 17, п. "а").
В некоторых же отношениях Положение от 20/II 1928 г., напротив, расширяет права госсельтреста (в лице его директора), разрешая, напр., ему самостоятельно отчуждать не только негодное, но и "ненужное" оборудование, за исключением сложных сельскохозяйственных машин (ст. 24; ср. ст. 20, п. "д" и ст. 17, п. "б")[519], в то время как промышленные тресты не вправе отчуждать без разрешения ВСНХ имущество, которое хотя и "не может быть использовано (ими) по назначению в достаточной степени", но еще не пришло в ветхость или негодность[520]. Положение от 20/II 1928 г. расширяет также круг оснований к отчуждению изъятого из оборота имущества, особо оговаривая возможность его отчуждения в случае "необходимости, по хозяйственным соображениям, замены имущества иным, равноценным ему"; подобная замена должна быть предусмотрена планом и сметой госсельтреста и может быть произведена им лишь по утверждении плана и сметы НКЗемом (ст. 15, п. "в" и ст. 18). И наконец, в целях расширения и укрепления кредита закон допускает залог в с.-х. банке или ином учреждении с.-х. кредита и последующее обращение на удовлетворение обеспеченной залогом претензии любого имущества, приобретенного на ссуду из этого банка или учреждения (ст. 16).
В конечном результате, однако, и Положение от 20/II 1928 г., несмотря на большую сложность номенклатуры предоставленных госсельтресту имущественных объектов, разграничивает по существу те же четыре вида их: 1) земельные участки, недра, леса и воды, 2) изъятое из оборота имущество, имеющее производственное значение, 3) то же имущество, но утратившее свое производственное значение, и 4) все остальное имущество[521].
Другие отличия госсельтрестов от промышленных трестов носят еще менее принципиальный характер. В частности: 1) госсельтресты действуют на началах хозяйственного, а не коммерческого расчета (ст. 1)[522]; 2) Положение от 20/II 1928 г. распространяется лишь на госсельтресты общегосударственного значения, т.е. на тресты, состоящие в ведении НКЗ РСФСР или НКЗ автономных республик[523], причем и НКЗ РСФСР, и НКЗ автономных республик могут осуществлять свои права либо непосредственно, либо через местные земорганы; последним, как было уже отмечено, закон предоставляет и некоторые самостоятельные права в отношении госсельтрестов (ст. 1, 7, 17, 21 и 56); 3) управление госсельтрестами всегда строится на единоличных, а не на коллегиальных началах (ст. 23); 4) прибыль госсельтрестов распределяется по несколько иной схеме, чем прибыль промышленных трестов, причем вся остающаяся, за предусмотренными в законе отчислениями, часть прибыли обращается в доход местного бюджета, несмотря на общегосударственный характер госсельтрестов (ст. 49); 5) Поло-жение от 20/II 1928 г. не предусматривает возможности выпуска госсельтрестами облигационных займов.
Организационные взаимоотношения директора госсельтреста с управляющими входящих в состав треста совхозов построены целиком по типу взаимоотношений правления промышленного треста с директорами заводов (ст. 27-39). Совхозам предоставлена та же степень оперативной самостоятельности в составе госсельтреста (ср. в особенности ст. 35 и 36), как и заводам в составе промышленного треста[524]. Намечавшееся весной 1927 г. дальнейшее расширение самостоятельности совхозов - вплоть до предоставления им прав юридического лица - было признано вскоре же несовместимым с самой идеей трестирования[525].
5. По типу промышленных трестов организована и часть транспортных предприятий: правления речных пароходств[526]. Напротив, правления железных дорог[527], несмотря на их значительную - имущественную и оперативную - самостоятельность, должны быть признаны все же rocбюджетными юридическими лицами, ибо железнодорожный транспорт в целом находится на госбюджете[528]. Вместе с тем должны быть признаны состоящими на госбюджете и их подсобные предприятия, так как они представляют собой лишенный юридической самостоятельности и переведенный лишь на "внутренний" хозрасчет оперативный аппарат правлений[529]. Необходимо оговориться, впрочем, что законодательство не дает достаточно ясных указаний по данному вопросу и что судебная практика разошлась в этом вопросе с административной: в то время как последняя признает правления железных дорог находящимися на госбюджете и лишь ставит на очередь дня вопрос об их приближении к хозрасчетным предприятиям, ВАК СТО считает железные дороги состоящими на хозрасчете уже с момента издания декрета от 16/I 1922 г. "о применении на транспорте начал хозяйственного расчета"[530].
Основным признаком хозрасчетного предприятия, согласно ст. 19 ГК, является то, что предприятие не финансируется в сметном порядке. Между тем правления железных дорог до настоящего времени финансируются в сметном порядке - правда, с тем отклонением от обычного сметного порядка, что, в изъятие из принципа единства кассы, им предоставлено право пользоваться - в счет сметных ассигнований - собственной выручкой. В отличие от хозрасчетных предприятий, которые участвуют в госбюджете лишь своим положительным или отрицательным сальдо, т.е. сдавая в казну определенную часть своей прибыли или получая дотацию на покрытие своего дефицита[531], валовые доходы и расходы правлений железных дорог полностью проводятся по госбюджету. Поэтому правления подчиняются правилам бюджетной дисциплины и, обладая относительно большей свободой маневрирования сметными средствами, чем другие госбюджетные органы, все же значительно сильнее стеснены в распоряжении своими средствами, чем тресты[532]. Термин же "хозяйственный расчет" вопреки мнению ВАК СТО применен в декрете от 16/I 1922 г.[533] не в техническом смысле, а лишь в смысле более строгого проведения начала платности железнодорожных перевозок и хозяйственной постановки дела на железных дорогах[534].
Из признания правлений железных дорог госбюджетными органами непосредственно вытекают два последствия, неразрывно друг с другом связанные: 1) по обязательствам правлений отвечает казна в целом, ибо ст. 19 ГК освобождает казну от ответственности лишь за долги хозрасчетных предприятий; 2) кредиторы правлений не могут обращать взыскания не только на изъятое из оборота имущество правлений (ст. 22 ГК, ст. 1 декрета СССР от 11/VI 1926 г.), но и на все остальное их имущество, ибо ст. 286 ГПК предоставляет кредитору госбюджетного органа лишь право подачи жалобы, но не право на обращение взыскания в случае неуплаты долга госбюджетным органом. Именно этими двумя моментами определяется положение правлений железных дорог в гражданском обороте. Наделенные оперативно-хозяйственной самостоятельностью и правами юридического лица, они не обособлены все же от казны в имущественно-правовом отношении. Подобная постановка вопроса находится в полном соответствии с задачами и организацией железнодорожного транспорта. Недопустимость обращения взыскания на денежные суммы, материальные запасы и иные не изъятые из оборота части железнодорожного имущества обусловлена тем значением, которое бесперебойная работа железных дорог имеет для всего народного хозяйства в целом. С другой стороны, сам характер эксплуатации железных дорог допускает более планомерное расходование отпускаемых на их содержание сумм, что позволяет сохранить по отношению к ним более стеснительный порядок сметного финансирования и сметно-бюджетной дисциплины. Этими основными причинами и объясняется оставление правлений железных дорог на бюджете, несмотря на предоставление им значительной оперативной самостоятельности и прав юридического лица[535].
6. Наряду с основными отраслями государственного хозяйства форма хозрасчетного предприятия получила широкое распространение и в остальных отраслях[536]. СНК СССР 12/XI 1926 г. потребовал, чтобы все учреждения, состоящие на общесоюзном бюджете, оформили в установленном порядке находящиеся в их ведении хозрасчетные предприятия, если таковые не были уже оформлены ранее (ст. 2)[537]. Аналогичное распоряжение было издано 20/I 1927 г. и СНК РСФСР (ст. 2)[538]. Последний, однако, еще до издания общесоюзного декрета предложил госбюджетным учреждениям "участвовать в торгово-промышленной деятельности не иначе, как путем организации... предприятий на коммерческом или хозяйственном расчете"[539].
Наряду с указанными выше формами хозрасчетных предприятий госбюджетные учреждения могут воспользоваться ныне и специальной формой "подсобных предприятий", предусмотренной декретом РСФСР от 10/V 1926 г.[540]
Подсобные предприятия при госбюджетных учреждениях получили широкое распространение с первых же лет НЭПа в связи с недостаточностью сметных ассигнований и отсутствием норм, устанавливавших порядок и пределы допустимости подобного рода предприятий[541]. Единственным легальным основанием для их возникновения явилось неопубликованное постановление СНК РСФСР от 14/XI 1924 г.[542], предоставившее отдельным госучреждениям право по соглашению с НКФ переводить состоящие при них предприятия на "начала самоокупаемости"[543]. Юридическое положение подсобных предприятий являлось, однако, крайне неопределенным. Лишенные оборотных средств, они в большинстве случаев пользовались кредитом именно в силу непосредственной связи с соответствующими госбюджетными учреждениями, в которых кредиторы подсобных предприятий склонны были видеть если не своего непосредственного должника, то во всяком случае орган, в конечном результате ответственный за долги предприятия[544].
Между тем учреждения, организовывавшие подсобные предприятия, в случае их ликвидации и недостаточности актива предприятий для оплаты всего пассива неизменно стремились уклониться от ответственности по их обязательствам - со ссылкой на перевод предприятия "на хозяйственный расчет" и на ст. 19 ГК. Судебная практика настойчиво боролась с этими попытками, допуская освобождение госучреждения от ответственности за долги организованного им предприятия лишь в том случае, если это последнее было оформлено в установленном порядке, т.е. с соблюдением правил о соответствующем типе хозрасчетного предприятия (о промышленном, коммунальном или сельскохозяйственном тресте и т.п.)[545]. Простое утверждение тем или иным учреждением положения (устава) своего подсобного предприятия, хотя бы даже со специальной оговоркой о наделении его правами юридического лица, признавалось недостаточным для создания хозрасчетного предприятия в техническом смысле этого слова (в смысле ст. 19 ГК). Ответственность по обязательствам подобного предприятия возлагалась на госбюджетное учреждение, его организовавшее[546].
Не будучи введены в какие-либо рамки, подсобные предприятия возникали вне всякой связи с задачами того учреждения, при котором они образовывались[547]. Занятые случайными операциями и лишенные опытных руководителей и необходимых средств, они в огромной своей массе оказались явно нежизнеспособными и причинили значительный вред как учреждениям, их организовавшим[548], так и своим контрагентам[549], ибо отсутствие кредитов у госоргана-учредителя и невозможность принудительного взыскания по обязательствам госбюджетного учреждения (ст. 286 ГПК) в большинстве случаев лишали реального значения дополнительную ответственность казны перед кредиторами подсобных предприятий.
Положить предел этому хаотическому состоянию подсобных предприятий и был призван декрет от 10/V 1926 г., ограничивший круг учреждений, управомоченных на организацию подсобных предприятий, точно определивший их задачи и устранивший все сомнения в вопросе об ответственности по их обязательствам[550].
Декрет от 10/V 1926 г. распространил на подсобные предприятия общие нормы о хозрасчетных предприятиях соответствующей отрасли народного хозяйства и освободил, в частности, учреждения, организующие подсобные предприятия, от ответственности за долги последних (ст. 2 и 10). Подсобные предприятия, надлежащим образом оформленные[551], в настоящее время - лишь особый тип хозрасчетных предприятий, отличающийся от других хозрасчетных предприятий только в следующих отношениях: 1) основной целью подсобного предприятия является содействие госоргану-учредителю путем его непосредственного обслуживания или путем получения для него специальных средств, в соответствии с чем прибыль предприятия обращается на усиление специальных средств самого учреждения, а не в доход общегосударственной казны (ст. 1 и 9), 2) подсобные предприятия могут вести лишь такие операции, которые непосредственно связаны с деятельностью госоргана-учредителя (ст. 1), 3) право организации подсобных предприятий предоставлено только указанным в самом декрете
Наркоматам[552] и исполнительным комитетам не ниже уездного значения (ст. 4), 4) подсобные предприятия наркоматов учреждаются в упрощенном порядке - самими наркоматами по соглашению с НКФ (ст. 7).
7. Форма хозрасчетного предприятия оказалась настолько гибкой и рациональной, что она применяется ныне не только к госорганам, осуществляющим чисто хозяйственную деятельность, но и к госорганам, выполняющим, наряду с таковой или даже независимо от нее, функции административного характера и в силу этого входящим в систему административного управления Союза и союзных республик. Напротив, за исключением отдельных коммунальных предприятий и большей части предприятий низовой промышленности, состоящей в ведении уездных, районных и волостных исполкомов и сельсоветов с самостоятельным бюджетом[553], перевод которых на хозрасчет затрудняется, с одной стороны, малой мощностью низовых предприятий и их недостаточной кредитоспособностью, с другой же - потребностью местных исполкомов в периодическом использовании их доходов[554], можно указать лишь единичные примеры производственных или торговых предприятий, до настоящего времени не переведенных на хозяйственный или коммерческий расчет[555].
Так, напр., к числу госорганов, выполняющих наряду с хозяйственными функциями функции административного характера[556], относятся: 1) Госбанк, на который закон возлагает не только производство банковских операций, но и проведение "мер, направленных к установлению правильного денежного обращения" и производство кассовых операций по исполнению росписи[557]; 2) Госстрах СССР, осуществляющий общее руководство и надзор за страховыми операциями и за организацией дела государственного страхования во всем Союзе[558]; 3) Главный хлопковый комитет при BCHX СССР, на который возложены организация и регулирование деятельности всех органов по развитию хлопководства[559]; 4) Лесозаготовительный отдел и Отдел семеноводства НКЗ РСФСР, из коих первый руководит разработками леса на всей территории РСФСР, а второй - организацией семеноводства и семеноснабжения[560]; 5) Нижегородская ярмарка, являющаяся, в лице своего ярмарочного комитета, органом непосредственного регулирования ярмарочного торга[561]; 6) Центральное посредническое бюро по найму работников искусств при НКТруде СССР (Центропосредрабис), осуществляющее посредничество по найму работников искусств на всей территории СССР[562].
Наряду с указанными госорганами, в деятельности коих хозяйственные функции решительно преобладают над административными, могут быть указаны и отдельные учреждения, выполняющие исключительно административные функции, но переведенные на хозрасчет "в целях хозяйственной постановки дела"[563], напр. некоторые учебные заведения[564].
Примечания:
|