Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
§ 8. Теория "доверенного управления"Созвучие названий советских и капиталистических трестов (trusts) дало ряду авторов повод искать для юридической квалификация прав государственного треста на уставное имущество аналогии в англо-американском праве, один из своеобразных институтов которого, trust (доверенное управление)[404], послужил отправным пунктом для организации американских трестов. Институт английского trust'a, родственный римской fiducia[405] и германской Treuhand[406], восходит своими корнями к средневековью: путем передачи земельных участков в доверенное управление (in trust) третьему лицу (trustee) обходили установленный в феодальную эпоху запрет их передачи по завещанию. Доверенный становился формальным собственником участка, обязанным управлять им в интересах действительного собственника (скрытого наследника), который получал все доходы от переданного in trust имущества. Постепенно эта форма доверенного управления получила, благодаря своей эластичности, самое широкое и разнообразное применение едва ли не во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни[407]. Основные начала этого института распространяются почти на все правоотношения, покоящиеся на доверии одной стороны к другой. С этой точки зрения нередко трактуют даже и обычного поверенного как trustee его доверителя, банк - как trustee его клиента, ответственного служащего - как trustee его принципала и т.д. Однако trustees в техническом смысле этого слова являются лишь те[408], кому имущество передается именно in trust, с перенесением на них формальной собственности на это имущество (trust property) и с возложением на них обязанности управлять таковым по нормам о trust - исключительно в интересах соответствующего лица, предприятия или учреждения (cestui quo trust, beneficiary)[409]. Это последнее является действительным собственником[410] переданного in trust имущества и охраняется не только против trustee, но, в виде общего правила, и против третьих лиц - путем сложной системы вещных и обязательственных исков.
Обычно имущество передается in trust одному или нескольким физическим лицам. Последние ставятся в большинстве случаев в положение "совокупных" собственников (joint tenancy, германская zur gesammten Hand). Ни отдельные trustees, ни группа их прав юридического лица не получают[411]. Лишь на рубеже XIX и XX столетий появились особые организации, образованные по общим нормам о юридических лицах и принимающие на себя доверенное управление теми или иными имуществами и ценностями (Trust Companies и Investment Trusts). Названные организации получают правоспособность в общем порядке, установленном для соответствующих типов юридических лиц[412]. Кроме того, в 1906 г. была создана должность общественного доверенного (Public Trustee), наделенного правами юридического лица и обязанного принимать in trust любое имущество, как бы мало оно ни было - однако с правом передать непосредственное управление им другим лицам (managing trustees)[413].
Ту же роль институт "доверенного управления" первоначально выполнял и в Соединенных Штатах - с тем лишь отличием от Англии, что Trust Companies возникли в них еще в начале XIX столетия и получили значительно более широкое распространение, ведя наряду с этой основной операцией также и банковские операции. Но в 80-х гг. того же столетия форма trust'a была применена для организации монополистических объединений промышленных предприятий[414]. Акционеры объединяемых предприятий передавали их акции in trust бюро доверенных (board of trustees), выдававших взамен таковых особые свидетельства (trust certificates), дававшие право на соответствующую долю общего дохода от эксплуатации всех трестированных предприятий. Уже в начале 90-х гг. эта форма объединения, в связи с изданием запретительного закона против трестов (Sherman Act, 1890), уступила, однако, свое место современной форме капиталистического треста, при которой объединение трестированных предприятий осуществляется путем передачи необходимого числа акций возглавляющей объединение группе уже в обычную собственность или даже путем скупки этих акций руководящей компанией (Holding Company) без заключения специального соглашения о передаче их in trust[415] и с выдачей акционерам объединяемых предприятий вместо trust certificates акций Holding Company (Holding Trust - трест, основанный на держании акций)[416]. Поскольку и при той, и при другой форме треста объединение создавалось на основе владения акциями и приводило к созданию единого хозяйственного комплекса - при сохранении юридической самостоятельности отдельных предприятий, - практика удержала и за этой позднейшей формой название "trust", несмотря на отсутствие соглашения о передаче акций в юридическом смысле этого слова[417].
Другой формой монополистического объединения, пришедшей на смену первой форме треста, явилось слияние объединяемых предприятий в юридически единое предприятие, с прекращением юридического существования отдельных предприятий (consolidation, merger)[418]. Термин "trust" ("консолидированный" трест) был применен и к этой организационной форме, несмотря на отсутствие в ней того основного признака, который является общим для первоначальной формы и для Holding Trust: объединения предприятий путем сосредоточения их акций в руках возглавляющей трест группы - с сохранением формального существования отдельных предприятий. Решающее значение было придано не организационно-юридической форме объединения, а тому экономическому эффекту, на который объединение было направлено: созданию единого хозяйственного комплекса из нескольких предприятий независимо от того, сохраняют ли они при этом свое формальное существование или нет.
Наряду с этими двумя формами первоначальная форма trust'a утратила почти всякое значение в качестве организационной формы для создания монополистических и вообще крупнокапиталистических объединений. В настоящее время она применяется для этой цели лишь в виде исключения[419].
Необходимо упомянуть, наконец, еще об одной форме треста - Voting Trust, - возникшей вслед за первоначальной его формой и отличающейся от нее тем, что при ней акционеры передают отдельному trustee или их бюро не все права по своим акциям, а только право голоса (vote), сохраняя за собой право на дивиденд. Эта форма получила значительно меньшее распространение по сравнению с первоначальной формой треста, но зато сохранила свое значение до настоящего времени[420]; она не подпала под действие закона 1890 г., так как ее применение не было непосредственно связано с монополистическими целями[421]. Форма Voting Trust чаще используется лишь в пределах одного предприятия - обычно для того, чтобы путем передачи права голоса in trust сохранить на определенный срок руководство предприятием за одной группой акционеров или директоров независимо от числа принадлежащих им акций[422] или от смены владельцев акций, право голоса по которым передано ими in trust. При этом trustees получают право голоса по доверенным им акциям либо в полном объеме, либо под условием привлечения к решению важнейших вопросов (напр., об увеличении капитала) самих акционеров[423]. Для создания крупных объединений, охватывающих значительное число предприятий, форма Voting Trust не применяется и в настоящее время.
Таким образом, современная американская практика лишь в виде редкого исключения пользуется юридической формой "доверенного управления" для организации хозяйственно единых комплексов промышленных предприятий монополистического и немонополистического характера. Основной формой объединения является именно Holding Trust[424], организуемый путем сосредоточения акций в собственности возглавляющей объединение группы - без заключения между ней и акционерами трестируемых предприятий какого-либо соглашения о передаче таковых in trust. Место прежнего бюро доверенных (board of trustees) заступило обычное правление (board of directors)[425]. Это изменение юридической формы не отразилось на социально-экономической природе американских трестов, но оно должно быть все же подчеркнуто со всей определенностью ввиду попыток использовать первоначальную форму треста для анализа юридической природы советских трестов.
Равным образом и в западноевропейской практике доминирующей формой треста является Holding Trust[426]. Характерно, что и в самой Англии институт trust'a (в юридическом смысле) совершенно не применяется для организации капиталистических трестов (в экономическом смысле)[427]. Английская практика пользуется теми же формами Holding Trust, или слияния предприятий (amalgamation)[428], которые применяются для этой цели в Соединенных Штатах или в других западно-европейских странах[429]. И в этих последних передача акций объединяемых предприятий в "доверенное управление" - вместо передачи их в обычную собственность возглавляющей трест группы - лишь в виде редкого исключения применяется для организации крупнокапиталистических объединений[430]. Поэтому, даже не зная самого процесса образования советских трестов, трудно было бы предположить, чтобы именно эта отжившая форма могла хоть в какой-либо мере оказаться прототипом для них.
Прежде чем обратиться к советским трестам, не можем не указать, что глубокое различие в социально-экономической природе капиталистических и советских трестов вообще требует особой осторожности при перенесении созданных капиталистической практикой организационно-правовых схем на советские тресты[431]. Основные признаки этого различия общеизвестны: 1) последовательно-социалисти-ческий характер советских трестов как предприятий пролетарского государства, и частнокапиталистический характер иностранных трестов; 2) подчинение хозяйственной деятельности трестов (включая цель извлечения прибыли) общим целям советского строительства и советской политики и стремление к увеличению прибыли как руководящее начало всей деятельности капиталистических трестов, диктующее политику непрерывного расширения рынков и их захвата; 3) доминирующая роль планового начала в определении положения советских трестов на рынке и борьба капиталистических трестов за монополистическое господство на рынке как основное средство осуществления своих целей[432]. При наличии столь глубокого различия в социально-экономической природе капиталистических и советских трестов нельзя ограничиваться установлением внешнего сходства между организационными приемами объединения капиталистических и советских предприятий. Даже там, где организационно-правовая форма капиталистического предприятия использовалась для построения советских государственных предприятий, она оказывалась настолько несовместимой с их социально-экономической природой, что сама перерождалась под влиянием последней. Пример государственных акционерных обществ, для которых Пленум Верхсуда РСФСР уже осенью 1923 г. должен был сделать изъятия из общегражданских норм[433] и которые вслед за тем рядом законодательных и административных актов были приравнены к госпредприятиям, с неопровержимостью об этом свидетельствует. Положение об акционерных обществах от 17/VIII 1927 г., сохраняющее для них акционерную форму, но трактующее их вместе с тем как особый тип акционерного общества, подчиненный общему режиму государственных хозрасчетных предприятий, дает столь резкое преобладание социально-экономическим элементам и, в частности, плановому началу над акционерной формой, что не только экономически, но и юридически государственные акционерные общества должны быть поставлены рядом с трестами, а не рядом с частными или смешанными акционерными обществами (ст. 3 и 126-141)[434]. По отношению же к трестам не приходится говорить и о заимствовании организационно-правовой формы.
В советской хозяйственной практике и вслед за ней в законодательстве термин "трест" впервые появился в 1918 г. - в применении как к главкам и центрам, объединявшим целые отрасли промышленности в общегосударственном масштабе (Главуголь, Центромедь), так и к отдельным территориальным или производственным объединениям ("Гомза"). Поводом к наименованию их "государственными трестами" явилось стремление использовать деловые приемы[435] капиталистических трестов, в частности основной их прием: концентрацию производства на наилучше оборудованных и наиболее выгодно расположенных предприятиях[436]. То же сходство методов капиталистической и советской концентрации промышленности послужило основанием к применению термина "трест" и к промышленным объединениям, образованным после перехода к НЭПу[437].
Таким образом, лишь сам принцип объединения ряда предприятий в одно хозяйственное целое и проводившаяся властью, как в годы военного коммунизма, так и в первые годы НЭПа, жесткая концентрация производства послужили основанием к заимствованию созданного капиталистической практикой термина. Если и может быть проведена какая-либо параллель в юридическом строении капиталистических и советских трестов, то для сравнения должна быть привлечена отнюдь не первоначальная форма треста, основанного на институте "доверенного управления", а форма "консолидированного треста" (conso-lidation, "фузия", слияние)[438], при которой капиталистический трест - аналогично советскому тресту - является юридически единым предприятием, а входящие в его состав отдельные предприятия лишены юридической самостоятельности - аналогично отдельным заводам советского треста[439]. Тем не менее "созвучие наименований" послужило невольным стимулом к попыткам установить "сходство... и в самом построении обоих институтов". Отправляясь от буквального смысла английского термина "trust" (доверие) и от первоначальной формы американского треста, как "доверенного управления объединяемыми предприятиями нескольких частных собственников", авторы этих попыток усматривали и в советском тресте "доверенное управление предприятием": "государство-хозяин доверяет созданной им организации самостоятельное управление государственным имуществом". Организационное отличие советского треста от капиталистического они видели лишь в том, что иностранный трест представляет собой "соглашение нескольких предприятий, доверяющих в той или другой форме ведение дела созданному ими управлению", в то время как в СССР "предприниматель, трестирующий заводы или фабрики, всегда один и тот же: государство, как хозяйствующая публично-правовая организация"[440].
Среди различных конструкций, предложенных как в советской, так и в иностранной литературе, конструкция советского треста, как "доверенного" государства, - в той или иной формулировке[441] - пользуется наибольшей популярностью[442]. Авторы этих конструкций игнорируют, однако, одно основное различие между институтом "доверенного управления" и советским трестом. Отношение между действительным и формальным собственниками в английском trust, германской Treuhand или римской fiducia[443] является гражданско-правовым отношением двух сторон, отношением двух субъектов права, возникшим в сфере товарного оборота. Отношения же государства и треста по имуществу, предоставленному тресту, как мы видели, отнюдь не представляют собой отношений двух сторон, двух юридических лиц, тем более гражданско-правовых отношений между ними. Имущество треста остается имуществом государства, несмотря на формальное "приражение" его к тресту. Это формальное "приражение" имеет в применении к советским трестам совершенно иное значение, чем в применении к "доверенному управлению" в смысле trust или Treuhand. Государство, как участник товарного оборота, вступает в него в лице треста - этим исчерпывается вся сущность формального "приражения" прав к юридической личности треста. Трест - то же государство, как участник гражданского оборота по данному имущественному комплексу[444]. Именно потому, что право собственности треста на уставное имущество является лишь особой формой собственности самого государства, по отношению к советским трестам невозможна та смена формального собственника действительным, которая имеет место в западно-евро-пейском праве в случае несостоятельности английского trustee или германского Treuhander'a[445], когда и в отношении третьих лиц имущество перестает быть собственностью trustee или Treuhander'a. При несостоятельности советского треста подобная смена "формального" и "действительного" собственников невозможна, ибо в товарном обороте государство, как собственник "предоставленного" тресту имущества, только в лице треста и выступает[446]. Применяя терминологию представителей теории доверенного управления, можно было бы сказать, что смена "формального" и "действительного" собственников невозможна потому, что "формальный" собственник - трест - и "действительный" собственник - государство - совпадают[447]. Но, даже оставляя в стороне вопрос об отношениях, создающихся у "действительного" и "формального" собственников с третьими лицами по поводу "доверенного" первым второму имущества и трактуя их отношения друг с другом как чисто "личные" отношения[448], нельзя было бы все же применять конструкцию "доверенного управления" к внутренним отношениям треста и государства или треста и ВСНХ, ибо для этого нужно было бы прежде всего доказать, что данные отношения аналогично отношениям beneficiary и trustee, Treugeber'a и Treuhander'a или фидуцианта и фидуциара являются не только правовыми, но именно гражданско-правовыми. Между тем доказано может быть лишь обратное положение: что проявление гражданской правоспособности треста исчерпывается сферой тех отношений, в которые он вступает как участник товарного (гражданского) оборота, и не распространяется на сферу его внутренних отношений к государству и планово-регулирую-щим органам,
Учитывая особый характер этих последних отношений, некоторые представители теории "доверенного управления" пытаются усилить свою позицию ссылкой на их публично-правовой характер. Однако и для применения института "доверенного управления" к советскому тресту с точки зрения публичного права также необходимо было бы доказать, что трест противостоит государству или ВСНХ, как особый субъект права, не только в сфере гражданского оборота, но и вне его - в своих внутренних отношениях с государством или ВСНХ. Ни один из авторов, противопоставляющих права треста на уставное имущество правам государства или ВСНХ, даже не ставит этой проблемы. Одни из них отправляются от юридической личности государства, ВСНХ и треста как от аксиомы, не требующей доказательств, другие же еще более упрощают свою задачу, совершенно не затрагивая вопроса о юридической личности государства и его органов[449]. Между тем здесь прежде всего возникает вопрос, какую правоспособность (юридическую личность) государства, ВСНХ и треста имеют в виду указанные авторы. Он должен быть поставлен потому, что с понятием юридической личности государства мы встречаемся как в гражданском праве, где оно впервые возникло, так и в государственном праве[450]. Учение о государстве, как о юридическом лице гражданского права, как о "фиске" (казне), появилось в эпоху полицейского государства, когда государство, как участник гражданского оборота, было противопоставлено судами и наукой права государю, как носителю политической власти, ибо лишь этим путем считали возможным подчинить государство в гражданско-правовых отношениях общегражданским нормам и общим судам[451]. Лишь много позднее - с возникновением буржуазного государства и развитием идеи "правового государства" - западноевропейские государствоведы развили учение о том, что государство и как носитель политической власти является юридическим лицом[452], причем возникли до настоящего времени неразрешенные споры: имеются ли два различных субъекта права - государство, как фиск, и государство, как носитель политической власти[453], - или только один, но проявляющийся в различных направлениях[454]. Еще большие споры возникли по вопросу о юридической личности органов государства. Если одни считают юридическим лицом только государство, но не его органы[455], то другие склонны признать их уже "почти лицами"[456], третьи выдвигают учение об особой "личности органа", не давая, однако, конкретных признаков ее отличия от юридической личности вообще[457], четвертые же просто признают госорганы субъектами права, но также не дают указаний, как отличить орган, обладающий юридической личностью, от органа, таковой не обладающего[458].
Мы указали уже выше, что категория субъекта права может быть применена к Советскому государству, как к носителю политической власти, только там, где государство, как политический коллектив, противостоит - как целое - своей части, обладающей какими-то особыми интересами в рамках общеклассового интереса (Союз - союзной республике, союзная республика - области, область - округу и т.д.), и что в отношении госорганов тот же вопрос решается в отрицательном смысле. Поскольку за отдельными органами одной какой-либо государственной единицы (Союза, союзной республики, области, округа и т.д.) не стоят особые коллективы, недопустима никакая персонификация госорганов, - взятых именно как госорганы, - в области внутригосударственных, а не гражданско-правовых отношений[459]. Поэтому те, кто в своих построениях отправляются от противопоставления прав треста правам государства или ВСНХ, как прав, принадлежащих различным юридическим лицам, должны были бы прежде всего установить, в каком "качестве" они противопоставляют трест государству или ВСНХ. Если они прилагают римско-правовые (fiducia) или западноевропейские схемы (trust, Treuhand) к взаимоотношениям треста и государства или треста и ВСНХ в качестве гражданско-правовых схем, хотя бы и с оговоркой об "условности" проводимой ими аналогии, то они распространяют тем самым ограниченное понятие гражданско-правовой личности треста на область внутригосударственных отношений и обращают его к государству и ВСНХ той же гражданско-правовой "маской", которую он в действительности носит лишь в сфере товарного (гражданского) оборота. Подобный прием столь же недопустим, как и трактовка индивида во всех его отношениях с государством только в качестве субъекта гражданского права[460]. Те же, кто признает отношения треста с планово-регулирующими органами отношениями административно-правовыми, должны дать себе отчет, в каком своем "качестве" трест выступает в этих отношениях. Если в качестве юридического лица гражданского права, то это по существу та же постановка вопроса, как и у тех, кто говорит о "доверенном управлении" без оговорки о превращении этого гражданско-правового института в административно-правовой в его применении к советскому тресту. Если же они имеют в виду "публично-правовую" личность треста как органа государства, то они прежде всего должны были бы построить сколько-нибудь последовательное учение о "публичной" правоспособности (юридической личности) госорганов в ее применении к советскому тресту[461]. Думаем, однако, что на почве советского права попытка персонификации органов государства может увенчаться еще меньшим успехом, чем на почве буржуазного права, разве бы авторы этих попыток заменили в понятии юридического лица коллективного хозяйствующего субъекта "целевым имуществом", просто "целью" или, наконец, "любым именем или понятием", под которое с равным успехом могли бы быть подведены как любой орган государства, так и "N 1891"[462]. Но и в таком случае они не избежали бы тех трудностей, на которые наталкиваются западноевропейские государствоведы и административисты, признающие юридическую личность за органами государства. Во всяком случае они должны были бы либо указать тот критерий, руководствуясь которым можно было бы отличить орган, обладающий юридической личностью, от органа, таковой не обладающего[463], либо признать юридическую личность за всеми органами государства - от высших до самых низших, не останавливаясь перед признанием юридическим лицом любого представителя власти. Став на эту последнюю точку зрения, они должны были бы признать "публичную правоспособность" не только за самим трестом, но и за правлением треста, а равно за директором завода и вслед затем поставить вопрос и о правах, которые принадлежат этим последним в отношении уставного имущества треста. Мы не сомневаемся, что все подобные попытки, при доведении их до логического конца, не замедлили бы обнаружить не только свою полную практическую бесплодность, но и внутреннюю противоречивость. Вместе с тем они лишний раз подтвердили бы, что только отказ от персонификации госорганов в сфере внутригосударственных отношений может привести к простой и внутренне согласованной концепции советского треста и его прав на уставное имущество.
Итак, попытка применения института "доверенного управления" к взаимоотношениям треста и государства или треста и ВСНХ с точки зрения публичного права наталкивается на то же основное препятствие, которое исключает возможность его применения к этим взаимоотношениям с точки зрения гражданского права. Если проявление юридической личности исчерпывается сферой товарного (гражданского) оборота, если в области внутренних отношений трест и государство или трест и ВСНХ не противостоят друг другу, как два юридических лица, то в порядке какой аналогии (хотя бы и "условной") может быть применена к их отношениям сложная схема гражданско-правовых взаимоотношений двух субъектов права, созданная английским или германским правом? Как можно говорить именно в применении к внутренним отношениям государства и треста о "доверенном управлении и заведовании чужим (? - А.В.) имуществом на правах формального собственника"[464]? У государственного треста, как органа государства, - в его внутренних взаимоотношениях с государством - нет "своей" имущественно-правовой сферы, в отношении которой предоставленное ему государством имущество могло бы быть признано "чужим". В сфере внутренних взаимоотношений треста и государства или треста и вышестоящих органов (СТО, ВСНХ, НКТорг и др.) вообще отпадает вопрос о "чужом" и "нечужом" имуществе, вопрос о "правах" на это имущество и остается лишь проблема распределения функций по управлению государственным имуществом, находящимся в непосредственном ведении одних органов и в общем заведовании других.
Примечания:
|