Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
§ 7. Право собственности треста как товарная форма собственности государстваРазличие в объеме прав, принадлежащих тресту в отношении отдельных категорий его имущества, осложняет вопрос о юридической природе названных прав. Является ли трест собственником предоставленного ему государством имущества? Если нет, то как должно быть квалифицировано его право на это имущество? Ни ГК, ни Положение о пром. трестах не дают на этот вопрос определенного ответа. Статья 19 ГК говорит об имуществе, состоящем в "свободном распоряжении" хозрасчетного предприятия, прим. к ст. 58 ограничивает "распоряжение государственным имуществом", осуществляемое хозрасчетными предприятиями, правилами ст. 22 и положениями о самих предприятиях; ст. 22 же применяет к перечисленным в ней государственным имуществам термин "ведение" ("состоящими в ведении центральных и местных учреждений и предприятий"). Если формулы ст. 19 и прим. к ст. 58 непосредственно примыкают к формуле той же ст. 58, предоставляющей собственнику "право владения, пользования и распоряжения имуществом", то формула ст. 22 о "ведении" скорее указывает на отсутствие права собственности у самого треста. Положение о пром. трестах говорит об имуществе треста как о "принадлежащем ему имуществе" (ст. 4) или как о "находящемся в его распоряжении" (ст. 9) и предоставляет тресту право владения, пользования и распоряжения имуществом "на основании общих законов", за установленными в законе изъятиями (ст. 5). Еще резче формулировал то же положение декрет от 10/IV 1923 г., делая, с одной стороны, прямую ссылку не на общие, а на "гражданские" законы, с другой же - противополагая право треста на владение, пользование и распоряжение предоставленным ему государством имуществом праву пользования землями, недрами, водами и лесами (ст. 6, ср. прим. к ст. 15). Напротив, Положение от 29/VI 1927 г. избегает прямой квалификации прав треста на эти последние имущества и лишь невключением их в уставный капитал треста подтверждает прежнее противоположение их остальному имуществу треста (ст. 10)[368].
Невключение земельных участков, недр, лесов и вод в уставный капитал треста, как мы уже отмечали, находится в полном соответствии со ст. 21 и 53 ГК, ст. 1, 2 и 27 ЗК, ст. 1 ЛК и ст. 1 Горного положения, категорически исключающими названные объекты из сферы товарного оборота. Поскольку ни один из этих объектов не может быть отчужден ни в частную, ни в кооперативную собственность, нет никакой необходимости в формальном признании треста их собственником. Потребность в этом существует лишь по отношению к объектам, которые при тех или иных условиях могут стать предметом купли-продажи, мены или иной гражданско-правовой сделки, направленной на их отчуждение, т.е. по отношению к уставному имуществу треста (имуществу, оценка которого образует сумму уставного капитала - ст. 10 Пол. о пром. трестах). Но, создавая для управления отдельными комплексами своих имуществ специальные органы с правами юридического лица и признавая за ними право собственности на уставное имущество, государство тем самым отнюдь не "лишает" себя права собственности на государственное имущество "в пользу" этих органов[369]: оно создает лишь особую форму своего участия в товарном (гражданском) обороте. Иначе говоря, право собственности треста на предоставленное ему имущество есть лишь особая форма собственности государства, созданная в целях введения в товарный (гражданский) оборот определенного комплекса государственного имущества, - форма, применение которой ограничивается сферой товарного оборота. Лишь в области товарно-денежных (гражданско-правовых) отношений государство, как собственник предоставленного тресту имущества, выступает в виде особого юридического лица, признаваемого формальным[370] собственником этого имущества. Вне товарного оборота юридическая личность треста и формальное "приражение" права собственности к нему не находят применения. Внутренние отношения треста как органа государства с планово-регулирующими органами (ВСНХ, СТО) или с государством в целом не являются отношениями двух сторон, двух юридических лиц, двух субъектов права. Для этих отношений не возникает поэтому вопроса о том, кто собственник предоставленного государством тресту имущества. В них отпадает тот элемент формального "приражения"[371] прав к тресту как к юридическому лицу, которое вызывается необходимостью введения данного имущественного комплекса в товарный оборот. Собственность государства на это имущество выступает здесь без своего гражданско-правового покрова. Именно поэтому признание за трестом права собственности на уставное имущество ни в какой мере не колеблет ни единства собственности государства на все средства производства (ст. 15 Конституции РСФСР), "предоставленные" (ср. ст. 10 Пол. о пром. трестах) формально обособленным предприятиям[372], ни ее глубоко отличного от частной собственности характера государственной собственности (ст. 52 ГК)[373].
Мы подошли к центральному пункту, лежащему в основе предлагаемой нами конструкции треста и его прав на уставное имущество. Как было уже указано выше, в организационной структуре треста "сосуществуют" два различных организационных начала: трест - хозяйственный орган государства, с одной стороны, юридическое лицо гражданского права - с другой. Первое положение: "трест - хозяйственный орган государства" - не требует каких-либо пояснений[374]. Несколько сложнее обстоит дело со вторым положением: "трест - юридическое лицо гражданского права". Вместо разграничения участвующих в гражданском обороте юридических лиц по их социальной природе на государственные, общественные и частные в нашей практике и литературе, вслед за западноевропейской[375], на первый план нередко выдвигается разграничение юридических лиц на юридические лица публичного и частного права, с отнесением трестов к юридическим лицам публичного права[376]. Подобное противопоставление, имеющее вообще второстепенное значение для советского права[377], затемняет тот основной факт, что все организации, принимающие участие в гражданском обороте в качестве самостоятельных носителей гражданских прав и обязанностей, являются в этом своем "качестве" субъектами - а следовательно, и юридическими лицами - гражданского права, хотя бы их внутренняя структура определялась нормами не гражданского, а иного права, напр. земельного (земельное общество - ср. ст. 42-64 ЗК), или вообще определялась в первую очередь техническими, а не правовыми нормами, как это имеет место в тресте. Различие в социальной природе и внутренней структуре отражается, правда, и на положении отдельных типов юридических лиц в гражданском обороте - достаточно сослаться на ряд привилегий, предоставленных государственным юридическим лицам в гражданском обороте[378]. Тем не менее, как участники этого оборота, они являются именно юридическими лицами гражданского права[379].
Если бы мы поставили перед собой вопрос, какая же из этих двух "природ" - "государственно-хозяйственная" или "гражданско-право-вая" - превалирует в деятельности треста и в его отношениях с другими госорганами и другими участниками хозяйственного оборота, то ответ на него был бы неминуемо различен, в зависимости от того, о каких отношениях и притом в применении к какому этапу НЭПа данный вопрос был бы поставлен. В сфере производства и внутриорганизационной деятельности вообще, во взаимоотношениях с BСHX и СТО, как с планово-регули-рующими органами, трест выступает как орган государства. Так, напр., плановое задание по выполнению определенной производственной программы дается тресту именно как органу государства, а не как юридическому лицу гражданского права. Такое же задание может быть дано и хозоргану, не обладающему гражданской правоспособностью, напр. предприятию, переведенному только на "внутренний", а не на "внешний" хозрасчет[380], или органу чисто бюджетного типа. То, что трест вместе с тем является юридическим лицом гражданского права и притом действующим на началах хозяйственного или коммерческого расчета, оказывает, конечно, свое влияние и на внутренние отношения треста с планово-регулирующими органами, требуя от последних учета роли треста в гражданском обороте при даче ему плановых заданий, назначении отпускных цен или изъятии у него части его имущества. Однако и это изъятие остается распорядительным актом одного госоргана в отношении другого госоргана, а не в отношении субъекта гражданского права. Точно таким же актом вышестоящий орган изымает имущество и у госбюджетного органа, не обладающего гражданской правоспособностью[381]. Природа самого акта изъятия имущества в обоих случаях одна и та же. Характерно, что ст. 7 Положения о пром. трестах не связывает ВСНХ какими-либо конкретными ограничениями в деле изъятия части уставного имущества треста, лишь в общей форме обязывая ВСНХ оставить тресту необходимый актив для погашения его обязательств или предусмотреть иной способ покрытия таковых. Если же мы сравним приведенную статью со ст. 64 того же Положения, устанавливающей солидарную ответственность двух трестов в случае выделения части имущества одного треста для образования другого, то увидим, что тот же самый акт власти - изъятие имущества у треста - может иметь и непосредственный гражданско-правовой эффект[382]. Причина ясна: во втором случае законодатель подходит к тресту не только как к органу государства, но и как к участнику гражданского оборота, как к юридическому лицу гражданского права, с точки зрения его отношений с третьими лицами, и поэтому переносит вопрос в область гражданско-правовых отношений.
Отношения с "третьими" - вот та сфера, в которой в первую - и главную - очередь проявляется юридическая личность треста. Этими "третьими" для треста являются не только частные контрагенты и кооперативные организации, но и другие госорганы - как хозрасчетного, так и госбюджетного типа (напр., Академия наук)[383], поскольку трест сталкивается с ними тоже как с участниками гражданского оборота. В частности, поскольку в РСФСР юридическая личность может быть признана и за отдельными наркоматами[384], вполне возможны гражданско-правовые отношения треста с тем же BСHX, напр., по поставке его изделий для нужд Административно-финансового Управления ВСНХ [385]РСФСР[386]. Но это не те внутренние отношения треста как госоргана с вышестоящим органом, о которых мы только что говорили. Это - внешние отношения двух субъектов гражданского права, идущие через рынок или, во всяком случае, от рынка получившие свою правовую форму. Можно пойти еще дальше и допустить, что трест, как участник гражданского оборота, находится с другими госорганами или с казной в целом (в лице НКФ) не только в гражданско-правовых, но и в административно-правовых или вообще в публично-правовых отношениях. Так, напр., можно допустить наличие правовых отношений между трестом и НКФ по налогам, поскольку трест облагается ими именно как участник гражданского оборота. Напротив, отношения того же треста с НКФ по обращению в доход государства соответствующей части прибыли треста не являются отношениями правовыми, ибо это отчисление идет по линии внутренних отношений треста, как органа государства, с самим государством, а не по линии внешних отношений того же государства с одним из участников гражданского оборота.
Итак, в разных областях отношений трест выступает то как орган государства, то как юридическое лицо гражданского права[387]. Для вопроса о правах треста на уставное имущество это обстоятельство имеет решающее значение. Лишь в своих выступлениях в качестве участника гражданского оборота трест может быть признан собственником уставного имущества. Поэтому уставное имущество является собственностью треста не только в глазах его контрагентов (в том числе и других госпредприятий и госучреждений - до самого BCHX включительно), но и в глазах тех органов государства, которые, не находясь с трестом в гражданско-правовых отношениях, подходят к нему все же именно как к участнику гражданского оборота (напр., НКФ - по налогам, местный Совет - по ремонту тротуаров или по соблюдению установленных правил торговли и т.п.). За эти пределы, однако, правоспособность треста, как юридического лица гражданского права, не простирается. В своих внутренних отношениях с ВСНХ и другими планово-регулирующими органами трест противостоит им не как юридическое лицо гражданского права, а как орган того же государства, отношения которого, как госоргана, с другими госорганами являются отношениями организационно-техническими, а не правовыми[388]. Ибо правовые отношения всегда субъектны, всегда предполагают наличие субъектов права, общественно-производственные отношения которых опосредствуются как правовые. Субъектом же права может быть только человек или человеческий коллектив - индивидуальный или коллективный хозяйствующий субъект, но не имущество[389], не какая-либо цель[390] и не "любое имя или понятие"[391]. За каждым субъектом права необходимо найти того индивидуального или коллективного хозяйствующего субъекта, того носителя интереса, который вступает в правоотношения как субъект права, называется ли он лицом физическим или юридическим. Это положение сохраняет свою силу как для товарных - гражданско-правовых - отношений, так и для отношений нетоварных: административно- или государственно-правовых.
Когда Советское государство как коллективный хозяйствующий субъект, обладающий огромной массой промышленного имущества, вступает в товарный (гражданский) оборот, оно использует для этого в качестве основного метода форму хозрасчетного предприятия, форму юридического лица гражданского права. Атомизированный механизм товарного хозяйства, с одной стороны, требует персонифицированного товаровладельца[392], с другой же - допускает, чтобы один и тот же хозяйствующий субъект в товарном обороте выступал не в одном, а в нескольких "лицах". Практика торгового оборота создала для этого богатый подбор организационных форм, воспользовавшись эластичной фигурой юридического лица, допускающей самое разнообразное внутреннее строение за единым внешним ликом ("маской" - persona) коллективного субъекта прав. Западноевропейскому обороту уже давно известна так наз. Einmanngesellchaft: товарищество, состоящее из одного физического или юридического лица, - правовая форма, дающая возможность одному хозяйствующему субъекту участвовать в гражданском обороте в качестве нескольких субъектов права[393]. Равным образом[394] и государство на Западе вступает в гражданский оборот не только в виде универсального юридического лица: "фиска" (казны), но - правда, значительно реже, чем у нас, - и в виде обособленных от фиска самостоятельных юридических лиц[395]. Советское государство использует механизм товарного хозяйства для введения в товарный оборот огромного числа не только хозрасчетных, но и госбюджетных[396] юридических лиц. Юридически обособленные в области гражданско-право-вых отношений, они скрывают за собой одного и того же коллективно-хозяйствующего субъекта: государство, как "организованный в качестве господствующего класса пролетариат"[397]. Именно механизм товарного хозяйства позволяет противопоставить в области товарных, т.е. гражданско-правовых, отношений трест, как юридическое лицо гражданского права, другим госорганам, участвующим в гражданском обороте - до самой казны включительно, выступающей в лице НКФ[398].
Однако проявление юридической личности коллективно-хозяй-ствующего субъекта ограничивается, как только что было отмечено, теми отношениями, в которые этот коллектив вступает как участник гражданского оборота, хотя бы сами отношения и не носили гражданско-правового характера. Это положение применимо не только к государственным, но и к общественным или частным юридическим лицам, напр. к профсоюзу, кооперативу или полному товариществу. Разница между названными юридическими лицами и трестом заключается, однако, в том, что, сняв гражданско-правовую "маску" с профсоюза, кооператива или полного товарищества, мы найдем за этой "маской" отличный, обособленный от государства коллектив, который может быть противопоставлен государству как носитель иных - не гражданских - прав и обязанностей[399]. Сняв же гражданско-правовую "маску" с треста, мы найдем за ней само государство как коллективного хозяйствующего субъекта. Это устраняет возможность противопоставления треста, как только мы перестаем трактовать его как участника гражданского оборота, и государству в целом, и другим органам того же государства. Только механизм товарного хозяйства превращает орган государства в особого субъекта права. Для внутренних отношений госорганов вне товарного оборота в этом нет ни потребности, ни оснований.
Отрицание правовых элементов во внутренних отношениях треста, как госоргана, к государству или к планово-регулирующим органам отнюдь не равносильно отрицанию государственно- или административно-правовых отношений не только между государством (в лице его органов) и гражданами, но и между отдельными административно-политическими единицами, входящими в состав государства. Наличие классов и классовой борьбы влечет за собой в антагонистическом обществе юридическое опосредствование не только междуклассовых - антагонистических - отношений, но и внутриклассовых отношений, и притом не только в сфере товарного оборота, но и вне его. Подобно тому как наказ ГКК Верхсуда РСФСР от 22/ХII 1924 г. противопоставляет в сфере гражданско-правовых отношений "индивидуальные" интересы сторон (трудящихся) "общим целям, которые поставил себе рабочий класс в целом" и говорит о возможности противоречия интересов отдельных трудящихся "интересам рабочего класса в целом" (п. 5)[400], так и в области внутригосударственных отношений приходится считаться не только с наличием антагонистических интересов различных классов, но и с наличием особых - не антагонистических, а лишь в той или иной мере обособленных - коллективных и индивидуальных, общеклассовых и групповых интересов внутри самого рабочего класса. Если присоединить к этому национальную дифференциацию, имеющую огромное значение для государственного строения Союза, то станет ясным, почему организационное оформление отношений между отдельными государственными единицами, входящими в состав Союза, начиная с союзных республик и кончая низовыми административно-политическими единицами, с одной стороны, и отношений между государством и его гражданами - с другой, может принимать и принимает форму правовых отношений[401]. Поскольку, однако, дело идет не о взаимоотношениях между отдельными административно-политическими единицами, каждая из которых представляет собой обособленный в составе целого, несмотря на свою неразрывную связь с этим целым, государственный коллектив, а о внутренних отношениях отдельных органов одной из государственных единиц (напр., СССР, РСФСР, Ленинградской области и т.д.), то здесь мы уже не найдем тех обособленных коллективов, наличие которых является необходимой предпосылкой самой возможности правовых отношений внутри государства[402].
Если в области гражданско-правовых отношений госорганы противопоставляются тем не менее друг другу в качестве особых субъектов права, то к этому принуждает сам механизм товарного оборота, предпосылкой участия в котором является обладание гражданской правоспособностью. Для внутренних отношений госорганов вне товарного оборота необходимости в подобной персонификации не ощущается даже в капиталистических государствах, несмотря на всепроникающее влияние товарной (гражданско-правовой) формы отношений на все области буржуазного права[403]. Тем менее имеется оснований к перенесению гражданско-правовых категорий на внутренние отношения советских государственных органов. Между тем почти все предложенные в литературе конструкции прав треста на уставное имущество отправляются именно от противопоставления прав треста правам государства или ВСНХ, как прав, принадлежащих особым юридическим лицам. При этом авторы названных конструкций настойчиво стремятся использовать правовые формы частнокапиталистических организаций для анализа юридической природы советских трестов либо вообще подвести внутренний строй отношений в госпромышленности под тот или иной тип частнохозяйственных имущественных правоотношений. Все эти конструкции - независимо от того, в каком аспекте (гражданско- или административно-правовом) они даются, - неприемлемы для нас по указанным выше основаниям. Не ограничиваясь последними, мы постараемся вскрыть в дальнейшем их несоответствие и социально-экономической природе советских трестов.
Примечания:
|