Перейти на главную страницу

СУДЕБНАЯ СПРАВОЧНАЯ
[Суды общей юрисдикции] [Мировые судьи] [Арбитражные суды] [Конституционные суды] [Третейские суды] [Прокуратура]  [Адвокаты] [Следственный комитет] [Судебные приставы] [Европейский суд по правам человека]
 Главная / Библиотека Юриста / Классические труды отечественных цивилистов   
     

Список книг

Базанов И.А.
Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства.
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
Грибанов В.П.
Осуществление и защита гражданских прав
Иоффе О.С.
Избранные труды по гражданскому праву:
Из истории цивилистической мысли.
Гражданское правоотношение.
Критика теории "хозяйственного права"
Кассо Л.А.
Понятие о залоге в современном праве
Кривцов А.С.
Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве
Кулагин М.И.
Избранные труды по акционерному и торговому праву
Лунц Л.А.
Деньги и денежные обязательства в гражданском праве
Нерсесов Н.О.
Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве
Пассек Е.В.
Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве
Петражицкий Л.И.
Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Первая часть: Вотчинные права.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть вторая:
Права семейственные, наследственные и завещательные.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть третья: Договоры и обязательства.
Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права
Покровский И.А.
История римского права
Серебровский В.И.
Избранные труды по наследственному и страховому праву
Суворов Н.С.
Об юридических лицах по римскому праву
Тарасов И.Т.
Учение об акционерных компаниях.
Рассуждение И. Тарасова, представленное для публичной защиты на степень доктора.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов.
Книга первая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга вторая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга третья.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга четвертая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга пятая.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1:
Учебник торгового права.
К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 2:
Курс вексельного права.
Черепахин Б.Б.
Труды по гражданскому праву
Шершеневич Г.Ф.
Наука гражданского права в России
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. I: Введение. Торговые деятели.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. II: Товар. Торговые сделки.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. IV: Торговый процесс. Конкурсный процесс.
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 1
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 2
Энгельман И.Е.
О давности по русскому гражданскому праву:
историко-догматическое исследование

« Предыдущая | Оглавление | Следующая »

Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1


§ 1. Хозяйственный (коммерческий) расчет

Понятие хозяйственного расчета появилось впервые в Наказе CHK от 9/VIII 1921 г. о проведении в жизнь начал новой экономической политики[190] и в утв. СТО 12/VIII 1921 г. Основных положениях о мерах к восстановлению крупной промышленности[191]. Перевод промышленности со сметно-бюджетного порядка финансирования и государственного снабжения ее материальными фондами на хозяйственный расчет[192] первоначально означал перевод на начала "самоокупаемости" и внесение элемента "эквивалентности" во взаимоотношения государства с промышленностью. Переводимые на хозрасчет предприятия обязывались "эквивалировать" все получаемые от государства денежные и материальные фонды своей продукцией и вместе с тем получали право на оплату всей продукции, сдаваемой государству сверх причитающегося ему за фонды эквивалента[193].

Но "самоокупаемость" или, иными словами, безубыточность производства была лишь первой стадией в процессе восстановления разрушенной мировой и гражданской войнами промышленности и освобождения госбюджета от покрытия ее дефицита, причем ряд отраслей оказался в состоянии обойтись без госдотации лишь благодаря сбыту оказавшихся в их распоряжении запасов продукции по ценам ниже себестоимости ("разбазаривание" 1921-1922 гг.). Уже в 1923 г. правительство, исходя из того, что госбюджет может быть правильно построен "только при условии прибыльности госпромышленности и ее энергичного развития" и что "победоносной может оказаться только такая промышленность, которая дает больше, чем поглощает", признает "основной" задачей треста задачу социалистического накопления[194]. В соответствии с этим начало "хозяйственного расчета" в применении к промышленности заменяется началом "коммерческого расчета", а в число основных признаков промышленного треста вводится цель "извлечения прибыли" (ст. 1 декрета от 10/IV 1923 г. о государственных трестах)[195].

Если, однако, в момент издания первого декрета о трестах начало "коммерческого расчета" как принцип прибыльности предприятия резко противопоставлялось началу "хозяйственного расчета" как принципу простой его безубыточности ("самоокупаемости")[196], то одностороннее понимание директивы о прибыльности отдельными хозорганами, повлекшее за собой чрезмерное повышение цен на ряд товаров и создавшее почву для кризиса сбыта (осень 1923 г.)[197], побудило правительство принять ряд мер против превращения этой директивы в самодовлеющую цель промышленных трестов.



Планомерно проводимая с осени 1923 г. политика регулирования отпускных, оптовых и розничных цен на промышленную продукцию подчинила цель извлечения прибыли более общим задачам советской экономической политики: укреплению политического и хозяйственного союза пролетариата с крестьянством, удовлетворению потребительского и производственного спроса трудящихся масс и воспроизводству средств производства всего государственного хозяйства в целом[198]. В новом Положении о трестах от 29/VI 1927 г. указание на цель "извлечения прибыли" сменилось поэтому указанием на "плановые задания", в соответствии с которыми должно осуществляться начало коммерческого расчета (ст. 2)[199]. Это не значит, что законодательство 1927 г. и в отношении промышленных трестов вернулось к первоначальной идее "самоокупаемости", послужившей отправным пунктом новой организации промышленности в первый год НЭПа. Понятие коммерческого расчета по-прежнему включает в себя элемент прибыльности работы предприятия (ср. ст. 39 Положения, гарантирующую тресту начисление средней прибыли[200] при занаряживании)[201]. Постановка на очередь проблемы индустриализации страны потребовала даже повышения темпа внутрипромышленного накопления, так как процесс расширенного воспроизводства промышленности должен быть обеспечен прежде всего вложением в нее прибавочного продукта, создаваемого внутри самой промышленности[202]. Снижение цен на промышленную продукцию правительство стремится осуществить в первую очередь путем уменьшения себестоимости промышленных изделий и расходов по их продвижению к потребителю, а не путем сокращения прибыли промышленности[203]. Подобное сокращение признается "серьезной угрозой для накопления в промышленности, а следовательно, и для ее бесперебойного развития"[204]. Тем не менее цель извлечения прибыли настолько подчинена указанным выше общим целям экономической политики Союза, что противопоставление хозяйственного и коммерческого расчета в значительной мере утратило прежнюю остроту. На правовое же положение госпредприятия в гражданском обороте оно и раньше не оказывало никакого влияния: предприятия, действующие на началах коммерческого расчета, подчиняются в своих выступлениях в гражданском обороте тому же режиму, который установлен для всех хозрасчетных предприятий вообще[205]. С точки зрения ГК коммерческий расчет представляет собой лишь простую разновидность хозяйственного расчета.

Поэтому различие между коммерческим и хозяйственным расчетом проявляется главным образом в общем направлении эксплуатационной политики предприятия. Предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета, при калькуляции цен на свою продукцию или услуги могут ограничиваться простой "самоокупаемостью" производства (коммунальные тресты)[206]; предприятия, действующие на началах коммерческого расчета, должны включать в свою калькуляцию тот или иной процент прибыли (промышленные тресты). Это различие имеет, однако, лишь общий и принципиальный характер: предприятие, находящееся на хозяйственном расчете, также может иметь прибыль, равно как и предприятие, переведенное на коммерческий расчет, может - правда, лишь в виде исключения (напр., в целях расширения рынка, в целях снабжения беднейшего крестьянства с.-х. орудиями и т.п.) - калькулировать свои цены без включения какого-либо процента прибыли[207].

Положения и декреты о госпредприятиях в других отраслях хозяйства говорят как о "хозяйственном", так и о "коммерческом" расчете. Одно из старейших положений - Положение о Госбанке от 13/Х 1921 г. - к обычной формуле о "принципе хозяйственного расчета" присоединяет характерную, но по существу излишнюю добавку: "и безубыточности" (ст. 1)[208], подобно тому как одно из последних по времени положений - Положение об Отделе семеноводcтва НКЗ РСФСР от 20/Х 1927 г. - сопровождает формулу о "хозяйственном расчете" пояснительной оговоркой о "самоокупаемости" (ст. 4)[209]. Еще резче противопоставляют "хозяйственный расчет" "коммерческому" положения об отдельных предприятиях ЦИК СССР и ВЦИК РСФСР, подчеркивая, что таковые [предприятия] ведутся на началах хозяйственного расчета, не преследуя "целей извлечения коммерческой выгоды"[210]. О "хозяйственном расчете", но уже без каких-либо дополнений или пояснений говорят также положения и декреты о сельскохозяйственных (ст. 1)[211], коммунальных (ст. 1)[212] и курортных трестах (ср. ст. 1)[213], о ведомственных издательствах[214], о подсобных предприятиях при госучреждениях (ст. 1)[215] и др. Формулой о "коммерческом расчете" пользуется Положение о речных пароходствах[216]. Положения о торгах (ст. 2) и об акционерных обществах (в отношении государственных акционерных обществ) пользуются обеими формулами (ст. 127), выдвигая, однако, на первый план "коммерческий расчет"[217]. Положение о домовых трестах обходится без той и другой[218].

Таким образом, противопоставление "хозяйственного" расчета "коммерческому" сохраняется до настоящего времени[219] как общая директива, определяющая характер эксплуатационной политики предприятия. Законодатель не случайно говорит о хозяйственном расчете в применении к коммунальным трестам и о коммерческом расчете в применении к промышленным трестам. Приведенные выше - более развернутые - формулы о "хозяйственном расчете" лишний раз это подтверждают.


Примечания:

[190] СУ, 1921, N 59, ст. 403.

[191] СУ, 1921, N 63, ст. 462.

[192] Идея хозяйственного расчета была заимствована, если мы правильно осведомлены, из дореволюционной практики некоторых казенных заводов, выполнявших казенные заказы "на коммерческих основаниях". К числу таких заводов принадлежал, напр., Обуховский завод ("Журнал Особого Совещания по обороне" от 29/VII 1917 г., N 181). Эта практика послужила во всяком случае одним из исходных пунктов для работников ВСНХ и Госплана, работавших над проблемой организационного приспособления госпромышленности к условиям возрождавшегося товарного хозяйства и поставленных перед необходимостью снятия с госбюджета массы дефицитных предприятий. Понятие хозяйственного расчета выкристаллизовалось, однако, не сразу (ср. "Русская промышленность в 1921 г.", изд. ВСНХ, стр. VII и XLI). Еще в декабре 1921 г. IX Съезд Советов в постановлении по вопросам новой экономической политики и промышленности требовал, чтобы "на началах хозяйственного расчета" велись все госпредприятия, "как оставленные на государственном снабжении, так и снятые с него", понимая, по-видимому, под хозяйственным расчетом лишь "точный учет всех элементов производства", сокращение накладных расходов и уменьшение себестоимости продукции, но не начала "самоокупаемости" предприятия и "эквивалентности" в его отношениях с государством (разд. III, п. 11 – СУ, 1922, N 4, ст. 43). См. также формулы хозрасчета, приведенные в статье Л.Я. Гинцбурга "НЭП" (Энциклопедия государства и права, т. II, 1926, стр. 1443).

[193] В тяжелых условиях 1921–1922 гг. государство, однако, так же мало могло обойтись без бесплатного или полуплатного изъятия продукции для нужд государства, как и сама промышленность – без дотаций государства. Труднее всего оказалось перевести на хозрасчет топливную и металлическую промышленность, главным потребителем продукции которых являлось само государство (см. наш очерк "Организация железной и угольной промышленности" в сб. "Тяжелая индустрия СССР" под ред. В.Э. Дена, 1926, стр. 99 и 116). Даже в конце 1922 г. Х Съезд Советов принужден был констатировать, что оплата централизованных заказов государства тяжелой индустрии все еще не покрывает восстановительной стоимости заказываемых предметов (п. 6 резолюции Съезда от 27/XII 1922 г. по докладу о состоянии промышленности – СУ, 1923, N 28, ст. 327). По утверждению "Югостали", заказы НКПС еще в 1925/26 г. выполнялись трестом на 5% ниже себестоимости (ТПГ, 1927, N 25).

[194]  См. резолюцию XII Съезда РКП (б) о промышленности от 17–25 апреля 1923 г. (сб. "Всесоюзная Коммунистическая партия (б) в резолюциях ее Съездов и Конференций", 3-е изд. Истпарта, 1927, стр. 446 и 450).

[195] СУ, 1923, N 29, ст. 336; аналогично ст. 1 декрета от 17/VII 1923 г. о местных трестах (СУ, 1923, N 84, ст. 815). В отдельных Положениях термин "коммерческий расчет", но без указания на "извлечение прибыли", появился еще в 1922 г. (ср. утв. 16/VIII 1922 г. Положение о "Полиграфе" – СУ, 1923, II отд., N 23, ст. 104). Напротив, Типовое положение об объединениях (трестах), объявленное приказом ВСНХ от 12/IX 1922 г., N 452 и явившееся первой по времени попыткой общей нормировки организационной формы промышленного треста, по-прежнему говорило лишь о "хозяйственном расчете" (ст. 1) и допускало возможность занаряживания продукции треста не только по средним биржевым ценам, но и по себестоимости – с начислением лишь организационных расходов (ст. 21), а не средней прибыли, которой требуют ст. 49 декрета от 10/IV 1923 г. и ст. 39 Положения от 27/VI 1927 г. Вместе с тем и объяснительная записка к Типовому положению упоминала лишь о "праве" трестов "стремиться в своей торгово-промышленной деятельности к получению прибыли", но не ставила им это в непременную обязанность (Сборник приказов по ВСНХ, 1922, N 15, стр. 27–31). Подобная постановка вопроса несомненно более отвечала действительным условиям работы трестов того времени, чем один из более ранних приказов ВСНХ, обязывавший тресты не только покрыть своей продукцией все без исключения издержки производства, но и "дать некоторый излишек – доход" (приказ от 20/VIII 1921 г., N 10 – см. цит. статью Л.Я. Гинцбурга, стр. 1443).

[196] Особенно резко директива о прибыли была сформулирована в известном приказе ВСНХ от 16/VII 1923 г.: "в основу управления кладется прибыль хозяйственной единицы, т.е. треста, и под углом зрения прибыли направляется вся деятельность треста и оценивается деятельность правления треста". Эта резкость постановки вопроса о прибыли, несомненно, сыграла свою печальную роль в чрезмерном повышении цен трестами, приведшем к осеннему кризису 1923 г. Характерно, что даже осенью 1923 г. – перед лицом наступающего кризиса сбыта – ВСНХ все еще ставил "во главу угла коммерческого управления вопрос о получении максимальной прибыли" (см. Объяснительную записку о реорганизации ВСНХ в N 12 "Экон. жизни" от 14/Х 1923 г.).

[197] Ср. резолюцию XIII Конференции РКП(б) об очередных задачах экономической политики от 16–18 января 1924 г. (цит. сборник Истпарта, стр. 506–507).

[198] Ср. Н.И. Бухарин: "не средняя прибыль, а покрытие массовых потребностей все более и более становится (хотя и постепенно) основным принципом производственной плановой деятельности" (К вопросу о закономерностях переходного периода. М., изд. "Московский рабочий", 1928, стр. 53).

[199] Против исключения указания на цель извлечения прибыли высказался В.Н. Шретер, считавший необходимым "указать прямо в законе, что правление треста, в пределах полученных им плановых указаний, может вести свои операции уже чисто коммерческими методами, в целях извлечения прибыли" (Проект общесоюзного декрета о трестах – "Советское право", 1923, N 4, стр. 112). Подобное требование в устах В.Н. Шретера в значительной мере объясняется тем, что в своих предшествующих работах он понимал под коммерческим расчетом лишь "требование калькуляции и учета рисков методами, свойственными крупным капиталистическим предприятиям", и рассматривал цель извлечения прибыли независимо от начала "коммерческого расчета" ("Система промышленного права СССР", 1924, стр. 29–30; ср. Внутренняя торговля, 1926, стр. 50–51, где автор уточняет свое понимание "коммерческого расчета" требованием воспроизводства капитала предприятия в процессе работы). Мы видели, однако, что понятие коммерческого расчета (в техническом смысле) возникло именно в связи с требованием промышленного накопления, предъявленным правительством к трестам (в настоящее время это признает, впрочем, и В.Н. Шретер – в последней своей работе: "Советское хозяйственное право", 1928, стр. 106–107, появившейся после сдачи в набор нашего очерка). Поскольку цель извлечения прибыли подчинена ныне указанным в тексте общим задачам советской экономической политики, авторы Положения от 29/VI 1927 г. правильно исключили специальное упоминание о прибыли из ст. 2 и ограничились ссылкой на нее в ст. 39. К вопросу о хозяйственном и коммерческом расчете – см. также доклад С.Л. Драбкина в Совете Съездов промышленности, торговли и транспорта УССР и прения по нему (ВСЮ, 1927, N 12, стр. 491) и Ivanickiy, Das neue Dekret der UdSSR, betreffend die Sraatstrusts ("Zeitschrift für Ostrecht", 1927, H. 7, S. 966–967).

[200] Cp. § 26 Устава Госзнака, обязывающий последний сдавать его продукцию НКФ СССР по ценам не ниже восстановительной себестоимости, с начислением на нее 5% прибыли (СЗ, 1928, II отд., N 7, ст. 32).

[201] Ср. также ст. 31 Положения от 29/VI 1927 г. об оставлении в распоряжении завода части экономии, полученной им при выполнении заказа, данного правлением.

[202] См. резолюцию XIV Съезда ВКП(б) по отчету ЦК от 18–31 декабря 1925 г. и XV Конференции ВКП (б) от 26/X – 3/XI 1926 г. о хозяйственном положении страны и задачах партии (цит. сборник Истпарта, стр. 606 и 650).

[203] Снижение цен за счет сокращения прибыли промышленности производилось лишь вначале при наличии нездорового стремления ряда трестов к чрезмерной прибыли (ср. "Русская промышленность в 1923 г.", изд. ВСНХ, стр. 13).

[204] Ср. п. 3 пост. ЭКОСО РСФСР от 29/IX 1927 г. о себестоимости и отпускных ценах промышленной продукции в первом полугодии 1926/27 г. (СУ, N 107, ст. 724). Напротив, по отношению к государственным торговым предприятиям, прибылей которых регулирующая деятельность правительства коснулась значительно позднее, правительство, добиваясь снижения торговых расходов прежде всего путем рационализации товаропроводящего аппарата, вместе с тем принимает меры к сокращению торговой прибыли и, в частности, к установлению максимального процента таковой (п. 3 пост. СТО от 16/II 1927 г. о мероприятиях по снижению розничных цен и пост. III сессии ЦИК СССР III созыва от 25/II 1927 г. по докладу НКТорга СССР о мероприятиях по снижению цен – СЗ, N 11, ст. 117 и N 12, ст. 125).

[205] статья 1, п. "б" декрета РСФСР от 26/III 1926 г. об оплате помещений, занимаемых учреждениями в муниципализированных домовладениях, устанавливает твердые ставки для "государственных учреждений и предприятий, состоящих на хозяйственном расчете" и занимающих помещения "под канцелярии и для иных нужд неторгового и непромышленного характера" (СУ, N 20, ст. 155). Этим последним указанием на назначение помещения декрет противопоставляет названные госорганы не предприятиям, состоящим на коммерческом расчете, а "торговым и промышленным предприятиям, занимающим помещения для торговых или промышленных целей, хотя бы помещения эти и не служили для непосредственной операционной деятельности" (ст. 1 Инструкции НКВД от 13/V 1926 г. N 174 – ГК под ред. С.В. Александровского, изд. 3, 1928, стр. 576). Таким образом, и в данном вопросе решающее значение имеет различие в самом характере выполняемых соответствующим органом функций и в назначении помещения, а не различие в началах хозяйственного и коммерческого расчета. Статья 1 ранее действовавшего декрета РСФСР от 15/III 1924 г. вообще упоминала лишь о "государственных учреждениях, состоящих на хозяйственном расчете" (СУ, 1924, N 24, ст. 244) и тем самым резче противопоставляла их как административные госорганы государственным предприятиям как хозяйственным госорганам (от противопоставления хозрасчетного учреждения "коммерческому предприятию" отправлялась и АК ВСНХ СССР в решении от 12/Х 1926 г. по делу Военпрома с АФУ ВСНХ, излишне заострив, однако, вопрос об извлечении Военпромом "коммерческой прибыли" – Вып. III, N 37). Мы остановились на этом специальном примере потому, что он едва ли не единственный, который может вызвать предположение о двух различных режимах для предприятий, находящихся на хозяйственном и на коммерческом расчете.

[206] Ср. ст. 43 декрета РСФСР от 20/XII 1924 г.: "Тарифы на коммунальные услуги не должны быть в среднем ниже себестоимости предоставляемых предприятием услуг" (СУ, 1925, N 2, ст. 14).

[207] Нельзя считать отличительным признаком переведенных на коммерческий расчет предприятий их обязанность сдавать определенную часть прибыли в доход казны (ст. 46 Положения о пром. трестах), так как и хозрасчетные предприятия, в виде общего правила, обязаны сдавать соответствующую часть прибыли, если они таковую получают, в доход казны (ср. ст. 48 Положения о госсельтрестах, ст. 21 декрета РСФСР от 22/ХII 1924 г. о коммунальных трестах и ст. 7 декрета РСФСР от 11/VII 1927 г. об организации трестов по управлению муниципальными домами – СУ, 1925, N 75, ст. 515). Подсобные предприятия при гоcучреждениях, освобожденные от обязанности сдавать свою прибыль в доход общегосударственной казны (ст. 9 декрета РСФСР от 10/V 1926 г. – СУ, 1926, N 75, ст. 515), и отдельные хозрасчетные предприятия, имеющие право – по положениям о них – обращать таковую на нужды предприятий (напр., изд-ва "Известия ЦИК" и "Власть Советов" – СЗ, 1926, N 66, ст. 499; СУ, 1927, N 20, ст. 136 – или государственные театры – СУ, 1928, N 46, ст. 346), являются в этом отношении исключением. В частности, и ряд ведомственных издательств, независимо от того, находятся ли они на хозяйственном ("Картоиздательство НКВД РСФСР" – СУ, 1926, II отд., N 74, ст. 85) или на коммерческом расчете ("Издательство НКТорга СССР" – СЗ, 1926, II отд., N 25, ст. 169; "Издательство НКЗдрава РСФСР" – СУ, 1926, II отд., N 46, ст. 51), обязаны сдавать соответствующую часть прибыли в доход казны.

[208] СУ, 1921, N 75, ст. 615.

[209] СУ, 1927, N 108, ст. 735.

[210] См. цит. выше положения об издательствах "Известия ЦИК" и "Власть Советов".

[211] СУ, 1928, N 30, ст. 223.

[212] Декрет РСФСР от 20/XII 1924 г. – СУ, 1925, N 2, ст. 14.

[213] Декрет РСФСР от 15/II 1927 г. – СУ, 1927, N 19, ст. 132.

[214] Статья 1 декрета РСФСР от 4/I 1927 г. об урегулировании деятельности издательств, состоящих при республиканских государственных и местных учреждениях и предприятиях (СУ, 1927, N 5 ст. 47). Выше были приведены примеры ведомственных издательств, действующих на началах коммерческого расчета.

[215] Декрет РСФСР от 27/IX 1926 г. – СУ, 1926, N 31, ст. 237.

[216] Статья 2 пост. СТО от 20/VII 1923 г. о переводе на коммерческий расчет государственных речных пароходств (СУ, 1923, N 85, ст. 827). Параграф 2 Положения о государственном торговом флоте от 13/VI 1922 г., ныне утративший силу (в связи с образованием "Совторгфлота"), говорил о производстве отдельными государственными морскими пароходствами их операций "на коммерческих основаниях" (СУ, 1922, N 41, ст. 483).

[217] Распространяя на торги ст. 39 Положения о пром. трестах, которая гарантирует последним получение средней прибыли при занаряживании их продукции, ст. 13 Положения о торгах тем самым подходит к торгам как к предприятиям, переведенным именно на коммерческий расчет.

[218] Декрет РСФСР от 11/VII 1927 г. об организации трестов по управлению муниципальными домами – СУ, N 75, ст. 515.

[219] Ср. решение BAK СTO от 14/VI 1927 г.: "Извлечение прибыли в интересах восстановления основного капитала предприятия, хотя и не составляет единственную цель деятельности треста, направление которой определяется совокупностью поставленных перед трестом конкретных хозяйственных задач и соотношением таковых с общей системой гос. хозяйства, все же является необходимой составной частью понятия о тресте" (САБ, N 37–38, стр. 2). Необходимо оговориться, однако, что после издания Положения от 29/VI 1927 г. ВАК РСФСР, ссылаясь на ст. 2 и 7 названного Положения, встала на иную точку зрения: "Неверна и принципиальная предпосылка истца о том, что госпредприятия не могут передать имущества без соответствующего эквивалента и что пролонгация (векселей. – А.В.) нарушает начало хозрасчета и нормального торгового оборота... Основная задача госпредприятия – вовсе не извлечение прибыли или совершение возмездных сделок, а осуществление сделок в соответствии с плановыми заданиями регулирующих органов. Задачи госпредприятий – это задачи прежде всего общественного порядка, обслуживание социалистического сектора народного хозяйства... Осуществление задач общественного порядка производится независимо от того, выгодны ли они коммерчески или убыточны (курсив наш. – А.В.), так как в основу этих задач положен общественный интерес прежде всего, обслуживание которого может чаще всего требовать материальных жертв от госорганов и казны, так как этот интерес является целью деятельности пролетарского государства" (решение от 9/III 1928 г. – САБ, N 8, стр. 7; "Суд. практика", N 7, стр. 23). Подобная формулировка основных задач госпредприятий, правильная сама по себе, страдает все же некоторой односторонностью. Необходимость внутрипромышленного накопления как одного из источников финансирования работ по индустриализации страны (см. цит. резолюции XIV Съезда и XV Конференции ВКП – стр. 12) требует, чтобы "обслуживание социалистического сектора" и выполнение плановых заданий умело сочетались с извлечением нормальной прибыли промышленными предприятиями, что, конечно, не исключает возможности и даже необходимости заключения тем или иным предприятием отдельных убыточных сделок по приказу планово-регулирующего органа.

Новости


05.01.13 Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие изменения.  Читайте далее.
25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский районные суды. Более подробная информация здесь.
24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется. Подробнее.

Все новости