Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. Т. 2: Курс вексельного права.
§ 15. Означения векселя (продолжение)Означение срока векселя[420]. Срок[421] векселя есть всегда dies certus. Срок есть та единица времени, к которой приурочен платеж. Такая единица есть день, ни больше, ни меньше. Единица больше не годится - она испортила бы вексель[422]; единица меньше - бесполезна и безвредна, сроком векселя останется весь день[423]. Срок векселя может быть только один. Это значит: срок в несколько дней не будет сроком, а вексель не будет векселем. В подобном случае вексель оказался бы с двойным, тройным и т.д. сроком, т.е. без всякого срока[424]. К сроку, далее, вексель должен быть приурочен весь, т.е. во всей своей сумме; распределение суммы векселя на доли и разнесение долей на различные сроки сделает вексель негодным[425].
Есть собственно три рода способов определять срок: способы дисконтные, способы арбитражные и расчетные (для appoints netto), способ ярмарочный. При способах дисконтных срок векселя определен; при способах арбитражных для срока есть лишь предел; при способе ярмарочном срок тоже определен, но определен несколько иначе и не он один. Для всех способов дата сохраняет свое значение. Сама всегда твердая и точная, она: а) является начальным пунктом того периода времени, с истечением которого наступает срок; б) своей точностью может восполнить неточность означения срока; в) отбрасывает такой срок, который оказался бы уже прошлым, наступил раньше даты, - она проводит границу между сроком возможным и невозможным. Словом, в большей или меньшей степени дата управляет сроком векселя. Таким образом, при содействии даты срок векселя всегда может быть приведен в известность на основании данных, заключающихся в самом тексте векселя, так как применимы только те способы означения срока, какие (ограничительно) указаны в вексельном законе. Только одним из этих способов может быть означен срок, а неясность, свойственная тому или другому из них, устраняет, толкует сам вексельный закон[426]. Способы ограничения срока.
Через ссылку на календарь, т.е. через тот номер (число), под каким срок векселя, т.е. его день, является в составе своего месяца[427]. Для точности, к номеру дня нужно прибавить название его месяца, если это иной месяц, чем месяц даты. В противном случае добавка излишняя: месяц даты векселя будет и месяцем его срока[428]. Для точности к номеру дня и к названию его месяца нужно добавить и номер года, если это иной год, чем год даты. В противном случае добавка излишняя: год даты векселя будет и годом его срока[429]. То же самое и относительно стиля; для точности к сроку векселя нужно добавить и стиль того календаря, по которому он означен, если это иной стиль, чем стиль даты. В противном случае добавка излишня: стиль даты векселя будет и стилем его срока. Только видоизменение этого способа - означение срока через отнесение последнего[430] на начало, на середину, на конец, но которого из подразделений гражданского времяисчисления? В таком означении есть неточность: что считать началом, серединой, концом месяца, года? Неточность здесь устраняет вексельный закон, но устраняет ее только для месяца[431], а потому означение срока началом, серединой, концом года невозможно: оно оставило бы вексель без означения срока. Неточность вексельный закон устраняет таким толкованием: начало месяца есть его 1-й день, 1-е месяца; середина месяца есть его 15-й день; конец месяца есть его последний день, т.е. или 28-е, или 29-е, или 30-е, или 31-е месяца. Толкование имеет такой смысл: начало месяца и 1-е месяца суть выражения равнозначащие (aequipollentia); середина месяца и 15-е месяца суть выражения равнозначащие; конец месяца и 28-е месяца - выражения равнозначащие для такого месяца, в котором всего 28 дней; для других же месяцев началу будут равнозначить (aequipollere) или 29-е, или 30-е, или 31-е, смотря по месяцу. В остальном и этот срок находится под управлением даты[432]. Рассмотренный способ и его видоизменение отличаются наибольшей наглядностью: они прямо помещают срок платежа на такой-то день, вполне определенный одним ли текстом векселя или же совокупно текстом и вексельным законом; но период времени, какой должен пройти от даты векселя до его срока, не имеет здесь наглядного значения. Срок векселя есть день под одним из номеров такого-то месяца и такого-то года; в следующий за ним день уже наступает просрочка[433].
Означение срока через определенный период времени, более или менее продолжительный, начиная с даты[434] векселя (a dato); назовем его способом даты. Больше других этот способ находится под управлением даты; последняя является здесь начальным пунктом, с которого начинается течение периода[435]. Смотря по единице, какая избрана для исчисления периода, способом даты является в двух видах: а) Период определен количеством дней, - он должен продолжаться столько-то дней; его последний день и будет сроком векселя. Срок наступит с истечением периода, т.е. в день истечения, а не в день после него, - в последний день периода, а в первый день после периода уже наступит просрочка. Начальный пункт периода есть дата векселя; с нее, вернее, от нее, начинается непрерывное течение периода. Это значит: день даты принадлежит исключительно ей и потому в счет периода не входит[436]. б) Период определяется количеством месяцев. Дни месяца не называются[437], а считаются, они занумерованы. День под номером в таком-то месяце как раз отвечает дню под тем же номером в другом месяце, а последний день одного месяца отвечает последнему дню всякого другого месяца, каковы бы ни были их номера, - каждого дня в своем месяце. Дата векселя является начальным пунктом периода, определенного количеством месяцев; период начинается с нее, вернее, от нее, в каком смысле? День даты должен повториться столько раз, сколько взято месяцев. Как номер, он повторится во всех месяцах, которые имеют такой же номер, а если не имеют, он повторится в них как последний день. Как последний день своего месяца, день даты повторится во всех месяцах, именно как последний день каждого из них. Последнее повторение дня даты и будет последний день периода, т.е. срок векселя[438]. День даты, значит, и здесь принадлежит исключительно ей[439].
Способ даты не изменяется и в том случае, где количество месяцев выражено не числом, а названием; двенадцать месяцев названы годом[440], шесть - полугодом; три - четвертью года и т.д. Кратность или сложение таких названий тоже не изменяет способа даты; два года, три четверти года, все то же кратное количество месяцев. Точно так же способ даты остается и тогда, где соединены вместе его оба вида: три месяца и три дня, год, два месяца и два дня и т.д.[441]
Особенность представляет тот случай, где период времени определен через полмесяца. В одних месяцах количество дней четное, в других оно нечетное. При нечетном количестве деление месяца на две половины невозможно - оно привело бы к делению дня, но день единица неделимая. То же самое верно и относительно деления на всякого другого знаменателя. Потому период в полмесяца, в половину месяца не есть половина месяца; полмесяца есть название периода времени во столько-то дней, во сколько? Количество дней определяет вексельный закон, напр., в 15 дней. Вот почему только период в полмесяца, а не иной, напр. полгода, может быть допущен, потому что лишь его количество дней определено в законе[442].
Спрашивается, как быть, если период времени от даты определен количеством недель[443]. Неделя - подразделение времени совершенно своеобразное. Количество дней в неделе всегда одно и то же, но дни эти не считаются, а называются. Кроме того, как количество дней, неделя не входит кратно в другие подразделения времени - ни (4 или 5 раз) в месяц[444], ни (52 или 53 раза) в год. Вот почему недели не имеют нумерации ни в составе месяца, ни в составе года, не имеют и различных названий в составе года, как имеют их месяцы. Дни недели повторяются по их названию; день такого-то названия в одной неделе отвечает дню такого же названия в другой неделе. Но дело в том, что одно недельное название дня не относит его ни к определенному году, ни к определенному месяцу, - для такого отнесения нужно бы еще добавить название месяца и номер года. Но месяц не знает названия дней, а год и месяц не знают ни названия, ни нумерации недель, тем более, что неделя почти всегда переползает из одного месяца и года в другой месяц и год. Вот почему неделя, с ее названиями дней, есть такое подразделение времени, которое совершенно непригодно для означения срока векселя: при таком означении дата не может управлять сроком векселя. Сама выставленная с годом, месяцем и днем, дата не может (ибо не за что) захватить срок, означенный неделей или недельным названием дня. Она могла бы управлять сроком, если бы вексельный закон истолковал неделю так, как он истолковал половину месяца, т.е., превратил бы ее в количество (напр., 7) дней; но такого толкования нет[445], а без него неделя непригодна и как количество дней.
Означение срока по обычаю (uso, a uso, usance). Оно обломок от вексельного права средних веков[446], исчезающий в вексельном законодательстве новейшей кодификации[447]. Но и там, где и он сохранился, этот способ превращен - но только для вексельного права - в название периода времени из определенного количества дней[448]. В таком виде способ оказывается ничего более, как еще одно видоизменение способа даты первого вида. Начальный пункт uso - дата векселя, день которой и здесь принадлежит ей самой. Период оканчивается с истечением последнего из его дней, в этот день наступит и срок векселя, а на другой день наступит просрочка. Период, далее, может быть взят и кратно: может быть два, три uso; может быть и половина uso, если его количество дней четное.
При означении срока векселя одним из рассмотренных до сих пор способов вексель будет определенно-срочен. В самом же тексте векселя установлен его срок как день, отдаленный, отодвинутый от даты векселя на определенный период времени. В каждый день этого периода и на основании одного лишь текста векселя можно точно сказать, как велико еще то количество дней, какое остается до наступления срока векселя, т.е. до дня получения суммы векселя. Чем больше такое количество дней, тем меньше стоит сумма векселя по сравнению с такою же суммою наличных денег; наоборот, чем меньше сказанное количество дней, тем больше стоит и сумма векселя. Это значит: определенно-срочный вексель пригоден к учету (дисконту), так как процент учета (interusurium) для такого векселя может быть вычислен в каждый день из периода между его датой и сроком платежа[449]. Вот почему и способы означения определенных сроков названы выше способами дисконтными. Иной характер имеют способы означения срока не определенно, а лишь предельно.
Примечания:
|