Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
§ 19. Торговые бумаги вообще. Бумаги ценные (денежные)Особый вид объектов торгового права составляют так называемые торговые бумаги. Их годность быть объектами сделок торгового права заключается не в них самих, а в том предмете, на который гласит текст бумаги. Текст торговой бумаги есть письменное (написанное, напечатанное и т.п.) изложение обязательства данного лица, с указанием предмета и содержания этого обязательства[816]. По своему предмету торговые бумаги разделяются: а) бумаги, предмет которых денежные суммы, - это бумаги ценные в смысле бумаг денежных; б) бумаги, предмет которых иные (движимые) вещи, обыкновенно товары; в отличие от бумаг денежных они могут быть названы бумагами вещными, товарными. Наконец, а) к ценным, т.е. к денежным, бумагам должны быть отнесены и бумаги участия в акционерных компаниях, таковы: паи, акции[817]; как объект торгового права эти паевые бумаги находятся под действием тех же правил, как и бумаги ценные долговые, а потому здесь они могут быть оставлены в стороне[818].
В тексте своего изложения всякая торговая бумага заключает обязательство или уплатить, или возвратить (выдать обратно); а потому казалось бы, что вообще торговые бумаги ничего более как письменные доказательства изложенных в них обязательств как требований для одного и долгов для другого из участников обязательства[819]. Но торговая бумага больше чем документ как обыкновенное письменное доказательство долговых прав: изложенное в ней обязательство не только документировано, оно вмещено, воплощено в ней, и притом вмещено во всем своем содержании[820]. Для такого вмещения обязательство оторвано от своей causa debendi, - от того договора, из которого оно возникло[821]. Притом оно оторвано односторонне: оно изложено в тексте бумаги как право требовать и получить, хотя нередко, особенно в товарных бумагах, такое право обусловлено: право требовать и получить должно быть одновременно или предварительно очищено; предмет требования и получения обременен таким или иным платежом[822]. Таким образом, односторонность обязательств, изложенных в торговых бумагах, проведена даже и для тех из них, которые возникают из двусторонних сделок. Двусторонность в них отражается, но она формулирована так, что все же является одностороннее право требовать и получить, но только обусловленное одновременной или предварительной очисткой от того платежа, какой лежит на предмете требования и получения по торговой бумаге.
Торговая бумага заключает, вмещает в себе все содержание изложенного в ней обязательства как требования для одного и долга для другого. Но в это содержание попадают лишь такие моменты, при которых для обязанного по торговой бумаге, для ее должника, безразлична личность того, кто вправе требовать, личность кредитора бумаги. Торговые бумаги назначены для торговли, назначены, следовательно, для того, чтобы заменять и представлять собою те предметы, на которые они гласят. Они или - товарные, потому что заменяют и представляют собою товары; или - денежные, потому что заменяют и представляют собою денежные суммы. Товары и денежные суммы - предмет торговых оборотов; но для этих же оборотов назначены и торговые бумаги, и потому все они одинаково передаваемы[823]. Передаваемость торговых бумаг есть ничего более как способность к постоянной перемене личности кредиторов. Таким образом, к наступлению срока требования и получения по торговой бумаге ее должник не знает и не может знать, где и кто его кредитор; должник не может доставить кредитору предмет требования по торговой бумаге; наоборот - кредитор должен взять этот предмет у должника[824].
Но если перемена кредитора необходимое последствие передаваемости торговых бумаг, если для должника нет возможности ни вообще, ни в частности в момент наступления исполнения по бумаге знать, кто его кредитор; в таком случае необходимо установить отчетливые, наглядные признаки, которые для должника указывали бы на такое-то лицо как на кредитора по данной торговой бумаге. Такие признаки берутся из такого или иного отношения этого лица к бумаге. С этой стороны все торговые бумаги разделяются на два типа: одни - бумаги именные, другие - бумаги на предъявителя[825]. По бумаге именной кредитором может быть лишь тот, на чье имя указывает (гласит) первоначальный текст бумаги или позднейший текст уступочной надписи; по бумаге на предъявителя кредитором может быть всякий, кто в состоянии предъявить должнику бумагу как свою и чрез это - в состоянии предъявить себя кредитором, кто, следовательно, имеет, держит эту бумагу, владеет ею.
Таковы признаки, которыми определяется, кто кредитор по торговой бумаге; они взяты из отношения лица к самой бумаге, и для бумаг на предъявителя сводятся к признакам владения (держания) бумагой[826]. При наличности этих признаков должник вправе и вместе обязан исполнить свое обязательство по бумаге, исполнить его тому, кто имеет за себя признаки кредитора. Но после этого мало даже сказать, что торговые бумаги больше чем обыкновенные документы в смысле письменных доказательств[827]; они совсем не доказательства в процессуальном смысле этого слова[828]. Они воплощения заключенных, вмещенных в них обязательств; своим обращением они обращают те предметы, на которые гласят; они - основания, титулы (titres), ценности по представлению, заменяют и представляют предмет заключенных в них требований.
Потому должник по торговой бумаге обязан и вправе исполнять свое обязательство лишь в том случае, если от него требуется исполнение с представлением самой бумаги: он платит или выдает по бумаге, в обмен на нее, и уничтожает бумагу чрез отметку на ней самой, - кассирует ее. Но как быть, если торговая бумага не может быть представлена своим кредитором, потому что она уничтожена (сгорела, потонула и т.д.) или же утеряна (быть может, украдена или удержана)? В таких случаях допускается умерщвление бумаги, ее амортизация: взамен бумаги уничтоженной или утерянной выдается новая, или же предмет получения по бумаге выдается и без ее представления. Но нет, да и не может быть, общих правил амортизации всяких торговых бумаг; для каждого их вида есть свои правила[829].
Чрез обращение торговых бумаг обращаются денежные суммы и товары; те и другие передаются с передачей самой бумаги, в которой они означены как предмет требования и получения. Передача бумаги различается: а) по форме и б) по содержанию. По форме передача происходит: для именных бумаг чрез уступочную надпись; для бумаг на предъявителя - чрез передачу (вручение)[830] самой бумаги как вещи. По содержанию передача может быть: а) для замены одного кредитора другим; б) для другой цели, чаще всего для представления в залог. Различие в содержании передачи ничем не отражается на ее форме: по форме передача всегда одинакова, для чего бы торговая бумага ни передавалась, и в частности, различие ничем не отразится в означениях уступочной надписи[831]. Потому форма передачи сама по себе дает право получившему бумагу распорядиться ею как своею, передать ее другому[832].
Два основных рода торговых бумаг, - денежные и товарные, - распадаются на более частные типы; каждый из этих частных типов имеет свою однообразную форму, установленную так или иначе, чаще всего правительством, но нередко и обычаем, хотя и обычай обыкновенно лишь переводит в определенную форму то содержание, какое предписано для текста бумаги. Торговые бумаги - однообразно формулярны (по образцам)[833].
Бумаги ценные (денежные). По личности должника они различаются: а) бумаги государственные (фонды); б) бумаги общественных установлений (городов и земств); в) бумаги торговых акционерных компаний, - последние в двояком виде: акции и облигации[834]. Таковы бумаги, составляющие предмет оборотов банкирской торговли вообще и биржевых сделок в частности[835]. Притом же бумаги общественные и бумаги акционерных компаний (акции и облигации) в известной степени получают характер государственных бумаг именно в том случае, когда они гарантированы правительством. Но это различие ценных бумаг по свойству их должника не имеет существенного влияния ни на их торговый характер, ни на их юридические свойства; достаточно поэтому остановиться здесь лишь на ценных бумагах государственных[836].
По своей форме и по названию (государственные) ценные бумаги весьма разнообразны[837]; но по содержанию они все одинаковы: это бумаги государственных долгов в их трояком виде: а) долгов Государственной долговой книги, б) долгов Государственного банка, а равно банков Двор. и Крест.; в) долгов Государственного казначейства[838]. В ценной бумаге изложено обязательство правительства[839], и притом обязательство двоякого содержания: а) периодически платить кредитору по бумаге определенную сумму денег, высчитанную как %% на другую сумму - нарицательную цену бумаги, означенную в ней самой; б) выплатить нарицательную цену этой бумаги, когда сообразно условиям задолжания правительство прекратит платеж по ней процентов. Такая двойственность обязательства обыкновенно отражается на составе ее corpus'а: она состоит из листа бумаги и листа купонов с талоном[840]; лист купонов для периодических платежей, лист бумаги - для ее нарицательной цены и наконец талон - для права получить новый лист купонов, если израсходован прежний[841].
Бумаги бывают именные и на предъявителя, и притом нередко с оговоркой, что из именных они могут быть превращены в бумаги на предъявителя и обратно[842]. Тот или другой характер, а равно и способность бумаг к превращению из именных на предъявителя и наоборот, определяется условиями задолжания, т.е. условиями выпуска бумаг каждого рода[843]; но купоны всегда на предъявителя, все равно, будет ли бумага именная или на предъявителя.
Бумаги на предъявителя[844]. Кредитор по таким бумагам тот, кто имеет бумагу, кто ее держатель (porteur, Inhaber). Отсюда: а) бумаги на предъявителя передаются чрез вручение (из рук в руки)[845]; а потому б) и заявлений об утраченных бумагах быть не может: иными словами, для утраченных бумаг на предъявителя амортизация исключена[846]. Отсюда и дальнейший вывод: от добросовестного владельца бумага на предъявителя не может быть отобрана или, что все равно, виндикация бумаг на предъявителя не допускается[847]. Бумага на предъявителя может быть отобрана как поличное от вора и его сообщников, может быть истребована от того, кому вверена (заложена, отдана на хранение) или кем найдена и присвоена; но отыскивать ее по общим правилам исков о праве собственности нельзя[848].
Иное дело физическое разрушение бумаги на предъявителя, когда таковое наступило по несчастному случаю: здесь уничтоженный экземпляр бумаги может быть заменен новым, его дубликатом[849]. Все эти особенности и свойства бумаг на предъявителя принадлежат и купонам, - последние всегда, т.е. при всяких бумагах, бывают только на предъявителя. И не признать таких свойств за бумагами на предъявителя значило бы разрушить кредит государства и добрую веру в торговле[850].
Примечания:
|