Находка для тех, чьи девушки и супруги работают в сфере услуг: маникюр, брови, ресницы и так далее...
🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»?
Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе
Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
§ 20. Бумаги ценные (окончание). Бумаги товарные
Бумаги именные. По бумаге именной кредитор прежде всего тот, на чье имя указывает текст бумаги[851]. Отсюда: а) именные бумаги передаются не иначе как по уступочной надписи[852]; б) утерять именную бумагу еще не значит перестать быть по ней кредитором; утраченная бумага будет возобновлена, т.е. подвергнута амортизации и заменена другою, - другим ее экземпляром как ее дубликатом[853]. Но бумага считается не утраченной, а переданной, как скоро на ней есть уступочная надпись того, на чье имя она была выдана или передана по надписи, и потому не подлежат возобновлению бумаги хотя бы и утраченные, но с уступочной на них надписью утратившего[854].
Уступочная надпись может быть или именная, т.е. на имя нового приобретателя, или же бланковая, т.е. как надпись того, кто передает бумагу и чрез свою надпись перестает быть по ней кредитором. Уступочная надпись именная может быть опять в двояком виде; или с переводом (с трансфертом), т.е. отметкой в книгах должника, или же и без трансферта[855]. Но какова бы она ни была, уступочная надпись не то, что индоссамент векселя: она не имеет функции гарантии, ее действие ограничено одной функцией передачи[856]; передавший бумагу по уступочной надписи отвечает только за veritas, но не за bonitas переданной бумаги[857].
Бумага (именная и на предъявителя) теряет характер торговой, когда она испорчена. Она может быть испорчена: а) чрез повреждение ее физической целости; б) чрез утрату ее купонов для тех периодов (полугодий) платежа процентов, которые еще не наступили; в) негодны также и отделенные купоны, по которым период платежа еще не наступил. Бумага, испорченная чрез физическое повреждение, может быть обменена на другую[858]; бумага, при которой нет купонов для будущих периодов, а равно и такие (досрочные) купоны негодны до тех пор, пока не наступили те периоды платежа процентов, к которым относятся недостающие или отделенные купоны[859].
Права кредитора по бумаге определяются содержанием обязательства, какое изложено в тексте бумаги. Кредитор вправе требовать платежа процентов по истечении каждого из тех периодов, какие означены в бумаге (в ее купонном листе). Такое право (по каждому купону, т.е. подразделению купонного листа в отдельности) подлежит действию десятилетней давности: купон, не оплаченный процентами в течение 10 лет с того дня, когда для него наступил срок платежа, теряет всякое значение[860]. Право на получение процентов прекращается: а) когда бумага вышла в тираж; б) когда правительство выкупает бумаги или производит конверсию. В обоих случаях кредитор бумаги имеет право потребовать уплаты той денежной суммы, какая обозначена как нарицательная цена бумаги, с той лишь особенностью для конверсии, что при последней кредитор вправе свою конвертированную бумагу представить в обмен на бумагу новую, конвертирующую. Которым из этих способов происходит прекращение платежа процентов, это зависит от условий задолжания, т.е. от условий выпуска[861] бумаг, хотя эти условия всегда могут быть изменены законодательной властью: государство - должник самый надежный, но и самый опасный: он вне сферы судебного принуждения. Когда платеж процентов прекращен, бумага теряет свой торговый характер; от нее годится лишь ее лист, по которому можно получить денежную сумму бумаги в ее нарицательной цене[862].
Некоторые особенности представляют бумаги лотерейные, - бумаги с выигрышами[863]. Они заключают в себе еще одно обязательство - выплатить кредитору бумаги выигрыш, какой по жребию упадет на бумагу сообразно правилам (выигрышного) тиража. Потому эти бумаги имеют два отдельных тиража: тираж для прекращения процентов и тираж для выигрышей; оба тиража независимы один от другого[864]. Выигрышные бумаги всегда на предъявителя: они не способны к превращению в именные.
Денежные бумаги - бумаги долговые; они - не бумажные деньги и не денежные знаки: напротив, все они гласят на деньги, обыкновенно в бумажной валюте, но иногда (и нередко) их предмет - деньги не в бумажной, а в металлической (золотой) валюте[865], как для платежа процентов по купонам, так и для уплаты нарицательной суммы по листу. Они поэтому не бывают ни единицей измерения ценностей, ни орудием платежей: они не имеют ни принудительного курса, ни принудительного приема[866].
Товарные бумаги. Они гласят на вещи - как species или же как количества; они заменяют и представляют свой предмет - вещь или вещи. Отношения по бумаге определяют собою и отношения по ее предмету, по товару: распоряжение бумагой есть в то же время и распоряжение ее предметом; они и называются поэтому распорядительно-товарными бумагами. Выдающий товарную бумагу обязывается выдать (или сдать) означенный в ней товар, но 1) в обмен на бумагу, 2) лишь тому, кто будет ее правильным держателем, 3) под условием, что одновременно с выдачей товара последний будет очищен от лежащих на нем платежей. К числу таких (распорядительно-) товарных бумаг относятся:
а) Маклерская записка[867]. Она возникает из договора покупки, гласит на купленный товар, определенный в его роде, количестве и качестве. Записка - бумага всегда именная, в ней обозначен ее кредитор - покупщик; но она может переходить по передаточной надписи покупщика, с оборотом или без оборота, т.е. по правилам и с последствиями вексельного индоссамента[868]. Вправе требовать товара всякий, на чье имя гласит текст маклерской записки или на кого, т.е. на чье имя, указывает ее передаточная надпись. Но обыкновенно такому праву противостоит обязательство очистить товар от лежащего на нем платежа, а таковым прежде всего бывает покупная цена, вся или в части[869]. С маклерской запиской сходен приказ - выдать проданный товар из амбара, магазина, склада и т.д.[870]
б) Фактура. Эта бумага тоже возникает из договора покупки[871]. Фактура может быть уже оплачена или еще не оплачена покупщиком товара: но в том и другом случае она может быть передана от покупщика другому, только что во втором случае получить по фактуре товар можно не иначе как очистивши его от лежащего на нем платежа, т.е. от (вполне или же в части) еще не уплаченной покупной цены[872].
в) Накладная (дубликат железной дороги[873]). Бумага возникает из договора перевозки (не морем). Она бывает именная и на предъявителя, и потому различно определяются признаки получателя груза по накладной, неодинаково происходит и передача бумаги: или по передаточной надписи, или же чрез передачу самой бумаги. В случае утраты или уничтожения бумаги имеет место своеобразная амортизация: после заявления транспортеру последний делает публикацию в газетах и затем, по истечении определенного времени, груз выдается и без бумаги[874]: но с бумагой или без бумаги - груз всегда выдается против очистки от платежа, прежде всего - от провозных денег.
г) Коносамент[875]. Бумага возникает из договора перевозки морем (из договора цертепартии). Бумага может быть именная (и по приказу) или же на предъявителя; такому различию соответствует и различие способов передачи: по надписи или же чрез передачу самой бумаги. Бумагу выдает шкипер (капитан) корабля; по ней он обязан выдать груз тому, кто по коносаменту оказывается правильным получателем, но обязан выдать только против очистки платежей и прежде всего - от фрахта[876].
д) Бумаги, возникающие из договора "о поклаже, производимой по торговле и вообще по купеческому обычаю"[877], и главным образом - складочное свидетельство товарного склада (варрант)[878]. Оно может быть двойное (складочное и закладное), оно может быть простое. В том и другом виде складочное свидетельство заключает в себе изложение двустороннего договора, какой состоялся между хранителем (содержателем склада) и отдавшим товар на хранение. Но оно в то же время - распорядительно-товарная бумага: а) лишь держателю свидетельства и в обмен на таковое может быть выдан означенный в свидетельстве товар, но выдан под условием очистки товара от лежащих на нем платежей; б) держатель свидетельства имеет безусловное право распоряжаться товаром[879]. Таким образом, распоряжение товаром происходит чрез распоряжение свидетельством: товар закладывается и продается чрез заклад и продажу свидетельства[880]. Заклад и продажа свидетельства происходят чрез передачу бумаги: она всегда именная и потому передается лишь по передаточной надписи, а кредитор по ней, следовательно, тот, на кого указывает текст передаточной надписи или последняя из передаточных на ней надписей[881]. В случае утраты свидетельство (складочное и закладное) может быть заменено другим, но лишь при соблюдении известных условий[882]. Наконец, свидетельство товарных складов бывает не только на товары-species, но и на товары-количества, с означением сорта товара: таковы свидетельства на обезличенные товары[883].
Своеобразный характер имеют еще две бумаги:
а) Ассигновки на Монетный Двор[884]. Ассигновки бывают: а) на золотую монету, б) на слитки золота. Ассигновка на монету имеет характер ценной бумаги, но гласящей не на бумажную, а на золотую валюту; ассигновка на слитки имеет характер товарных бумаг. Должник по той и другой бумаге - Монетный Двор, хотя ассигновки выдаются не им, а за него выдают их горные управления. Ассигновка - бумага именная, но она может переходить от одного лица к другому по передаточной надписи - именной или бланковой; благодаря этому ассигновка может быть продаваема и закладываема, как и всякая другая торговая бумага. В случае утраты ассигновки нужно различать: а) ассигновка не была передана или и передана, но не по бланковой надписи; тогда она может быть признана недействительною; заявившему об утрате золото будет выдано (в монете или в слитке) и без ассигновки, но с соблюдением известных условий; б) ассигновка передана по бланковой надписи, - в таком случае заявление об утрате не принимается, золото выдается предъявителю ассигновки[885].
б) Депозитные квитанции Государственного Банка[886]. Депозитная квитанция ничего более как обязательство Государственного Банка, по востребованию и на предъявителя, уплатить означенную в квитанции сумму (русской) золотой монеты; процентов квитанция не приносит. Очевидно, это денежная бумага, но с той лишь особенностью, что она гласит на звонкую (золотую) монету. Бумага возникает из договора, она выдается в уплату покупной цены различного рода ценностей[887]. Как бумага на предъявителя, депозитная квитанция подчиняется всем правилам относительно бумаг на предъявителя: переходит из рук в руки, не подлежит возобновлению в случае утраты, не подлежит, наконец, и виндикации от добросовестного владельца. Она обязательна к приему по нарицательной цене со стороны таможни[888].
[857] В этом отношении сказывается коренная разница между векселем
и другими торговыми бумагами. Обращаемость векселя основана на функции гарантии
индоссамента, а равно и других на нем подписей, сверх подписей прямых должников.
Обращаемость же рассматриваемых здесь торговых бумаг основана на другом: на
общеизвестности должника и на доверии к его платежной способности. Отсюда
само собою понятно: а) подпись на бумаге на предъявителя не имеет никакого
значения для сделавшего подпись; б) подпись на бумаге именной, если только
она не есть уступочная надпись кредитора, тоже не имеет никакого значения:
то и другое ведет к тому, что для этих бумаг ни аваля, ни ответственности
авалистов нет. Но зато кара уголовного закона далеко не одна и та же для векселя
и для других торговых бумаг: ст. 1149–1150 и 1160 Улож. о нак.
[858] Ср. ст. 196 разд. III Уст. Кред.; Высочайше
утвержд. мнение Комитета м-в 31 октября 1869 г.
[859] Ср. ст. 195, разд. III; прилож. к примеч.
ст. 82 разд. II, Уст. Кредитн.
[860] Ср. ст. 59–60, 62, 137–142; ст. 18–19, 91 и 113–116,
198 разд. III Уст. Кредитн.
[861] Статья 71, разд. II; ст. 9, 20, 25,
30, 33, 38, 68, 74, 79, 82, 86, 89, 93, 95, 117–124, 128, 145, 147–149, 157,
169–172, 175, 182–184, 190 разд. III; ст. 28 разд. IV Уст. Кредитн.
[862] И это право находится под действием 10- (или 30-) летней
давности.
[863] У нас три рода этих бумаг: выигрышные билеты 1864 и 1869
гг. и закладные с выигрышами листы Дворянского банка; ст. 146–154 разд. III; разд.
VI и приложение к ст. 23 раздела (по продолж. 1890
г.) Уст. Кредитн.; ср. ст. 1401 1 ч. Х т.
[864] Статьи 147, 150, 153 разд. III Уст. Кредитн.,
прилож. к примеч. ст. 23 Уст. Двор. банка (по продолж 1890 г.), § 5.
[865] С этой точки зрения получает значение различие государственных
займов на внутренние и внешние; ст. 58 разд. II; ст.
5, 13, 26, 32 разд. III Уст. Кредитн. Не деньги эти бумаги и для ст. 1071–1077
Уст. Гражд. Судопр.
[866] Ср. ст. 100 разд. III Уст. Кредитн.; ст. 1083
разд. IV. Лишь некоторые из них имеют свойство
относительной платежности в том смысле, что они принимаются казной для платежей
и для залога по нарицательной цене; ст. 99–101, 189 разд. III; для других же бумаг принятие в залог
допускается лишь по курсу, какой установляется на каждые три месяца министром
финансов. Такой платежностью обладают и купоны, период платежа по которым
уже наступил или уже истек; ср. и ст. 1083 разд. IV Уст. Кредитн.
[867] Статья 634 Уст. Торг.; прилож. 1 к ст. 592, Уст. С.-Петерб.
биржи, § 94, 98.
[868] Для маклерской записки есть и свой особый протест,
§ 98 прилож. 1 к ст. 592 Уст. Торг., Уст. С.-Петерб. биржи.
[869] По своему содержанию маклерская записка заключает в себе
изложение двустороннего договора, ст. 634–635 Уст. Торг., и тем не менее эта
двусторонность не мешает переходить купленному товару от одного лица к другому
чрез передачу маклерской записки: все это благодаря тому, что обязательство
покупщика – уплатить покупную цену, превращено в наложение этой цены в виде
платежа на товар.
[870] О таких приказах наш
закон не дает определений; но они употребительны и точнее определяются обычаями
отдельных местностей; ср. французск. I’ordre de livraison и основанные на нем
своеобразные продажи, известные в Марселе под названием ventes par filière,
Lyon-Caen et Renault, Précis, N667–674.
[871] В ст. 398 и др. Уст. Тамож. фактура смешивается
с накладною, ср. и ст. 566 Уст. Судопр. Торг.; определение фактуры дано мимоходом
в п. 8 ст. 606 Уст. Торг.
[872] У нас, как и за границей, эта товарная бумага определяется
по преимуществу местными обычаями; обычай же, в частности, определяет, каким
способом происходит передача фактуры.
[873] Статьи 54, 55, 61, 78 Общ. Уст. рос. железн. дор.;
в уставах частных обществ накладная иногда называется "квитанциею". Правила
Отделения транспортов при Рос. Обществе, § 23–26; Устав Общества "Надежда",
§ 48–54; Устав Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям с их
притоками, § 9; Устав Днепровского Общества морского и речного транспортирования
кладей, с выдачею ссуд, § 23; ст. 761–763 Уст. Таможен.
[874] Багажная квитанция имеет совсем
иной характер; уже по своему содержанию она не годится играть роль товарной
бумаги, так как ее означения указывают лишь на число мест, без всякого обозначения
рода и названия вещей багажа; ст. 36 Общ. Уст. железн. дор.
[875] Вместо общепринятого (и в Уставе Тамож., ст. 387–443)
выражения: коносамент Уст. Торг. употребляет другое: грузовая роспись, ст.
335–337.
[884] Уст. о частной золот. промышленности, ст. 135–1451:
ср. Уст. Кред., разд. IV, ст. 85–86, 1082; узаконения и распоряжения
в Сборнике Скорова (1890 г.), стр. 350–357.
[885] Устав о част. золот. промышлен., примеч. 1 и 2 к ст.
135. Это значит, что и виндикация ассигновок, ставших благодаря бланковой
надписи бумагами на предъявителя, тоже не допускается; к ним применимо, что
сказано выше о других денежных бумагах на предъявителя.
[886] Уст. Кредитн., разд. IV, ст. 24 п. 8;
1082–1083.
[887] Статьи 1081 и 1082 избегают выражения:
покупка и вместо него употребляют: замен. Но очевидно, в ст. 1082
идет речь о той же самой сделке, что и в ст. 13, 24 (п. 7), 26, 40 того же
Устава; не подходит под покупку разве п. 6 ст. 1082.
[888] Не имеют значения торговых
бумаг, напр., удостоверения именной записи взамен 41/2%
облигаций внутреннего консолидированного железнодорожного займа, 1-й выпуск
1890 г.. Это ничего более как сохранные расписки комиссии погашения долгов;
но их выдача ведет к той же цели, как и превращение бумаг на предъявителя в
бумаги именные; см. Собрание узакон. и распоряж. за 1891 г., N18, ст. 186. –
Кроме изложенных в тексте денежных и товарных (вещных) бумаг есть множество
и других (напр., закладные билеты ломбардов, вкладные билеты банков, не говоря
о различного рода марках, билетах, картах, билетах частных лотерей); и эти бумаги
тоже покупаются и продаются; но они не бывают предметом торговых оборотов, и
в частности, круг торговых денежных бумаг, между прочим, определяется указаниями
п. 5 ст. 2 Полож. о пошлин.
Новости
05.01.13
Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными
судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие
изменения.
Читайте далее. 25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский
районные суды.
Более подробная информация здесь. 24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется.
Подробнее.