Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
§ 15. Юридическое положение учредителей. Складочный капитал компании. Права акционера. Акция и ее свойстваПока компания только существует, но еще не образована, пока учреждается, но еще не учреждена, ее учредители действуют как представители компании, и притом как представители законные, а не добровольные[623]. Их деятельность направлена к тому, чтобы привести компанию к ее окончательному образованию, т.е. к составлению ее складочного капитала, после чего они исчезают из своей роли учредителей[624]. Отсюда точнее определяется круг деятельности учредителей: они а) принимают заявления желающих стать акционерами, а равно и взносы вкладов, какими сопровождаются такие заявления; б) хранят суммы, поступающие на вклады от акционеров; в) ведут книги и счеты сумм, поступивших на вклады и держат их открытыми для поверки как со стороны правительственного учреждения[625], так и со стороны каждого из отдельных акционеров. Наконец, г) они же производят и разверстку, неизбежную в том случае, когда сумма всех разобранных по подписке акций превысила сумму складочного капитала[626]. Расходы по всем этим действиям будут возмещены учредителям, но лишь в том случае, когда компания будет окончательно образована[627]. Уже в это время возможны иски компании или к ней; это будут иски или акционеров к компании или же иски компании к акционерам; искать и отвечать по ним будут учредители. Действуя в пределах своего уполномочия, учредители могут причинить вред и убытки компании; они будут отвечать сообща перед компанией[628].
Принимая заявления стать акционером, с приложениями к ним взносов на вклады, учредители выдают документы принятых участий. Эти документы двоякого рода: или акция (пай), или же временная расписка. Акция выдается в том случае, когда участие как часть в складочном капитале компании покрыто взносом сполна: акция есть документ оплаченный. Сколько участий взято данным лицом, столько будет выдано ему и акций. Временная (предварительная, срочная) расписка выдается в том случае, когда участие не покрыто взносом вполне; его оплата распределена на раздробительные взносы; предварительная расписка есть документ отчасти оплаченный, отчасти же неоплаченный. Сколько участий взято данным лицом, столько будет выдано ему и временных расписок. Очевидно, по акции акционер не должен компании ничего, он имеет по ней только права, и потому акции могут быть выдаваемы именные или на предъявителя, если и последние допускает устав компании. Но по временной расписке акционер состоит должником компании на всю еще не оплаченную сумму своего участия; вот почему предварительная расписка может быть только именная[629]. Акционер по временной расписке должник компании и как таковой он может оказаться неисправным, с общими последствиями неисправности, если только в уставе не определены другие или еще и другие последствия[630]. По уплате этого долга акционер получает акцию взамен предварительной расписки[631].
В момент образования имущество акционерной компании есть ее (не только определенный в уставе, т.е. долженствующий быть) реализованный складочный капитал, собранный ко времени образования компании; оно - сумма взносов, сделанных акционерами, каждым на свою акцию или на акции. Если не было раздробительных взносов, все имущество состоит из наличности, если допущены раздробительные взносы, имущество компании есть и наличное и долговое: наличное - взносы, сделанные акционерами при разборе акций; долговое - части акций, оставшиеся неоплаченными по предварительным распискам. Как масса ценностей различной формы, имущество акционерной компании по своей цене должно бы равняться цифре денежных единиц складочного капитала, определенного в уставе: капитал нарицательный и капитал действительный должны бы быть равны. Но уже в момент образования ценность действительного капитала может оказаться гораздо ниже цифры складочного капитала, благодаря оговоркам устава в пользу учредителей[632].
Это имущество назначено к обращению; обращаясь, оно будет изменять свою форму и свою ценность; образуется поэтому сама собою разница между капиталом действительным и капиталом складочным, - последний станет нарицательным[633]. Действительный капитал компании, сравненный в своей ценности с цифрой складочного капитала, будет или выше или ниже этой цифры. Цифра складочного капитала есть предел, ниже которого - убытки, а выше - прибыли; эта цифра есть пустота, которая должна быть насыщена ценностью имущества компании как ее действительного капитала, прежде чем могут быть прибыли; для действительного капитала нарицательный капитал есть пассив, один из различных conti finti; как пассив и актив, они сличаются в балансе чрез каждый отчетный период (операционный год). Но каково бы ни было отношение цифры нарицательного капитала к ценности капитала действительного, - все равно: имущество компании есть единственный фонд для удовлетворения кредиторов компании[634].
Цифра нарицательного капитала, как она определена в уставе, остается неподвижною при всех переменах в составе, в формах и в цене имущества компании, ее капитала действительного. Цифра важна: а) для третьих лиц: для них она указывает тот предел, ниже которого не может пасть цена имущества компании, не отразившись убытками для акционеров. Но б) она важна и для акционеров: для них она есть тот предел, выше которого начинаются прибыли, а ниже могут быть только убытки. Таким образом, всякое изменение цифры складочного капитала есть изменение устава и потому может быть допущено лишь тогда, если предусмотрено уставом[635]. Цифра выражает собою сумму всех однообразных участий, всех акций. Следовательно, изменение складочного капитала может быть произведено двояко: через уменьшение или увеличение числа акций; через понижение или повышение нарицательной цены акций, т.е. той цифры, какая является столько-то кратною долею в общей цифре определенного уставом складочного капитала.
Складочный капитал а) уменьшен чрез уменьшение числа акций: нужно, значит, уничтожить, погасить эти акции. Для такой операции акции нужно приобрести, израсходовавши на приобретение часть имущества компании. Очевидно, такое уменьшение складочного капитала понизит тот предел, за которым начинаются прибыли; но оно неизбежно уменьшит имущество, действительный капитал компании; оно в сущности ничего более как обратная выдача акционерам их взносов[636]. Складочный капитал б) увеличен чрез увеличение числа участий, чрез выпуски новых акций. Такое увеличение увеличит и имущество компании на всю сумму взносов по новым акциям; но зато оно же поднимет и нарицательный капитал, т.е. поднимет тот предел, за которым могут начинаться прибыли. - Если уменьшение складочного капитала этим способом в интересах остающихся акционеров[637], но не кредиторов; зато увеличение складочного капитала тем же способом - в интересах кредиторов, но не акционеров[638].
Складочный капитал в) уменьшен чрез понижение (нарицательной) цены всех акций; нужно будет, - напр. и для удобства биржевых манипуляций (котировки), - заменить одни акции другими, погасить прежние и выпустить новые низшей нарицательной цены. Но для этого не нужно расходовать имущество компании, здесь не будет обратной выдачи акционерам части их взносов. г) Складочный капитал увеличен чрез повышение нарицательной цены всех акций; такое повышение произведет увеличение имущества товарищества; но на каждого акционера оно возложит обязанность дополнительного платежа[639].
Как сейчас замечено, увеличение цифры складочного капитала и с ним увеличение имущества компании само по себе не в интересе акционеров. Оно увеличивает число акций, т.е. увеличивает того знаменателя, на который должна делиться сумма прибылей каждого операционного года. Для охранения интересов акционеров могут быть приняты две меры: или акционерам, при выпуске новых акций, предоставляется преимущество пред посторонними лицами: последним предлагаются лишь акции, не взятые акционерами; или же, в отличие от новых акций, акции прежние признаются коренными (Stammaction) и как таковые пользуются преимуществом при распределении дивиденда, наподобие акций учредительских[640].
Имущество акционерной компании может быть увеличено без прикосновения к цифре складочного капитала: компания прибегает к займу, вместо акций - выпускает облигации[641]. Такой способ увеличения имущества (чрез увеличение его пассива) применим в тех случаях, где сумма %% на облигации ожидается меньшая, чем сумма той части прибылей, какая пришлась бы в дивиденд на новые акции. Выпуск облигаций вместо акций сам по себе указывает на процветание дел компании[642]. Но и такой способ может быть применен только в том случае, если он предусмотрен в уставе и лишь в пределах того отношения между акционерным (складочным) и облигационным капиталом, какое допущено в уставе[643]. Долги по облигациям ничем не отличаются от других долгов компании и потому в случае несостоятельности не имеют никаких привилегий пред другими бесспорными долгами конкурсной массы, т.е. долгами первого рода[644].
Права акционера двоякого рода: одни принадлежат ему в одиночку, без всякого отношения к другим акционерам; другие же принадлежат ему лишь в совокупности с другими акционерами. Права первого рода могут быть осуществляемы каждым акционером независимо от воли других акционеров; права второго рода могут быть осуществляемы только вместе с другими: в совокупности больших или меньших групп или же в общем собрании акционеров. Одни, следовательно, единоличные права акционера; другие же - его права коллективные.
Акционер прежде всего член акционерной компании[645]. Он - член один раз, сколько бы ни было у него акций; но имеет ли и право голоса в постановлениях общих собраний и если имеет, то сколько раз, - этот вопрос другой, решаемый так или иначе в уставе. Обыкновенно назначается minimum акций для одного голоса и maximum голосов для одного акционера, сколько бы у него ни было акций[646]. Акционер, далее, участник в складочном капитале, но не в имуществе компании; это имущество не находится в общем праве собственности акционеров, оно - имущество компании. Участие акционера в складочном капитале станет участием и в имуществе лишь тогда, когда прекратится компания и завершится ликвидация с излишком актива над пассивом. До тех же пор имущество компании неделимо ни для акционера, ни для его кредиторов. Вот почему участие акционера в складочном капитале всегда есть имущество движимое, хотя, быть может, главную часть имущества компании составляют недвижимости[647].
Акционер, наконец, участвует в прибылях: если есть за истекший операционный год прибыли, должно иметь место и распределение дивидендов[648]; но прибыли есть лишь тогда, когда по окончании операционного года имущество компании, кроме других статей пассива, превышает своей ценою и цифру складочного капитала. Кроме того, прибыли могут быть употреблены не на одни только дивиденды; распределению в дивиденд на акции может предшествовать (если допущено уставом) отчисление известной части прибылей в запасной (резервный) капитал. Цифра такого капитала (или его процентное отношение к складочному капиталу) назначается в уставе. До тех пор пока запасный капитал не дошел до этой цифры, он - conto finto, т.е. статья пассива для прибылей; и потому в такой или иной доле участвует в распределении дивидендов. Но сверх того могут быть и другие отчисления: а) в пользу членов правления, членов наблюдательного комитета и других служащих; б) на погашение акций или облигаций чрез выкуп тех и других; в) на учредительские и привилегированные акции (Prioritäten). Эти отчисления тоже предшествуют распределению дивидендов.
В частности, что касается запасного капитала, его назначение может быть различно. Так, он ничего более как страховой фонд, - назначен для покрытия убытков в неудачные годы; при таком назначении запасный капитал уменьшает для акционеров шансы остаться в известный год без дивидендов. А потому, далее, запасный капитал может быть и прямо назначен для того, чтобы из него выдавать акционерам дивиденды в убыточные годы. Но запасный капитал будет фикцией, если из всего имущества не обособлена часть, ценность которой отвечает цифре запасного капитала[649]: он должен иметь свой отдельный счет и отчет (неприкосновенность).
Итак, членство, участие в складочном капитале, как будущее участие в имуществе компании при ликвидации и, наконец, участие в прибылях - таковы единоличные права акционера. Все эти права заключены в акцию или в заменяющую ее предварительную (временную) расписку, с тем лишь различием, что в предварительной расписке заключено еще и обязательство - своевременно уплатить раздробительные взносы[650]. Отсюда двоякий смысл слова "акция": материально - акция есть совокупность всех прав акционера (членство и два участия); формально - акция есть документ, в котором заключены (вмещены) права акционера, и в этом лишь смысле акция отличается от предварительной расписки. В том и другом смысле акция неделима; она имеет две цены: нарицательную - это цифра сделанного по ней взноса, - и курс, как цену действительную (рыночную, биржевую)[651].
В акции заключаются одни права акционера; но его обязанности по отношению к компании и к другим акционерам заключаются не в акции, а в уставе. Акционер подчинился уставу, но подчинился соблюдению, а не нарушению этого устава. Он подчинился уставу пред другими акционерами, но и другие акционеры подчинились пред ним. Отсюда - всякое нарушение устава для акционера недействительно, все равно, участвовал он в таком нарушении или нет. В частности, постановления правления и общего собрания обязательны для акционера лишь тогда, если и по содержанию и по форме они отвечают уставу. В противном случае акционер вправе предъявить иск о признании подобного постановления недействительным и о вознаграждении вреда и убытков, если такие им понесены[652].
Акция - имущество движимое; она в полном распоряжении акционера[653]; перейти (но неделимо) от него к другому лицу (или лицам) она может всеми теми способами, какие исчислены (и забыты) в примеч. к ст. 699 1 ч. Х т. Переход акции есть переход всех прав по акции; одно лицо перестает быть акционером, другое становится таковым. Но формы, способы передачи[654] различны, смотря по степени прикрепленности акции к лицу прежнего акционера. Тут сказывается различие: а) между акциями именными и акциями на предъявителя (Inhaberaktien, actions au porteur, al portatore); между самими акциями именными[655].
По акции на предъявителя акционер лишь тот, кто с акцией в руках заявляет себя акционером. Он акционер для всех прав по акции, - акционер для компании, для других акционеров и для третьих лиц. Никто не вправе и не обязан поверять, действительно ли акция дошла к нему по одному из способов приобретения прав на движимости, - передана ли ему, быть может, только вверена подлинным акционером для той или другой цели; никто не вправе и не обязан, - разве бы в данном случае были признаки утраты или покражи предъявляемой акции[656].
Иное дело акция именная; здесь существует право и обязанность поверки личности того, кто предъявляет акцию как свою, заявляет себя тем лицом (или его приемником), чье имя помечено в тексте акции. Но как далеко идет такая поверка, это зависит от формы передачи, установленной уставом для передачи акций. Так, а) передача может происходить не иначе как при участии самого правления компании, это - передача переводная, по трансферту или с трансфертом[657]. При такой передаче поверка тождества личности предъявляющего акцию есть не только право, но и обязанность всякого, кому он ее предъявляет. б) Передача допущена по надписи без трансферта; здесь право и обязанность поверки такие же, как и для вексельного индоссамента. Наконец, в) передача допущена по бланковым надписям; бланковая надпись показывает одно: акция вышла из рук ее первоначального акционера с его воли; только для этого она и делается, она уничтожает именной характер акции, делает ее на предъявителя. - Таким образом, вопрос о том, кто по данной акции акционер, есть вопрос о наружных признаках, дающих возможность проверить отношение лица к предъявленной им акции как своей; в одних случаях эти признаки одни, в других другие, но за исключением передачи переводной, они всегда сразу обозримы[658].
Примечания:
|