Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
§ 13. Изменения в торговом доме, его продолжение и разрушениеТорговый дом существует, как скоро он открыт, а раз открыт, существует до тех пор, пока не закрыт. Чрез открытие торгового дома происходит его учреждение, чрез закрытие происходит разрушение[518]. Разрушение уничтожает внешнюю сторону торгового дома, уничтожает его в значении самостоятельного субъекта, т.е. в значении лица, - торгового дома больше нет[519].
Но раньше разрушения на внешней стороне торгового дома могут происходить различные изменения: происшедшее изменение может в данном случае вызвать разрушение торгового дома, но может и не вызвать, - торговый дом может быть отдален от своего разрушения, может быть продолжен.
Внутренняя сторона торгового дома образована и определена договором; она, как и всякое другое договорное отношение, обязательна лишь для своих участников, следовательно, может быть изменена по воле всех своих участников, т.е. всех участников торгового дома. Но, кроме того, уже в договоре об учреждении могут быть выговорены и постановлены такие или иные изменения, - в таком случае изменения произойдут даже и вопреки воле всех, кроме одного. В первом случае договор был бы нарушен, если бы то или иное изменение было допущено не по воле всех; во втором случае договор будет нарушен, если изменение не последовало не по воле всех[520]. Кредитор и должник требований, возникающих из таких нарушений, - сам торговый дом, а не его участники взаимно друг пред другом: для участника же, по отношению к которому договор нарушен, остается одно: отступиться от договора[521], - выйти из товарищества: остальные могут продолжать свое товарищество, т.е. продолжать торговый дом.
Такое же значение имеет еще одна перемена: разрешение договорной связи вследствие истечения периода (срока) времени, на который торговый дом был учрежден[522]. С наступлением срока договор прекращается в том смысле, что каждый из товарищей может выйти из товарищества, но остальные могут продолжать свое товарищество, т.е. продолжать торговый дом[523]. Далее, выход одного или нескольких участников может иметь место и по взаимному согласию всех: участник будет выпущен, но остальные могут продолжать товарищество, т.е. продолжать торговый дом. Точно так же разрешение договорной связи может произойти и вследствие исчезновения того предположения, ввиду и для которого был учрежден торговый дом[524], и в частности вследствие наступившей невозможности или убыточности тех торговых оборотов, для производства которых был учрежден торговый дом[525]. И такие изменения разрешают договорную связь, участник свободен выйти, но другие могут остаться в товариществе, т.е. могут продолжать торговый дом[526].
Уже различные случаи выхода одного или нескольких участников не могут не отразиться на внешней стороне торгового дома[527]. Но состав участников торгового дома, а следовательно, и количество складочного капитала, может изменяться от вступления новых участников, не участвовавших в составлении договора об учреждении торгового дома. Как и другие изменения, вступление новых участников может происходить и в том случае, когда не выговорено в договоре, - лишь бы на вступление нового участника были согласны все. Новый участник может вступать в том или другом качестве, в качестве товарища или в качестве вкладчика: в том и другом случае вступление изменит количество складочного капитала.
Изменения в торговом доме производит открытие и принятие наследства после того или другого из его участников[528]. Открывшееся наследство обнимает собою и участие (пай) покойного участника в складочном капитале, с принятием наследства участие перейдет за наследника[529]. Как имущество движимое и потому благоприобретенное, пай может быть и предметом завещания[530]; мало того, для паев в торговых домах введена даже особая упрощенная форма завещания[531]. По своему влиянию на торговый дом переход пая по наследству может быть различен: а) переход происходит в такое время, когда договорная связанность покойного еще не разрешилась: в таком случае переход производит лишь то влияние, что вместо покойного окажутся его наследник или наследники, - последние могут или разделить свой пай между собою, или же оставить его для себя общим[532]; б) переход происходит в такое время, когда договорная связанность уже прекратилась (напр., истек срок) или могла бы им быть разорвана (напр., при бессрочности): переход может повести за собою выбытие из товарищества одного или некоторых из его участников; но остальные могут продолжать торговый дом[533].
Изменения в торговом доме могут произойти вследствие несостоятельности не всех его участников[534]. Пай несостоятельного будет изъят из складочного капитала дома, тем самым несостоятельный перестанет быть участником торгового дома; но остальные (или остающийся) могут продолжать оставаться в товариществе, т.е. продолжать торговый дом[535].
Особую важность получают те изменения, какие небезразличны и для внешней стороны торгового дома, способны поэтому изменить рельефы последней. Так, уже изменение в составе участников может изменить а) вид торгового дома, - последний из товарищества полного станет товариществом на вере, или наоборот; б) его складочный капитал, последний может увеличиться или уменьшиться; в) группировку участников по количеству; окажутся иные товарищи или иное их количество, - иные вкладчики, или иное их количество; г) изменяется ведение его торговли; исчезает из торгового дома товарищ, имя которого было включено в редакцию фирмы, а потому редакция составляется заново[536]; исчезают его распорядители - один, некоторые или все. Но такое же значение для внешней стороны могут иметь и другие изменения: а) одни участники (по общей воле всех или согласно договору) перешли из одного качества в другое и тем изменили вид торгового дома; б) изменился его складочный капитал, хотя и без перемены участников; в) изменилось его ведение торговли: изменилась фирма, изменилось распоряжение; - появляется новый распорядитель или распорядители[537]. Очевидно, все такие изменения задевают внешнюю сторону торгового дома в том, другом или во всех ее рельефах[538].
При всех изменениях[539], какие указаны выше, торговый дом остается все тот же: изменилась его фирма[540], изменился состав участников, изменилось их распределение по качеству, изменился складочный капитал, изменилось ведение торговли и тем не менее - это все тот же торговый дом. Он все продолжается, несмотря ни на какие изменения в его внутренней стороне, даже и на те, которые так или иначе не остаются без влияния на его внешнюю сторону, придают его лицу новые черты, изменяют их до неузнаваемости сравнительно с теми, какие у него были, когда он был учрежден, открыт: дом удерживается в своем существовании чрез его продолжение[541]. От угрожающего расстройства[542] торговый дом может быть "предохранен" хотя бы и по воле одного из своих участников: и один участник может устранить расстраивающее влияние того изменения, какое наступило в данном случае.
Разрушение[543] торгового дома наступает лишь тогда, когда прекращены его торговые обороты, упразднена цель, для которой был составлен складочный капитал дома; чрез разрушение капитал теряет то свойство связанности и неделимости, какое он имел до разрушения. С другой стороны, разрушение уничтожает ту договорную связь, какая определяла и сцепляла внутреннюю сторону торгового дома. Разрушение, следовательно, одновременно поражает обе стороны: нет более ни той, ни другой, нет более товарищества; остается лишь общий счет участников бывшего торгового дома, communio incidens; остается (или возникает) такая или иная ответственность по долгам разрушенного торгового дома, а из-за ответственности могут возникнуть и различные расчеты его участников. Теперь участники становятся в непосредственные отношения между собою и с третьими лицами; ни между собою, ни от третьих лиц они не отделены более торговым домом. Иными словами - чрез разрушение торговый дом превращается в совокупность лиц, его бывших участников, а его складочный капитал - в общую для этих лиц массу имущества[544]. Вместе с разрушением торговый дом теряет способность к своему продолжению.
Разрушение торгового дома входит в пределы власти распорядителя и чаще всего происходит по его воле. Из всех участников дома только распорядитель может прекратить торговые обороты дома, превратить его складочный капитал в пассивную, общую для участников массу[545] и тем помешать продолжению дома: это потому, что распорядитель неуполномоченный, не есть приказчик, он хозяин торгового дома. По каким мотивам распорядитель разрушает вверенный ему торговый дом, для разрушения это решительно все равно; и раз разрушен, торговый дом больше не поднимется из своих развалин[546]. Возможно далее, что, разрушая торговый дом, распорядитель действует неправильно, т.е. нарушает договор об учреждении, с его позднейшими изменениями и дополнениями. В таком случае он будет подлежать ответственности по нарушению договора пред остальными участниками разрушенного им дома; но что разрушено - разрушено, торгового дома больше нет.
Возможно, что с разрушением торгового дома окончились все его дела, все отношения участников между собою и с третьими лицами[547]: дом разрушен и сквитован. Но чаще бывает другое: после торгового дома осталась масса имущества вроде той, какую образует открывшееся наследство[548]. Она имеет свой актив и пассив, в разнообразных составных частях того и другого; по ней можно вывести и баланс, - баланс сравнит актив и пассив в их оценке на деньги и покажет результат сравнения[549]. Из книг, инвентаря и баланса состояние массы может оказаться в различном виде: I. Актив: 1) наличное имущество[550]; 2) долговое имущество[551]: а) требования к участникам, б) требования к третьим лицам. II. Пассив: а) долги участникам, б) долги посторонним лицам. Но, кроме того, - вне актива и пассива должны быть поставлены (III) те двухсторонние договоры, какие были заключены на имя торгового дома, но еще не прекращены ни исполнением, ни другим способом[552].
Чем проще состав массы, тем проще будут те отношения, какие из-за нее возникают для участников между собою и с третьими лицами[553].
Наш закон не дает никаких постановлений относительно того, кто и как должен распутать все отношения, какие возникают после разрушения торгового дома. Иначе говоря, никаких правил ликвидации торговых домов нет[554]; нет потому и ликвидации в техническом смысле этого слова[555]. Может быть, следовательно, речь только о разделе этой массы между участниками в ее активе и о расчетах между ними по пассиву. Основные правила этого раздела вытекают из основного свойства массы - ее общности для всех участников в активе и в пассиве; в остальном же раздел и расчеты находятся под действием гражданских законов и торговых обычаев[556].
Но в особом положении находятся третьи лица как кредиторы разрушенного торгового дома. Пока дом существовал, "долги оного" были долгами гарантии для его товарищей (или единственного товарища), всех вместе и каждого порознь[557]; но с разрушением "оного" и долгов для оного больше нет[558]. Но товарищи остаются, как и были, в своей круговой ответственности, по формуле: все вместе и каждый порознь[559]. Кредитор разрушенного торгового дома не ограничен в своем выборе, может привлекать к ответственности одного, некоторых или и всех бывших товарищей разрушенного дома, привлечь их притом сразу или последовательно, одного за другим[560]. Товарищ, удовлетворивший кредитора (до и без или после суда), будет иметь право обратного требования к своим бывшим товарищам в разрушенном торговом доме[561], но не полностью всей суммы удовлетворенного им долга, а с вычетом. Этот вычет будет различен, смотря по тому, когда будет заявлено обратное требование, - до или после раздела и расчетов массы общего имущества. Если до раздела, обратное требование попадет в расчет участников массы и погасится на часть, пропорциональную той части, какая приходится предъявившему требование в общей массе; если же после раздела, то вычет определится сам собою той долей удовлетворенной суммы, какая получается от разделения этой суммы на число всех товарищей[562]. Сверх того, как уже сказано, круговая порука существует для товарищей только пред третьими лицами; но для их отношений между собой ее нет[563].
Разрушение торгового дома изменяет и положение вкладчиков. Пока торговый дом существует, вкладчик недосягаем для третьих лиц. Но после разрушения[564] вкладчик тоже может быть привлечен кредиторами разрушенного торгового дома; только что эта ответственность имеет свой предел: не выше суммы того вклада, какой был внесен при вступлении (т.е. при учреждении или позже) в торговый дом[565]. Ответственность вкладчика обусловлена только одним - разрушением торгового дома: таково ее единственное предположение[566]. Вкладчик, удовлетворивший кредитора в пределе своей ответственности, будет иметь обратное требование ко всем прочим участникам (не только к товарищам) разрушенного торгового дома[567].
Торговый дом разрушится сам собою в случае несостоятельности всех его участников; разрушится он потому, что будет разобран его складочный капитал, для обращения по "частям" в конкурсные массы каждого из несостоятельных участников[568]. Вследствие этого исчезает и весь состав участников торгового дома, так как участие в торговом доме прежде всего есть участие вкладом в его складочном капитале, а такового теперь нет. Очевидно, в таком случае кредиторам торгового дома остается только одно: предъявить свои требования к отдельным конкурсным массам, но там они столкнутся с другими кредиторами каждого из отдельных участников[569].
Понятно, что при таком разрушении торгового дома требования его кредиторов могут потерпеть сильное повреждение; складочный капитал их должника (торгового дома) может пойти на удовлетворение чужих кредиторов, на удовлетворение всяких долгов отдельных участников. Но пока (и если) торговый дом еще не разрушен, повреждение своих к нему требований и своего положения кредиторы могут предупредить двумя способами. Они могут а) предъявить к торговому дому иски по тем требованиям, которые созрели, т.е. срок исполнения по которым уже наступил, с обеспечением предъявленных исков[570]; б) кредиторы могут потребовать признания несостоятельности торгового дома: в таком случае образуется отдельная конкурсная масса и ее кредиторами будут одни кредиторы несостоятельного торгового дома[571], с исключением кредиторов его отдельных участников. Торговый дом разрушится после окончания над ним конкурса, и только то, что останется от его разрушения, будет разобрано в конкурсные массы отдельных участников[572].
Оба способа уединяют и удерживают имущество торгового дома только для его кредиторов; они устраняют кредиторов отдельных участников; оба они, далее, нисколько не ухудшают положения кредиторов дома по отношению к его отдельным участникам и к конкурсным массам последних. Но они различны по действию и по кругу своего применения. Один способ действует только на отдельные части имущества торгового дома; он подействует на него в полном составе, если сразу или постепенно подействует на все его отдельные части; другой способ сразу воздействует на все имущество торгового дома[573]. Далее: один способ ограничен в своем применении лишь для требований уже созревших, другой же применим без такого ограничения, - по всем требованиям, созревшим и не созревшим[574]. Но затем, каждый со своим действием и со своим кругом применения, оба способа пригодны и для главного, наиболее частого случая разрушения торговых домов, - когда дом разрушает его распорядитель[575]: тем или другим способом кредиторы могут предохранить торговый дом от разрушения, - они разрушат его сами и в свою пользу[576]. Но оба способа годятся только до тех пор, пока торговый дом не разрушен, а это, в частности для второго способа, имеет и тот смысл, что не может быть объявлен несостоятельным торговый дом разрушенный: это значило бы разрушить еще раз то, что уже разрушено, т.е. чего уже нет.
С разрушением торгового дома не оканчивается ответственность его бывших участников (и их наследников): и после того, когда имущество уже уничтожено, - разделено, разобрано или распродано конкурсным управлением - участнику торгового дома угрожает опасность исков: а) со стороны других участников угрожает опасность различных обратных требований, основанных на взаимных расчетах по разделу имущества разрушенного торгового дома; б) со стороны третьих лиц, кредиторов бывшего торгового дома, угрожает опасность исков, основанных на ответственности участника за долги разрушенного дома. Таким образом, в течение всего периода общей давности с его приостановками[577] каждый из участников, особенно если он был товарищем, находится (сам и его наследники) под угрозой неожиданных исков, основанных на отношениях уже давно несуществующего торгового дома[578]. Но более короткой исковой давности, притом без приостановки, наш закон не знает[579].
Уже для подобных исков весьма важно сохранение книг и счетов бывшего торгового дома до тех пор, пока возможны эти иски, т.е. по крайней мере до истечения 10-летнего периода с того времени, когда книги и счеты были заключены вследствие разрушения торгового дома[580].
Примечания:
|