Перейти на главную страницу

СУДЕБНАЯ СПРАВОЧНАЯ
[Суды общей юрисдикции] [Мировые судьи] [Арбитражные суды] [Конституционные суды] [Третейские суды] [Прокуратура]  [Адвокаты] [Следственный комитет] [Судебные приставы] [Европейский суд по правам человека]
 Главная / Библиотека Юриста / Классические труды отечественных цивилистов   
     

Список книг

Базанов И.А.
Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства.
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
Грибанов В.П.
Осуществление и защита гражданских прав
Иоффе О.С.
Избранные труды по гражданскому праву:
Из истории цивилистической мысли.
Гражданское правоотношение.
Критика теории "хозяйственного права"
Кассо Л.А.
Понятие о залоге в современном праве
Кривцов А.С.
Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве
Кулагин М.И.
Избранные труды по акционерному и торговому праву
Лунц Л.А.
Деньги и денежные обязательства в гражданском праве
Нерсесов Н.О.
Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве
Пассек Е.В.
Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве
Петражицкий Л.И.
Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Первая часть: Вотчинные права.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть вторая:
Права семейственные, наследственные и завещательные.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть третья: Договоры и обязательства.
Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права
Покровский И.А.
История римского права
Серебровский В.И.
Избранные труды по наследственному и страховому праву
Суворов Н.С.
Об юридических лицах по римскому праву
Тарасов И.Т.
Учение об акционерных компаниях.
Рассуждение И. Тарасова, представленное для публичной защиты на степень доктора.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов.
Книга первая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга вторая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга третья.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга четвертая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга пятая.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1:
Учебник торгового права.
К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 2:
Курс вексельного права.
Черепахин Б.Б.
Труды по гражданскому праву
Шершеневич Г.Ф.
Наука гражданского права в России
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. I: Введение. Торговые деятели.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. II: Товар. Торговые сделки.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. IV: Торговый процесс. Конкурсный процесс.
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 1
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 2
Энгельман И.Е.
О давности по русскому гражданскому праву:
историко-догматическое исследование

« Предыдущая | Оглавление | Следующая »

Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.


§ 168. Помощь и спасание при кораблекрушениях

Литература. Burchard, Bergung und Hilfeleistung in Seenot, 1897; Bartel, Der Anspruch auf Berge- und Hülfslohn nach deutschem Seerecht, 1899; Benfante, Il salvamento e l'assistenza nel diritto marittimo, 1889; Линский, Награды за спасение погибающих при кораблекрушениях ("Ж.М.Ю." 1896, июнь).

I. Помощь и спасание. В связи с вопросом об аварии стоит вопрос о кораблекрушении. Это также несчастный случай, влекущий за собою убытки. Но вместе с тем вмешательство посторонних лиц создает здесь своеобразные последствия.

В Средние века крушение морского судна доставляло выгоды прибрежным жителям, потому что, в силу берегового права, все, выброшенное морем, составляло достояние счастливых обитателей морского берега. Несчастие, происшедшее с судном, вызывало не исполнение обязанности, а осуществление права. В настоящее время береговое право исчезло. Каждый российский подданный обязан помогать терпящим крушение или гибель и прилагать крайнее старание о спасении всего того, что только спасти возможно[985]. С торжественностью провозглашается в нашем законе, что все спасенное в пределах Российской империи от крушения кораблей и судов российских и иностранных, как-то: люди, скот, птицы и иные животные, товар, груз, такелаж и самый корабль, потерпевший крушение, - состоит под непосредственным покровительством Императорского Величества и должно оставаться неприкосновенным[986]. И тем не менее с кораблекрушением соединяется право на известное вознаграждение, которое и придает юридическое значение несчастию, постигшему судно.

Некоторые законодательства проводят различие в тех мерах содействия, какие оказываются морскому судну. Именно, германское законодательство[987] проводит различие между спасанием (Bergung) и помощью (Hilfeleistung). Различие основывается не на степени опасности и не на величине усилий, затраченных на содействие, а на положении терпящего крушение. Пока последний в состоянии еще распоряжаться судном, - содействие называется помощью, когда же судно покинуто людьми или оставшиеся на нем не в силах направлять его, - содействие становится спасанием[988]. Однако в германской литературе высказываются решительно против указанного разграничения, как несостоятельного с теоретической и с практической точек зрения[989]. Такое же разграничение проводится еще в португальском законодательстве[990]. Во Франции разграничение между спасанием (sauvetage) и помощью (assistance) проводится в литературе, но по другому признаку, чем в Германии. Помощь оказывается тогда, когда судну грозит опасность, и потому она является мерою предупредительною, тогда как спасание имеет дело с совершившимся несчастием и его задача - облегчить последствия события[991].

В Англии выражение salvage обнимает всякие меры содействия застигнутому несчастием судну, грозит ли ему гибель, погибает ли оно или уже погибло. Таково же воззрение огромного большинства законодательств. И действительно, с точки зрения последствий, именно вознаграждения, содействие не может быть различаемо так, как это делается, например, во Франции или в Германии.

В русском законодательстве говорится о помощи и спасании в случаях кораблекрушения без какой-либо попытки их разграничения на каком бы то ни было основании.

II. Юридическое значение. Помощь и спасание при кораблекрушении могут иметь юридическое значение в том смысле, что оказанное содействие дает право на вознаграждение. Следовательно, весь вопрос сводится к рассмотрению условий, при которых возникает это право на вознаграждение.

a. Существенным представляется установление наличности кораблекрушения. Закон сам дает определение понятию о кораблекрушении. "Крушением или гибелью корабля, равно как и всякого вообще судна, почитается, когда он от бури, неосторожности или по какой-либо другой причине утонет, или найдет на камень, на мель, на берег, или разобьется, или в нем окажется течь, так что свести с места, вылить воду или починить его окажется невозможным"[992]. В последних словах заключается, по справедливому воззрению судебной практики, самая существенная часть определения, так что для признания наличности крушения недостаточно, чтобы судно село на мель, или в нем открылась течь, или оно отплыло от пристани, а необходимо, чтобы свести с места, вылить воду и починить оказалось невозможным[993]. Эта невозможность должна существовать в момент самого крушения и в ближайшее к нему время, так что понятию о кораблекрушении не противоречит возможность впоследствии, при помощи других судов или технических приспособлений, освободить судно из опасного положения, снять с камня, выкачать воду. Если капитану удастся собственными средствами выйти из затруднения, - кораблекрушения нет[994]. Если капитан севшего на мель судна нанял проходящее судно для оказания ему содействия, - кораблекрушения нет. Таким образом, кораблекрушение характеризуется, с точки зрения права на вознаграждение, главным образом двумя моментами: а) беспомощное положение и b) состояние, угрожающее гибелью[995].

b. Право на вознаграждение предполагает, что судну и грузу, находившемуся в состоянии крушения, было оказано содействие. Меры содействия могут быть самого различного свойства. Затонувшее судно поднимается, севшее на мель стаскивается, к заливаемому судну подводят пластырь, водолазы исправляют подводную часть, собирают плавающий по волнам или выброшенный на берег груз и т.д. Содействие может выразиться также в сбережении и охранении спасенного от стихии, от погоды и расхищения, будет ли то выброшенный морем груз или обломки разбитого судна. Оказанное содействие к спасению предполагает открытую помощь, и потому способствовавшие к спасению судна или товаров имеют право на получение награды, если не присвоили себе ни малейшей доли спасенного и объявили о том кому следует[996].

с. Предметом спасания, дающим право на вознаграждение, признается судно и груз. Возможно, что в спасании нуждается судно и помощь может быть ему оказана; возможно, что спасается груз, выплывший из разбитого или затонувшего судна; возможно, что вылавливаются из воды, собираются на берегу остатки судна. Но не все, что было на судне, при спасении дает право на вознаграждение. Спасание людей, судового продовольствия и вещей, принадлежавших морскому экипажу, должно быть безденежно - "из единой жалости и человеколюбия"[997]. За особые подвиги, оказанные при спасании, могут быть назначены награды отличившимся, но эти награды, определяемые в порядке управления, не имеют ничего общего с правом на вознаграждение за содействие при спасании.

d. Спасание судна или груза должно увенчаться успехом, потому что нет основания вознаграждать за одну попытку. Если судно, сведенное с мели, тут же, не доходя до порта, идет ко дну, судохозяину не приходится радоваться спасенной ценности и не из чего вознаграждать. Точно также, если на баркасы взяли товары с погибающего судна и некоторые из баркасов опрокинулись с содержимым, - при вознаграждении может быть принят во внимание только действительно спасенный груз.

В противоположность другим положениям морского права, имеющим применение только к мореплаванию, постановления нашего законодательства о помощи и спасании в случаях кораблекрушения относятся к несчастным событиям, происшедшим на море, так и происшедшим на реках или озерах[998].

III. Требование вознаграждения. Все, способствовавшие спасению судна, товаров, сбережению и охранению спасенного, имеют право на вознаграждение. Такими претендентами на вознаграждение могут оказаться частные лица. Например, капитан парохода, проходящего мимо судна, которое оказывается в критическом положении, подходит для его спасания. Капитан погибающего судна может договориться с ним об условиях подаваемой помощи. Сделка эта не может быть опровергаема, как противная нравственности[999], если в ней не проявляется пользование безвыходным положением погибающего в целях извлечения чрезмерного вознаграждения за помощь. Такое решение дано германским правом[1000], и оно должно быть признано правильным для нашего права, если только опровержение договора по противоречию нравственности не подлежит сомнению в русском законодательстве[1001]. Тот же капитан проходящего парохода мог оказать помощь без договора, когда он натолкнулся на затертое льдом и покинутое экипажем судно и доставил его в ближайший порт.

Меры содействия и спасания принимаются в прибалтийских губерниях особыми заведениями, которые местными помещиками специально организованы в целях подачи помощи. Закон признал факт такой организации частного содействия и связал с ним право на распоряжение и право на вознаграждение[1002].

Казалось бы, органы местной власти в силу своего положения призваны к оказанию помощи гражданам, находящимся в состоянии крайности, и потому о праве их на вознаграждение не могло бы быть речи. Однако это не так. Крушение судна у берегов приводит в движение полицейские и таможенные органы. Местная полиция и пограничная стража обязаны действовать совместно. Обыкновенно первая помощь, по условиям службы, оказывается чинами пограничной стражи. Как только является представитель местной полиции, то распоряжение переходит к нему[1003]. В прибалтийских губерниях, если крушение происходит близ места, где устроено спасательное заведение, распоряжение переходит к помещику или его управляющему. Если, однако, налицо находится капитан или судохозяин, то право распоряжения должно быть сохранено за ними и на вознаграждение могут рассчитывать только те, кто участвовал в спасании по приглашению этих распорядителей. Меры попечения, лежащие за отсутствием хозяина на местной полиции, состоят в извлечении из воды всего, что имеет ценность, в составлении описи всему спасенному, в сбережении этого от погоды и расхищения, в немедленной продаже тленных предметов. При этом делается немедленное сообщение таможенному ведомству для командировки лица, наблюдающего, чтобы в пределы россии не проникли товары без пошлин[1004]. Чины местной полиции, пограничной стражи и таможенного ведомства, участвовавшие в спасении, - все имеют право на вознаграждение[1005].

Величина вознаграждения не стоит в зависимости от степени проявленного усердия, от риска, сопряженного с мерами спасения, с количеством затраченного времени. Она сообразуется исключительно со степенью отдаленности места крушения от берега. А именно: если судно претерпело крушение на расстоянии одной версты или далее от берега, то награда за спасение и сбережение должна составлять 1/4 часть, а если ближе одной версты или на самом берегу, то 1/6 часть спасенного[1006]. Закон ничего не говорит, как определять стоимость спасенного, например, следует ли вычесть соответственно таможенные платежи.

Распределение причитающегося спасателям вознаграждения подвергается модификации. По общему правилу, следующая в награду сумма делится на четыре доли, из которых две выдаются участвующим в спасении из воды, каждому в равной части, все равно, будут ли то частные лица или чины полиции, пограничной стражи, таможни; одна доля отдается сберегавшим спасенное до составления описи также в равной части; наконец, последняя доля предоставляется тому, кто распоряжался при спасании и сбережении судна, груза и людей - "буде он взять пожелает"[1007]. Это распределение изменяется, когда крушение произошло у берегов Прибалтийского края, где участие в спасании принимал местный помещик, устроивший для этой цели особое заведение. В этом случае на долю помещика выпадает половина суммы вознаграждения, а другая половина предоставляется местным жителям, принимавшим меры к сбережению вещей. Если же до вмешательства помещика дело спасания начато было чиновником пограничной стражи, то вторая половина наградной суммы падает на его долю[1008].

Порядок осуществления права на вознаграждение представляется в нашем законодательстве в следующем виде. Если в течение четырех недель со дня спасения товаров хозяин их или капитан не представит доказательств о надлежащем удовлетворении наградою спасавших и сберегавших, то местная полиция удовлетворяет сама кого следует, с разрешения губернского правления[1009]. Следовательно, лицо, имеющее право на вознаграждение и не получившее его в узаконенный срок, должно предъявить свое требование в административном порядке. Только если из бесспорного дело переходит в спорное, если возникает спор о величине или распределении вознаграждения между спасавшими и сберегавшими или между ними и хозяевами товара, дело подлежит рассмотрению суда[1010].

На Западе мы встречаемся с вещным правом на спасенные судно и груз, которым обеспечивается право на вознаграждение[1011]. У нас встречается только то положение, что если хозяева спасенного сами не удовлетворят имеющих право на награду прямо от себя, то местная полиция продает с публичного торга соответственную часть спасенного, чтобы удовлетворить спасавших[1012]. Не вполне ясно, имеется ли при этом в виду ограничить право взыскания ценностью спасенного, без обращения требования на остальное имущество заинтересованного, сопровождает ли это право продажи соответственной части спасенного эти предметы при их отчуждении, какие принимаются меры к тому, чтобы спасаемые вещи не ускользнули от требования спасавших.

Судохозяин и грузохозяева, явившиеся по публикации о происшедшем крушении и о спасении остатков судна и груза, получают принадлежащие им вещи по представлении местной администрации доказательств в праве на эти вещи[1013]. Однако для такого требования выдачи спасенных вещей установлена особая краткая давность, именно двухлетняя. По истечении двух лет со времени публикации теряется право иска, а оставшиеся непроданными предметы продаются по распоряжению губернского правления, и деньги, следовавшие в возврат хозяевам, отсылаются в пользу местных заведений общественного призрения[1014].


[1] Avarie, Haverei, avaria, average. Происхождение этого слова остается невыясненным, что, впрочем, и не представляется особенно важным. Наиболее вероятным кажется связь этого выражения с арабским словом awar - повреждение; если принять в соображение, что это выражение стало употребляться со Средних веков, что в Средние века крестовые походы вызвали особый интерес к мореплаванию и что арабское влияние несомненно находится в связи с крестовыми походами, нет ничего удивительного, если для повреждений судов, перевозивших рыцарей и необходимые им грузы в Азию, стало применяться арабское слово.


Примечания:

[985] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 501.

[986] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 500; ср. Уложение о наказаниях, ст. 1209.

[987] Герм. торг. код., § 740.

[988] Lehmann, Lehrbuch des Handelsrechts, 1908, стр. 948–949.

[989] Brandis, Das deutsche Seerecht, 1908, т. II, стр. 131.

[990] Португ. торг. код., § 681 и 682.

[991] Lyon-Caen и Renault, Traité de droit commercial, т. VI, стр. 163 и 170.

[992] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 499.

[993] Реш. 4 Деп. Прав. Сен. 7 февраля 1877 года по делу Чернопольского; реш. Гражд. Кас. Деп. 1883, № 83 по делу Зворыкина.

[994] Реш. Общ. собр. 1, 2, 3 и Деп. Гер. 4 февраля 1880 года по делу Труворова.

[995] Реш. Суд. Деп. Прав. Сен. 1903, № 2360 по делу Сальмса.

[996] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 518.

[997] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 525.

[998] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 505.

[999] Реш. 4 Деп. Прав. Сен. 27 января 1885 года № 257.

[1000] Герм. торг. код., § 741.

[1001] Т. Х, ч. 1, ст. 1528.

[1002] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 508, прим.

[1003] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 508.

[1004] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 512.

[1005] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 519 и 521.

[1006] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 520.

[1007] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 521.

[1008] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 523.

[1009] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 531.

[1010] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 535.

[1011] Герм. торг. код., § 751.

[1012] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 530.

[1013] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 537.

[1014] Т. XI, ч. 2, Устав торговый, ст. 542.

Новости


05.01.13 Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие изменения.  Читайте далее.
25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский районные суды. Более подробная информация здесь.
24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется. Подробнее.

Все новости