Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
§ 158. Судовая регистрацияЛитература. Bergmann, Die Vorschriften über das Schiffsre-gister, 1884; Kampff, Die Bedeutung des Schiffsregisters, 1905; Kröhling, Die Legitimation der Kauffahrteischiffe, 1896; Bédaride, Sur l'hypothèque ma-ritime, 1878; Dussand, Étude sur la propriété des navires, 1878; Gardner, Registration of British Ships, 1897.
I. Судовая регистрация на Западе. Несмотря на свое свойство движимости и благодаря огромной стоимости, морские суда становятся объектом права на основаниях, весьма близких к тем, какие установлены для недвижимостей. Для морских судов заведены особые книги, в которых каждому судну отводится особый лист, содержащий в себе указание на экономические и юридические стороны его состояния. Укрепление прав на суда связывается с внесением в книги. Впрочем, различные законодательства сильно расходятся в юридической оценке записи в книги.
Во Франции каждое морское судно приписывается к какому-нибудь порту (port d'attache). Здесь при таможне оно имматрикулируется в особые книги, известные сокращенно под именем registre de douane[731]. В книгу вносится название судна, вид его, вместимость, размеры, место постройки, имена собственников. Точность сведений дается судохозяином под присягою с последствиями, какие обычно влечет ложное показание. Акты перехода прав на судно должны быть отмечены в книгах (mutation en douane), без чего право собственности в отношении третьих лиц не приобретается покупщиком. При большом сходстве поземельной ипотеки с морской обнаруживается и различие между ними, как с формальной, так и с материальной стороны[732]. В Германии все морские суда вместимостью свыше 50 кубических метров (брутто) должны быть внесены в регистры (Seeschiffsregister), ведение которых возлагается на судебные органы (Amtsgericht). Внесение в книги обязательно под угрозою денежного штрафа судохозяину. Регистр открыт для всех интересующихся сведениями. Следует, однако, отметить различие между поземельными книгами и морским регистром: а) в поземельные книги вносятся все земельные участки, в морской регистр - только суда, превосходящие minimum размера; b) внесение земельного участка производится ex officio независимо от воли собственника, внесение судна в регистр зависит от заявления судохозяина; с) начало достоверности записи, характерное для ипотечных книг, лишь в ограниченной степени присвоено морскому регистру[733]. В Англии морской регистр (registry of british ships) открыт для всех британских судов, кроме занимающихся береговым плаванием и не превышающих 15 тонн вместимости (нетто). Однако по английскому праву запись в морской регистр не устанавливает права собственности. Она имеет скорее процессуальное значение в смысле распределения доказательств: факты, занесенные в регистр, prima facie, принимаются как верные и должны быть опровергаемы отрицающим их[734].
II. Судовая регистрация в России. Закон 23 июня 1865 года пытался и в России ввести корабельную регистрацию, но по соображениям не столько гражданско-правового характера, сколько ввиду публичных и фискальных интересов.
При каждой портовой таможне ведется корабельный список по шнуровым книгам, которыми таможни снабжаются от Министерства торговли и промышленности[735]. Внесение в корабельные списки производится по прошению судохозяина. Внесению в корабельные списки подлежат все русские мореходные суда, поднимающие более 10 ластов[736]. Закон выражается настолько категорично, что можно было бы предположить начало обязательной регистрации. Такое предположение еще более подтверждается словами закона, что "не возбраняется, по желанию судохозяев, вносить в сии списки и суда, поднимающие меньшее число ластов". Санкцией обязанности внесения является то, что плавание под русским флагом разрешается лишь по внесении судна в корабельный список. Уголовной санкции не имеется, и портовое учреждение ex officio не вправе вмешиваться в это дело.
Прошение о внесении судна в корабельный список подается в таможню с документами, определяющими индивидуальность судна, как корабельная крепость, мерительное свидетельство, удостоверение об освидетельствовании судна, а также устанавливающими право судохозяина на поднятие русского флага.
Запись, произведенная в корабельном списке, содержит следующие указания[737]:
a. Название судна, с обозначением, к какому роду морских сооружений оно относится: пароход, винтовой или колесный, парусное судно. Во избежание злоупотреблений, столь частых ныне при речном судоходстве, где имена судов нередко и произвольно меняются с целью уклониться от кредиторов, название мореходного судна, внесенного в корабельный список, ни в каком случае впоследствии не может быть изменяемо[738]. Название это, а равно и означение порта, к которому судно приписано, выставляется на его корме крупными буквами, светлою краскою по темному полю, и такая надпись должна быть сохраняема в исправности во все время, пока судно будет отправлять службу. Судохозяин или капитан, самовольно изменивший название судна, подвергаются денежному штрафу[739].
b. Имя или фирма и место жительства судохозяина. Когда судохозяином является акционерное товарищество, то место жительства должно быть заменено местом нахождения правления.
c. Размеры судна и количество поднимаемых им тонн по мерительному свидетельству. Из этих слов следует, что закон предписывает указание не брутто-вместимости, а нетто-вместимости, т.е. указание вместимости той части судна, которая отводится для груза, значит сюда не причисляется вместимость помещений для машины, для капитана и корабельной команды и др.
d. Время и место постройки судна, а если оно иностранного происхождения, то и время приобретения его.
e. Время внесения судна в корабельный список порта.
Обыкновенно запись производится в том порте, где сосредоточивается деятельность того предприятия, к которому судно принадлежит. В случае изменения условий судохозяину предоставляется просить о перечислении принадлежащего ему судна из одного русского порта в другой[740].
О всех внесенных в корабельный список судах, равно как и о выбывших из него, например вследствие гибели, перечисления, продажи за границею, доставляются таможнею сведения в Министерство торговли и промышленности[741]. Очевидно, это не более как статистические сведения, интересные также в целях административного надзора. Оглашению данные эти не подлежат. Подлежат ли они по крайней мере гласности, вправе ли заинтересованные лица обозревать содержание корабельного списка в присутственные часы, получать выписки из книги? К сожалению, закон наш совершенно безмолвен по этому вопросу.
Закон совершенно игнорирует цивильную сторону внесения в корабельный список, и потому запись в книгах не соединяется с началами юридической достоверности, не определяет прав на судно.
Примечания:
|