Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 97. Сущность советского государственного юридического лицаАналогичная задача стоит перед нами в отношении государственных юридических лиц.
При анализе юридической природы социалистических госорганов как органов оперативного управления государственной собственностью мы исходили из общепризнанного в юридической литературе последних лет положения о социалистическом государстве как едином и единственном субъекте права государственной социалистической собственности. Отправляясь от этого основного положения, мы определили социалистический госорган как организованный государством, возглавляемый его ответственным руководителем коллектив рабочих и служащих, на который социалистическое государство возложило выполнение определенных государственных задач (административных, хозяйственных или социально-культурных) и в непосредственное оперативное управление которого оно выделило для этой цели соответствующую часть единого фонда государственной собственности. Этим предрешается для нас и ответ на вопрос о том, кто стоит за госорганами, обладающими гражданской правоспособностью, т.е. за государственными юридическими лицами. За каждым из них стоят: 1) само социалистическое государство, весь советский народ в лице своего социалистического государства как единый и единственный собственник всего фонда государственной собственности и 2) возглавляемый ответственным руководителем коллектив рабочих и служащих данного юридического лица как коллектив, который под руководством дирекции непосредственно осуществляет задачи, возложенные государством на это юридическое лицо, и в непосредственное оперативное управление которого государство выделило соответствующую часть единого фонда государственной собственности[1124]. В этом выражаются как единство всего фонда государственной социалистической собственности, так и обособленность отдельных его частей, единство всей системы управления государственной социалистической собственностью и необходимая оперативная самостоятельность отдельных звеньев этой системы (не только хозрасчетных, но и бюджетных).
Только такое решение вопроса позволяет раскрыть сущность государственного юридического лица во всей ее полноте. Усматривая за государственным юридическим лицом только само социалистическое государство, мы лишили бы себя возможности понять правовые отношения между отдельными государственными юридическими лицами как отношения людей, как отношения реальных человеческих коллективов, выполняющих возложенные на них государством функции, и были бы принуждены трактовать эти отношения либо как отношения персонифицированных имущественных масс, либо как отношения государства к самому себе[1125]. Впадая же в обратную крайность и видя за государственным юридическим лицом только коллектив рабочих и служащих, выполняющий во главе со своим руководителем возложенные на данное юридическое лицо задачи, мы сняли бы вопрос о собственнике имущества, находящегося в непосредственном оперативном управлении государственного юридического лица. Тем самым мы не только отказались бы от анализа природы государственных юридических лиц в полном ее объеме, ибо полное раскрытие сущности любого юридического лица невозможно без анализа основного вопроса о праве собственности на имущество юридического лица, но - и это главное - неизбежно поколебали бы основной принцип всего учения о государственной социалистической собственности и органах управления ею: принцип единства фонда государственной социалистической собственности.
Итак, за каждым государственным юридическим лицом стоят и само социалистическое государство как собственник выделенного данному юридическому лицу государственного имущества, и возглавляемый ответственным руководителем коллектив рабочих и служащих как орган управления государственной собственностью, выполняющий возложенные на юридическое лицо задачи. Это не значит, конечно, что рабочие и служащие являются членами государственного юридического лица. Мы говорили уже о том, что внутренняя организация социалистического госоргана представляет собой сложную систему административных и трудовых правоотношений, не имеющих ничего общего с внутренней организацией юридических лиц, в состав которых объединяемые ими трудящиеся входят в качестве их членов. Отношение рабочего и служащего к государственному юридическому лицу является именно трудовым или одновременно трудовым и административным правоотношением, но не отношением членства в юридическом лице, включающим в себя совершенно иной комплекс отношений по имуществу юридического лица и по управлению его делами, чем комплекс трудовых (или трудовых и административных) обязанностей и прав рабочего и служащего[1126]. Государственные юридические лица в СССР, за единичными исключениями, вообще не имеют "членов" и с точки зрения традиционного разграничения между корпорациями и "учреждениями" должны были бы быть отнесены к "учреждениям". Мы берем этот термин в кавычки не только потому, что мы вообще не видим оснований подводить существующее в советском праве различие между юридическими лицами, имеющими членов и не имеющими таковых, под традиционное разграничение между корпорациями и учреждениями. Мы делаем это еще и потому, что в советском законодательстве термин "учреждение" обычно применяется не для обозначения юридического лица, не имеющего членов, - в противоположность юридическому лицу, имеющему членов ("объединению лиц" - по терминологии ст. 13 ГК РСФСР), а для обозначения госоргана, выполняющего административные или социально-культурные функции, т.е. госучреждения (ср. ст. 407 ГК РСФСР) - в противоположность госоргану, выполняющему оперативно-хозяйственные функции, т.е. госпредприятию (ср. ст. 19 ГК РСФСР)[1127]. Между тем с точки зрения традиционного разграничения между корпорациями и "учреждениями", нашедшего отклик и в утратившей ныне значение ст. 15 ГК РСФСР о "частных учреждениях с правами юридических лиц"[1128], как госучреждения, так и госпредприятия, обладающие правами юридического лица, одинаково подпадают под понятие "учреждения", за исключением отдельных госпредприятий, организованных в форме государственных акционерных обществ. Наличие членов (акционеров) в этих последних, равно как и наличие членов в существовавших до постановления ЦК ВКП(б) от 5/XII 1929 г. государственных синдикатах[1129], не вносит и не вносило ранее каких-либо существенных изменений в природу социалистических госорганов, организованных в форме государственных акционерных обществ или синдикатов. За ними также стоят (или стояли в момент их существования) само социалистическое государство как собственник находящегося в их непосредственном оперативном управлении имущества, и коллективы их рабочих и служащих, выполняющие под руководством их правлений возложенные на данные госорганы задачи. Наличие же членов в названных юридических лицах влечет за собой (или влекло в свое время) лишь некоторое, лишенное принципиального и даже особого практического значения усложнение порядка деятельности руководящего аппарата этих юридических лиц[1130]. На примере кооперативных союзов мы уже имели возможность показать, что анализ природы юридических лиц, членами которых в свою очередь являются другие юридические лица, не может ограничиться простым признанием их "коллективом коллективов", коллективом их членов - юридических лиц, но должен раскрыть живых людей или, точнее, те коллективы, которые непосредственно этих живых людей объединяют. Поэтому и по отношению к государственным юридическим лицам, имеющим в качестве своих членов другие госучреждения или госпредприятия, необходимо признать, что за ними стоят те же коллективы, что и за государственными юридическими лицами, не имеющими членов: 1) само социалистическое государство в качестве собственника выделенного данному юридическому лицу имущества и 2) организованный государством, возглавляемый ответственными руководителями (правлением и т. д.) коллектив рабочих и служащих юридического лица в качестве органа оперативного управления этим имуществом.
Утверждая, что за каждым государственным юридическим лицом стоят как само социалистическое государство, так и возглавляемый ответственным руководителем коллектив рабочих и служащих юридического лица, мы отнюдь не ставим тем самым этот коллектив на одну ступень с социалистическим государством. Мы неизменно подчеркивали и подчеркиваем различие правовой позиции: 1) социалистического государства как единого собственника выделенных им государственному юридическому лицу средств, неразрывно соединяющего всю полноту государственной власти с правом собственности на все государственные имущества как источника всего социалистического права, всех плановых директив, направляющих и определяющих деятельность каждого госоргана, и 2) организованного государством коллектива рабочих и служащих, выполняющего под руководством дирекции определенные функции по непосредственному оперативному управлению этим имуществом. Коллектив рабочих и служащих, возглавляемый его руководителем, и является в первую очередь и непосредственно тем коллективом, участие которого в гражданском обороте опосредствуется путем признания за тем или иным госорганом прав юридического лица[1131]. Юридическим лицом является именно госорган, а не социалистическое государство в целом, хотя оно и стоит за юридическим лицом как собственник выделенного ему имущества. Поэтому в качестве органа юридического лица в гражданском обороте выступает только ответственный руководитель госоргана, который, как правило, вообще является единственным органом в государственных юридических лицах. Министерства и главки, осуществляющие ряд административно-правовых функций по планированию деятельности и перераспределению имущества государственных юридических лиц, являются вышестоящими органами социалистического государства, но не органами самих государственных юридических лиц. Трехчленная схема органов треста по декрету от 10/IV 1923 г., объявившему ВСНХ, наряду с правлением и ревизионной комиссией, органом треста[1132], не соответствовала ни нормальной структуре социалистического госоргана, ни роли ВСНХ как наркомата и была исключена при издании Положения о промышленных трестах от 29/VI 1927 г.[1133] Таким образом, юридическая личность госоргана представляет собой одну из сторон его организационно-правовой структуры - ту, которая связана с его участием в гражданско-правовых отношениях. Для госоргана, наделенного юридической личностью, она - один из важнейших элементов его правовой организации, одна из форм непосредственной организации его отношений с другими участниками гражданско-правовых отношений. Для социалистического же государства в целом юридическая личность его госорганов является одной из правовых форм, при помощи которых оно организует управление государственной социалистической собственностью именно через посредство своих госорганов, а не формой непосредственного участия самого государства в гражданско-правовых отношениях. Социалистическое государство как единственный собственник всех государственных имуществ вводит их в гражданский оборот в виде общего правила не непосредственно, как оно делает это во внешнем торговом обороте[1134] или значительно реже - во внутреннем гражданском обороте[1135], а через всю систему созданных им государственных юридических лиц.
Подводя итоги, мы можем сказать, что государственное юридическое лицо является формой правовой организации: 1) собственности социалистического государства и 2) производственно-трудовой деятельности определенной части советского народа - коллектива рабочих и служащих, выполняющего во главе со своим ответственным руководителем возложенное на него государственное задание при помощи выделенной для этой цели части единого фонда государственной социалистической собственности. Как мы неоднократно отмечали, государство не может владеть, пользоваться и распоряжаться всеми своими имуществами непосредственно. Оно осуществляет свое право собственности через свои органы. Общественные отношения по поводу этих средств производства оно организует не только как отношения самого государства (в лице его высших органов), но и как отношения тех органов, на которые оно возлагает непосредственное оперативное управление отдельными государственными имуществами и которые оно наделяет для этой цели правами юридического лица. Вместе с тем государство применяет форму юридического лица для организации той производственно-трудовой деятельности, без которой эти имущества не могли бы быть - при существующей организации производства и обращения - использованы для расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся. Этот момент правового опосредствования производственно-трудовой деятельности коллективов, призванных к выполнению государственных заданий при помощи выделенных для этого комплексов государственных имуществ, упускают из виду те, кто видят за каждым госпредприятием только само социалистическое государство и тем лишают себя возможности построить отношения между госпредприятиями как отношения между определенными коллективами живых людей, непосредственных участников "товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников"[1136].
Примечания:
|