Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 94. Вводные замечанияВ предшествующей главе мы установили, что каждый социалистический госорган, в непосредственном оперативном управлении которого находится то или иное государственное имущество, обладает административной правоспособностью, в то время как гражданской правоспособностью обладает лишь часть этих госорганов. Мы предложили применять термин "юридическое лицо" исключительно к госорганам, обладающим гражданской правоспособностью, чтобы избежать смешения круга госорганов, обладающих только административной правоспособностью, с кругом госорганов, обладающих той и другой правоспособностью, и вместе с тем устранить опасность "затемнения" самого понятия юридического лица гражданского права. Указывая на то, что возникновение, задачи, внутренняя структура, порядок деятельности и прекращение социалистических госорганов регулируются в первую очередь нормами государственного и административного права и что каждый госорган прежде всего является субъектом административного права[1111], мы подчеркивали вместе с тем, что госорганы, допущенные к самостоятельному участию в гражданском обороте, участвуют в нем в качестве носителей именно гражданской правоспособности, т.е. в качестве юридических лиц гражданского права. Таким образом, понятия юридического лица и юридического лица гражданского права являются для нас понятиями, друг друга покрывающими, и, говоря о государственных юридических лицах в СССР, мы имеем в виду исключительно гражданскую правоспособность госорганов, подходим к ним исключительно как к субъектам гражданского права.
Раскрыть действительное содержание гражданской правоспособности социалистических госорганов, другими словами - установить действительную сущность государственного юридического лица в СССР, можно, лишь отправляясь от трех основных понятий советского социалистического права: 1) от понятия права государственной социалистической собственности, 2) от понятия органа непосредственного оперативного управления государственной социалистической собственностью и 3) от понятия юридического лица в советском праве. Первые два понятия проанализированы нами в предшествующих главах. Полученные нами выводы могут и должны быть использованы и для анализа общего понятия юридического лица в советском праве, которое может и должно быть построено только с учетом ведущей группы юридических лиц в СССР: государственных предприятий и учреждений. Проанализировав самое понятие юридического лица в советском гражданском праве, установив основные признаки, общие всем юридическим лицам в СССР, и специальные признаки, характерные для отдельных видов государственных юридических лиц, мы получим возможность определить круг государственных юридических лиц в СССР.
Примечания:
|