Перейти на главную страницу

СУДЕБНАЯ СПРАВОЧНАЯ
[Суды общей юрисдикции] [Мировые судьи] [Арбитражные суды] [Конституционные суды] [Третейские суды] [Прокуратура]  [Адвокаты] [Следственный комитет] [Судебные приставы] [Европейский суд по правам человека]
 Главная / Библиотека Юриста / Классические труды отечественных цивилистов   
     

Список книг

Базанов И.А.
Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства.
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
Грибанов В.П.
Осуществление и защита гражданских прав
Иоффе О.С.
Избранные труды по гражданскому праву:
Из истории цивилистической мысли.
Гражданское правоотношение.
Критика теории "хозяйственного права"
Кассо Л.А.
Понятие о залоге в современном праве
Кривцов А.С.
Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве
Кулагин М.И.
Избранные труды по акционерному и торговому праву
Лунц Л.А.
Деньги и денежные обязательства в гражданском праве
Нерсесов Н.О.
Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве
Пассек Е.В.
Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве
Петражицкий Л.И.
Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Первая часть: Вотчинные права.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть вторая:
Права семейственные, наследственные и завещательные.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть третья: Договоры и обязательства.
Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права
Покровский И.А.
История римского права
Серебровский В.И.
Избранные труды по наследственному и страховому праву
Суворов Н.С.
Об юридических лицах по римскому праву
Тарасов И.Т.
Учение об акционерных компаниях.
Рассуждение И. Тарасова, представленное для публичной защиты на степень доктора.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов.
Книга первая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга вторая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга третья.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга четвертая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга пятая.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1:
Учебник торгового права.
К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 2:
Курс вексельного права.
Черепахин Б.Б.
Труды по гражданскому праву
Шершеневич Г.Ф.
Наука гражданского права в России
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. I: Введение. Торговые деятели.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. II: Товар. Торговые сделки.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. IV: Торговый процесс. Конкурсный процесс.
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 1
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 2
Энгельман И.Е.
О давности по русскому гражданскому праву:
историко-догматическое исследование

« Предыдущая | Оглавление | Следующая »

Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2


§ 44. Владение, пользование и распоряжение государственным имуществом

:Социалистический хозяйственный госорган (госпредприятие) может и должен быть определен как организованный государством коллектив рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, на который государство возложило выполнение определенных государственных задач и которому оно предоставило для осуществления этих задач соответствующую часть единого фонда государственной собственности. Нельзя сводить понятие социалистического госоргана как органа оперативного управления государственным имуществом к понятию его администрации (дирекции), как бы широко рамки этого понятия ни раздвигались.

Лишь при таком понимании социалистического хозяйственного госоргана можно объяснить, почему советское право говорит о выполнении государственным предприятием плана, о выступлении его в обороте в качестве юридического лица (ст. 19 ГК РСФСР), о заключении им договоров, о поставке им продукции и т.д.

Принадлежит ли социалистическому госоргану (госпредприятию) право владения закрепленным за ним государственным имуществом - право владения в техническо-юридическом смысле этого слова, как одно из правомочий, отличное и от права пользования, и от права распоряжения, право владения как право фактического (физического или хозяйственного) господства над имуществом, как право, по излюбленному выражению цивилистов, "держать вещь в своих руках"? Владеет ли Кировский завод как социалистический госорган отведенным ему городским земельным участком, закрепленными за ним основными и оборотными средствами?

Да, именно в непосредственном владении Кировского завода находится выделенное ему государственное имущество, подобно тому как имущество, выделенное больнице имени Свердлова, Институту права Академии Наук СССР или Ленинградскому университету, находится в непосредственном владении названных социально-культурных органов (то же следует сказать об имуществе, предоставленном административным госорганам, например отделам местных исполнительных комитетов). Само социалистическое государство, политически организованный 200-миллионный народ, не может непосредственно владеть (владеть в указанном выше смысле) всей массой своих имуществ на протяжении одной шестой части земного шара. Как единый и единственный собственник этих имуществ оно может владеть ими только через свои органы, которым государственные имущества переданы в оперативное управление. Только в лице (или "в руках") этих органов право владения государственными имуществами получает свое конкретное осуществление и содержание.

Вместе с тем без права владения всем находящимся в его ведении государственным имуществом социалистический госорган не мог бы выполнить и таких возложенных на него государством функций по оперативному управлению этим имуществом, как учет, правильное использование и охрана данного имущества.

Нет необходимости особо доказывать полную неприменимость к подобному осуществлению госорганами права государства на владение всем фондом государственной собственности известных буржуазному праву категорий так называемого посредственного и непосредственного[1009] или самостоятельного и несамостоятельного владения[1010] и трактовать социалистическое государство как посредственного или самостоятельного владельца, а госорганы, в оперативном управлении которых находятся отдельные части единого фонда государственной собственности, - как непосредственных (Besitzmittler) или несамостоятельных владельцев. Посредственный (самостоятельный) владелец пользуется самостоятельным правом на владельческую защиту - независимо от владельческой защиты, предоставляемой законом непосредственному (несамостоятельному) владельцу. Оба владельца являются носителями самостоятельных, отличных друг от друга и даже противостоящих друг другу имущественных интересов, хотя бы в ряде отношений и случаев их интересы - и именно в деле защиты их владения - совпадали. Социалистические госорганы не имеют и не могут иметь в находящемся в их управлении государственном имуществе какого-то особого имущественного интереса, отличного от интересов самого государства в целом, а тем более - противостоящего им. Владение социалистического государства осуществляется и охраняется исключительно через охрану владения его органов[1011].

Переходим к праву распоряжения. Специфический характер правомочий по распоряжению государственным имуществом, осуществляемых госорганом в порядке оперативного управления им, заключается прежде всего в том, что госорган распоряжается этим имуществом лишь в точно установленных - законом, планом и иными директивами вышестоящих органов - пределах и целях и что рядом имущественных объектов, находящихся в его управлении, он либо вообще не вправе распоряжаться, либо вправе распоряжаться лишь в исключительно узких пределах.

:Специфика права распоряжения государственной социалистической собственностью состоит также в том, что право и обязанность распоряжения отдельными частями единого фонда этой собственности возложены не только на органы, оперативно управляющие тем или иным государственным имуществом, но и на всю совокупность социалистических госорганов, управляющих ими - каждый в пределах предоставленной ему компетенции[1012] - в порядке планового руководства[1013].

:На социалистическое госпредприятие как на свой орган (в нашем понимании) государство возлагает не только организацию процесса расширенного социалистического воспроизводства, но и осуществление самого процесса воспроизводства. Чтобы осуществить этот процесс, социалистическое госпредприятие должно получить не только право владения и соответствующую часть прав по распоряжению государственным имуществом, но и право пользования им. Только наличие у него права пользования фабрично-заводским участком и основными средствами (фабричными корпусами, сооружениями, оборудованием и т.д.) - в соединении с правом распоряжения оборотными средствами (топливом, сырьем, полуфабрикатами, вспомогательными материалами и т.д.) - открывает госпредприятию возможность производительного потребления закрепленных за ним средств производства.

Ни один госорган не относится к закрепленным за ним средствам производства как к таким, которые он вправе использовать своей властью и в своем интересе. Все свои правомочия социалистический госорган - подчеркнем это еще раз - использует именно в качестве госоргана, именно в порядке оперативного управления государственным имуществом, а не в качестве собственника - не в порядке присвоения, не по праву собственности. Он действует при этом не своей властью, но властью, предоставленной ему государством, действует в строгом соответствии с социалистическим законом и планом, со всеми директивами партии и правительства. Все находящееся в его оперативном управлении государственное имущество он использует не в своем интересе, а в интересах социалистического государства, т.е. в интересах всего социалистического общества.


Примечания:

[1009]  Ср. § 868 Германского гражданского уложения или § 941 Китайского гражданского уложения.

[1010] Ср. § 920 Швейцарского гражданского уложения.

[1011] Мы не говорим уже о том, что приведенные нами постановления буржуазных гражданских кодексов относятся к беститульному владению, к фактическому господству над вещью, защищаемому независимо от права на него (подробнее см. § 82 главы IX).

[1012] К функциям и соответственно к правам и обязанностям органов, осуществляющих управление государственными имуществами в порядке планового руководства подчиненными им госорганами, вполне применимо обычное понятие компетенции.

[1013] Необходимо с особой настойчивостью подчеркнуть эту специфику права распоряжения государственными имуществами. В отличие от распоряжения личной собственностью, осуществляемого, как правило, самим собственником или его представителем в порядке гражданско-правовых сделок, распоряжение государственными имуществами осуществляется не только теми госорганами, за которыми они закреплены, но и вышестоящими планово-регулирующими органами. При этом оно осуществляется одними госорганами (министерствами и главками без хозрасчетных прав) в порядке планового руководства подведомственными им госпредприятиями, и притом исключительно путем административно-правовых актов, другими (министерствами и главками с хозрасчетными правами) одновременно и в порядке планового руководства и в оперативно-хозяйственном порядке – путем не только административно-правовых актов, но и путем гражданско-правовых сделок, третьими же (самими госпредприятиями) – в порядке непосредственного оперативного управления закрепленными за ними государственными имуществами и преимущественно путем гражданско-правовых сделок, но частично также и путем административно-правовых актов (спуск заводоуправлениями плановых заданий или лимитов заработной платы цехам). Таким образом, даже и право распоряжения, осуществляемое самими госпредприятиями, не совпадает ни по своему содержанию, ни по своему объему с тем правом распоряжения собственника, о котором говорит ст. 58 ГК РСФСР и от которого в известной мере отправлялись редакторы ст. 5 Положения 29/VI 1927 г. в своем перечне правомочий государственного промышленного треста. Оно включает в себя – подчеркнем это еще раз – не только право на совершение определенного круга гражданско-правовых сделок в пределах возложенных на госпредприятие функций, обязанностей и прав, но и право на указанные выше и иные административно-правовые акты. Иначе говоря, право распоряжения государственными имуществами, осуществляемое госпредприятиями, не исчерпывается кругом гражданских правомочий, но включает в себя и ряд административно-правовых элементов. Будучи значительно ýже того права распоряжения, которым обладает личный собственник в отношении своего имущества, право распоряжения госпредприятия благодаря указанным административно-правовым элементам содержательнее права распоряжения, имеющегося у личного собственника. Предлагаемое нами понятие непосредственного оперативного управления дает возможность охватить и выразить все сложное разнообразие каждого из правомочий, предоставленных государством его хозяйственно-оперативным органам и менее всего укладывающихся в какую-либо из традиционных цивилистических схем.

Новости


05.01.13 Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие изменения.  Читайте далее.
25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский районные суды. Более подробная информация здесь.
24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется. Подробнее.

Все новости