Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 3. Определение права собственностиИтак, при определении понятия права собственности марксистско-ленинская теория права должна отправляться от Марксова понятия собственности как присвоения природы индивидом внутри и посредством определенной общественной формы, собственности как отношения индивида или коллектива к условиям или средствам производства "как к своим".
Можно ли при переводе этого понятия собственности как определенного общественно-производственного отношения на язык права ограничиться простым определением права собственности как права присвоения?
Сложность вопроса заключается в том, что собственность как присвоение внутри и посредством определенной общественной формы, как общественно-производственное отношение, в отдельных формациях получает юридическое выражение не только в праве собственности как особом юридическом институте данной системы права, но и в ряде других юридических институтов той же системы. Так, например, собственность капиталиста как присвоение неоплаченного труда наемного рабочего опосредствуется не только при помощи права собственности в юридически-техническом смысле (права собственности в том его виде или форме, как его регулирует буржуазный закон), но и при помощи договоров найма рабочей силы, купли-продажи товаров, займа, имущественного найма и т.д. Достаточно напомнить также сложнейшее "переплетение" отношений частных собственников-капиталистов в период империализма, опосредствуемое при помощи акционерной формы и огромного числа договорных и иных связей[68]. Что экономические понятия вообще нельзя механически переводить на язык права, нагляднее всего можно проиллюстрировать на ссуде денежного капитала, анализ которой дан Марксом в т. III "Капитала". Маркс указывает три возможных формы ссуды денежного капитала: 1) ссуду определенной суммы денег, 2) ссуду стоимости определенной массы товаров, фиксированной в сумме денег, и 3) ссуду таких товаров, которые "по характеру своей потребительной стоимости могут быть даны в ссуду лишь как основной капитал, например дома, суда, машины и т.д.". "Но, - подчеркивает Маркс, - всякий ссужаемый капитал, какова бы ни была его форма и как бы природа его потребительной стоимости ни модифицировала обратную уплату, всегда является лишь особой формой денежного капитала". И далее: "Если в ссуду дается товар как капитал, то он является лишь замаскированной формой денежной суммы"[69]. Поэтому для экономиста ссуда денежного капитала во всех трех формах представляет собой одно и то же общественно-производственное отношение: ссуду денежного капитала. Юристы же, напротив, квалифицируют: 1) ссуду денег как заем или, применяя банковский термин, как "ссуду", 2) ссуду товаров - как куплю-продажу в кредит и 3) ссуду домов, судов и машин - как имущественный наем (аренду)[70]. С точки зрения буржуазного закона - это три различных юридических отношения, в которых по-разному решается и вопрос о праве собственности: при ссуде денег и ссуде товаров юристы говорят о переходе права собственности к промышленному капиталисту, при ссуде домов, судов и машин - о сохранении права собственности за денежным капиталистом[71].
Ввиду этого при переводе на язык права Марксова понятия собственности как присвоения индивидом природы внутри и посредством определенной общественной формы юридическая наука должна найти те специфические признаки, которые помогли бы ей отграничить право собственности как право присвоения, закрепленное в законе соответствующей страны, от других прав на средства производства, которые также играют немалую роль в опосредствовании присвоения, но получают в системе права соответствующей страны иную юридическую квалификацию, чем право собственности в юридически-техническом смысле слова - право собственности в том его виде, в каком оно дано в гражданском кодексе этой страны. Отдельные правомочия собственника: право владения, пользования и распоряжения вещью - ни порознь, ни в своей совокупности, мы видели, не выражают собой ни всего объема права собственности, ни существа права собственности. Что право собственности не исчерпывается тремя указанными правомочиями собственника, давно признано и буржуазной наукой гражданского права. Как мы уже отмечали и как мы сумеем показать подробнее при анализе права собственности в буржуазном обществе, буржуазные цивилисты, наряду с традиционным перечислением трех основных правомочий собственника или вместо него, нередко вводят в свои определения права собственности ряд других формальных моментов, при помощи которых они стремятся отграничить право собственности от всех остальных вещных прав. С этой целью они определяют право собственности как право всеобъемлющего, высшего, наиболее полного, абсолютного или исключительного господства над вещью и с особенной настойчивостью подчеркивают так называемую "упругость", или "эластичность", права собственности: его способность автоматически приобретать нормальный объем при отпадении связывающих его ограничений[72]. Эти попытки выйти за пределы традиционного перечня трех правомочий собственника не выводят, однако, и не могут вывести буржуазную юридическую мысль из рамок формально-догматических определений права собственности: для этого потребовалось бы раскрытие существа права собственности как права присвоения - со всеми присущими капиталистическому присвоению специфическими чертами. Эту задачу может выполнить только марксистско-ленинская теория права, отправляясь от Марксова понятия собственности как присвоения и раскрывая специфический характер этого присвоения для каждой общественной формации и каждой формы собственности, известной этой формации. Выполняя свою задачу юридического анализа права собственности, она должна установить, как было уже указано, те признаки, которые характеризовали бы право собственности именно как присвоение, как отношение индивида или коллектива к средствам производства "как к своим".
Что же означает - в переводе на язык права - это отношение к средствам производства "как к своим"? Мы думаем, что "своими" средства производства являются для того, кто может использовать их своей, а не полученной от другого властью и в своем интересе. Для частной собственности это будет интерес частного собственника, для такой формы коллективной собственности, как государственная социалистическая собственность, - интерес всего социалистического общества.
Говоря о власти собственника использовать принадлежащие ему средства производства в своем интересе, мы имеем, конечно, в виду власть (волю), признанную за ним законом как выражением воли господствующего класса[73] (в социалистическом обществе - воли всего народа)[74], - власть, предоставленную или признанную государством[75]. Каждый собственник вправе использовать принадлежащее ему имущество своей властью и в своем интересе только на основе господствующей в данном обществе системы классовых отношений и в соответствии с нею[76]. В неоднократно цитированной нами рукописи 1857-1858 гг. Маркс, определяя собственность как "известное отношение к условиям производства как к своим", особо оговаривал: "Что касается отдельного человека, то это отношение создано коллективом, объявлено законом и гарантировано им"[77]. Дело идет о собственности именно как об общественном отношении людей по поводу средств производства, а не об "отношении" индивида к средствам производства вне определенной общественной формы. Переводя Марксово понятие присвоения как отношения индивида к условиям производства как "к своим" на язык права и определяя право собственности как право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе на основе существующей в данном обществе системы классовых отношений и в соответствии с нею, мы исключаем тем самым всякие попытки трактовать предлагаемое нами понятие права собственности как понятие, отправляющееся от идеи "правоотношения" между собственником и объектом его права собственности.
Подчеркнем также, что введенные нами в понятие права собственности признаки своей власти и своего интереса в их классовой обусловленности прежде всего обязывают исследователя вскрыть классовый характер каждого типа собственности, раскрыть ту "самую глубокую тайну, сокровенную основу всего общественного строя", которую представляет собой "непосредственное отношение собственников условий производства к непосредственным производителям"[78], - иными словами, установить "тот особый характер и способ, каким осуществляется... соединение" рабочей силы со средствами производства и который "различает отдельные экономические эпохи социальной структуры"[79]. Но, подчеркивая, что вопрос о собственности на средства производства неразрывно связан с вопросом о характере и способе их соединения с рабочей силой, не следует сводить все существо собственности только к особым отношениям собственника с теми, кто применяет труд к его средствам производства, т.е. с работниками производства. В праве собственности получает правовое выражение и закрепление вся сумма общественных отношений собственника по поводу принадлежащих ему средств производства - отношений не только с непосредственными производителями, но и с другими собственниками, и с самим государством, какова бы ни была его классовая природа. Установившаяся в данном обществе система распределения средств (а также продуктов) производства, закрепленная волей господствующего класса (законом) и охраняемая принудительной силой государства, признающая за каждым собственником право использовать его средства (а также и продукты) производства своей властью и в своем интересе, - вот что прежде всего представляет собой система отношений собственности в каждом данном обществе. Кто, какой класс владеет средствами производства и какой класс лишен их - вот первый и основной вопрос, который должен быть разрешен при анализе отношений собственности любого общества (мы имеем в виду антагонистические общества).
Решение этого основного вопроса - вопроса о присвоении средств производства - предопределяет решение всех остальных вопросов. Класс рабовладельцев должен был прежде всего присвоить себе рабов, чтобы получить и реализовать возможность внеэкономического принуждения над их личностью и их трудом. Класс феодалов должен был овладеть основным условием производства - землей - вместе с жившим на ней населением или хотя бы пустошью ("окняженье" и "обояренье" земли); это владение землей и являлось основой власти феодала над крепкими "земле и лицу" крепостными[80]. Класс капиталистов должен был пройти через эпоху первоначального накопления капитала, чтобы приобрести фабрики и заводы как основу тех "незримых цепей", которыми прикован к капиталисту современный раб: наемный рабочий. При этом закрепленное буржуазным законом за капиталистом право собственности как право на присвоение неоплаченного труда формально свободного рабочего на основе формально свободного договора охватывает не только отношения капиталиста с его рабочими, но и отношения с другими капиталистами по купле-продаже товаров, без чего он не в состоянии реализовать извлеченной им прибавочной стоимости[81].
Итак, собственность - всегда общественно-производственное отношение, отношение между людьми по поводу средств и продуктов производства, но не между людьми и принадлежащими им средствами производства. В правовом опосредствовании этого общественно-производственного отношения должны найти выражение оба элемента каждого правового отношения как волевого отношения, в котором отражается экономическое отношение[82]: и элемент воли, т.е. признанной правопорядком за собственником власти, и элемент интереса (интереса класса, группы, отдельного лица)[83]. Именно в сочетании своей власти и своего[84] интереса заключается специфическое отличие права собственности от других - как вещных, так и обязательственных прав - на те же[85] объекты. Арендатор также использует арендованное имущество в своем интересе, но использует это имущество властью, полученной от собственника[86]. В отличие от него собственник использует принадлежащие ему средства и продукты производства своей властью и в своем интересе. Ибо право собственности как право присвоения представляет собой право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства именно своей властью и в своем интересе. Отдельные же правомочия, признаваемые положительным правом за собственником, являются лишь средством осуществления собственником его права собственности как права присвоения средств производства. Собственник должен обладать этими правомочиями, чтобы реализовать присвоение средств и продуктов производства в соответствии со способом или характером присвоения, присущим данной форме собственности.
Учитывая принципиальную противоположность между правом собственности в СССР и правом собственности в антагонистических формациях - в особенности между государственной социалистической собственностью и частной капиталистической собственностью, - можно было бы поставить под сомнение самую возможность или целесообразность создания такого общего понятия права собственности, которое оказалось бы применимым - в этой своей общей форме - ко всем правовым системам. Мы думаем, однако, что высказанные Марксом во введении к "К критике политической экономии" соображения об общем определении производства могут быть распространены и на общее определение права собственности, тем более что в том же введении Маркс высказал и приведенное выше положение о производстве как присвоении и о собственности (присвоении) как условии производства. "... Все эпохи производства, - говорит Маркс, - имеют некоторые общие признаки, некоторые общие определения. Производство вообще, это - абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно подчеркивает общее, фиксирует его и избавляет нас таким образом от повторений". Но, продолжает Маркс, "это всеобщее или выделенное путем сравнения общее само есть нечто, многократно расчлененное, и выражается в различных определениях. Кое-что из этого принадлежит всем эпохам, другое - обще лишь некоторым... Определения, которые действительны для производства вообще, должны быть выделены именно для того, чтобы из-за единства, которое вытекает уже из того, что субъект - человечество и объект - природа - одни и те же, не было забыто существенное различие"[87].
Приведенные высказывания Маркса в полной мере могут быть отнесены и к "общим определениям", к общим понятиям в праве, в том числе и к общему понятию права собственности как права присвоения. Отказываясь от построения - на основе марксистско-ленинской методологии - общих юридических понятий (категорий), советская юридическая наука лишила бы себя возможности сопоставлять и противопоставлять, а тем самым и выявлять принципиальную противоположность основных понятий и институтов социалистического права правовым понятиям и институтам антагонистических обществ. Классики марксизма дали непревзойденные образцы построения таких основных общих понятий, как понятия государства и права, закона и конституции. Раскрыв классовую обусловленность этих понятий, они показали методологию их применения к различным формациям, методологию их превращения в "различные определения", отражающие и выражающие специфические особенности государства и права каждой общественной формации.
Мы имеем уже в советской юридической науке плодотворный пример построения одного из центральных общих понятий и применения его к советскому социалистическому праву. Предложенные А.Я. Вышинским и принятые первым совещанием научных работников права в 1938 г. общее определение права и специальное определение советского права[88] быстро завоевали полное признание среди советских юристов. В этом общем определении права дано такое диалектическое сочетание основных признаков права, взятых в их материалистической, классовой обусловленности, которое раскрывает самую сущность права и обязывает исследователя при применении этого общего понятия к каждой отдельной формации установить специфические особенности ее правовой системы. На этом пути "всеобщее абстрактное определение" права превращается в "многократно расчлененное" и выраженное "в различных определениях" понятие права отдельных исторических формаций.
Тем же путем необходимо идти и при построении общего понятия права собственности. Общее определение права собственности как "всеобщее абстрактное определение" может быть - аналогично понятию "производства вообще" - отнесено ко всем формам права собственности лишь в качестве "многократно расчлененного" и выраженного "в различных определениях" понятия. Оно должно быть наполнено конкретным содержанием, выражающим специфические особенности права собственности для каждой отдельной формации и даже для отдельных форм собственности внутри одной и той же формации. Специфические черты отдельных форм права собственности определяются характером присвоения, присущим той или иной форме собственности, и поэтому проявляются именно как специфические особенности этого присвоения. Некоторые из них являются общими для права собственности ряда формаций. Так, общей чертой права собственности рабовладельца, феодала и капиталиста на средства производства является его эксплуататорский характер[89]. Частная собственность на средства производства как основа производственных отношений любого антагонистического общества была и остается правом присвоения чужого неоплаченного труда[90]. Во всех своих разнообразных формах и при всем различии способов эксплуатации она представляет собой право частного собственника (рабовладельца, феодала, капиталиста) использовать собственной властью принадлежащие ему средства производства в целях присвоения чужого неоплаченного труда или продукта этого труда. Но наряду с этим общим признаком право собственности рабовладельца, равно как и право собственности феодала или капиталиста, имеет и свои отличительные признаки, характерные только для права собственности той или другой формации. Эти специфические признаки права собственности - и притом именно как права присвоения - неоднократно указывались классиками марксизма. Последняя - изумительная по своей четкости - формулировка их дана товарищем Сталиным в главе IV "Истории ВКП(б)"[91]. Определения, данные товарищем Сталиным отдельным формам собственности каждого общественного строя, являются основой для характеристики самого содержания права собственности как права присвоения.
Отправляясь при построении общего понятия права собственности от понятия собственности как присвоения, юридическая наука может и обязана ввести в характеристику каждой формы собственности присущий ей способ или характер присвоения. Общее понятие права собственности как права собственника использовать средства производства своей властью и в своем интересе - на основе господствующей в данном обществе системы классовых отношений - обязывает при анализе каждой формы собственности прежде всего ответить на вопросы: 1) в чьем владении или распоряжении, т.е. в чьей власти, находятся средства производства, и 2) в каких целях, т.е. в чьем интересе, они используются - для эксплуатации ли другого класса или же в интересах всего общества в целом? Нетрудно видеть, что предлагаемое нами определение отправляется не только от Марксова понятия собственности как присвоения, но и от данного товарищем Сталиным и основанного на том же Марксовом понятии разграничения господствующих форм собственности в отдельных общественных формациях. Кому принадлежит власть над средствами производства, в чьих интересах они используются - вот тот вопрос, на который должен ответить исследователь при анализе каждой формы собственности.
Примечания:
|