Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву
§ 2. Основания правопреемстваОснования правопреемства весьма разнообразны. К ним относятся различные сделки, многие акты органов государственной власти, в том числе акты административные и акты юрисдикционные, и, наконец, юридические события. Основанием правопреемства могут быть также сочетания названных юридических фактов. Иными словами, наступление правопреемства в последних случаях является результатом наличия определенного юридического состава[470], т.е. состава юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления соответствующего юридического эффекта - преемства в правах и обязанностях.
При обзоре перечисленных юридических фактов обращает на себя внимание отсутствие среди них правонарушительных действий. Это не случайно. В ряде случаев правопреемство является посредственным результатом совершения правопредшественником правонарушительных действий, влекущих уголовную или же административную ответственность. Так, например, конфискация имущества применяется в качестве санкции за совершение уголовного преступления или же административного проступка. Однако переход права собственности на конфискуемое имущество к государству не является непосредственным следствием упомянутого правонарушительного действия. Он является непосредственным следствием юрисдикционного акта правомочного органа государства: приговора суда или административного постановления о конфискации имущества гражданина. При этом надлежит учесть, что и судебный приговор и административное постановление имеют в данных случаях правоустановительное значение. Именно они устанавливают переход права собственности к государству. В обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, не обнаруживается даже и такого посредственного результата в виде перехода права собственности от правонарушителя к потерпевшему. В этих обязательствах судебное решение имеет лишь обязательственный, а не вещный эффект.
Правонарушительные действия могут иметь в соответствующих случаях лишь подготовительное значение. Так, например, при насильственной смерти наследодателя не убийство (или причинение тяжких повреждений здоровья) как правонарушительное действие, а смерть как юридическое событие является основанием (юридическим фактом) наследственного правопреемства.
Таким образом, правопреемство не может быть непосредственным юридическим эффектом правонарушительного действия. Последнее может быть основанием для издания соответствующего юрисдикционного акта органом государства. Именно данный акт является в таких случаях непосредственным основанием перехода имущественных прав. Вот почему правонарушительные действия нельзя относить к юридическим фактам наступления правопреемства в советском гражданском праве.
Уголовное преступление (убийство) может препятствовать наступлению правопреемства, поскольку убийца лишается права наследования имущества убитого им наследодателя. Исходя из сущности и основания права наследования Верховный Суд РСФСР в 1926 году признал, что "умышленное и наказуемое по УК убийство наследодателя лишает совершившего это убийство наследника права наследования в имуществе убитого"[471].
1. Преемство, основанное на сделке
Среди юридических фактов, обосновывающих преемство в правах и обязанностях, особое распространение имеют сделки, т.е. действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений[472]. В части, касающейся правопреемства, речь идет о сделках, направленных на изменение субъектного состава правоотношений.
Преобладающая роль сделок среди юридических фактов гражданского права вытекает из характеризующего эту отрасль права равенства (юридического равенства) положения субъектов в правоотношениях. Это равенство означает взаимную неподчиненность субъектов гражданского права.
"Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаровладельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых распоряжается этими вещами: таким образом, один товаровладелец лишь по воле другого, следовательно каждый из них лишь при посредстве одного общего им обоим волевого акта, может присвоить себе чужой товар, отчуждая свой собственный". "...Покупатель и продавец... вступают в договор как свободные, юридически равноправные лица. Договор есть тот конечный результат, в котором их воли находят свое общее юридическое выражение..."[473]. Сказанное К. Марксом относительно договора и равенства сторон как предпосылки обмена товаров может быть применено в теоретическом обосновании роли договора между самостоятельно хозяйствующими, юридически равными субъектами в социалистическом обществе. Движение товара и опосредствующее его правоотношение, как правило, должно быть основано на договоре, поскольку "в коммунистическом строительстве полностью используются товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, которое они имеют в плановом социалистическом хозяйстве"[474].
В связи с этим равноправием субъектов гражданского права и их взаимной неподчиненностью, среди сделок основное место принадлежит договорам, т.е. двухсторонним или многосторонним сделкам, содержащим два или более согласованных волеизъявления. Чтобы для себя не только установить гражданско-правовые обязанности, но и приобрести субъективные права за счет другого лица, обязать его к совершению определенных действий или предоставлений, необходимо, как правило, иметь согласие этого лица. Именно договорами являются основные отчуждательные сделки: купля-продажа, поставка, мена и дарение. В результате этих сделок происходит изменение активного субъекта правоотношения собственности или права оперативного управления, т.е. правопреемство.
На договоре основаны уступка требования (соглашение между цедентом и цессионарием) и перевод долга (соглашение между кредитором и первоначальным должником, а также - между старым и новым должником)[475]. Также на договоре может быть основана замена одного из субъектов в двухстороннем обязательстве, например, перенаем, но не поднаем, при котором остается в договоре первоначальный наниматель (ст. 168 ГК РСФСР).
Значительно реже правопреемство возникает из односторонних сделок. По общему правилу, путем своего одностороннего волеизъявления субъект может предоставить другому право, возложив правовую обязанность на самого себя. Для возложения обязанности на другое лицо, как правило, необходимо согласие последнего.
Чтобы кто-либо мог своей односторонней волей произвести правовые изменения, связывающие другое лицо:
а) возложить на него обязанности (как правило, заключающиеся в обязанности чего-либо не совершать или претерпевать определенное поведение другого лица);
б) прекратить или умалить право другого лица, необходимо обладать особым правомочием, основанным на правовой норме или же на правоотношении, в котором субъект одностороннего волеизъявления уже стоит с лицом, по отношению к которому он вправе осуществить свою одностороннюю волю.
В таких односторонне-обязывающих сделках всегда заключается в той или иной мере вторжение в чужую правовую сферу, причем в этом отношении следует различать две группы односторонне-обязывающих сделок в зависимости от того, содержат ли они непосредственное воздействие на правовую сферу определенных других лиц, или же не содержат такого непосредственного воздействия.
Односторонне-обязывающие сделки, возлагающие обязанности отрицательного содержания на всякого и каждого, не содержат непосредственного воздействия на правовую сферу определенных других лиц. Так, например, при оккупации ничьих вещей имеется лишь косвенное вторжение в правовую сферу неопределенного круга других лиц, на которых возлагается обязанность не нарушать права собственника, не посягать на его правомочия владения, пользования и распоряжения.
Наряду с этим существуют односторонне-обязывающие сделки с непосредственным воздействием на правовую сферу других лиц, которое проявляется в возложении на другое лицо определенной положительной обязанности (например, при деятельности в чужом интересе без поручения) или же в лишении его определенного права.
Такое воздействие допускается правом при следующих условиях:
а) если оно может быть для другого лица только выгодным (например, при деятельности в чужом интересе без поручения);
б) если интерес субъекта одностороннего волеизъявления признается достойным предпочтения по соображениям общественным;
в) если на такое воздействие в правовую сферу другого лица имеется общее его дозволение[476];
г) если на такое воздействие управомочивает, а в определенных случаях и обязывает административный акт компетентного органа государства. Таковы, например, наряды-заказы, выдаваемые Всесоюзными экспортными объединениями Министерства внешней торговли СССР хозорганам и предприятиям - поставщикам на основании выделения им в установленном порядке экспортных контингентов.
Односторонние сделки могут быть нуждающимися и ненуждающимися в восприятии другими лицами.
Под восприятием односторонней сделки следует понимать доведение ее до сознания другого лица (или других лиц). Восприятие, как акт познавательный, существенно отличается от принятия, как акта волевого, волеизъявления. К числу односторонних сделок, нуждающихся в восприятии, следует, в частности, отнести принятие наследства и отказ от наследства (ст. 429, 430 ГК РСФСР).
К сделкам, не нуждающимся в восприятии, относятся такие сделки, которые порождают правовые последствия для определенных лиц или же для неопределенного круга лиц, независимо от их восприятия этими лицами. К таким сделкам надлежит отнести, например, завещание, которое устанавливает права на принятие наследства также и в пользу наследников, не знающих о нем или о его содержании. При этом присутствующий наследник может даже принять открывшееся в его пользу наследство по завещанию, не зная о таковом (ст. 429 ГК РСФСР).
Следует также отметить, что принятие права, установленного односторонней сделкой, отличается от акцепта договорной оферты тем, что односторонняя сделка порождает право для лица, принявшего его, независимо от этого принятия, тогда как предложение заключить договор определенного содержания без его принятия не порождает соответствующих прав и обязанностей. Оферта и акцепт, отдельно взятые, не являются односторонними сделками, хотя они и являются волеизъявлениями, направленными на юридические последствия. Каждый из участников заключаемого договора желает вызвать определенные правовые последствия не своим односторонним волеизъявлением, а в сочетании и единстве с согласным волеизъявлением другой стороны.
Важное значение имеет деление односторонних сделoк на распорядительные и обязательственные. Распорядительные сделки приводят к абсолютно-правовым последствиям, в частности к переносу или установлению права собственности, права залога, права на патент. Обязательственные сделки производят обязательственные последствия, порождая, изменяя или прекращая обязательственное правоотношение. Преимущественное значение для возникновения правопреемства имеют распорядительные сделки, например, завещание.
Среди юридических фактов правопреемства существенное место занимают односторонне-управомочивающие сделки, например, завещание. Последнее является, как уже сказано, распорядительной односторонней сделкой.
Возможно сочетание в одной сделке одностороннего управомочивания и одностороннего обязывания.
Таким образом, роль односторонних сделок в юридических составах правопреемства неразрывно связана со специфическими особенностями свойственного гражданскому праву метода правового регулирования. Именно эти особенности выдвигают на первый план договоры как типичное средство децентрализованного регулирования, в условиях равенства и взаимной неподчиненности субъектов - участников гражданского оборота. Только в виде исключения правопреемство наступает в результате односторонних сделок.
Вместе с тем односторонние сделки - завещание, принятие наследства и отказ от наследства - входят в юридические составы наследственного правопреемства.
2. Преемство, основанное на административном или юрисдикционном акте
Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (ст. 4) указывают в числе оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а следовательно, также их изменения и прекращения, административные акты, в том числе для государственных, кооперативных и общественных организаций - акты планирования. Административные акты компетентных органов государства, а также юрисдикционные акты правомочных государственных органов или общественных организаций играют существенную роль в возникновении правопреемства как сингулярного (частичного), так и универсального (всеобщего).
В том и другом случае основанием преемства в правах или обязанностях или преемства в правах и обязанностях является властный приказ государства, изданный соответствующим его органом.
Основное различие обязательности акта административного и акта юрисдикционного заключается в следующем. Основанием обязательности первого является существующее и до и во время издания административного акта отношение власти - подчинения между органом (или должностным лицом) государства, - с одной стороны, и лицом или лицами - адресатами властного предписания, содержащегося в акте. Сказанное относится в равной мере к актам, обращенным к отдельному лицу (юридическому лицу или отдельному должностному лицу или к гражданину) и к определенной или неопределенной группе лиц.
Иной характер обязательности является типичным для акта юрисдикционного. Как правило, до поступления спорного дела на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа стороны не находятся с ним в отношении подчиненности. Само поступление спорного дела, относящегося к компетенции юрисдикционного органа, на его рассмотрение приводит к возникновению обязанности сторон подчиниться его постановлению по данному делу.
Защита гражданских прав осуществляется в установленном порядке судом, арбитражем[477] и третейским судом[478], которые являются, таким образом, основными юрисдикционными органами по разрешению споров о праве гражданском[479]. Независимо от решения вопроса о природе арбитражных органов, едва ли можно отрицать юрисдикционный характер их деятельности по разрешению споров преддоговорных, по исполнению договоров и прочих споров между социалистическими организациями[480]. Лишь в виде исключения юрисдикционными функциями наделяется должностное лицо, которому подчинен один из участников спора и которое отвечает за его работу, а потому в известной степени является заинтересованным в исходе дела. Таков, например, порядок разрешения споров на сумму до 100 руб. - между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 г.[481] Эти споры изъяты из судебной и арбитражной подведомственности. Их разрешение передано должностному лицу, которому подчинена организация - должник. Юрисдикционный характер деятельности вышестоящего должностного лица по разрешению споров не может быть поставлен под сомнение, так как вынесенное им решение имеет обязательную силу для организации - кредитора.
Административный акт имеет основное значение для возникновения преемства в основных средствах между государственными органами и универсального правопреемства между ними. Универсальное правопреемство государственных юридических лиц имеет место при их реорганизации, а последняя возможна только в распорядительном порядке, т.е. на основании распорядительного акта компетентного государственного органа[482].
Только на основании административного акта происходит переход государственных предприятий, зданий и сооружений от одного государственного органа к другому[483].
Как правильно отметил А.В. Карасс, "иногда административный акт передачи государственного имущества предполагает предварительное согласие принимающей организации: так, например, передача государственного предприятия кооперативной или общественной организации обычно происходит или по прямому ходатайству, или с согласия этой организации"[484]. Следует согласиться с А.В. Карассом также и в том, что такое ходатайство или согласие не превращает административный акт в принятие предложения заключить договор. В этих случаях имеются налицо два встречных и притом согласованных волеизъявления, но нет договора. Вместе с тем в таких случаях эти два волеизъявления (компетентного органа государства и руководящего органа кооперативной или общественной организации) выполняют неодинаковую роль в обеспечении наступления предусмотренного в них правового результата. Решающим юридическим фактом в подобных случаях является административный акт (акт государственной власти или государственного управления), который сам по себе достаточен для передачи государственного предприятия кооперативной или общественной организации. Вместе с тем согласие принимающей организации является предварительным условием издания соответствующего административного акта.
В качестве примера правопреемства, основанного на административном или юрисдикционном акте, можно указать также на переход права собственности на конфискованное имущество к государству.
Как известно, по общему правилу конфискация имущества допускается по приговору или решению суда, а в случаях, указанных в законе, - в административном порядке. Следовательно, основанием конфискации является юрисдикционный или административный акт, который имеет своим последствием переход имущества из личной собственности гражданина в социалистическую собственность государства.
3. Преемство, основанное на юридическом событии
Широкое распространение имеют случаи правопреемства, основанные на юридических событиях. Как сказано в ст. 4 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик, "...гражданские права и обязанности... возникают:
...вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий". Такими последствиями могут быть случаи изменения субъектного состава правоотношений, т.е. правопреемство. При этом правопреемство иногда является правовым результатом только юридических событий (как правило, совокупности юридических событий, образующих юридический состав), в других случаях - в сочетании с юридическими действиями или другими видами юридических фактов, входящими в единый юридический состав.
В правоотношениях граждан из юридических событий чаще всего приводит к (универсальному) правопреемству смерть[485] гражданина. Она является центральным юридическим фактом в наследственном преемстве, основным поводом к определению правовой судьбы имущественных и некоторых личных (неимущественных) прав умершего гражданина.
При наследовании по закону сложный юридический состав, приводящий к наследственному преемству в правах и обязанностях наследодателя, кроме юридических событий (смерть наследодателя, родство как комплекс юридических фактов, брак, иждивение и др.), включает принятие наследства наследником - одностороннюю сделку.
При наследовании по завещанию сложный юридический состав наследственного правопреемства начинается односторонней сделкой наследодателя-завещателя - завещанием, оформленным в нотариальном порядке или иным предусмотренным законом способом. Следующий этап - факт открытия наследства, т.е. юридическое событие (смерть наследодателя или признание его умершим). Завершается накопление сложного юридического состава и в этом случае принятием наследства, т.е. односторонней сделкой наследника.
Равным образом смерть гражданина (личного собственника) приводит к переходу его имущественных прав и в первую очередь права собственности к органам государства и общественным организациям в порядке наследования по завещанию и к органам государства в порядке вымороченности. Едва ли можно сомневаться в том, что переход выморочного имущества к государству в лице его учреждений, предприятий или хозяйственных организаций является правопреемством и притом правопреемством универсальным. Подтверждением последнего положения является ст. 434 ГК РСФСР, устанавливающая, что "...органы государства или организации, к которым перешло выморочное имущество, отвечают пo долгам, обременяющим наследство, лишь в пределах действительной стоимости наследственного имущества".
Таким образом, переход выморочного имущества в собственность государства направлен на предупреждение бесхозяйного состояния наследственного имущества. Благодаря обратной силе принятия наследства к моменту открытия наследства, бесхозяйность, наметившаяся при открытии наследства и неявке наследников, ликвидируется задним числом без остатка. Несмотря на наличие ряда особенностей, этот переход относится к наследованию по закону. Государство является наследником, в силу закона подназначенным на случай отсутствия других наследников. В ст. 117 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик говорится: "Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования (разрядка моя. - Б.Ч.) переходит к государству (см. также ст. 416, 419, 422, 433 ГК и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г.).
Преемство в правах между социалистическими организациями, в частности, между органами государства (учреждениями, предприятиями или организациями), кооперативными и иными общественными организациями происходит, как правило, на основании правомерных юридических действий - административных либо юрисдикционных актов; сделок, в том числе договоров; актов, исходящих от руководящих органов кооперативных и иных общественных организаций. Движение имуществ между социалистическими организациями происходит в результате сознательных и разумных целенаправленных волевых актов. Переход имуществ в пределах социалистического сектора и за его пределы не может произойти в результате юридических событий. Но это не значит, что юридические события вообще не являются юридическими фактами, лежащими в основании возникновения, изменения или прекращения правоотношений, участниками которых являются социалистические (в том числе государственные) организации. Достаточно сослаться на правоотношения, возникающие при наступлении страхового случая при наличии договора страхования или социального страхования.
* * *
Таким образом, правопреемство наступает в силу закона при наличии определенных юридических фактов: сделок, административных или юрисдикционных актов, юридических событий или их определенных сочетаний. В большинстве случаев основанием правопреемства является более или менее сложный юридический состав, в который входят юридические факты одного или разных типов. Их изучение имеет исключительно важное теоретическое и первостепенное практическое значение для правильного понимания субъектного состава, а также объема и содержания преемства в правах и обязанностях.
Примечания:
|