Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
§ 164. Прекращение договораЛитература. Lewis, в Handbuch des Handels-See- und Wechselrechts Эндемана, т. IV, стр. 202-227.
I. Общие основания. Прекращение договора цертепартии, как и фрахтового договора, может наступить по тем общим причинам, которые приводят к этому результату.
Стороны, заключившие договор, могут во всякое время прекратить действие договора по взаимному соглашению. Предполагается, конечно, что судно не находится в открытом море, а стоит в каком-нибудь порте. Стороны могут согласиться, что товары разгружаются немедленно, не доходя до порта назначения, а судно освобождается. При этом вопрос о фрахте может быть решен в смысле некоторой скидки применительно к остающемуся расстоянию или к остающемуся времени. При нежелании судохозяина отступиться от принадлежащих ему по договору прав, грузохозяину придется уплатить фрахт полностью.
Договор прекращается точным его исполнением. Если принятый по фрахтовому договору груз сдан получателю, то договор прекращает свое действие. При найме судна договор прекращается приходом судна в порт назначения и разгрузкою, если наем был совершен на рейс. При найме судна на время договор прекращается с истечением того времени, на какое был заключен договор. Если бы, однако, истечение договорного срока пришлось в тот момент, когда судно в открытом море, стороны продолжают быть связанными до прибытия судна в ближайший порт, где грузохозяин обязан освободить судно от груза или заключить новый договор.
Гибель судна с грузом или одного груза, например повальный падеж перевозимого скота, или одного судна, например спасение значительной части или даже всего груза, пока судно держится еще на поверхности, приводят к окончанию обязательства сторон по обстоятельствам, от сторон не зависящим. При спасении груза хозяин его не вправе настаивать, чтобы судохозяин доставил его по месту назначения на своих или на чужих судах, так же как и судохозяин не вправе настаивать, чтобы груз был отдан непременно ему для окончательного выполнения договора. Конечно, при различии современного фрахтового доставки от цертепартии можно было бы провести различие и в последствиях крушения судна при спасении груза, но наше законодательство не дает к тому почвы.
II. Невозможность исполнения договора при отправлении. Если в то время, когда судно находится еще в порте отправления, происходят обстоятельства, делающие невозможным отплытие судна, договор, по общему морскому обычаю, прекращает свое действие.
Может случиться, что судно сгорит или пойдет ко дну вследствие навалки на него другого судна; судно может быть признано негодным к плаванию со стороны комиссии, осматривавшей его котлы. Если судно не в состоянии выполнить задачу, возложенную на него договором, без вины судохозяина, договор теряет силу без всяких последствий для сторон. Если судно оказалось неспособным к плаванию по условиям, известным судохозяину в момент заключения сделки, и он не принял мер к исправлению, то договор прекращается, но судохозяин обязан возместить контрагенту все убытки, возникшие вследствие неосуществления расчетов грузоотправителя.
Возможно, что груз, предназначенный к отправке, погиб. Отправитель может заменить его другим того же рода, если груз не имел индивидуального характера. Поэтому, в силу положения genus non perit, судохозяин может требовать, чтобы ему был доставлен груз условленного рода, без внимания, сколько товара этого рода и по какой причине погибло у отправителя. Согласно закону отправитель вправе заменить условленный груз иным, лишь бы качества нового груза не противоречили условиям транспорта[893]. Если же у отправителя нет товара ни того же рода, ни иного рода, которым он мог бы заменить погибший груз, предназначенный к перевозке, то договор прекращает свою силу, но судохозяин не теряет права на условленный фрахт, если только грузоотправитель не докажет, что судохозяин использовал судно за срок прежнего найма.
Судно может быть остановлено распоряжением правительства в то время, когда, уже нагруженное, оно собиралось выйти в море. Договор прекращается, если остановка не имеет характера временной меры. Каждая сторона несет падающие на нее убытки. Поэтому издержки по разгрузке падают на отправителя. Если судно еще не нагружено, то остановка по распоряжению правительства влечет за собою также прекращение договора, но, в отличие от предыдущего случая, на грузоотправителя падает обязанность выдать плату капитану и служащим в экипаже, "смотря по трудам". Размер этой платы определяется судом[894]. Непонятно, что это за плата, за какие труды и где основание обязанности отправителя платить эти деньги.
В договоре, известном под именем à la cuillette, судохозяин принимает груз по мере его поступления от различных отправителей, которым, предполагается, известно это условие. Если бы груз не нашелся в достаточном количестве, судохозяин или капитан вправе отступиться от договора и предложить тем, которые успели уже сложить свои товары, взять груз назад.
Примечания:
|