Перейти на главную страницу

СУДЕБНАЯ СПРАВОЧНАЯ
[Суды общей юрисдикции] [Мировые судьи] [Арбитражные суды] [Конституционные суды] [Третейские суды] [Прокуратура]  [Адвокаты] [Следственный комитет] [Судебные приставы] [Европейский суд по правам человека]
 Главная / Библиотека Юриста / Классические труды отечественных цивилистов   
     

Список книг

Базанов И.А.
Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства.
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 1
Венедиктов А.В.
Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
Грибанов В.П.
Осуществление и защита гражданских прав
Иоффе О.С.
Избранные труды по гражданскому праву:
Из истории цивилистической мысли.
Гражданское правоотношение.
Критика теории "хозяйственного права"
Кассо Л.А.
Понятие о залоге в современном праве
Кривцов А.С.
Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве
Кулагин М.И.
Избранные труды по акционерному и торговому праву
Лунц Л.А.
Деньги и денежные обязательства в гражданском праве
Нерсесов Н.О.
Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве
Пассек Е.В.
Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве
Петражицкий Л.И.
Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Первая часть: Вотчинные права.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть вторая:
Права семейственные, наследственные и завещательные.
Победоносцев К.П.
Курс гражданского права.
Часть третья: Договоры и обязательства.
Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права
Покровский И.А.
История римского права
Серебровский В.И.
Избранные труды по наследственному и страховому праву
Суворов Н.С.
Об юридических лицах по римскому праву
Тарасов И.Т.
Учение об акционерных компаниях.
Рассуждение И. Тарасова, представленное для публичной защиты на степень доктора.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов.
Книга первая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга вторая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга третья.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга четвертая.
Тютрюмов И.М.
Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената
и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов.
Книга пятая.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1:
Учебник торгового права.
К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
Цитович П.П.
Труды по торговому и вексельному праву. Т. 2:
Курс вексельного права.
Черепахин Б.Б.
Труды по гражданскому праву
Шершеневич Г.Ф.
Наука гражданского права в России
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. I: Введение. Торговые деятели.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права.
Т. II: Товар. Торговые сделки.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. III: Вексельное право. Морское право.
Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. IV: Торговый процесс. Конкурсный процесс.
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 1
Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права. Т. 2
Энгельман И.Е.
О давности по русскому гражданскому праву:
историко-догматическое исследование

« Предыдущая | Оглавление | Следующая »

Шершеневич Г.Ф.
Курс торгового права. Т. II: Товар. Торговые сделки.


§ 93. Перемещение груза

Литература. Leutke, Das Verfűgungsrecht beim Frachtgeschäft; Vogel, Das Dispositionsrecht beim Transport, 1889; Rundnagel, Die Haftunq der Eisenbahn fűr Verlust, Beschädigung und Lieferfristűberschreitung nach deutschem Eisenbahnrecht, 1906; Martin, De la responsabilité des chemins de fer pour cause de rétard, 1897; Рабинович, О сложении ответственности за срочную доставку грузов по железным дорогам ("Право", 1902, N 7); Змирлов ("Ж. М. Ю", 1902, N 7, стр. 167-185).

I. Своевременная доставка. Вследствие заключенного железной дорогой договора перевозки на нее легли три основные обязанности: переместить, сохранить и сдать принятый ею груз.

Главная цель, которую имел в виду отправитель, это перемещение груза. Сообразуясь с обнаруживаемым спросом, купец стремится направить товары в то место, где возросшая потребность обещает ему наиболее выгодный сбыт. Но чем более совершенствуется техника транспорта, тем требовательнее становится торговый оборот. Ему недостаточно, чтобы товар был перемещен, - ему необходимо, чтобы товар был своевременно доставлен. При быстроте обмена и частых сменах конъюнктуры перемещение товара приобретает значение лишь на столько, на сколько оно своевременно.

Товары направляются в определенное место ввиду той цены, какая ожидается на них во время предполагаемого их прибытия. Прибывшие после времени товары значительно теряют в своей ценности, если спрос успел понизиться или вовсе прекратился, и потому совершенно не оправдывается происшедшее их перемещение. Елочные украшения, полученные после Рождества, являются бременем для купца, потому что требуют хранения, не подавая надежды на распродажу.

Товары выписываются купцом в расчете времени, в течение которого они могут быть распроданы. Если товар приобретен не на наличные, а в кредит, то срок платежа определяется ввиду и по соображению предполагаемого времени распродажи товара. Если вследствие просроченной доставки на распродажу товара остается значительно меньший промежуток времени, то расчеты купца не оправдываются, он не успеет выручить суммы, необходимой ему для покрытия обязательства, а это способно привести к протесту векселей. Понятно отсюда громадное значение срочности доставки для торгового кредита.

Еще одно обстоятельство выдвигает важность своевременной доставки. Многие товары вступают на широкий рынок только вследствие ускорения и улучшения доставки. Некоторые товары выписываются и отправляются в расчете, что они выдержат этот промежуток времени, в течение которого им придется быть в пути, напр., свежие фрукты, цветы, живая рыба и т.п. Иные товары посылаются и упаковываются сообразно со временем года и продолжительностью передвижения. Если наступает значительная просрочка, товары повреждаются именно от того, что начальный и конечный моменты перемещения их не соответствовали расчетам отправителя. Отсюда очевидно, как несвоевременность доставки усиливает риск выписывания и отправления товаров, как она спутывает привычные коммерческие расчеты.

II. Очередная отправка. Из договора перевозки можно вывести обязанность перевозчика доставить груз вовремя, т.е. в условленный или в установленный срок. Если перевозчик оказывается с этой стороны исправным, то в сущности безразлично, в каком порядке отправлял он грузы, строго сообразуясь ли со временем поступления их к нему или же произвольно ускоряя одни и задерживая другие товары.

Но всякое предпочтение одному грузоотправителю перед другим, оказываемое таким перевозчиком, как железная дорога, не мирится с условиями свободной конкуренции. Возможность предпочтений, хотя бы и незначительных, в пределах законных сроков ставит торговцев в прямую зависимость от перевозчика, которая, конечно, станет разрешаться только путем денежных жертв. Вот почему закон наш постановляет, что принятые к перевозке грузы должны быть отправляемы с соблюдением порядка очередей, без всяких для каких-либо отправителей и видов грузов преимуществ[518]. Таким образом, закон обязывает железную дорогу не только к своевременной доставке, но и к своевременной отправке груза, с соблюдением очереди.

На чем основывается эта обязанность соблюдения очереди, независимо от ее целесообразности? Вытекает ли она из существа договора перевозки? Конечно, нет, потому что из существа можно вывести только своевременную доставку, и это осложнение обязанностей перевозчика не может быть установлено для обыкновенной перевозки, поскольку она прямо не предписана законом. Так именно поступает итальянское законодательство, которое соблюдение очереди вменяет в обязанность всякому вообще перевозчику[519]. Может быть, основание этой обязанности можно найти если не в существе договора перевозки, то по крайней мере в той нормировке его, какую дает ему наш закон? Но если принять в соображение, что договор перевозки признается совершенным лишь в момент наложения штемпеля на накладной, которое само обусловливается наступлением очереди[520], то очевидно, что из договора перевозки обязанность соблюдения очереди не может быть выведена на основании данных нашего законодательства. С точки зрения последнего, она предшествует заключению договора, а потому и не может быть его следствием. Обязанность строгого соблюдения очереди основывается на предписании закона и представляет собой явление, аналогичное обязанности железной дороги принимать без отказа груз, предлагаемый ей к перевозке.

С этой точки зрения недопустимы уступки своей очереди другому, обмен очередями между разными отправителями или замена одного груза другим, хотя бы принадлежащим тому же отправителю. Груз, который, при наступлении принадлежащей ему очереди, не будет нагружен по желанию или по вине отправителя, исключается из нее и записывается на новую очередь вслед за последним значащимся на ней грузом. Об исключении груза из очереди составляется протокол, при участии жандармской железнодорожной полиции[521].

Постепенность отправки грузов относится не ко всем грузам безразлично как к однообразной массе. Грузы подлежат разделению на разряды и очередь соблюдается в пределах каждого разряда. Основных категорий три.

1. Вне очереди стоят грузы, безотлагательная перевозка которых требуется в общегосударственных интересах или в видах удовлетворения общественных нужд или же общими правительственными распоряжениями. В этот разряд войдет груз, состоящий из хлеба, привозимого в недородные местности по исполнению задач народного продовольствия. Сюда же относятся распоряжения правительства об устранении хлебных залежей.

2. Грузы, подлежащие перевозке по особым правилам, издаваемым Советом по железнодорожным делам[522]. Тому же Совету предоставляется определять, какие роды грузов и в каких случаях могут быть отправляемы в отступление порядка очередей, по разверстке вагонов между отправителями. Такая разверстка имеет особенно важное значение при перевозке нефти, каменного угля, соли.

3. Третий разряд составляют все прочие очередные грузы. Но здесь происходит новое разделение на категории, которых, согласно правилам, изданным Министерством путей сообщения в 1895 году, существует пять: а) живой груз и груз, подверженный скорой порче; b) мелкие отправки, не превышающие 75 пудов; с) грузы, задержка которых представляет неудобство или опасность в каком-либо отношении; d) все прочие грузы; е) грузы, перевозимые в навалку.

За нарушение очереди при отправке грузов железная дорога подвергается ответственности, установленной законом специально на этот случай. Железная дорога, нарушившая очередь отправки, обязана уплатить обойденному отправителю денежный штраф, исчисляемый в особом порядке за каждые сутки замедленной отправки[523]. Так как соблюдение очереди основывается не на договоре перевозки, то требовать вознаграждения за нарушение очереди может только отправитель, но не получатель, выступающий уже из договора. Так как соблюдение очереди основывается не на договоре перевозки, то требование вознаграждения не зависит от того, доставлен ли груз своевременно или с просрочкой. Достаточно отправителю удостоверить факт нарушения, чтобы получить право на вознаграждение, потому что закон угрожает штрафом не за нарушение интересов, а в предупреждение возможного нарушения. Факт нарушения очереди заключается в том, что грузы, ввезенные на станцию позднее, были отправлены раньше ввезенных отправителем.

III. Сроки доставки. Применительно к требованию такого передвижения сроки доставки в железнодорожном транспорте устанавливаются независимо от свободного соглашения сторон. Для местных сообщений сроки доставки определяются правлениями обществ, а для прямых сообщений - съездами представителей железных дорог[524]. В том и другом случае определение сроков требует еще утверждения со стороны Совета по железнодорожным делам. Установленные сроки составляют maximum продолжительности, в пределах которого железная дорога может ускорить доставку только без преимуществ в пользу отдельных отправителей.

В основание исчисления сроков доставки принимается: а) время, установленное для отправки груза, и b) время установленное для перевозки вагонов с грузом. Само передвижение груза производится или а) большой скоростью или b) малой скоростью. Наконец, при исчислении сроков принимается в соображение различие а) попудного и b) повагонного груза.

Для отправки груза в настоящее время установлены следующие сроки: 2 суток при малой скорости и 1 сутки при большой. Этот срок исчисляется с полуночи, следующей за днем наложения штемпеля на накладной, если груз был принять без обождания, и с полуночи, следующей за днем наступления очереди отправки, если груз был принят с обожданием в складе[525]. Установить в первом случае начальный момент течения срока доставки не представляет трудности. Затруднения возникают во втором случае, когда приходится устанавливать момент наступления очереди отправки. Закон предписывает, чтобы при принятии груза с обожданием в накладной был обозначен день будущей отправки, а если его с точностью определить невозможно, то чтобы были обозначены имена двух последних ожидающих очереди отправителей[526]. Возможность удостовериться в соблюдении постепенности предполагает, очевидно, доступность очередных книг для отправителей - иначе они не в состоянии определить, своевременно ли поставлен штемпель на их накладных.

Для движения груза в настоящее время установлены следующие сроки[527]. При малой скорости - 120 верст в сутки. При большой скорости: α) на расстояние до 300 верст - 1 сутки, β) на расстояние до 600 верст - 2 суток; γ) на расстояние до 1000 верст - 3 суток; δ) на расстояние свыше 1000 верст - сверх 3 суток прибавляются 1 сутки на каждые 400 верст, при чем неполные 400 верст считаются за полные.

Таковы сроки передвижения попудного груза. Для повагонной перебежки в прямом сообщении малая скорость повышается до 150 верст в сутки.

Дифференциальные сроки доставки, установленные для движения большой скоростью, могут иметь значение при выборе одного из нескольких путей, которыми груз может быть доставлен в место назначения. Выбор пути принадлежит, прежде всего, самому отправителю. Однако при отсутствии такого указания в накладной избрание наиболее выгодного для отправителя пути предоставляется железной дороге[528]. И последней приходится принимать в соображение, что выгода отправителя может заключаться не только в сравнительной дешевизне перевозки, обусловливаемой количеством верст, но и сравнительной быстротой доставки, обусловленной установленными сроками.

Конечный момент течения срока доставки - когда груз поставлен в такое положение, что он может быть взят получателем[529]. Одно прибытие груза на станцию назначения недостаточно. Если груз должен быть выгружен самим получателем, срок доставки оканчивается временем подачи вагона для разгрузки. Если груз должен быть выгружен железной дорогой, срок доставки оканчивается предложением получить извлеченный из вагона груз. Сверх того, получатель должен быть поставлен в известность о прибытии груза, иначе он не имеет основания обращаться за его получением. Извещение о прибывших грузах производится вывешиванием кратких объявлений или письменным уведомлением получателя, если в накладной обозначен адрес[530]. Таким образом, срок доставки оканчивается: а) предложением груза, b) предупреждением получателю.

IV. Перерыв сроков. Течение установленных сроков доставки может быть приостановлено под влиянием некоторых обстоятельств. Закон наш неправильно говорит о "перерыве" сроков[531], так как, за устранением препятствия, течение срока продолжается, а не начинается вновь. Течение срока доставки приостанавливается в следующих случаях, предусмотренных правилами, изданными в 1896 году:

а. На время исполнения таможенных, акцизных и полицейских обрядностей.

b. На время остановки или замедления движения в силу установленных распоряжением министра путей сообщения особых условий движения в исключительных обстоятельствах. Предполагается, очевидно, что ввиду усиленного грузового движения, напр., по случаю ярмарки или голода, перевозка должна замедлиться. Однако необходимо доказать, что замедление движения груза обусловливалось именно распоряжением, отразившимся на обычном правильном сообщении.

с. На время остановки движения по железной дороге, временно препятствующей начатию или продолжению перевозки груза и происшедшей от несчастного случая с поездом, от порчи пути или сооружений, от снежного заноса, от атмосферических явлений, от чрезвычайного накопления на линии груженых вагонов и от других обстоятельств. При этом предполагается, что во всех перечисленных случаях остановка не может быть поставлена в вину которой либо из участвующих в перевозке груза дорог. Этот разряд случаев приостановки имеет в практическом отношении наибольшее значение. О всякой приостановке в сроке доставки управление подлежащей дороги обязано немедленно: 1) вывесить у касс и в общих станционных помещениях объявления с объяснением причин и 2) уведомить дороги, находящиеся с нею в прямом сообщении. Факты, приостанавливающие сроки доставки, ныне, по распоряжению министра путей сообщения, оглашаются, в виде ежемесячных сводных ведомостей, в официальных органах печати[532]. Таким путем факты получают значение официальной достоверности, и не только не нуждаются в доказывании со стороны железной дороги, но и не могут быть подвергнуты сомнению со стороны суда. Однако связанность суда и сторон не идет дальше достоверности факта.

V. Ответственность за просрочку. В случае просрочки в доставке, грузохозяин имеет право получить с железной дороги вознаграждение в размере 5% провозной платы за каждые просроченные сутки, хотя бы просрочка и не причинила ему никакого убытка. Общая сумма вознаграждения не должна однако превышать всей причитающейся за провоз груза платы[533]. Таким образом, железная дорога подвергается за свою неисправность законной неустойке. Необходимо присмотреться к условиям взыскания этого штрафа.

а. Право на взыскание 5% неустойки за просрочку принадлежит грузохозяину. Следовательно, это право, вытекающее из договора перевозки, и присваивается каждому, кто окажется правильным преемником отправителя по договору. В своевременной доставке заинтересован, прежде всего, хозяин груза, и потому он и должен получить вознаграждение за то, что не осуществились его расчеты, основанные на договоре перевозки, в который он вступил по заключении договора. Отправитель как таковой хотя и контрагент, не имеет права на неустойку.

b. Размер неустойки определяется 5% провозной платы за каждые просроченные сутки с тем, однако, что по достижении всей причитающейся за провоз платы нарастание вознаграждения останавливается. Чтó следует понимать под именем "провозной платы"? Только фрахт, причитающийся собственно за перевозку или вообще все платежи, причитающиеся железной дороге по исполнению перевозки, т.е. и дополнительные платежи? В некоторых случаях закон противополагает провозную плату дополнительным сборам[534], а иногда недостаточно их различает[535]. Но едва ли может подлежать сомнению, что дело идет о фрахте в тесном смысле слова, т.е. о плате, которую взимает железная дорога по тарифу за перемещение груза[536].

с. Неустойка должна быть уплачена железной дорогой в течение одного месяца с поступления о том требования. Если платеж не будет произведен своевременно, то железная дорога обязана, независимо от этого платежа, внести также узаконенные проценты за время, протекшее со дня заявления требования неустойки до дня его выдачи[537].

d. Особенность вознаграждения, причитающегося с железной дороги за просрочку, заключается в независимости его от действительно понесенного ущерба. Преимущественность положения, создаваемая законом в пользу грузохозяина, и состоит в том, что он вправе требовать вознаграждения за просрочку, не обязываясь доказать, что ему действительно причинен просрочкой ущерб. Но если это привилегия в его пользу, в том же законе, по общепринятому ныне воззрению[538], содержится и privilegium onerosum, - грузохозяин должен довольствоваться законным размером вознаграждения и не вправе требовать возмещения действительно испытанного ущерба, превышающего неустойку. Таким образом, та же ст. 10, которая, в противоположность общегражданскому началу, дает право на определенное вознаграждение без доказывания ущерба, - лишает этого грузохозяина, в противоположность общегражданскому началу права, требовать вознаграждения за действительно испытанный и оказанный ущерб. Этот взгляд на смысл ст. 110 утвержден ныне и нашей судебной практикой, которая признала, что обязанностью дороги произвести грузохозяину определенную в ст. 110 плату и ограничивается вся ответственность железной дороги за просрочку в доставке груза[539].

Железная дорога ответствует за просрочку в доставке в указанном объеме, если не докажет, что она не могла устранить просрочку, несмотря на принятие ею всех мер, которые лежат на обязанности исправного возчика[540]. То обстоятельство, что железная дорога не отвечает в случае, когда просрочка наступает без ее вины, - не представляет ничего особенного с точки зрения общегражданских начал. Особенность заключается в том, что она должна доказать свою невиновность и что пока она ее не докажет, ответственность продолжает лежать на ней, хотя бы в действительности она и не была виновна в происшедшей просрочке.

Если просрочка вызвана была остановкою всего движения вследствие крушения железнодорожного моста, железная дорога обязана доказать, что она приняла все меры, какие только мог в этом случае принять исправный возчик, чтобы устранить повреждения и восстановить движение. Если просрочка произошла вследствие снежных заносов, железная дорога обязана доказать, а) что такой занос имел место на ее пути и b) что она приняла все меры к скорейшей очистке пути.

Здесь возбуждается важный и спорный вопрос о значении тех фактов, которые удостоверяются официально Министерством путей сообщения в оправдание объявлений о сложении с себя той или другой железной дорогой ответственности за просрочку. Следует ли в министерской публикации видеть только официальное удостоверение фактов, или же и компетентное оправдание железной дороги, освобождающее ее от ответственности за просрочку? Освобождается ли такой публикацией железная дорога от обязанности доказывать свою исправность как возчика и переносится ли на грузохозяина обязанность доказывать ее неисправность?

Было высказано мнение, что публикация о сложении ответственности, произведенная согласно правилам, изданным министром путей сообщения 28 апреля 1894 года, представляет собою не только констатирование факта перерыва движения на известное время, но и выяснение причины просрочки, которая поэтому должна служить для суда доказательством правильности сложения ответственности, пока противное в установленном порядке не будет доказано судом[541]. Все, чтó может быть потребовано от железной дороги в случаях, напр., снежного заноса, - это представление доказательства, что снежный занос был такого-то числа и месяца и заграждал путь, пока не был очищен, столько-то дней. Таким доказательством для дороги может и должна служить публикация о сложении ответственности. Пусть истец доказывает, что поведение железной дороги не соответствовало представлению об исправном возчике.

По этому направлению пошла в последнее время сенатская практика, хотя раньше Сенат стоял на иной точке зрения. Не придававшей никакого, кроме фактического, значения публикациям о сложении ответственности, Сенат в настоящее время[542] пришел к выводу, что доказательную силу имеет не только удостоверение Министерством путей сообщения того или иного события, вызвавшего остановку движения, но и его суждение по поводу этого события. Идя дальше в этом направлении Сенат склоняется теперь к тому, чтобы даже закрыть истцу право доказывать виновность дороги ссылкой на те данные, которые были рассмотрены этими учреждениями. Впервые устанавливается обязательность для гражданского суда мнений, высказанных административными органами.

Все это направление должно быть признано совершенно неправильным. Совет по железнодорожным делам уполномочен ст. 53 утверждать правила о перерыве сроков доставки, т.е. он может указать те обстоятельства, которые способны приостанавливать течение сроков доставки. Министерство путей сообщения уполномочено издать правила о порядке установления в каждом отдельном случае этих обстоятельств. Но ни одно административное учреждение не уполномочено изменять условия ответственности железной дороги за просрочку в доставке грузов и перераспределять тяжесть доказательств, с точностью определенных в законе.

IV. Изменение назначения груза. Груз, направленный согласно указанию, которое дано в накладной, может ли получить иное назначение?

Если груз еще не был отправлен, то отправитель, предъявляя дубликат накладной, может потребовать исключения груза из очереди[543] и выдачи его обратно.

Если груз уже отправлен и находится в пути, то первоначальное назначение его может быть изменено: можно требовать, чтобы груз был возвращен обратно на станцию отправления или задержан на какой-либо промежуточной станции. Но нельзя требовать, чтобы первоначальный путь был удлинен или отклонен в сторону. Требование первого рода железная дорога обязана исполнить[544], требование второго рода она может исполнить - по обоюдному соглашению.

Кто может требовать от железной дороги изменения назначения? По нашему закону такое право принадлежит лицу, имеющему право распоряжения грузом, что, как мы уже видели, зависит от обладания дубликатом. Таким образом, передав дубликат, отправитель уже лишает себя права изменить назначение груза. Если бы он, как контрагент, пожелал вернуть груз или остановить его, то железная дорога, ответственная перед грузохозяином, каковым является обладатель дубликата, не вправе исполнить его распоряжение. В противном случае обладатель дубликата не был бы уверен в приобретенных правах. Однако грузы, не принятые в течение 30 дней со дня их прибытия, считаются невостребованными, и железная дорога посылает отправителю уведомление[545]. Тогда отправитель вновь вступает в свои права, и железная дорога обязана подчиниться его распоряжению возвратить груз на станцию отправления[546].

Для того, чтобы изменить первоначальное назначение груза, грузохозяин должен выполнить два условия: а) подать письменное заявление станции отправления, b) представить дубликат накладной, c) возместить все расходы, соединенные с изменением назначения. Если бы отправитель, усмотрев для себя выгоду в выгрузке товаров в известном месте, захотел остановить груз через промежуточную станцию, последняя обязана отказать ему в его просьбе. Грузохозяин, обязанный возместить дороге расходы, вызванные изменением назначения, в то же время имеет право на возврат провозной платы за все не пройденное грузом расстояние, потому что плата взимается только за действительно пройденное грузом расстояние[547].

Железная дорога не должна изменять или замедлять исполнения требований грузохозяина под опасением ответственности за убытки. Так как закон не дает специального основания для определения этих убытков, то они могут быть определяемы на общих началах, данных ст. 684 т. Х ч. 1.


Примечания:

[518] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 51.

[519] Итал. торг. код., § 394.

[520] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 61.

[521] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 52.

[522] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 51 п. 1 и прим. 2.

[523] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 101.

[524] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 53.

[525] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 53.

[526] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 49.

[527] Собр. узак. и расп. прав. 1891 г., № 45; 1899 г., № 25 и 1901 г., № 35.

[528] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 57 п. 12.

[529] Реш. Гражд. Кас. Деп. 1898, № 57.

[530] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 79 и 80.

[531] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 53.

[532] «Правительственный Вестник», «Указатель М. П. С.» и «Сборник тарифов» (циркуляр 28 апреля 1894 г.).

[533] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 110.

[534] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 67.

[535] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 57 п. 9.

[536] Реш. Гражд. кас. деп. 1902 г., № 80, по д. Зыскинда.

[537] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 111.

[538] Рабинович, Теория и практика железнодорожного дела, стр. 112; Змирлов, Ответственность железной дороги за просрочку в доставке груза («Ж. М. Ю.» 1899, № 2, стр. 56–78).

[539] Реш. Гражд. кас. деп. 1900 г., № 91 и 93.

[540] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 110.

[541] Змирлов, Общий устав российских железных дорог, 1904. Стр. 491.

[542] Реш. Гражд. кас. деп. 1902 г., № 30, по д. Подгурского.

[543] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 52.

[544] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 78.

[545] Общий Устав Росс. Жел. Дорог, ст. 90.

[546] Реш. Гражд. кас. деп. 1888 г., № 99.

[547] Реш. Гражд. кас. деп. 1894 г., № 8.

Новости


05.01.13 Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие изменения.  Читайте далее.
25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский районные суды. Более подробная информация здесь.
24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется. Подробнее.

Все новости