Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства.
§ 60. Сущность договора о сообществе. – Формы римского права и новых законодательств. – Полное и неполное общение. – Участие и соотношение членов. – Ответственность. – Действие смерти и несостоятельности. – Выход членов. – Расторжение. – Главные формы нового права. – Полное товарищество. – Отношение членов. – Раздел прибылей. – Товарищество на вере. – Закрытое товарищество.В договоре сообщества или товарищества несколько лиц соединяют в один состав свои имущества, знания, труды и усилия для одного общего производства и для достижения общей цели по имуществу.
Сообщество (associatio) составляет отдельную группу договоров, в противоположении договорам, основанным на обмене ценностей. В меновом договоре (купля, наем и пр.) стороны имеют в виду различные цели, коим соответствует и различное с обеих сторон исполнение. Напротив того, в сообществе стороны имеют в виду одинаковую цель, употребляя для достижения ее одинаковые или различные средства. В меновом договоре интересы обеих сторон противоположны: чем выгоднее сделка для одной стороны, тем менее выгодна для другой; что для одного убыток, то для другого польза. Напротив того, в существе сообщества единство интересов между сторонами: что одному выгодно, в том выгода и для другого, и всякий, работая для себя, и для другого работает. - Первая половина договорного права, именно форма меновая, достигла совершенного развития в римском праве; напротив того, форма сообщества принадлежит преимущественно новому миру; в последнее время применение этой формы в нашем юридическом быте особенно распространилось, с развитием промышленности и всех новейших ее орудий; но полное развитие этой формы в смысле юридическом далеко еще не совершилось и принадлежит будущему.
В римском праве известны были две формы юридических союзов для общей цели: корпоративное учреждение (universitas) и общество (societas). Различие между ними было существенное. В первом случае союзу придавалась идеальная или юридическая личность, которая и считалась субъектом прав и обязанностей, независимо от отдельных физических лиц, составлявших корпорацию, так что и деятельность ее управлялась не коллективной волей членов, но установленным органом управления, и имущество ее никто не мог считать своим ни в какой доле. Напротив того, в последнем случае союз состоит не иначе как из отдельных членов, не имея юридической личности, и деятельность его управляется не иначе как коллективной волей членов, между коими происходит общение (communio) по имуществу, составляющему совокупную их принадлежность в составе общества. В новейших законодательствах нет столь резкого различия, и виды частных союзов в новом мире крайне разнообразны, так что могут встречаться частные общества со свойствами корпорации и с корпоративным устройством, равно как и корпорации со свойствами частного общества, т.е. с прямым участием членов в имуществе и в управлении. Учение о сообществах и корпорациях принадлежит, в значительной части, к области государственного или общественного права. Здесь будет речь о них, лишь поколику они входят в область гражданских договорных отношений.
Общение интересов между членами общества может быть более или менее полное. Обыкновенно оно ограничивается той специальной целью деятельности и приобретения, для которой общество образовано и предназначены имущества. Это союз полного общения. В римском праве допускалось полное общение имуществ (societas omnium bonorum, soc. universalis), когда члены союза входили в него, так сказать, всем бытием своим, со всем своим имуществом, настоящим и будущим; в таком союзе каждый из членов представлялся бы собственником целой массы имуществ, при полной ответственности. Нечто подобное допускают германские и французское законодательства в общении имуществ между супругами (см. 2-ю часть курса, § 14); но вообще новейшие законодательства не допускают римской формы полного общения по договору. Прусский закон допускает лишь полное общение в том, что составляет приобретение или прибыль общества (soc. quaestus, s. lucri, soc. quaestuaria); французский закон (и австрийский) дозволяет полное соединение только наличных, но не будущих (напр. приобретаемых по наследству) имуществ. Такого рода договоры требуют во всяком случае письменной формы и обстоятельного изложения.
В неполном общении члены соединяются для определенной и исключительной цели (soc. specialis, particularis, singularis, soc. particuliêre). Каждый член общества входит в него со своим вкладом. Не только доли вклада могут быть неравные, но и предметы его не одинаковые; имущества всякого рода, денежные взносы (patrimonium), участие личным трудом и искусством (operae). В случае неизвестности и недоумения, доли предполагаются равные - по римскому праву; но новые законодательства, не довольствуясь этим общим правилом, дают указания на частные случаи. Так, напр., французский закон, одинаково с прусским, полагает личный труд (apport en industrie) в равную цену с самым малым из денежных взносов.
В соразмерности со вкладом и участие в прибылях может быть неровное между членами, так же, как неровна и ответственность за убыток. Во всяком случае ущерб ложится прежде всего на денежные или материальные вклады. Незаконным почитается такое условие, что выгоды предприятия составляют исключительное достояние одного или некоторых членов (soc. leonina), или что некоторые члены устраняют свою долю от ответственности за убыток. - Доля участия каждого члена в прибыли составляет его собственность, которою он вправе распоряжаться и которая переходит к его наследникам; но прибыль не имеет, сама по себе, определенной ценности, подобно ренте или процентам с капитала: кто получает с общества определенную плату или процент, тот не член общества, а кредитор его.
По существу отношения, каждый из членов в обществе имеет одинаковое право участвовать в управлении делом, которое ведется сообща на взаимном доверии; причем каждый повинен соблюдать заботливость о делах, свойственную вообще хозяину относительно своего имущества. (Стало быть, взаимная ответственность членов общества не так строга, как в доверительных отношениях к третьим лицам, в коих требуется заботливость доброго хозяина - bonus paterfamilias.) Когда, в случае разногласия, требуется решение, оно определяется, конечно, большинством, но счет большинства в обществе естественнее предполагать по голосам, нежели по количеству вклада. Без сомнения, особыми условиями договора могут быть установляемы и иные отношения. Когда, по свойству дела, необходимо сосредоточение управления, оно может быть доверяемо одному из членов, который действует в качестве уполномоченного и может получать за то особое вознаграждение.
Ответственность по договорам с третьими лицами падает на всех членов общества. Вопрос о распределении этой ответственности имеет важное значение. Французский закон признает солидарную ответственность членов только в торговых обществах, а в не торговых каждый отвечает друг перед другом, соразмерно своей доле (pars virilis, part virile), а перед третьими лицами поровну; а по прусскому закону они обязываются круговой ответственностью (все за одного и один за всех) по договорам, заключенным от имени всех участников. Поколику общество не имеет юридической личности, имущественный фонд его имеет и юридическое значение нераздельно с личностью членов. Отсюда следует, что личные кредиторы каждого из соучастников общества не лишены возможности входить в состязание с кредиторами целого общества по удовлетворению своих претензий.
В римском праве взаимное личное доверие всех членов предполагалось столь существенным условием каждого общества, что с выбытием или за смертью хотя бы одного члена прекращалось существование самого общества: хотя бы в договоре и было помещено противное сему условие, все-таки остальным членам надлежало, за выбытием одного, заключать новый союз между собой. В римском праве главным основанием союза признавалось личное общение; у нас, напротив того, наиболее важное значение придается общению в имуществе, в капитале, составляющем общественный фонд. Итак, новые законодательства значительно ослабляют строгость римского правила. Французский закон допускает условие о продолжении общества по смерти одного из членов, - даже с принятием наследника. Австрийский закон предполагает это условие во всех случаях; прусский закон допускает продолжение личности умершего в лице наследников.
Несостоятельность одного из участников ведет к расторжению союза; от остальных членов невозможно требовать, чтоб они оставались в союзе с лицом, лишившимся доверия.
Никакой договор не может быть неразрывный или вечный, следовательно невозможно принудить члена оставаться в обществе навсегда. Выход его возможен; но когда договор сообщества заключен был на срок или до совершения определенного предприятия, - выход одного из членов представляется нарушением договора, и потому выходу должно предшествовать благовременное заявление о намерении оставить общество. Затем от остальных членов зависит - или распустить все общество за выходом одного, или продолжать оное между собой (socius socium a se non se a socio liberat). Прусский закон допускает возможность исключения одного из членов обществом, по указанным в законе причинам, разрушающим доверие к нему.
С расторжением общества сопряжены ликвидация дел его и раздел между соучастниками, который совершается по правилам о разделе общего имущества.
Сообщество в римском праве было договором бесформенным, и римское общество, как учреждение, не имело единства и прочности. Римское право, можно сказать, имеет в виду единственно членов общества, а не самое общество. Союз, установлявшийся простым соглашением, мог во всякую минуту распасться; с выходом одного члена - по произвольному его заявлению, со смертью его, - союз распадался; между остальными членами требовалось для восстановления его, новое соглашение. Действие союза было лишь между его членами; между ними только было обязательство, были возможны иски об исполнении (actio pro socio); относительно же третьих лиц общество не имело значения: не оно приобретало права, вступало в обязательства, а действовали лицом своим отдельные члены. Даже когда все они избирали общего от себя поверенного (institor), отношения к нему третьих лиц по договорам были такие же точно, как отношения к поверенному нескольких доверителей. Общество не могло иметь своего имущества, своего права и требования. Когда один из членов, хотя бы в интересе союзного дела, приобретал имущество, оно приобреталось ему лично, и от него уже надлежало переводить это имущество в общую собственность всех членов; только в общении всех имуществ (s. omn. bonorum) возможно было приобретение имущества целому союзу.
Юридическая личность общества выработалась не из римского права, а из потребностей действительной жизни, позже, в средние века, в Италии, под влиянием промышленных и торговых обычаев, и первым сначала фактическим, потом мало-помалу и юридическим представителем этой личности явилась торговая фирма, или имя торгового предприятия.
Особенно важное значение принадлежит, в современном быте, обществам промышленного и торгового свойства. Новейшая промышленность, для достижения своих целей, требующих значительного капитала и совокупления сил, выработала следующие главные формы сообщества:
1) Полное или открытое товарищество (offene Handelsgesellschaft, Kollektiv-Gesellschaft, société en nom collectif). Несколько лиц соединяют вместе имена свои, с личными и имущественными силами, и действуют заодно, под одним общим именем или фирмой. Это полное соединение лиц вместе со своими капиталами.
2) При расширении производства, одни капиталы фирмы становятся недостаточны; требуется привлечение новых сил и средств. Но привлечение к союзу новых лиц на тех же основаниях и неудобно, и затруднительно; неудобно потому, что выбор товарища для совокупной ответственной деятельности предполагает твердую уверенность в нем и близкое к нему отношение; затруднительно потому, что новому лицу нелегко принять на себя полную ответственность не только за свои действия, но и за действия других. Не так затруднительно привлечение к союзу лиц на других основаниях, с тем, чтоб они, не вступая в общество непосредственною своей деятельностью и в общую ответственность всем своим имуществом, - вверили только обществу свой вклад в определенной денежной сумме, приобщившись к выгодам предприятия и приняв на себя ответственность лишь в мере своего вклада. Так образуется отношение между коренной фирмой, ведущей дела (Gerant, Komplementar), и приобщенным к обществу вкладчиком (Kommanditist, commanditaire, associé en commandite), а общество носит название товарищества на вере (Kommanditegesellschaft, societé en commandite, stille Gesellschaft). В этой форме вкладчики могут входить в сообщество не только с фирмой существующего уже союза, но и с отдельным лицом, от своего имени торгующим.
3) Безличное общество или компания на акциях (Société anonyme, Aktiengesellschaft). Форма эта служит средством для привлечения к делу массы капиталов малыми долями, с ограниченной и безличной ответственностью. Члены такого общества участвуют в нем не лицом своим и деятельностью, но денежными взносами, свидетельством коих служит акция, и участвуют в выгодах предприятия, равно как и в ответственности лишь в мере сделанного каждым взноса. Они не участвуют непосредственно в управлении делами, избирая из среды себя правление, служащее óрганом деятельности, сообразно с уставом общества. Форма эта в настоящее время может быть названа господствующей; иногда она соединяется с товариществом на вере (Kommandite Aktiengesellschaft), причем вкладчиком служит образуемая компания на акциях.
Эта последняя форма возникла в начале текущего столетия, во Франции, как практическое средство для совмещения выгод, представляемых, с одной стороны, акционерной формой, с другой - формой вкладного участия. В ней соединяются: хозяин дела с личной ответственностью, - или хозяева, как полные товарищи, и затем известное число вкладчиков-акционеров (Code comm. 30). Выгода от сего бесспорная, но с ней соединяются, как показала практика, и важные невыгоды, благоприятствующие злоупотреблениям и обманам. Сначала являются в деле хозяева, привлекая к делу именем своим и кредитом - денежные взносы и общественное доверие; но мало-помалу сами выходят из дела, оставляя в нем дутые имена и дутые ценности. Злоупотребления такого рода не раз возбуждали мысль о совершенной отмене этой формы; однако в 1856 г. французский закон ограничился лишь усилением ответственности первоначальных учредителей и первых акционеров.
Главные юридические черты этих учреждений следующие:
1) Товарищество полное. Все товарищи обязуются полной и безграничной друг за друга ответственностью (всем имуществом). Для открытия деятельности товарищества, на сем основании, не требуется обыкновенно и формального письменного договора: требуется непременно точное официальное оглашение (чрез коммерческий суд) учреждения или дома, с означением членов его поименно, принятой фирмы и времени открытия. Тут же может быть означено, кому из соучастников предоставлено подписываться от имени фирмы. Но вообще каждый из членов ее имеет полное право предпринимать всякие обязательные действия, от имени общества: означением в своей подписи фирмы, он тем самым ее обязывает. Каждый, в общих чертах хозяйства, свойственного предприятию, действует от себя за всех, - кроме чрезвычайных и выходящих из ряда предметов, по коим требуется совещание и единогласное решение. Все в этом союзе отвечают за одного и одни за всех; даже вновь вступающий член обязывается за все проистекшее время существования фирмы. Друг перед другом они обязаны иметь верное попечение о выгодах фирмы, как бы в личном деле каждого, и не производить отдельного торга и промысла, в подрыв или в конкуренцию фирмы. Частный интерес каждого не может быть выделяем из общего интереса фирмы. Этому началу противоречит произвольное изъятие некоторых имуществ из общего фонда, и потому оно не допускается. При состоятельности отдельного члена никто из личных его кредиторов не может простирать взыскание на имущество его, составляющее часть этого фонда, разве на поступающие из него, на долю члена, дивиденды, проценты и прибыли; не может и погашать своим личным требованием на должнике - взыскание в пользу целой фирмы. Наконец, в случае ликвидации дел фирмы, долги ее не смешиваются в общем конкурсе с личными долгами ее членов.
Относительно раздела прибылей в полном товариществе принято в новом германском кодексе следующее, заимствованное из торгового обычая, правило, вместо римского правила о поголовном разделе. Прежде всего, на капитал каждого участника отделяется из чистой прибыли по 4%; затем уже, если остается еще прибыльная сумма и нет крайности в употреблении ее на нужды общества, она делится между соучастниками поголовно.
Полное товарищество представляется юридической личностью: это качество прямо ему присвоено некоторыми законодательствами (прежде всего французским), что вполне согласуется с утвердившимся на практике понятием о юридическом единстве фирмы. При обсуждении германского торгового кодекса было немало пререканий о том, следует ли и новому германскому закону признать то же начало. Избрана средняя мера, так что ныне, по германскому закону, полному товариществу присвоено лишь относительное значение юридической личности. Оно бесспорно имеет ее - во всех внешних отношениях с третьими лицами; но во внутренних отношениях между товарищами это свойство не проявляется, ибо корпоративное устройство общества не предполагается, и воля и решение фирмы выражаются не в большинстве голосов, но лишь в единогласии всех членов общества совокупно.
2) В товариществе на вере вкладчик участвует в прибылях фирмы и отвечает хотя в солидарности с фирмою, но лишь в размере своего вклада. Имя его и количество вклада должно быть оглашено, и он считается действительным сообщником дела, но не участвует в распоряжениях фирмы, хотя имеет право на поверку отчетности в определенное время. Смерть его или несостоятельность не служит (как в полном товариществе) поводом к прекращению общества.
Эта форма товарищества (en commandite) в полном своем виде - французского происхождения. Но основная мысль ее издавна осуществлялась в германском торговом быту, в виде так называемого закрытого товарищества (stille Gesellschaft). Оно служило в старое время средством к обходу закона о запрещенных процентах. Капиталист, не имея возможности открытым путем получать высокий процент на свои деньги, отдавал их в оборот предпринимателю торгового предприятия, с участием в прибылях. Отсюда образовалось товарищество, служившее в сущности прикрытием займа, ибо такой товарищ не имел права участвовать в распоряжении ходом и делами предприятия. Такое отношение вкладчика не имеет значения относительно третьих лиц; вклад его, подобно заемной ссуде, поступает в собственность хозяина предприятия. Притом, каждый из вкладчиков не имеет отношения к другому, тогда как в товариществе на вере все вкладчики участвуют совокупно и вместе с членами фирмы. В случае ликвидации фирмы, он участвует в конкурсе наравне со всеми ее кредиторами; в этом его выгода, сравнительно с вкладчиком на вере, который следует со своей претензией позади кредиторов фирмы, удовлетворяемых, между прочим, и на счет его вклада; но, с другой стороны, закрытый вклад, сливается, подобно всякой занятой сумме, в имуществе предпринимателя, тогда как капитал вкладчика на вере сохраняет в этом имуществе особливое значение вклада, на известном праве доверенного. - В новом германском торговом уставе эта форма удержана наравне с французской фирмой товарищества на вере. |