Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства.
§ 53. Договор подряда с казною. – История законодательства о подряде. – Кто имеет право вступать в подряды. – Личные ограничения. – Общие принадлежности. – Пособия от казны. – Обеспечение и разные его способы. – Залог и ручательство. – Порядок заключения договора. – Подряд оптовый и раздробительный. – Торги. – Запечатанные объявления. – Смешанный способ. – Утверждение договора. – Подряд без торгов.Договор с казной о подряде и поставке получил подробное развитие в нашем законодательстве, особенно со стороны формальной.
Хотя подрядные сделки и операции с самых древних времен были у нас в употреблении и составляли обычное орудие промышленности, но особенно важное значение получили они в государственной экономии и в законодательстве со времен Петра Великого, с развитием военных и морских учреждений и с умножением материальных потребностей государства, требовавших удовлетворения. Все законодательство 18 и первой половины 19 столетия наполнено постановлениями и указами об этом предмете. Главнейшими его основаниями служили и отчасти еще служат - Устав и Регламент Камер-Коллегии, Адмиралтейств Регламент, инструкция Генерал Кригс-Коммисару (1719-1723-1731 г.), Регулы Провиантского Правления 1758 г., Регламент Адмиралтейской Коллегии 1765 г., Указ о подрядах 1784 г. и о залогах 1790 г., Устав 1802 г. о провианте и Положение 1830 г. о подрядах и поставках. Из всех этих положений составилась при издании Св. Зак. т. Х глава о подрядах, в издании 1887 г. выделенная в особое положение о казенных подрядах и поставках, а в Своде военных постановлений образовалось особое сложное законодательство, последним актом коего было изданное в 1875 г. Высочайше утвержденное положение Военного Совета о заготовлениях по военному ведомству (Свод Военн. Постановл., кн. XVIII). Для подрядов по морской части существуют особые указания в положении об управлении морским ведомством (1867 г. Собр. Узак. N 542).
Во всем этом законодательстве выражается, с одной стороны, заботливость об ограждении казенного интереса от убытков и злоупотреблений - правилами и формальностями, с другой стороны, обеспечение казенных потребностей привлечением частной предприимчивости к подрядному делу, облегчением способов его пособиями и льготами, и допущением мелких промыслов к состязанию с крупными капиталистами в подрядном деле. По военному ведомству высказано правило, "чтоб условия подряда давали возможность участвовать в нем преимущественно коренным производителям, а также возможно большему количеству лиц" (Пол. Воен. Заготовл. 24).
В законах о казенных подрядах следует отличать правила, содержащие в себе одно руководство казенным управлениям для coблюдeния интересов казны, от таких правил, коими присваивается лицу определенное право. Так, напр., по 1620 ст. (соответств. ст. 71 Пол. Казен. Подр.) казенное управление только вправе не принимать залог, не обеспечивающий достаточно казну на остальное со дня предъявления доверенности время, но не обязано непременно это делать под опасением недействительности всего договора о поставке и необязательности его для законодателя (Касс. реш. 1877 г., N 327).
Закон прежде всего определяет в подробности, кто имеет право вступать в подряды с казной.
Главное для сего условие - приобретение торговых прав (см. выше) по свидетельству. Чье свидетельство по сумме недостаточно, от того после торгов отбирается подписка, что он внесет дополнительные повинности по сумме принятого обязательства. Для облегчения поставок в некоторые благотворительные учреждения, от их подрядчиков не требуется торговых свидетельств. От землевладельцев и крестьян, коим предоставлен свободный торг произведениями собственного хозяйства, берется при подряде подписка, что подряжаемые вещи принадлежат именно к этому разряду (Пол. Казен. Подр., ст. 2, 4; т. V, изд. 1893 г., Уст. Прям. Налог., см. 216, п. 1, прим. 2).
Подрядчиком может быть товарищество, но с тем, чтоб оно составлялось до торгов, а не во время торга. Если же товарищество составилось после торга, то подряд во всяком случае считается за одним тем лицом, за кем он по торгам утвержден (Пол. Казен. Подр. 3).
Подрядчиком может быть и общество сословное или местное, в определенных случаях. Местному дворянскому обществу губернии или уезда или нескольких уездов дозволяется брать подряды на поставку провианта для квартирующих в той губернии войск, чрез уполномоченных, которые выбираются двумя третями помещиков, бывших в собрании, с предоставлением кредита до известной суммы. Контракт заключается с таким уполномоченным, и подписавшие полномочие считаются ответственными лицами (Пол. Казен. Подр., ст. 80, прил.). Подобно сему, подряды по земским повинностям отдаются местному дворянству (Зем. Пов. 131). Мещане и крестьяне допускаются, на льготных условиях, к содержанию почтовых станций, перевозов и лошадей для полиции; причем, если есть у них поручительство от общества, то не обязываются брать торговые свидетельства (Пол. Казен. Подр., ст. 5, 80, п. 3). Казаки, в черте поселения своего войска, допускаются, на льготных условиях, к поставке хлеба для войск или вообще по предметам своей промышленности (Пол. Казен. Подр., ст. 30, 80, п. 5; т. V, изд. 1893 г., Уст. Прям. Налог., ст. 379-381). Мастеру дозволяется брать подряды настолько, насколько достаточно рабочей силы у него в мастерской (Уст. Промышл., изд. 1893 г., ст. 397). Иностранцы, не состоящие в гильдии, допускаются лишь к поставке изделий со своих фабрик и заводов (Пол. Казен. Подр., ст. 4, прим. 2).
Ограничениям в подрядном праве подвергаются: 1) Евреи, поскольку стеснены в месте жительства; эти стеснения, впрочем, почти утратили свое значение с облегчением записки евреев в 1-ю гильдию. 2) Лица, опубликованные, по судебному приговору, в неисправности по прежним договорам с казной, не допускаются к подрядам. По военному ведомству устраняются от торгов подрядчики неисправные, допустившие до взыскания чужие залоги или поручителей, не исполнившие казенного дела. Имена их объявляются по всему ведомству распоряжением Военного Совета (Пол. Воен. Загот. 30, 31). 3) Запрещается чиновникам, равно как и выборным от купечества членам тех мест, в коих казенные предприятия или торги производятся, входить в подряды как своим именем, так и именем жен своих (Пол. Казен. Подр., ст. 7, 10, 11 и прим.).
Договор о подряде и поставке заключается или от имени государственной казны теми правительственными местами и лицами, коим это предоставлено, или от имени общественных учреждений органами их управления, ввиду предоставленной каждому власти. На все это есть множество определений и указаний в уставах разных учреждений и ведомств. В губернии главное место отдачи подрядов есть казенная палата. Нередко в ней составляется для сего общее присутствие с другими учреждениями, до коих предмет договора касается. Затем по специальным уставам - в ведомстве Путей Сообщения - местом торгов на подряды служит окружное управление; по военному ведомству, имеющему свое специальное громадное хозяйство, - окружное управление (Пол. Казен. Подр., ст. 12, 13; Уст. Земск. Пов., ст. 104, 108; Уст. Строит., ст. 145 по Прод. 1893 г.; Городов. Полож., изд. 1892 г., ст. 140, прим., прил.: ст. 22).
Вообще по этому предмету устанавливаются в каждом ведомстве особые пределы власти и полномочия. Торги производятся на меньшие суммы и на меньшие операции в низшей или средней инстанции управления, на большие и важные в другой; наконец, ратификация или окончательное утверждение договора принадлежит, смотря по сумме его, тому или другому из органов высшего управления.
Общее правило об условиях договора, что они должны быть выгодны для казны и не должны клониться к избавлению подрядчиков от общенародных тягостей, т.е. установленных повинностей (Пол. Казен. Подр., ст. 14).
В договоре должен быть точно определен предмет подряда. Предметом могут быть, по описанию в 16 ст. Пол. Казен. Подр. 1) Поставка всякого рода вещей. 2) Перевозка тяжестей. 3) Строительные и земляные работы. 4) Содержание почты и исправление других земских повинностей. Закон подробно указывает, какие принадлежности исполнения и какие качества вещей и работ должны быть точно означены в договоре. Договоры должны быть писаны на русские вес и меры. При перевозках особое внимание обращается на определение страха в пути. При поставках вещей должны быть заранее утверждены нормальные образцы, за печатью и подписанием, в трех экземплярах, из коих один остается в присутственном месте, другой у подрядчика, третий у приемщика.
Наибольшие сроки подряда определены: на поставку 2 года, кроме край-них случаев; на работы 4 года и на земские повинности 5 лет (Пол. Казен. Подр., ст. 25; Уст. Земск. Повин., ст. 123). Сроки эти могут быть, в случае нужды, увеличены не иначе как с разрешения высшего начальства. Кроме того, в частных уставах, по роду отдельных операций, устанавливаются особые сроки (напр. Почт. Уст. 153 по Прод. 1893 г.).
В числе условий особенно важное значение имеет условие о пособиях от казны подрядчикам. Первое место в числе пособий занимает так называемый задаток, в смысле не обеспечения, а авансовой или ссудной выдачи, составляющей некоторую долю договорной платы. Размер ее простирается по общему правилу не свыше половины годовой суммы подряда или в особенных случаях не выше трети (Пол. Казен. Подр., ст. 28-31, 36). Задатки эти обеспечиваются особыми залогами рубль за рубль. Эти залоги освобождаются по мере зачета задатков при исполнении договора. На задатки, даже в случае неисправности подрядчика, не полагается процентов. Задаткам соответствуют денежные ссуды, выдаваемые подрядчику также под залог, в некоторых случаях (напр. содержателям вольных почт. Устав Почт., ст. 212 по Прод. 1893 г.).
Затем, по соглашению, может быть оказываема подрядчику помощь материалами, припасами, инструментами и пр. (напр. отпуском пороха для взрывов при работах), назначением сведущих людей и техников, военно-рабочих; отводом места для складов и пр. (Пол. Казен. Подр., ст. 32 и сл.). К пособиям относится также выдача части денег вперед за не вполне оконченные работы, по предварительным свидетельствам, о коих сказано будет ниже (Пол. Казен. Подр., ст. 188).
Обеспечение составляет непременную принадлежность договора. Оно состоит в залоге, иногда в поручительстве; лишь в редких случаях, когда по роду операции невыполнение ее в срок не влечет за собой казенного убытка, дозволяется допускать подряды без залога, с одной неустойкой (Пол. Казен. Подр., ст. 40).
Залогами обеспечиваются: 1) удовлетворение потребности, коей должен служить подряд, на случай неисправности; 2) задатки и ссуды; 3) неустойка, когда она есть в условии (по военным ведомствам). Предметом залога служат недвижимые имущества, по залоговым свидетельствам; кредитные бумаги и денежные ценности, а в иных случаях вещи и материалы, составляющие предмет подряда. Залоги могут быть представляемы как собственные подрядчика, так и доверенные ему другими лицами.
Общим размером залога почитается третья часть договорной суммы, исчисляемой общей сложностью за все время операции. Но, в частности, из этого общего правила допускаются исключения: высшим начальствам предоставляется, смотря по обстоятельствам и надобности, уменьшать эту меру залога, для первоначального обеспечения на торгах, до десятой части; в иных случаях дозволяется и средним начальствам уменьшать ее до пятой части (Пол. Казен. Подр., ст. 39-43).
Залоги освобождаются по мере исполнения подрядчиком принятой обязанности, однако лишь в случае неисправности подрядчика и притом с соблюдением указанной в законе известной соразмерности как с размером залога, так и с невыполненной частью операции. По обязательствам на несколько лет залоги, соразмерные с годовой суммой, могут быть освобождаемы лишь в последний год (Пол. Казен. Подр., ст. 42). Залог отвечает за неисправность не только в исполнении заключенного договора, но и на торгах, когда тот, за кем остался подряд, откажется, и от того произойдут для казны убытки (Пол. Казен. Подр., ст. 115).
Подряды дворянских обществ обеспечиваются всем свободным недвижимым имением местных помещиков, бывших в собрании и подписавших уполномочие (Пол. Казен. Подр., ст. 80, прил.).
Вместо залога допускаются в некоторых случаях ручательства, именно: при взятии подряда крестьянами или мещанами круговое ручательство от общества. Таковы упоминаемые в законе случаи снятия подряда ямщиками и крестьянами на содержание почтовых станций (Пол. Казен. Подр., ст. 80, п. 3); казаками по местным подрядам (Пол. Казен. Подр., ст. 30, 80 п. 5; т. V, изд. 1893 г., Уст. Прям. Налог., ст. 379-381); по военному ведомству принимаются, на особом основании, поручители за купцов, крестьян и мещан. См. § 38.
В тех случаях, когда подрядчики с залогом вступают в конкуренцию с лицами, представляющими по закону поручительства, конкуренция допускается полная, и по залогу не дается преимущества пред поручительством (Пол. Казен. Подр., ст. 113).
При залоге и поручительстве может быть еще условие о неустойке. См. § 35.
Порядок заключения договора. Кондиции. Торги
Пред заключением договора подлежащие места и лица должны привести в меру и число потребность, для удовлетворения коей надлежит быть подряду, именно: составить план и смету постройке, определить качество материалов, вещей, припасов, с выбором образцов, и привести в известность существующие торговые и законно установляемые цены. При соображении общей ценности подряда имеется в виду размер открытого по ассигновке кредита тому ведомству на известное употребление. Затем должны быть составлены условия (кондиции) о всех подробностях договора, так чтобы при заключении оставалось только вставить в него принятые цены и залоги (Пол. Казен. Подр., ст. 91-93). В тех ведомствах, где постоянно удовлетворяются посредством подрядов потребности однородные (напр., в военном, морском и пр.), кондиции эти получают постоянный вид заранее определенной формы контракта (ср. Пол. Казен. Подр., ст. 131). По военному ведомству, для заготовлений постоянных составляются в окружных управлениях планы, утверждаемые Военным Советом, и общие строительные предположения. По заготовлениям же, совершаемым без планов, условия утверждаются начальством по мере власти (Полож. Воен. Загот., 4-13). При составлении плана тщательно соображаются цены, оптовые и розничные по смете (сметные), цены последнего заготовления, современные справочные цены, открываемые непосредственным распоряжением решающего начальства. Крайним пределом условий служат так называемые секретные цены.
Подряд может быть оптовый, на целое предприятие в полном его составе, или раздробительный, с разделением целой работы, где возможно, на участки, которые могут быть отдаваемы на подряд разным лицам. Принятие того или другого вида зависит от личного усмотрения подлежащих ведомств, смотря по тому, что удобнее и дешевле обойдется. Но не запрещается от одного вида, буде он не имел успеха на торгах, переходить к другому (Пол. Казен. Подр., ст. 94, 110).
Смотря по свойству операции и по удобству и выгоде казенного управления, изменяются условия расчетов, служащих основанием для заключения подряда и для системы торгов. Так, например, в губерниях империи почтовые станции отдаются в содержание с торгов, на коих, при соревновании между торгующимися, сами подрядчики заявляют размер приплаты, подлежащей производству почтосодержателям сверх того поступающего в пользу их дохода, который образуется из платы за перевозку почт, эстафет и проезжающих. Напротив того, в губерниях бывшего Царства Польского употребляется другой расчет. Размер пособия или приплаты за почтовые станции определяется правительством, по соображению с потребностями станционного хозяйства и существующими на оные ценами; сумма же дохода станций определяется по сведениям из станционных книг, и получаемая при сравнении дохода станции с означенными нормами содержания почтовых лошадей, составляет сумму пособия или приплаты, которая подлежит выдаче почтосодержателям.
Отдача подряда происходит с торгов. К торгам делается вызов чрез местное губернское правление, глядя по свойству и размерам операции, полицейским оповещением на месте, в городе и уезде (до 300 руб.), публикацией в губернских ведомостях (свыше 300 руб.) и в столичных ведомостях (свыше 7500 руб.). Публикации делаются благовременно (военное ведомство за три недели), с кратким означением предмета и с указанием, где и в какой день будет происходить торг (Пол. Казен. Подр., ст. 97). По военному ведомству наблюдается:
1) чтобы по смежным губерниям торги назначались не в одно время, так чтобы одно лицо имело возможность быть на торгах в нескольких местах; 2) чтобы в каждом отдельном месте торги назначались по возможности одновременно на все необходимые для того места предметы (Пол. Воен. Заг. 12).
Желающие, являясь на торг, подают просьбу, с оплатой гербовым сбором, о допущении к торгу, причем должны представить свои паспорта и залоги. Для торга образуется присутствие в указанном в законах составе. Актом торга служит торговый лист, на коем записываются имена торгующихся и предлагаемые цены до тех пор, пока понижение цен остановится. По военному ведомству употребителен, для строительных работ, способ торга посредством процентной сбавки со стоимости всех предметов подряда (Пол. Воен. Заг. 34). Через три дня происходит переторжка тем же порядком, с допущением и новых лиц. За неявкой желающих, или за явкой одного, переторжка обращается в торг. За безуспешностью торга могут быть сделаны новые вызовы или приняты другие меры (коммерческий и комиссионный способ по военному ведомству). Подряд оставляется за тем, кто дал последнюю цену; по военному ведомству, при равенстве объявленных цен, отдается преимущество непосредственному производителю припасов и изделий (Пол. Воен. Заг. 56). С объявившего последнюю цену берется подписка, которая его обязывает, но не вполне еще обязывает другую сторону, так как торги могут еще быть не утверждены высшим начальством (Пол. Казен. Подр., ст. 99-116; Уст. Земск. Пов., ст. 121-134).
Есть и другой способ торга, посредством запечатанных объявлений. Этот способ употребителен, по усмотрению начальства, в тех случаях, когда подряды немногосложные простираются на значительные суммы, напр. на массу фабричных изделий одного рода. Иногда в торгах сего рода допускается лишь ограниченное состязание одних только известных благонадежностью заводчиков и мастеров (Пол. Воен. Заг., ст. 33). Напротив того, в мелких подрядах и в тех, где участвуют непосредственно рабочие классы и мелкие промышленники, указано держаться способа обыкновенных торгов.
Публикациями вызываются желающие - не только на день, но и на определенный час - присылать, по объявляемым условиям, запечатанные в пакетах объявления. В объявлении желающий означает свои условия, имя свое и жительство, и прилагает залоги, а в час торга должен явиться или приискать уполномоченного (так как, в случае неявки, оставшееся за ним предприятие может быть отдано другому на счет его залогов). Пакеты с объявлениями принимаются лишь до наступления торга; на торгу они распечатываются, и состязание происходит только по объявлениям, а словесные предложения не допускаются. Объявленные цены имеют решительное значение, хотя бы и одно было объявление. Но официальным регулятором дела служит присылаемый от высшего начальства секретный пакет с означением, со стороны казны, цены, выше или ниже коей, по роду дела, торг утвержден быть не может. По окончании торга, этот секретный пакет вскрывается, и если цена, означенная в нем, не расходится с последней ценой, торг заключается и составляется притом протокол об объявлении подряда по последней цене. Этот результат может быть отменен лишь по несоблюдению порядка в торге или за отменой самого подряда (Пол. Казен. Подр., ст. 141-170).
Иногда употребляется и третий, смешанный способ торга - изустного и по запечатанным объявлениям. При этом способе торг открывается с наличными торговцами, а поступившие до дня торга объявления вскрываются лишь по окончании переторжки, но за вскрытием их не допускаются уже словесные предложения. Чье предложение выгоднее, за тем и оставляется подряд; но в случае равенства цен - преимущество дается наличному торговцу (Пол. Казен. Подр., ст. 171-177. Уст. Зем. Пов. 121).
С окончанием торгов еще не соединяется окончательное заключение договора. Результат торгов требует еще поверки и утверждения подлежащего начальства, которому это право вверено по закону. По общему правилу (Пол. Казен. Подр., ст. 118), право начальства в разных степенях ограничено суммой контракта. Так, Казенные Палаты и равные места вправе утверждать подряды до 5000 руб.; Губернаторы, губернские и окружные управления - до 10 000 руб.; Министры - до 30 000 руб.; Сенат (1-й Департамент) - на всякую сумму. Но из этого общего правила установлены, по роду дел, начальств и ведомств, многочисленные исключения (см., напр. Уст. Земск. Пов., ст. 125, 126; Уст. Монетн. изд. 1893 г., ст. 31, и др.). Так, напр., Министр Путей Сообщения и Министр Внутренних Дел (по телеграфам) утверждают подряды на всякую сумму; в иных случаях право это предоставляется и Губернаторам. Для разных ведомств есть специальные распределения власти и особые размеры для утверждения подрядов. Кроме того, есть общее правило, что начальник, получив разрешение произвести дело хозяйственным способом на известную сумму, может, когда признает выгоднее произвести его подрядом, утвердить и подряд в пределах этой суммы (Пол. Казен. Подр. 129). Кроме непосредственного утверждения, начальник в пределах своей суммы, может дать подчиненному полномочие на утверждение подряда (Пол. Казен. Подр., ст. 137).
Утверждению должна предшествовать поверка: соблюдены ли законный порядок и правила, установленные для обеспечения казны; удовлетворительны ли условия; подрядные цены не выше средних справочных (Пол. Казен. Подр., ст. 138, 139). Кроме того, закон предоставляет начальству отказать в утверждении договора и по своему усмотрению, если убедится в том, что цены невыгодны для казны (Пол. Казен. Подр., ст. 126).
По получении разрешения в течение семи дней (военное ведомство в две недели по утверждению) должен быть заключен письменный договор с подрядчиком, с оплатой гербовым сбором. Он подписывается со стороны казны первым членом или начальником места и не требует дальнейшей явки. Но когда он заключается не присутственным местом, а комиссионером, то подлежит явке нотариальным порядком (Пол. Казен. Подр., ст. 127 и сл.). Подрядчик, не заключивший контракта в срок, подлежит платежу условленной неустойки или ответственности за убыток.
Договор, в этом виде заключенный, считается твердым и ненарушимым, хотя бы он оказался и убыточным для казны; за убыток в таком случае должны отвечать виновные должностные лица (Пол. Казен. Подр., ст. 178, 179).
Кроме формального договора о подряде могут быть даваемы в некоторых случаях обязательные подписки без торгов; но им придается лишь временное или условное значение контракта; для самого подрядчика они, во всяком случае, обязательны; впрочем, о подписках на мелочные надобности сказано, что они не допускаются на суммы свыше 900 руб. (Пол. Казен. Подр., ст. 180, 181).
Когда в договоре не сказано о праве передачи, то, в случае передачи, при неисправности, и первоначальный контрагент не изъемлется от ответственности перед казной (Пол. Казен. Подр., ст. 222). Разумеется, сим не устраняется возможность передачи подряда с согласия подлежащего казенного ведомства; в таком случае прежний подрядчик выходит из договора. |