Находка для тех, чьи девушки и супруги работают в сфере услуг: маникюр, брови, ресницы и так далее...
🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»?
Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе
Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Составил И.М. Тютрюмов. Книга вторая.
А. Общие правила
577. Первое действие начальства по Высочайшему указу есть сношение с собственником имущества о крайней цене оного. Начальство, сообразив сию цену с достоинством имущества и с правилами об оценке, или представляет о том с мнением своим на Высочайшее усмотрение в установленном порядке, или приводит дело к окончанию на основании правил, указанных в ст. 588. 1887 мая 19 (4470) ст. 577.
См. ст. 575, 576, 594.
578. Вознаграждение за обращаемые на государственную или общественную пользу имущества назначается деньгами или же, по добровольному соглашению, обменом отчуждаемого недвижимого имущества на другое однородное и в выгодах равное. Там же, ст. 578.
О вознаграждении за обращаемые на государственную или общественную пользу имущества
1. Конец этой статьи, как бы допускающий вознаграждение недвижимостью, не имеет никакой юридической силы: закон определяет лишь возможность добровольного соглашения, но в чем оно будет состоять - для закона безразлично; собственник может согласиться не только на вознаграждение недвижимостью, но и на безмездную уступку своего участка.
Венецианов. - "Экспроприация с точки зрения гражд. права", 1891 г., стр. 77-78.
2. См. ст. 576, 577, 580.
579. Если размер вознаграждения определен по добровольному соглашению, то на отчуждаемое имущество совершается купчая крепость в установленном порядке. Там же, ст. 579; 1887 дек. 7 (4862).
1. На осн. ст. 219, 239, 240 и 241 Нот. Полож., по отчуждениям неипотекован. имуществ для государственной или общественной надобности совершаются нотар. акты, служащие документами, закрепляющими таковые имущества за казной, засвидетельствование же этих актов требуется лишь 256-й и 257-й ст. Нот. Пол. Поэтому акты для закрепления за военным ведомством неипотекованных имуществ, отчуждаемых от частных владельцев, должны быть совершаемы нотар. порядком (Общ. Собр. 1 и Касс. Деп. 1894 г., N 19).
2. См. ст. 580.
580. Если просимая цена признана будет несоответствующей действительной стоимости имущества, то имуществу производится опись и оценка. 1887 мая 19 (4470) ст. 580.
См. ст. 584 и 595.
581. Опись совершается по правилам, постановленным в Уставе Гражданского Судопроизводства, чиновником местной полиции, при двух или трех свидетелях преимущественно из соседей по имению. К описи вызывается владелец или его поверенный, для чего назначается им шестимесячный со дня получения повестки срок; за неявкой их по истечении сего срока производство описи не останавливается. Там же, ст. 581.
582. Оценка производится комиссией, которая образуется под председательством Уездного Предводителя Дворянства, из местного Мирового Судьи или Земского Начальника, или Городского Судьи, по принадлежности, Уездного Исправника, Председателя или Члена Уездной Земской Управы и Податного Инспектора; при отчуждении имуществ, находящихся в городах, взамен Председателя или Члена Земской Управы, приглашается один из Членов Городской Управы или Гласных Думы, по назначению сей последней. Когда при осуществлении общеполезного предприятия потребуется отчуждение земель, принадлежащих казне, Кабинету Его Императорского Величества, удельному или духовному ведомствам, то в комиссию приглашается представитель подлежащего ведомства. Там же, ст. 582; 1889 июля 12 (6196) пол., ст. 47; прав., ст. 19; 1891 февр. 25 (7496) ст. 1.
Примечание 1. В местностях, где нет Предводителей Дворянства, обязанности Председателя комиссии исполняет Уездный Исправник. 1887 мая 19 (4470) ст. 582, прим. 1.
Примечание 2. (Прод. 1906 г.) В тех губерниях, в коих введено Положение об управлении земским хозяйством, вместо Председателя или Члена Уездной Земской Управы, в состав комиссии приглашаются Председатели или Члены Уездных Управ по делам земского хозяйства, а в прочих местностях, где не введены в действие земские учреждения, - Мировой Посредник. Там же, ст. 582 прим. 2; 1892 июня 11 (8707) Имен. ук.; 1896 мая 13 (12932); 1900 июня 12 (18854); 1903 апр. 2 (22757) мн. Гос. Сов., IV.
См. ст. 584 и 595.
583. Опись и оценка частных имуществ, приобретаемых казной для разных устройств и сооружений по ведомствам Министерств и Главных Управлений, производятся не иначе, как при депутате со стороны того ведомства, который обязан наблюдать за правильностью действий одиночных комиссий, и в случае отступления их от узаконенных правил, немедленно представлять как местному начальству, под ведением коего оценка производится, так равно лицу или месту, по распоряжению которого он назначен депутатом, излагая в то же время заключения свои в самых оценочных актах. По сему представлению местное начальство, удостоверясь в основательности замечаний депутата, обращает действия комиссии к законному порядку, а начальство депутата содействует тому со своей стороны посредством немедленного, с кем следует, сношения. 1887 мая 19 (4470) ст. 583.
584. При производстве оценки соблюдаются следующие правила: 1) О дне открытия заседаний комиссии по оценочному производству участвующие стороны извещаются повестками. 2) Сто-ронам предоставляется право представлять комиссии как письменные, так и словесные объяснения, лично или через поверенных. 3) Неявка сторон ко дню заседания комиссии не останавливает оценочного производства. 4) Комиссия имеет право приглашать экспертов для разъяснения технических вопросов и командировать одного или нескольких членов для осмотра местности и допроса окольных людей. 5) Оценка производится или по доходности имуществ, или по местным ценам и особым условиям, в коих имущества находятся. 6) Оценка имущества по доходности производится по требованию владельца, на основании представленных им сведений и данных, признанных комиссией достоверными. В сем случае цена имущества определяется капитализацией из 5% среднего чистого дохода, исчисленного за последние перед оценкой 5 лет (Уст. Гражд. Суд. ст. 1119 и 1120). 7) Во всех случаях, кроме упомянутого в предшедшем пункте, оценка производится по местным ценам и особым условиям, в коих имущество находится. 8) При отчуждении части недвижимого имущества, вознаграждение должно состоять не только из цены сей части, но из всей той суммы, на которую, вследствие отчуждения, уменьшается стоимость остающегося у владельца имущества. По-сему следует принимать в соображение, лишается ли владелец с отобранием или занятием участка только получаемого с него дохода, или сей участок такого свойства, что остающееся за отрезкою пространство не может уже приносить соразмерной оному выгоды; а также приносит ли отходящее в целостном виде строение отдельный доход, как например жилой флигель, лавочка и т.п., или оно составляет принадлежность главного дома, например сарай, погреб и т.п., и, следовательно, имеет некоторое влияние на уменьшение общего дохода. 9) При оценке не должно быть принимаемо в расчет увеличение ценности имуществ, могущее произойти от самого предприятия, для коего они отчуждаются. 10) Владелец может требовать отчуждения имущества в полном составе, если остающаяся за отрезкою часть оного делается бесполезной для владельца. 11) Независимо от производства определенного оценкой вознаграждения, предприниматель обязан устроить и содержать на свой счет, в указанных местах: посты, дороги, плотины, переезды, водостоки и тому подобные сооружения, возведение которых представляется необходимым для устранения убытков и неудобств, могущих произойти от осуществления предприятия, для которого производится отчуждение. 12) О всех действиях своих комиссия составляет протокол, в котором излагаются основания, послужившие к принятию того или другого способа оценки, и все те данные, на которых основаны оп-ределение ценности имуществ и размер вознаграждения. 13) Ко-миссия постановляет решение по большинству голосов; в случае равенства голосов мнение Председателя дает перевес. 14) Решение комиссии объявляется наличным сторонам прочтением его, а отсутствующим - посылкою копии решения при повестке. Копии решения выдаются и наличным сторонам по их желанию. Там же, ст. 584.
О вознаграждении и производстве оценки
1. 584-я ст. 1 ч. Х т. указывает "те меры к ограждению частного интереса, которые должны быть принимаемы при понудительном отчуждении имуществ для государственной или общественной пользы".
"Законодатель, допуская принудительное отчуждение имущества для государственной или общественной пользы, предписывает вместе с тем доставлять полное вознаграждение владельцу имущества и устранять в будущем возможность причинения вреда имущественным интересам частных лиц, вследствие осуществления предприятия, вызвавшего понудительное отчуждение. Если же закон предписывает не нарушать путем понудительного отчуждения имущества прав частных лиц и после того, как состоялось отчуждение, то, очевидно, неисполнение этого предписания должно влечь за собою обязанность вознаграждения за убытки, последовавшие от нарушения права. По отношению к железнодорожным предприятиям, для которых произведено было понудительное отчуждение имущества, такая обязанность вознаграждения вытекает и из 153-й ст. Общ. Уст. и приложения к ней. В силу сей статьи железная дорога освобождается от ответственности за могущие последовать убытки от близости построек вдоль линии дороги только в тех случаях, когда владелец построек возвел таковые в нарушение предписанных законом правил и притом после проведения железнодорожного пути. Отсюда очевидно, что причинение эксплуатацией дороги вреда постройке частного лица, уже существовавшей до проведения пути и возведенной без нарушения каких-либо правил, налагает на железную дорогу обязанность вознаградить владельца постройки" (1902/43).
2. "Хотя производство по отчуждению имения из частного владения на общественную пользу имеет ближайшей целью окончательное установление взаимных отношений по поводу различествующих интересов и прав, но нет сомнения, что могут быть такие случаи, когда выяснение всех обстоятельств по каким-либо причинам не может быть достигнуто. Возможность подобных случаев указана в 7 п. правил, прилож. к 153-й ст. Уст. Жел. Дор., коим предоставлено Министерству Путей Сообщения и после открытия движения на железнодорожной линии право уничтожения или переноса чужих строений за вознаграждение, определяемое судебными установлениями. Если, таким образом, железной дороге, имеющей среди подчиненных ей агентов лиц, знакомых с технической частью эксплуатации предприятия, предоставлено вышеуказанное законное право, то тем менее может быть поставлено в вину частному лицу то обстоятельство, что, заявив в производстве об отчуждении о своих правах, оно не довело своего требования до окончательного рассмотрения в том порядке, ожидая разъяснения последствий невыгодного для него осуществления предприятия" (1902/43).
3. См. ст. 595.
4. При оценке земельных участков в городских кварталах в большинстве случаев главную роль играют не столько земельные пространства, сколько находящиеся на них постройки. В зависимости от ценности последних или возможности возвещения городских строений, могущих приносить тот либо другой доход, определяется самая стоимость земельных под ними пространств.
Свод действующих постан. об отчуждении недвиж. имущ. на госуд. или общест. надобности. - "Журн. Госуд. Совета" N 109/1898 г., стр. 13.
5. При отчуждении земли под дорогами или улицами необходимо иметь в виду, чтобы такое отчуждение не потребовало проведения новых улиц и дорог взамен отчужденных. Только при таких условиях, исключающих прямой денежный ущерб для владельца, земля под улицами и дорогами, как находящаяся в бесплатном общем пользовании и сама по себе не приносящая дохода, может быть отчуждаема без вознаграждения.
Там же. N 269/1895; N 139/1898; N 132/1899; N 297/1902, стр. 10.
6. Земля, находящаяся под бечевником, составляет по закону собственность прибрежного владельца, который ограничен только в праве пользования ею и притом лишь для удовлетворения нужд судоходства и сплава, но не иных потребностей. Поэтому владелец бечевника в случае его отчуждения не может быть лишен вознаграждения за отчуждение оного или временное им пользование, не обусловливаемое указанными в законе потребностями.
Там же. N 26/1892; N 84, 235/1898; N 77, 290/1899, стр. 10.
7. Удобрение пахотных полей, повторяемое через известные промежутки времени, составляет одну из периодических сельскохозяйственных затрат на несколько лет вперед, а потому издержки на удобрение полей, которым вследствие их отчуждения владелец не мог воспользоваться, должны быть ему возвращены.
Там же. N 51, 69/1897; N 112/1899, стр. 18.
8. В случае опасности пастьбы скота близ железнодорожного полотна, на предпринимателя может быть возложено обязательство возвести в пределах отчуждения, вдоль границы оного, изгороди для предохранения скота от захода на линию железной дороги.
Там же. N 220/1899, стр. 16.
585. На решение комиссии стороны могут представить ей свои возражения и замечания в двухнедельный срок со дня объявления решения. Там же, ст. 585.
О возражениях против оценки
1. Владелец, не представивший возражений против оценки в законный срок, не лишается права отыскивать за излишне занятую землю вознаграждение в судебном порядке.
Свод действующих постан. об отчуждении недвиж. имущ. на госуд. или обществ. надобности. - "Журн. Гос. Совета" N 25/1890, стр. 20.
586. Комиссия, рассмотрев возражения и замечания, если найдет их уважительными, может приступить к переоценке, но, учинив и объявив оную, не принимает более никаких возражений и представляет все производство дела по начальству на дальнейшее усмотрение; причем, приложив и вошедшие к ней возражения и замечания, она должна объяснять причины, по коим, или, уважив их, приступила к переоценке, или, не признав их заслуживающими уважения, утвердила первоначальную свою оценку. Там же, ст. 586.
См. ст. 595.
587. По совершении оценки, дело поступает через местного Губернатора в то Министерство или Главное Управление, от коего она была назначена. При этом прилагается и мнение Губернатора. Там же, 587.
588. (Прод. 1906 г.) Дела о вознаграждении владельцев за имущества, отчуждаемые для государственной или общественной надобности, независимо от исчисленного оценочной комиссией размера сего вознаграждения, оканчиваются с утверждения подлежащего Министра или Главноуправляющего отдельной частью, если на выдачу такого вознаграждения не требуется испрошения особого кредита, а владелец и предприниматель не заявили возражений против оценки комиссии. В противном случае по рассмотрении дела в Совете Министерства или Главного Управления оно с мнением начальства поступает в Особое в Государственном Совете Присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев и потом восходит на окончательное Высочайшее утверждение порядком, для сего установленным. 1903 мая 5 (22905), ст. 3; 1906 апр. 24, Собр. Узак., 611, учр. ст. 97.
Примечание. Управлению по сооружению Сибирской железной дороги предоставляется входить в окончательное соглашение с владельцами отчуждаемых под дорогу имуществ, с производством за них уплат на всякую сумму, если условия сих соглашений будут признаны управлением для казны выгодными. 1893 июня 5 (9728) пол., ст. 2.
Об утверждении размера вознаграждения
1. Закон не дает городу права разрешать без утверждения в установленном порядке вопроса об изъятии из частного владения недвижимости на городские надобности. В этом случае применяется также порядок, указанный в ст. 588 и 589 (82/121).
2. См. ст. 582 и 589.
3. В русских законах мы не встретим прямого указания, что обязанность уплатить вознаграждение лежит на предпринимателе; однако из ст. 579, 589 и 4 п. 595 вытекает, что такая обязанность лежит именно на предпринимателе.
Венецианов. - "Экспроприация с точки зрения гражд. права", стр. 75.
589. Когда последует окончательное решение, тогда из сумм, предназначенных на работы или предприятие, выдаются немедленно владельцу не только деньги, определенные ему за имущество, но, сверх того, проценты на них, по шести на сто в год, со дня занятия имущества по день уплаты, самое же имущество поступает в ведомство того начальства, по представлению коего оно приобретено. При этом соблюдаются следующие правила: 1) когда вознаграждение не может быть выдано немедленно или сполна по случаю спора о праве на получение оного или о размере его, а также вследствие лежащих на имуществах запрещений или по другим законным причинам, то спорная часть вознаграждения вносится через Губернское Правление в местное Казначейство правительственными или правительством гарантированными процентными бумагами для хранения последних впредь до решения вопроса о том, кому сия часть должна быть выдана; 2) вознаграждение за имущество, состоящее в пожизненном владении, вносится в местное Казначейство порядком, указанным в предшедшем пункте, причем доход с процентных бумаг выдается пожизненному владельцу, а капитальная сумма передается собственнику имения по прекращении прав пожизненного владения; 3) вознаграждение за участки, отчуждаемые из состава заповедного или майоратного имения, обращается в неприкосновенный капитал имения или присоединяется к сему капиталу (ст. 509); 4) по уплате вознаграждения или по внесении оного куда следует, на отчуждаемые имущества совершаются данные. 1887 мая 19 (4470) ст. 589; июня 9 (4561); дек. 7 (4862); 1890 ноября 6 (7158) мн. Гос. Сов.
Примечание. Относительно распределения суммы вознаграждения за отходящие из частного владения земли из участков, проданных в Западных губерниях по Высочайше утвержденной, 22 июня 1865 г., инструкции, и совершения актов на сии земли постановлены особые правила. 1887 мая 19 (4470) ст. 589, прим.
О выдаче вознаграждения
1. Когда на определенное установленным порядком вознаграждение заявляют свои права несколько лиц, но несмотря на это вознаграждение будет выдано одному кому-либо, то прочие не теряют права на возбуждение спора в установленном судебном порядке, так как споры о всяком праве гражданском, каковым является и право на вознаграждение за отчужденное имущество, подлежат исключительно ведению судебных мест (ст. 1 уст. гр. суд.).
2. Наш закон не устанавливает точного момента совершения экспроприации; таким моментом следует считать постановление о применении экспроприации; основанием этого взгляда служит то обстоятельство, что из смысла 589-й и 595-й ст. необходимо признать, что занятие имущества может произойти независимо от уплаты вознаграждения: ранее этого момента; занятие же имущества дозволяется с момента постановления об экспроприации, так как другого момента в законе не указано. Правда, хотя занятие имущества и не есть переход права собственности, но ст. 595 и к ней примечание прямо указывают, что подобное занятие есть переход права собственности.
Венецианов. - "Экспроприация с точки зрения гражд. права", стр. 72.
3. См. ст. 588, 594 и 595.
590. Если отчужденная часть недвижимого имущества будет признана подлежащей продаже по ненадобности или же вследствие того, что предприятие не состоялось или прекратилось, то владельцу имения, из состава коего отошла та часть, предоставляется: 1) до истечения десяти лет со дня отчуждения - право выкупить оную, уплатив полученное за нее вознаграждение, и 2) по прошествии сего срока - преимущественное право купить ее за сумму, которая, при отсутствии добровольного соглашения, определяется посредством новой оценки продаваемого участка по правилам, установленным для принудительного отчуждения. Там же, ст. 20.
1. Закон нигде, однако, не дает прежнему собственнику права требовать, чтобы пользование отчужденным у него имуществом происходило не иначе, как сообразно цели, вызвавшей принудительное отчуждение. Такие притязания представлялись бы неуместными уже потому, что относительно порядка пользования принудительно отчужденным имуществом ни правительство, по распоряжению которого происходит экспроприация, ни то учреждение, за которым укрепляется отчужденное имущество, не связывают себя никакими особыми обязательствами перед прежним владельцем, который с момента этого укрепления утрачивает все свои права на это имущество (за исключением права выкупа и права преимущественной покупки, о коих говорится в 590 ст.) (1903/144).
591. О подлежащих продаже участках публикуется, по распоряжению Губернского Правления, в местных Губернских Ведомостях и в Правительственном Вестнике. Сверх того, подлежащие владельцы извещаются о сем повестками, посылаемыми по месту жительства или в имения, с указанием цены продаваемого участка и с назначением месячного срока для подачи отзыва. Срок сей исчисляется со дня получения повестки. Там же, ст. 591.
592. Владелец, не желавший уплатить назначенную в повестке сумму, может воспользоваться правом, указанным в статье 590, а предприниматель имеет право снести все устроенное им в выкупаемом участке, в шестимесячный со дня совершения данной срок. Там же, ст. 592.
593. В случае добровольного соглашения о цене на приобретаемый участок совершается купчая крепость; когда же он выкупается за ту цену, за которую был отчужден, или продается по требованию владельца за сумму, определенную новой оценкой, то, по уплате следующих денег, совершается данная. Там же, ст. 593.
Новости
05.01.13
Подписан закон о разграничении подведомственности между арбитражными
судами и судами общей юрисдикции. Подробнее
27.12.12
Совершенствование системы оплаты труда судей: сопутствующие
изменения.
Читайте далее. 25.12.12
В Белгородской области упразднены Красненский и Краснояружский
районные суды.
Более подробная информация здесь. 24.12.12
Кижингинский районный суд Бурятии упраздняется.
Подробнее.