Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2
§ 36. Формальные "ограничения" частной собственности при государственно-монополистическом капитализмеБуржуазные юристы не дали и не могли дать правильной оценки и формальным "ограничениям" права частной собственности, связанным с "регулированием" капиталистического хозяйства в годы первой мировой войны. Формально-юридические "ограничения" деятельности частнокапиталистических предприятий и отдельные случаи непосредственного участия империалистического государства в хозяйственном обороте они пытались выдать за изменение самой сущности капиталистического хозяйства. Вместе с буржуазными экономистами и политиками они объявили капиталистическое хозяйство военного времени "государственным" или "военным социализмом". Эти утверждения тогда же были разоблачены В.И. Лениным, неопровержимо доказавшим, что капиталистическое хозяйство военного времени на деле представляло собой "военно-государственный монополистический капитализм или, говоря проще и яснее, военную каторгу для рабочих, военную охрану прибылей капиталистов"[916].
В числе разнообразных методов "регулирования" капиталистического хозяйства империалистические государства применили в годы первой мировой войны принуждение к заключению договоров (Kon-trahierungszwang) и регулирование ряда их основных условий, принудительное распределение стратегического сырья и материалов, сосредоточение части товаров в монопольном распоряжении государства или реквизицию их, регулирование цен, взятие на учет и распределение по карточкам и ордерам ряда продовольственных и промышленных товаров, принудительное картелирование и синдицирование капиталистических предприятий, разнообразные формы контроля над ними и т.п. С формально-юридической точки зрения это приводило к известному усилению административно-правовых методов "регулирования" капиталистического хозяйства за счет гражданско-правовых и наряду с тем к изменениям в правовой форме тех отношений, которые сохранили свою гражданско-правовую природу и в условиях военного хозяйства. Одни из методов военно-хозяйственного "регулирования" были заимствованы из законодательства и практики довоенного времени, но были применены не в виде исключения, а в качестве мер общего порядка и в значительно измененном виде, другие явились целиком продуктом военного законодательства[917].
Военное "регулирование" частнохозяйственных отношений капиталистического общества получило разноречивую оценку в лагере буржуазных политиков, экономистов и юристов. Одни подвергли его резкой критике и, не отрицая самой необходимости известного вмешательства в частнохозяйственные отношения во время войны, считали тем не менее, что правительства их стран далеко вышли за пределы этой необходимости и создали чрезмерно бюрократическую и излишне связывающую частную инициативу систему регулирования. Другие доказывали не только неизбежность широкого вмешательства государства в хозяйственную жизнь военного времени, но и его положительную роль в обеспечении снабжения армии и населения, в особенности в тех условиях блокады, в которых находилась Германия, или в условиях подводной войны, тяжелые последствия которой остро ощущала Англия в 1917 г. Но и противники, и защитники военно-хозяйст-венного "регулирования" сходились в квалификации капиталистического хозяйства военного времени как "государственного" или "военного социализма"[918]. Противники военно-хозяйственного "регулирования" из числа откровенных идеологов буржуазии применяли эту характеристику в качестве "жупела", в качестве последнего и крайнего аргумента против всей системы военно-хозяйственного "регулирования". Реформисты использовали идею "государственного" или "военного социализма" для оправдания поддержки ими империалистической буржуазии своей страны и для содействия усиленному закабалению рабочих путем военно-принудительного регулирования условий труда. В.И. Ленин еще в 1917 г. неопровержимо доказал, однако, что то, что германские реформисты называли "военным социализмом", на деле представляло собой "военно-государственный монополистический капитализм или, говоря проще и яснее, военную каторгу для рабочих, военную охрану прибылей капиталистов", что "и Америка, и Германия "регулируют экономическую жизнь" так, чтобы рабочим (и крестьянам отчасти) создать военную каторгу, а банкирам и капиталистам - рай"[919].
Судьба военно-хозяйственного законодательства первой мировой войны оказалась различной в отдельных странах. США, Англия и Франция ликвидировали всю систему военно-хозяйственного "регулирования", за единичными исключениями, немедленно или вскоре после прекращения военных действий. В Германии военно-хозяйствен-ное "регулирование" в значительной мере также отпало с прекращением войны, но частично превратилось в "регулирование" ряда отраслей промышленности (угольной, железной, калийной, сернокислотной и дегтярной, а также электрохозяйства) в порядке так называемой "социализации"[920]. За исключением закона от 31/XII 1919 г. о "социализации" электрохозяйства, предоставлявшего государству право на принудительный выкуп всех электростанций и электропередач определенной мощности, но не получившего никакого применения на практике, все остальные законы предусматривали по существу лишь принудительное синдицирование соответствующих отраслей промышленности и создание особых органов (Selbstverwaltungskörper - так называемых "хозяйственных парламентов") для контроля за деятельностью принудительных синдикатов. Все это регулирование, полностью сохранявшее право собственности и решающее слово в подобном "контроле" (точнее - "самоконтроле") за самими промышленниками, было лишь одной из форм государственно-монополистического капитализма[921].
В годы второй мировой войны капиталистические страны значительно расширили "регулирование" своего хозяйства по сравнению с первой мировой войной, но не внесли в него каких-либо принципиально новых элементов. Фашистские страны, которые еще задолго до начала войны "перевели свое народное хозяйство на рельсы военной экономики, ухлопав на это дело свои запасы сырья и валюты" (И.В. Сталин)[922], уже до войны создали разветвленную систему органов и методов "регулирования"[923]. Приспособление ее к условиям войны потребовало относительно небольшого числа общих и специальных распоряжений[924]. В отличие от фашистских стран остальные крупные капиталистические державы начали "перестраиваться на военный лад" лишь в 1938-1939 гг. (И.В. Сталин)[925], причем в виде общего правила ограничились до войны разработкой планов мобилизации своего народного хозяйства, изданием или подготовкой необходимых законодательных актов и проведением лишь предварительных организационных мероприятий[926]. Но в первые же дни войны и даже накануне ее и эти государства развернули широкую систему органов и мероприятий по военному "регулированию" своего хозяйства, учтя опыт первой мировой войны и начав свое военно-хозяйственное законодательство в основном с тех позиций, на которых они находились в конце первой [мировой] войны[927]. Ряд таких мероприятий по военному "регулированию" капиталистического хозяйства, как распределение стратегического сырья и материалов путем приоритетной системы (установление определенной очередности в снабжении стратегическим сырьем и материалами предприятий, выполнявших военные заказы), регулирование цен или рационирование потребления гражданского населения (карточная система), которые, например, Англия в годы первой мировой войны проводила лишь с большим запозданием и колебаниями, был применен той же Англией с первых же дней второй мировой войны и в более широком объеме. В ходе войны как Англия, так и США ввели и некоторые новые методы регулирования (например, прямое распределение некоторых видов стратегического сырья и материалов вместо приоритетной системы)[928], в особенности же расширили строительство новых государственных заводов, в отличие от первой мировой войны, когда новые предприятия создавались преимущественно самими промышленниками за счет государственных субсидий и авансов[929].
Государственное "вмешательство" в капиталистическое хозяйство непосредственно отразилось на правовой форме имущественных отношений военного времени. В годы второй мировой войны они еще в большей степени подпали под действие административно-правовых норм, чем в годы первой мировой войны. Особенно наглядно это проявилось в Германии, где террористическая система фашистского военно-хозяйственного регулирования носила наиболее резко выраженный полицейско-принудительный характер. Но и в англосаксонских странах, в которых хозяйственно-мобилизационные мероприятия проводились главным образом путем "соглашений" с предпринимательскими организациями[930], административно-правовые методы "регулирования" хозяйства получили все же большее распространение, чем в годы первой мировой войны.
Несмотря на различие в методах[931] и в самом объеме военно-хозяйственного "регулирования", финансовый капитал во всех буржуазных странах широко использовал свое участие в государственных "регулирующих" органах, военные заказы и военную конъюнктуру для максимального усиления своих позиций. Концентрация промышленности производилась в годы второй мировой войны еще интенсивнее, чем в годы первой [мировой] войны. В Германии она проводилась путем широкого применения государственного принуждения (ср. "прочесывание предприятий")[932], в Англии и США - преимущественно в порядке "соглашений"[933], но результат ее был один и тот же: сокращение числа мелких и средних предприятий и дальнейшее усиление мощи монополистических объединений (трестов, концернов и т.п.)[934]. Наряду с тем именно крупнейшие тресты и концерны извлекли наибольшие выгоду из строительства и последующей эксплуатации предприятий, созданных за годы второй мировой войны государством. В США за счет государства было произведено почти 45% всех капитальных вложений в американское хозяйство за годы войны, но лишь около 1/10 этих вложений осталось в непосредственной эксплуатации самого государства. Все остальные были сданы в управление или в аренду частным корпорациям[935]. Финансовый капитал широко использовал мобилизованные государством средства в своих интересах, но возложил весь риск военного строительства на государственную казну, т.е. на настоящих и будущих плательщиков государственных налогов. Одновременно он обеспечил переход большей части новых государственных предприятий после войны в собственность частных монополий на исключительно выгодных для последних условиях[936]. Огромные средства, затраченные Соединенными Штатами на военные заказы и строительство новых военных заводов, были использованы финансовым капиталом для получения скандальных военных прибылей и дальнейшего роста монополий[937].
Финансовый капитал широко использовал свою политическую и экономическую власть и в период реконверсии, т.е. перехода капиталистического хозяйства с рельсов военной экономики на рельсы мирной экономики. Сокращение военных заказов, демобилизация многомиллионных армий, невозможность в условиях капиталистического производства использовать возросшую за годы войны производственную мощь предприятий и освобожденную для мирного производства рабочую силу в интересах народного хозяйства и широких масс потребителей, непрерывно возрастающая безработица, острый недостаток продовольствия (мировой продовольственный кризис) - все эти факторы, в связи с углублением и обострением общего кризиса капитализма, оказались значительно более неблагоприятными для капиталистических государств после второй мировой войны и лишили их возможности с той же быстротой ликвидировать систему военно-хозяйственного "регулирования", как это было сделано в США, Англии и Франции после первой мировой войны. Все же, хотя США формально объявили об официальном окончании войны только 31/XII 1946 г.[938], правительство Трумэна еще до того сняло, за единичными исключениями, "контроль" над ценами и заработной платой[939] и ликвидировало регулирующие органы военного времени, передав необходимую в условиях еще незавершенной реконверсии часть их функций соответствующим ведомствам и общему ликвидационному управлению, созданному в декабре 1946 г.[940]
Сложнее проблема реконверсии оказалась для Англии, принужденной импортировать большое количество сырья и продовольствия и стремящейся покрыть этот импорт усиленным развитием экспорта промышленных изделий. Это создало, в дополнение к указанным выше общим факторам, особые трудности для реконверсии английского хозяйства. В октябре 1945 г. английский парламент продлил на пять лет полномочия правительства по нормированию товаров первой необходимости, по распределению сырья, по регулированию цен, по контролю над сделками с иностранной валютой и т.д.[941] Опираясь на приведенный закон, лейбористское правительство получило возможность сохранить контроль над распределением и ценами по отношению к дефицитным товарам и использовать его для того, чтобы переложить всю тяжесть послевоенных затруднений на народные массы.
Наряду с сохранением целого ряда методов военно-хозяйствен-ного "регулирования" лейбористское правительство провело в 1946 г. через парламент законы о национализации Английского банка и угольной промышленности. Частные акционеры банка получили взамен своих акций государственные облигации, дающие им твердый доход. Соответствующую компенсацию в виде государственных облигаций с твердым доходом получили и владельцы угольных копей. Правительство сохранило во главе банка старых директоров. Для управления национализированными угольными копями были созданы центральные управления из директоров-специалистов, особый совет по вопросам продажи и снабжения страны углем с участием потребителей и областные правления (по типу центрального). В 1947 г. правительство провело через парламент закон о национализации железных дорог, в силу которого железные дороги с 1/I 1948 г. перешли к государству. Акционеры железнодорожных компаний получили компенсацию также в виде государственных облигаций с твердым доходом. Полученная владельцами всех национализированных предприятий компенсация фактически обеспечивает им значительно больший доход, чем они имели до войны или могли бы иметь в современных условиях от эксплуатации своих, крайне устарелых и нуждающихся в полной реконструкции, копей или железных дорог[942].
В 1944-1946 гг. был проведен ряд национализаций и во Франции: национализация угольных копей Севера и Па-де-Кале (указ от 13/XII 1944 г. и декрет от 4/V 1945 г.), воздушного транспорта (указ от 26/VI 1945 г.), Французского банка и четырех депозитных банков (закон от 2/XII 1945 г.), предприятий по производству и распределению электроэнергии и газа (закон от 8/IV 1946 г.), страховых обществ (закон от 25/IV 1946 г.), угольных копей (закон от 17/V 1946 г.) и др. Акционеры национализированных предприятий и банков получили компенсацию в разнообразной форме, в том числе путем предоставления им 49% акций в тех смешанных акционерных обществах, которым государство передало некоторые национализированные отрасли[943].
Поскольку экономической основой Франции остается частнокапиталистическая собственность на средства производства, поскольку Франция, несмотря на декларативную формулу ст. 1 ее новой конституции от 13(27)/Х 1946 г. о "демократической и социальной республике"[944], является по-прежнему буржуазной республикой, произведенная ею в 1944-1946 гг. "национализация" отдельных отраслей и предприятий также является одной из форм государственно-монополисти-ческого капитализма, как и английская "национализация". И к той, и к другой "национализации" полностью может быть применена та оценка, которая неоднократно давалась классиками марксизма разнообразным случаям перехода отдельных средств производства в собственность буржуазного государства. Когда буржуазное государство берет в свои руки сеть железных дорог или ряд промышленных предприятий (например, военных заводов), это не меняет классовой природы капиталистической собственности. Присвоение чужого неоплаченного труда не устраняется тем, что место отдельного капиталиста или капиталистического треста занимает само буржуазное государство. Государственно-капиталистическая собственность в буржуазных странах служит той же цели порабощения рабочего класса буржуазией, как и частная капиталистическая собственность.
Классическая характеристика этой государственной собственности была дана Энгельсом еще в "Анти-Дюринге": превращение в государственную собственность крупных средств сообщения: почты, телеграфа и железных дорог - "не отнимает... у производительных сил их капиталистических свойств... Какие бы формы ни принимало современное государство, оно остается механизмом чисто капиталистическим, государством капиталистов, идеальным совокупным капиталистом. Чем больше производительных сил захватит оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан оно будет эксплуатировать. Рабочие останутся наемными рабочими... Капиталистические отношения не устранятся, а еще более обострятся"[945]. "Пока у власти остаются имущие классы, - писал Энгельс Максу Оппенгейму 24 марта 1891 г., - всякое огосударствление является не уничтожением эксплуатации, а только изменением ее формы; и это во французской, американской и швейцарской республиках ничуть не в меньшей мере, чем в монархической центральной Европе и на деспотическом европейском Востоке"[946]. В.И. Ленин, утверждая, что "государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его"[947], одновременно настойчиво подчеркивал, что "самой распространенной ошибкой является буржуазно-реформистское утверждение, будто монополистический или государственно-монополис-тический капитализм уже не есть капитализм, уже может быть назван "государственным социализмом" и тому подобное... мы остаемся все же при капитализме, хотя и в новой его стадии, но, несомненно, при капитализме"[948]. И.В. Сталин, указав, что "выражение "государственный социализм" неточное", решительно разоблачил и отверг попытку подвести под общее понятие "государственный социализм" и социалистический строй в Советском Союзе, и "такой порядок, при котором известная часть богатств, иногда довольно значительная, переходит в руки государства или под его контроль, между тем как в огромном большинстве случаев собственность на заводы, фабрики, землю, остается в руках частных лиц", равно как и такой "порядок, при котором капиталистическое государство, в интересах подготовки или ведения войны, берет на свое содержание некоторое количество частных предприятий"[949].
Со времени первой мировой войны в разнообразных формах "регулирования" государством капиталистического хозяйства и непосредственного участия самого государства в промышленности все резче проявляется характерная черта современного империалистического государства: сращивание частнокапиталистических монополий с государством, использование финансовым капиталом государственного аппарата для осуществления своей внутренней и внешней экономической политики. В беседе с первой американской рабочей делегацией 9 сентября 1927 г. товарищ Сталин дал яркую характеристику взаимоотношений капиталистических правительств с финансовым капиталом: "Я знаю, что целый ряд капиталистических правительств контролируется крупнейшими банками, несмотря на существование "демократических" парламентов. Парламенты уверяют, что именно они контролируют правительства. А на деле получается, что состав правительств предопределяется и их действия контролируются крупнейшими финансовыми консорциумами. Кому не известно, что ни в одной капиталистической "державе" не может быть сформирован кабинет против воли крупнейших финансовых тузов: стоит только произвести финансовый нажим, - и министры летят со своих постов, как оглашенные. Это есть действительно контроль банков над правительствами, вопреки мнимому контролю парламентов"[950].
Сращивание частнокапиталистических монополий с государством обеспечивает им возможность направлять всю политику государственного "регулирования" капиталистического хозяйства в своих интересах и извлекать огромные выгоды из разнообразных форм этого "регулирования", в том числе и из "национализации" отдельных отраслей капиталистического хозяйства. Строительство государственных военных заводов в годы первой и второй мировых войн, разнообразные комбинации финансовых и промышленных магнатов по передаче их предприятий фашистскому государству или по созданию полугосударственных, получастных концернов под видом предприятий того же фашистского государства (ср. концерн "Герман Геринг"), послевоенная "национализация" некоторых отраслей хозяйства в Англии и Франции являются лишь различными формами государственно-моно-полистического капитализма, используемыми финансовым капиталом в своих интересах. Различия в формах государственного устройства тех империалистических стран, в которых эти мероприятия проводились, а также в политических и экономических условиях, в которых они в каждой из этих стран в тот или иной период осуществлялись, не устраняют единства их государственно-капиталистической природы[951]. В частности, и "национализация" в Англии и Франции, вопреки демагогическим попыткам английских лейбористов и французских "социалистов" объявить ее "социалистическим" мероприятием[952], является одной из форм государственно-монополистического капитализма, поскольку основой существующего в них строя по-прежнему остается капиталистическая собственность на средства производства, а государственная власть принадлежит тому же монополистическому капиталу, хотя бы он и прикрывал временно свою диктатуру "ширмой": "подкрашенным правительством капитала".
В этом принципиальное отличие английской и французской "национализации" от национализации в странах новой демократии, в которых "национализация крупной промышленности и банков, конфискация собственности сотрудничавших с немцами предателей в корне подорвали позиции монополистического капитала... и избавили массы от империалистической кабалы. Вместе с этим была заложена основа государственной общенародной собственности, был создан новый тип государства - народная республика, где власть принадлежит народу, крупная промышленность, транспорт и банки принадлежат государству и ведущей силой является блок трудящихся классов населения во главе с рабочим классом" (А.А. Жданов)[953]. Все это обеспечило осуществление национализации в интересах трудящихся и полностью исключило возможность такого ее использования в интересах бывших собственников национализированных предприятий, какое имело место в Англии и Франции.
Переход в собственность государства основных рычагов экономики и создание новой государственной власти обеспечивают возможность проведения в странах новой демократии и общегосударственных хозяйственных планов, предусмотренных их конституциями (ср. ст. 44 и 80 Конституции Югославии). В этом отношении страны новой демократии также принципиально отличаются от буржуазных государств, в частности от той же Франции, хотя и ее конституция предусматривает разработку национального экономического "плана", направленного на "полную занятость людей и рациональное использование материальных ресурсов" (ст. 25). Реальное осуществление подобного "плана" несовместимо с сохранением экономической базы капитализма, с сохранением капиталистической собственности на средства производства. Во время второй мировой войны и, особенно, после нее буржуазные идеологи пытались и пытаются доказать, что военно-хозяйствен-ное "регулирование" представляет собой пример или образец народнохозяйственного "планирования" и что народнохозяйственное "планирование" вообще может быть проведено как в условиях военного, так и в условиях мирного капиталистического хозяйства[954]. В противовес подобным попыткам, воскрешающим идеи "государственного" или "военного социализма" первой мировой войны под новыми лозунгами "народного", "нового демократического" или "общественного капитализма", нужно со всей решительностью подчеркнуть, что народнохозяйственное планирование несовместимо с сохранением капиталистической собственности на средства производства и неосуществимо ни в военных, ни в мирных условиях капиталистического хозяйства. Буржуазным государствам удалось обеспечить известную мобилизацию производительных сил в годы первой и, в особенности, в годы второй мировой войны путем принудительного распределения или сосредоточения в руках государства основных материальных и людских ресурсов. Но никакое военно-хозяйственное "регулирование" в капиталистических странах не могло уничтожить противоречий, внутренне присущих капиталистическому хозяйству, не могло уничтожить его стихийности, борьбы между отдельными предпринимательскими группами за прибавочную стоимость, устранить подчинение военного производства частнособственническим интересам капиталистических монополий[955]. Известное положение товарища Сталина о невозможности планового руководства хозяйством при наличии капиталистических порядков[956], о "невозможности осуществления принципов планового хозяйства при сохранении экономической базы капитализма"[957] полностью подтверждено всем опытом как первой, так и второй мировой войны. Оно сохраняет всю свою силу и по отношению к тем попыткам "планирования", которые были бы предприняты капиталистическими государствами на основе буржуазной "национализации" отдельных отраслей и предприятий, национализации, проводимой в условиях капиталистического хозяйства, - без перехода в собственность государства командных высот в народном хозяйстве и без основной предпосылки этого перехода: без уничтожения самой диктатуры буржуазии.
Высказывая в беседе с английским писателем Г.Д. Уэллсом (23 июля 1934 г.) свое "убеждение в невозможности планового хозяйства в условиях капитализма", товарищ Сталин, в ответ на ссылку Г.Д. Уэллса на рузвельтовские лозунги "нового порядка"[958], допускал в условиях капитализма "в лучшем случае - некоторое обуздание наиболее необузданных отдельных представителей капиталистического профита, некоторое усиление регулирующего начала в народном хозяйстве"[959].
Такого рода "регулирование" капиталистического хозяйства не имеет, конечно, ничего общего с подлинным народнохозяйственным "планированием", как бы ни стремились буржуазные политики и ученые подменить одно понятие другим.
Осуществляя в интересах финансового капитала "регулирование" капиталистического хозяйства в годы войны или экономического кризиса, империалистическое государство налагает на капиталистические предприятия некоторые "ограничения" свободы предпринимательской деятельности, которые буржуазные юристы склонны расценивать как сведение "почти к видимости (zum Scheine)" частноправовой индивидуалистической "формы" капиталистического хозяйства[960]. Подобные "ограничения" менее всего направлены на ограничение капиталистической эксплуатации. Напротив, именно в военное время империалистическая буржуазия наиболее успешно добивается отмены ряда норм, формально ограничивающих эксплуатацию наемного труда, и перебрасывает на плечи рабочих всю тяжесть понижения реальной заработной платы, скрытого за номинальным ее повышением. С другой стороны, наиболее чувствительными "ограничения" предпринимательской деятельности оказываются для мелких и средних предприятий, но не для крупнейших концернов и трестов. Представители последних, занимая руководящие позиции в военно-регулирующих органах, используют разнообразные методы военно-хозяйственного "регулирования" и различные формы военно-принудительной хозяйственной организации для получения наиболее выгодных военных заказов, для первоочередного снабжения своих предприятий стратегическим сырьем, транспортными средствами и т.д., для прямого или скрытого подавления своих конкурентов, вплоть до принудительной ликвидации их предприятий[961].
Достигнув этой своей цели во время войны и широко использовав в своих интересах всю систему военно-хозяйственного "регулирования" и военную конъюнктуру для получения неслыханных сверхприбылей, финансовые и промышленные магнаты с тем большей настойчивостью требуют после войны скорейшей отмены стесняющего в некоторой мере и их спекулятивную деятельность военного контроля. Слова Маркса, сказанные в эпоху промышленного капитализма, могут быть повторены и в эпоху империализма: "... то же самое буржуазное сознание, которое прославляет... безусловное подчинение частичного (при мануфактурном разделении труда. - А.В.) рабочего власти капитала, - это же самое буржуазное сознание с одинаковой горячностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенность права собственности, свободы и самоопределяющегося "гения" индивидуального капиталиста"[962].
Так получается своеобразное "разделение труда" между одними "деловыми людьми", которые "поносят" государственное вмешательство и возражают против "регулирования" капиталистического хозяйства даже перед лицом надвигающегося экономического кризиса[963], и другими "деловыми людьми", которые в интересах ведущих групп финансового капитала проводят это "регулирование"[964] через общий или специально созданный на время войны или глубокого экономического кризиса государственный аппарат[965].
Примечания:
|