Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1
§ 32. Промышленные праваЛитература: Каупе, Привилегии на изобретения, 1882; Гурьев, О привилегиях на изобретения; к реформе законодательства, 1894; Козлов, Привилегии на изобретения в их практическом значении (Рус. экон. обзор, 1898, N 3); Розенберг, Фирма. Догматический очерк, 1914; Гольмстен, Охраняется ли право на фирму нашим законом? (Юрид. иссл. и ст., 1894, ст. 228); Пиленко, Право изобретателя, т. I, 1902; т. II, 1903; В. Катков, О привилегиях (патентах) на промышленные изобретения, 1902.
Существует ряд исключительных прав, установленных в интересах промышленности, производства и торговли. Экономические деятели проявляют личную деятельность, признаваемую весьма важною для народного хозяйства, но теряющую для них материальный интерес при полной свободе подражания со стороны других лиц. Поэтому-то законодатель, соглашая их личные интересы с интересами общества, запрещает другим совершение подобных же действий, насколько они могут считаться исходящими от тех, кому предоставлено исключительное право их совершения.
I. Право на промышленные изобретения. Под этим именем понимается исключительное право осуществления известного нового промышленного изобретения. 1) Промышленным изобретением называется открытие новых экономических благ или новых способов производства уже известных благ. Изобретение должно представлять выгоду для промышленности; на изобретения, представляющие научные открытия и отвлеченные теории, исключительное право не приобретается. 2) Изобретение должно быть новым не в смысле времени, а в том отношении, что данное благо или предлагаемый способ производства не были до того в общем свободном пользовании. 3) Сущность права состоит в исключительной возможности производства открытых благ и применения изобретенных способов. Вместе с тем никто другой не может производить те же блага или употреблять те же способы. Такое привилегированное положение изобретателя дает ту экономическую выгоду, которая имелась в виду при создании исключительного права.
Исключительное право возникает не одновременно с изобретением, а стоит в зависимости от выполнения некоторых формальностей. Поэтому до этого момента изобретение стоит вне защиты, и если бы кому-нибудь удалось случайно узнать секрет открытия, то он свободно может воспользоваться им, не опасаясь преследования за нарушение права. Порядок приобретения исключительного права следующий. Изобретатель подает прошение в Министерство торговли и промышленности с подробным описанием своего изобретения, а если нужно, то с рисунками и моделями. С удостоверением представленного прошения выдается просителю охранительное свидетельство, в котором обозначается день и час предъявления. Значение выданного свидетельства состоит в том, что с этого момента начинается право исключительного пользования, конечно, при условии, если впоследствии за просителем признано будет право на это изобретение. По удостоверении в том, что право на это изобретение не было уже признано за другим лицом, отдел выдает изобретателю патент на привилегию, т.е. акт, удостоверяющий признание за ним исключительного права на данное изобретение.
Действие выданной привилегии состоит прежде всего в возможности пользования изобретением. Однако эта возможность соединяется с обязанностью осуществления права, потому что иначе выдача привилегии противоречила бы интересам промышленности. Получивший привилегию обязан не позже как в течение 5 лет привести в действие свое изобретение. Исключительное право, связанное с выдачею привилегии, может подлежать свободному распоряжению со стороны изобретателя. Оно может быть отчуждено возмездно, подарено, завещано, оно переходит по законному наследованию. Передача права должна быть совершена нотариальным порядком (т. XI, ч. 2, уст. пром. фабр.-завод. и ремесл., изд. 1913 г., ст. 94) с сообщением о том Министерству торговли и промышленности. Кроме отчуждения самого права возможно предоставление другому лицу по сделке права пользования изобретением с сохранением самого права за изобретателем (лицензия).
Действие выданной привилегии прекращается по следующим причинам. 1) Право на промышленные изобретения срочное, оно предоставляется на срок не свыше 15 лет, поэтому истечение этого срока само собою прекращает силу права. 2) Так как закон предоставляет исключительное право в предположении, что изобретение применено будет в течение известного срока, то неосуществление его (до наступления 5-летнего срока) также прекращает силу привилегии. 3) Признавая за известным лицом исключительное право, правительство предполагает новость изобретения и принадлежность его просителю. Опровержение этих предположений вполне возможно для каждого заинтересованного лица, и если это обстоятельство будет доказано, то привилегия прекращает свое действие.
II. Право на фабричные рисунки и модели. В близкой связи с правом на промышленные изобретения находится право на исключительное пользование рисунками и моделями, предназначенными для воспроизведения в заводских, фабричных или ремесленных изделиях. Под именем фабричного рисунка понимается изображение сочетания цветов и узоров на поверхности изделий, например для материй, ковров, обоев. Моделью же называется изображение формы изготовляемых изделий, как, например, ваз, чернильниц и т.п.
Право на фабричные рисунки и модели приобретается изобретателем их. В действительности подобные изобретения производятся особыми рабочими, состоящими при фабрике. Так как по договору найма с фабрикантами они обязались предоставить свой труд в его распоряжение, а самый труд их состоит в изготовлении рисунков и моделей, то право на последнее производным путем устанавливается в лице фабриканта, а не рабочих (т. XI, ч. 2, уст. пром. фабр.-завод. и ремесл., ст. 147, прим. 2).
Рассматриваемое право приобретается не вследствие создания рисунков или моделей, а в силу признания права на них со стороны правительства. Для этого необходимо подать прошение в Министерство торговли и промышленности, где исследуется вопрос о новизне и принадлежности изобретения. С этого времени проситель приобретает исключительное право на применение изобретенных рисунков и моделей и право отчуждения их другим лицам дарственным или возмездным способами. Для передачи права не установлена форма, но требуется сообщение Министерству торговли (там же, ст. 154).
Право на рисунки или модели прекращается: 1) с истечением срока, на который оно было предоставлено, во всяком случае не долее 15 лет, 2) с опровержением правильности предоставления данному лицу исключительного права (там же, ст. 151).
III. Право на фирму. Фирма есть название торгового предприятия, а право на фирму есть исключительное право производства или сбыта известных товаров от имени данного предприятия, под данною фирмою. Так как известное предприятие, благодаря достоинству своих товаров, приобрело значительный круг потребителей, то для других представляется искушение воспользоваться чужою фирмою, чтобы отвлечь внимание покупателей. Здесь-то закон принимает под свою защиту интерес предприятия и запрещает всем другим употреблять ту же фирму. Это достигается мерами предупредительными и карательными.
Выбор фирмы не предоставлен полной свободе предпринимателя. При возникновении торгового предприятия соблюдается принцип истинности, т.е. требуется соответствие фирмы с гражданским именем, с фамилией торговца. Купец, торгующий единолично, может дать своему предприятию фирму, однозначную с его фамилией. Полное товарищество ставит имена или всех товарищей, или только некоторых, с присоединением указания на соединение (и Ко). Товарищество на вере может в своей фирме указать имена всех или некоторых товарищей, но не вкладчиков. Наконец, акционерное товарищество не вправе вовсе давать своей фирме фамилию кого-либо из акционеров, а должно изобрести какое-нибудь иное название, например "Самолет" (ст. 2148). На Западе, в некоторых государствах, предупреждение совпадения фирм достигается посредством регистрации внесения фирм в реестр с тем, чтобы не допускалось повторение одинаковых. У нас подобной регистрации не существует. Начало истинности, необходимое при отчуждении предприятия, может быть нарушено при перемене субъекта права на него, потому что иначе строгое проведение указанного начала могло бы повести к обесценению предприятия, которое потеряло своего первого хозяина.
Если у нас не установлены предупредительные меры, то существует все же судебная защита права на фирму. Эта охрана основывается не столько на законодательстве, которое лишь вскользь упоминает о фирме, сколько на обычном праве. Каждый предприниматель, фирмою которого пользуется другой, может требовать перед судом возмещения ему убытков, причиненных такими действиями (ст. 684), причем, если размер убытков не может быть точно доказан, его может применительно к ст. 7061 уст. гр. суд. установить суд по справедливому своему усмотрению.
IV. Право на товарный знак. Под именем товарного знака понимается тот знак, которым торговец отмечает свои товары в отличие от товаров других лиц. Этот знак налагается или производителем при выпуске его продуктов, или купцом при переходе продуктов через его руки. Чем большую известность приобретает данный знак среди публики, тем большее искушение для других торговцев заимствовать этот знак и тем большая потребность в защите. Для охраны этого интереса издан 26 февраля 1896 г. закон о товарных знаках.
Употребление товарных знаков вообще не обязательно, за исключением тех случаев, где оно установлено особенно правилами: для изделий из золота и серебра, для ремесленных изделий. Желающий воспользоваться охраною товарного знака должен заявить этот знак Министерству торговли и промышленности. Заявляемый знак должен содержать в себе указание имени и фамилии владельца предприятия; фигурное изображение может дополнить это указание, но не обязательно. В министерстве ведется особый альбом всех товарных знаков, который открыт для интересующихся. Если будет удостоверено, что заявленный знак достаточно отличается от заявленных ранее и не противоречит требованиям закона относительно его содержания, то торговцу выдается свидетельство, о котором делается публикация. Право на товарный знак приобретается на срок не выше 10 лет.
Приобретенное право предоставляет исключительное пользование товарным знаком посредством выставления его на товарах, на упаковке или посуде, а также на коммерческих объявлениях, прейскурантах, бланках. Право на товарный знак может быть передано другому лицу, но не иначе как в случае отчуждения или отдачи в аренду самого предприятия с сохранением фирмы.
Исключительное право на товарный знак прекращается: 1) с прекращением самого предприятия, 2) за невозобновлением свидетельства, 3) вследствие несообщения министерству о состоявшейся уступке права другому лицу.
V. Право на фотографические произведения. Если не считать слабого намека, сделанного в ст. 1185 относительно фотографии как вида художественной собственности, то надо признать, что наше законодательство до последнего времени совершенно игнорировало эту отрасль промышленности, получающую все большее развитие. Только закон 20 марта 1911 г., в связи с авторским правом, но в то же время и подчеркивая отличие, дал впервые частноправовое определение фотографического дела.
Субъектом права на фотографические произведения окажется в редком случае художник, в самом частом случае - промышленное предприятие, почему этот вид исключительного права и следует отнести к промышленным, а не к авторским правам. Объект права - фотографическое произведение и вообще всякое произведение, подобное фотографии (ст. 6951, п. 1 и ст. 64). Сюда, следовательно, включаются различные виды воспроизведения химическим, механическим способом, как цинкография, хромолитография и т.п.
Содержание права выражается в исключительной возможности повторения, размножения и издания фотографического произведения светописным, механическим, химическим или иным подобным способом (ст. 69559). Отсюда следует, что закон не запрещает повторения фотографии иными способами, например, в виде картины, писанной масляными красками с цветной фотографии. Закон имеет в виду промышленную конкуренцию, а не стоит на почве художественного творчества. Право фотографа воспроизводить и распространять снимки встречает в законе некоторые ограничения. 1) С одной стороны, в отношении портретов и других фотографий, исполненных по заказу, фотограф лишен права повторения и распространения, которое принадлежит всецело лицу, сделавшему заказ (ст. 69559). Это ограничение еще в большей степени должно бы относиться к портретам, потому что возможны случаи, когда фотограф произведет снимки без заказа и даже против воли снятого лица. Но закон имеет в виду только заказы. 2) С другой стороны, не признается нарушением права и допускается каждому: а) снятие копии для личного употребления; b) воспроизведение в самостоятельном научном исследовании или же в книге, предназначенной для учебных целей и притом исключительно для пояснения текста; с) воспроизведение, хотя бы целиком (а не только в отдельных частях), в изделиях промышленности, заводской, фабричной и ремесленной; d) помещение фотографического произведения на публичной выставке (ст. 69562).
Возникновение рассматриваемого права обусловливается некоторыми формальностями. Мало того, что фотографический снимок принадлежит данному лицу. Для приобретения исключительного права на фотографические изображения требуется означение на каждом экземпляре: а) фирмы или имени и фамилии, места жительства фотографа или издателя фотографии, b) года выпуска в свет фотографического произведения (ст. 69560).
В противоположность праву на художественные произведения, которое сохраняется в течение всей жизни художника и продолжается некоторое время после того, право на фотографические произведения ограничивается 10 годами со времени появления в свет произведения. Этот срок увеличивается до 25 лет, если фотографические произведения изданы в виде сборников или серий эскизов, представляющих самостоятельный художественный, исторический или научный интерес (ст. 69561). В пределах указанного срока право фотографа способно переходить к правопреемникам по договору, завещанию или законному наследованию.
Право на фотографические произведения защищается в уголовном и гражданском порядке. Гражданская защита направляется: а) на возмещение причиненных убытков, определяемых по справедливому усмотрению суда, и b) на отобрание и уничтожение орудий правонарушения (ст. 69563).
VI. Граммофоны и кинематографы. В последнее время наблюдается сильное развитие того и другого промысла. Граммофоны распространились по самым глухим уголкам страны. Кинематографы, составляя любимое зрелище широких масс, вызвали ряд крупных предприятий, занятых постановкою сцен и изготовлением лент. До последнего времени промысел этих предприятий оставался совершенно вне юридической нормировки. Только закон 20 марта 1911 г. об авторском праве коснулся этого вопроса отчасти прямо, отчасти косвенным путем.
1. Воспроизведение музыкальных произведений в граммофонах охраняется двояким порядком от нарушения прав заинтересованных лиц. а) Прежде всего защищается композитор против переложения его произведения на всякого рода механические ноты (диски, пластинки, цилиндры и т.п.), предназначенные для исполнения произведения посредством граммофонов, фонографов, пианол и тому подобных инструментов (ст. 69542). Без разрешения композитора механическое предприятие не вправе делать такие переложения. Однако если композитор дал разрешение одному, то тем по нашему закону дается право и всякому другому на такое переложение. b) С другой стороны, защищается фабрикант против переложения иными фабрикантами с его механических нот. Воспроизведение без согласия фабриканта механических нот (дисков, пластинок, цилиндров и т.п.), предназначенных для исполнения произведения посредством граммофонов, фонографов, пианол и тому подобных инструментов, если на эти нотах означены фирма или имя и фамилия фабриканта, воспрещено. Самовольно издавший механические ноты обязан вознаградить потерпевшего за весь причиненный ему убыток. Размер вознаграждения устанавливается судом по соображении всех обстоятельств дела, по справедливому усмотрению (ст. 6711).
2. О кинематографах закон ничего не говорит. Но по существу своему кинематографическая лента представляет собой ряд сменяющихся фотографических снимков, а потому на нее должны распространяться правила, определяющие право на фотографическое произведение (ст. 69564). С кинематографом соединены юридические вопросы двоякого рода. а) Защита автора литературного произведения против переложения на кинематограф ничем не обеспечивается, так как нельзя сказать, что здесь имеется переложение повествовательного произведения в драматическое (ст. 69531). Однако драматическое произведение, повторенное кинематографом со сценического исполнения и соединенное с граммофоном (хромонегафон), подпадает под запрещение публичного исполнения произведения без согласия автора (ст. 69547). b) Защита фабриканта кинематографических лент против других фабрикантов, виновных в воспроизведении ленты, обеспечивается запрещением повторения фотографических произведений (ст. 69559). Однако это относится к воспроизведению ленты, а не сюжета, хотя бы он был специально поставлен предприятием с большими затратами.
Печатается по: Учебник русского гражданского права Г.Ф. Шершеневича. Одиннадцатое издание, первое посмертное, просмотренное и дополненное по поручению юридического факультета Императорского Московского университета пр.-доц. В.А. Краснокутским. Том первый.
М.: Издание Бр. Башмаковых, 1914. |