Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским.
§ 8. Торговые представители вообще. Главный приказчикНе всякий, кто способен (имеет право) производить торговлю, ведет свою торговлю сам. Торговец не ведет своей торговли или потому, что не может, т.е. не в состоянии, или потому, что не хочет (почему не хочет все равно, - болен, отсутствует, быть может, и не поспевает). Не могут вести своей торговли лица недееспособные, - таковы именно недостигшие 17 лет. Такие лица имеют своих представителей, опекунов. Но опекун не есть торговый представитель: он представляет всю гражданскую дееспособность своего питомца. Чрез своего опекуна малолетний производит торговлю; ведет же таковую опекун или сам, - но тогда он хозяин, или ведет ее чрез другого, кому он вверит, поручит торговлю своего питомца[267]; этот другой и будет торговым представителем. Иными словами - торговое представительство есть представительство всегда по поручению[268] со стороны самого ли торговца или же по поручению его представителя необходимого; последнее в том случае, когда сам торговец не имеет гражданской дееспособности.
Торговый представитель[269] есть всякий, кто совершает торговые действия на чужой счет и на чужое имя; действует он так с ведома и воли того, кого представляет[270]; но он действует, - сам решает дело, имеет свое усмотрение, а не передает лишь чужое решение. Совершенное им действие есть акт его воли; но а) его же волею это действие относится (в момент его совершения) на имя и на счет его хозяина, ибо б) наперед или одновременно оно принято последним на себя - на свой счет и на свое имя. Первое потому, что на совершение этого действия у представителя было уполномочие, "власть"[271]; второе потому, что хозяин дал ему поручение (приказ). Таким образом, исполнивши своим действием, актом своей воли волю хозяина, представитель остается чужд совершенному им действию: он сделал не свое, а чужое дело[272]. Представитель действует, - следовательно, как деятель, он должен иметь в своей личности условия дееспособности[273]. Далее: пороки действия, каковы: обман, ошибка, принуждение, могут случиться только с его волею, а не с волею его хозяина. Но действие, совершенное под влиянием обмана и т.д., совершено им не для себя; оспорить силу действия зависит уже от хозяина.
Обозначение деятельности торговых представителей весьма разнообразно: "отправление торговых дел или оборотов"; "исполнение поручений, приказаний"; "торг и управление чужими делами"; "управление торговым заведением", "заведование торговлею" и пр.[274]; но все эти обозначения выражают одно: представитель только тот, кто совершает юридические действия. Потому а) не представитель - кто лишь передает чужую волю (nuntius); б) не представитель - "браковщик", работник, артельщик[275]; в) не представитель - техник торгового заведения[276]; г) не представители - бухгалтеры, конторщики, кассиры, - их деятельность не юридическая, а технического свойства[277]. Но представитель шкипер корабля[278].
Различие между торговыми представителями зависит: а) от того поручения, в силу которого они действуют; поручение обыкновенно бывает вместе с договором личного найма[279], но часто и семейная связь[280]; б) от обстановки их деятельности - одни действуют в обстановке заведения, другие - вне заведения; в) от размеров их власти как пределов их уполномочия. Но все представители сходятся в одном: они действуют не только на чужой счет, но и на чужое имя, - на счет и на имя определенного торговца как своего хозяина.
Классификация торговых представителей в русском праве[281] основана на различии обстановки их деятельности и на различии пределов их власти. По обстановке представители различаются на приказчиков и на уполномоченных (доверенных); одни действуют в обстановке и на сцене заведения, другие же действуют вне заведения. По пределам власти представители различаются на главных приказчиков и приказчиков, на уполномоченных (общей доверенностью) и поверенных (по частной доверенности).
Торговый представитель, действующий в обстановке торгового заведения, есть приказчик[282]. Положение приказчика имеет две стороны: сторона внешняя - на ней он представляет своего хозяина; сторона внутренняя - на ней он служит своему хозяину, обыкновенно служит возмездно, по договору личного найма, но нередко служит без ряды (рядной платы), - он обучается; и только в случае семейной связи внутренняя сторона положения приказчика не имеет никакого отношения к торговому праву[283].
На внешней стороне своего положения приказчик есть представитель торговый. Его деятельность, следовательно, есть деятельность юридическая: своими действиями он а) связывает и развязывает (разрешает, освобождает) своего хозяина пред сторонними людьми; б) связывает и развязывает сторонних лиц пред своим хозяином[284]. Но на такую деятельность он уполномочен тем, что приставлен (praepo-situs, praeposé) к заведению торговли данного лица, а потому его уполномочие касается лишь торговых оборотов, сосредоточенных в этом заведении и к нему прикрепленных. Следовательно, уполномочие приказчика во всяком случае ограничено: оно не может выходить за пределы торговых оборотов, торговых дел, вообще той торговли, какая сосредоточена в заведении, к которому он приставлен и при нем находится: иначе - он перестал бы быть торговым представителем, т.е. приказчиком.
По пределам своего уполномочия приказчики различаются: главные приказчики и просто приказчики[285]. Главный приказчик. Такой приказчик управляет торговыми делами своего хозяина, заведует заведением[286], через него торговец (хозяин) производит свои торговые обороты, словом, главный приказчик тот, кто ведет чужую торговлю, какая ему вверена, поручена[287]. Его должность[288] - управление, распоряжение[289], он осуществляет торговую дееспособность своего хозяина, но лишь в применении к торговым оборотам вверенного ему заведения.
Основание его уполномочия заключается в том, что он приставлен к торговому заведению именно для управления его торговыми оборотами; он приставлен (допущен), - действует в обстановке заведения, т.е. действует с воли и ведома своего хозяина. Заведение для него - приказчика - чужое, на имя и на счет хозяина. На все это, т.е. и на его положение, на чужое и на чье имя, на чужой и на чей счет, указывает имя торгового заведения, его фирма: главный приказчик распоряжается чужою фирмою.
Та же обстановка или, что все равно, та же praepositio, определяет и пределы уполномочия главного приказчика. Он ведет всю торговлю вверенного ему заведения; следовательно, его уполномочие обнимает как сделки по оборотам этой торговли, так и сделки, ей свойственные, но лишь те и другие[290]. Точнее - пределы власти главного приказчика определяются: а) родом торговли, с принятием (для товарной торговли) в расчет различия между торговлей оптовой и раздробительной; б) обыкновениями, какие вообще соблюдаются при ведении этой торговли, между прочим, и индивидуальными обыкновениями вверенного ему заведения[291]. В частности, в его власть входит составить подчиненный ему личный состав заведения - наем (и взятие в обучение) своих "помощников", т.е. остальных приказчиков и торговых служителей. Словом, его деятельность по управлению вверенной ему торговлей исключает собою такую же деятельность самого хозяина: последнему остается быть пассивным зрителем действий своего приказчика или же отстаивать его от заведения. Наконец, власть главного приказчика простирается не только на вверенное ему заведение, но и на отделения (филиалы)[292] последнего: приказчики отделения только помощники главного приказчика. Но вне его власти расширение и сокращение торговых оборотов в виде учреждения новых или чрез закрытие существующих отделений.
Таковы объективные пределы власти главного приказчика; они одинаковы и неподвижны именно в интересах третьих лиц[293]. Но они могут и не совпадать с другими пределами - с ограничениями того поручения, какое дано главному приказчику со стороны его хозяина. Поручение может быть шире, - тогда главный приказчик окажется не только торговым, но еще и другим представителем, - но тогда необходима будет доверенность, каковой он может и не иметь, оставаясь в роли главного приказчика[294]. Но гораздо чаще поручение бывает теснее, чем уполномочие в объективных пределах: сверх приставления к торговому заведению главному приказчику даны или даются (ad hoc) различного рода инструкции - "приказы, приказания"[295]. Соблюдение таких приказаний, инструкций касается внутренней стороны положения главного приказчика, его отношений к хозяину и не касается стороны внешней - отношений к сторонним лицам; для последних инструкции не обязательны[296]. Третьи лица обязаны руководиться лишь внешними признаками того положения, какое занимает главный приказчик как распорядитель, управитель данного заведения; до его внутренних отношений к хозяину заведения им нет никакого дела, для них эти отношения - res inter alios acta[297]. Как скоро исчезли такие внешние признаки, как скоро главный приказчик отставлен от торгового заведения или хотя и остается в нем, но в иной роли, он более не главный приказчик, не представитель или представитель, но уже иной; и с этого времени хозяин не отвечает более за его действия как за действия главного приказчика[298].
Внутренняя сторона отношений главного приказчика (к хозяину) обыкновенно есть служба по договору личного найма[299], но с поручением вести торговлю, - поручение выражается не в доверенности, а в самом приставлении. Договор о найме и с ним поручение определяют взаимные права и обязанности между главным приказчиком и его хозяином. Этот договор определяется правилами гражданского и торгового закона[300]. Из гражданского закона здесь важно: а) ограничение срока (периода) найма - не более пяти лет[301]; б) ограничение дееспособности замужних женщин согласием их мужей[302]. Важнейшие из особенностей торгового закона: а) письменное изложение договора личного найма, под угрозой, что иначе приказчик не вправе требовать вознаграждения (рядной платы)[303]; б) что договор этот не прекращается смертью или несостоятельностью хозяина[304]: главный приказчик приставлен к заведению, а не нанят для личных услуг его хозяину.
Для главного приказчика договор найма не устанавливает никакой личной зависимости от хозяина заведения и не подчиняет его дисциплинарной власти последнего[305]. Но в силу договора найма и главный приказчик отдает всю свою торговую деятельность хозяину, т.е. заведению. Отсюда, управляя торговыми делами вверенного ему заведения, главный приказчик не может производить ни своих, ни чьих-либо чужих (кроме своего хозяина) торговых оборотов: главный приказчик не может быть в то же время хозяином или приказчиком не одного, а нескольких хозяев, разве бы на это было письменное дозволение (напр., и в договоре найма или же отдельно) хозяина[306]. И главный приказчик обязан далее блюсти коммерческие тайны своего заведения, не подрывать кредита хозяина и вообще отвращать всякие убытки[307]; мерка его радения (diligéntia) есть мерка профессиональная (а не diligentia quam in suis rebus). В частности, он же отвечает за правильность книговодства и счетоводства.
Что касается прав главного приказчика, они сводятся к праву требовать вознаграждения, но, как сказано выше, исковая сила этого права обусловлена письменным изложением договора. Такое вознаграждение может иметь двоякую форму: или жалованье (ряда, рядная плата), или же участие в прибылях (tantième), или, наконец, в той и другой форме[308].
Личный наем главного приказчика заключает в себе и поручение (mandatum). Отсюда опять особенность в его положении с внутренней стороны. Поручением точнее определяется предмет договора: этот предмет - деятельность главного приказчика, но деятельность коммерческая (ведение торговли) и в то же время юридическая - заключение и исполнение сделок по ведению торговли. Вместе с тем, как и в других случаях, поручение возлагает на главного приказчика обязанность отчетности. Но эта отчетность имеет свой особый характер: главному приказчику поручено (вверено) торговое заведение во всех его оборотах, а не такая или другая отдельная операция. А потому и отчетность здесь относится к ведению торговли как целого, иными словами - эта отчетность ничего более как сообщение (на его утверждение) хозяину, по истечении операционного года, баланса[309] за этот год, или и раньше, в случае прекращения договора и поручения; до тех же пор отчетность главного приказчика - простая дача справок хозяину, по востребованию последнего[310].
Главному приказчику вверено торговое заведение. Это значит: а) ему вверено торговое имущество - имущество обзаведения (инвентарь) и оборотный капитал заведения, имущество наличное и долговое; б) имущество вверено ему не для одного только хранения, но и для целесообразного употребления. Отсюда: главный приказчик а) отвечает за целость вверенного ему имущества[311], - отвечает в пределах обязательного для него профессионального радения[312]; но страховать имущество он не вправе и не обязан, кроме случаев пересылки морем[313]; б) отвечает за неправильное употребление (управление) этого имущества не для той цели, для которой оно составлено и обособлено, поскольку неправильность произошла от его небреженья[314]. Тем более главный приказчик отвечает за те действия, которые он совершил вопреки приказу, вне пределов данного ему поручения.
Ответственность хозяина за действия главного приказчика обращена на две стороны: он а) отвечает пред приказчиком, б) отвечает пред третьими лицами[315].
а) Ответственность хозяина пред приказчиком определена границами поручения, и в частности - содержанием инструкций, приказов, во исполнение которых действовал приказчик. Ответственность хозяина здесь не только в том, что выгодные или невыгодные последствия таких действий падают на хозяина, но и в том, что он обязан возместить приказчику все расходы, понесенные последним по исполнению своей должности[316].
б) Ответственность хозяина пред третьими лицами. Ее определяют не (произвольные и подвижные) пределы поручения, а объективные пределы уполномочия (власти) приказчика. Возможно, что в данном случае главный приказчик вышел из пределов поручения; но если он остался при этом в пределах своего уполномочия, в этих пределах и отвечает за него хозяин пред третьими лицами; для последних, пока приказчик остается в пределах своего уполномочия, он действует с ведома и воли своего хозяина[317]. Но ответственность хозяина идет дальше: он отвечает и за убытки, причиненные действиями приказчика, если эти действия совершены по воле его, хозяина[318].
В прекращении положения главного приказчика нужно отличать: а) прекращение договора личного найма, б) прекращение поручения и в) прекращение уполномочия. Договор личного найма может быть прекращен по общим причинам прекращения договоров личного найма, кроме смерти хозяина. Но б) что касается поручения, хозяин может отменить таковое, когда ему угодно: поручение основано на доверии, а доверие не навязывается и не заказывается[319]. Не то для главного приказчика - он связан договором личного найма, а потому, сложивши с себя роль главного приказчика, он нарушит договор и будет отвечать за нарушение. Но иное дело, когда хозяин отменил поручение: договор личного найма остается в силе в том смысле, что бывший главный приказчик вправе требовать назначенного ему по договору вознаграждения до прекращения договора тем или другим способом[320]. С прекращением поручения обыкновенно прекращается и уполномочие; но может случиться, что внешние признаки последнего продолжают оставаться и дольше: тогда для третьих лиц уполномочие переживает поручение[321].
Примечания:
|