Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Базанов И.А. Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства.
§ 18. Судьбы NantissementВо Франции римское право водворилось гораздо раньше, чем в двух других рассматриваемых нами странах, и пустило наиболее глубокие корни, особенно на юге и в центре страны. Именно в процессе рецепции римского права и образовалось деление Франции на pays de droit écrit, область наибольшего господства римского права, и pays de droit cuntumier, где влияние римского права было несколько слабее[421].
Производный способ приобретения собственности на недвижимости потерпел в области действия римского права прежде всего то коренное изменение, что он перестал быть публичным. Nantissement пал на юге и в центре Франции, уступив место негласной римской традиции[422]. Получила полное действие и эвикция.
Но и на этом процесс изменений не остановился. Традиция заступила место национальной dessaisine-saisine. Но как dessaisine-saisine ко времени влияния римского права была отвлеченной операцией, так и римская традиция. И не стоило многих усилий, чтобы эти отвлеченности заменить новыми, еще более отвлеченными. Это и произошло. Постепенно традиция превращалась в одну только оговорку, помещаемую в личном договоре о приобретении недвижимости, - превратилась в clause de dessaisine-saisine. Верность оборота не проигрывала от того больше, чем от традиции, а хлопоты по традиции сберегались. К этой оговорке иногда присоединялась в договоре купли оговорка о constitutum possessorium или о прекарии - clause de constitue, clause de précaire. А когда оговорки вошли в обычай, их стали просто подразумевать молчаливо и везде там, где их пропускали. И вот уже Domat[423] подразумевает la clause de précaire в договоре купли и там, где она не выражена, а о купле говорит, что она "transfere la propriété", что она "renferme le consentement du vendeur que l'acheteur se mette en possession". Такому течению юридической мысли содействовало и вновь народившееся научное течение естественного права. Гроций и Пуффендорф с точки зрения естественного права проповедовали правильность перехода собственности путем простого соглашения. Эта идея проникла и в некоторые coutumes, например coutume de Châlons, которые признавали, что, по крайней мере, недвижимости-аллоды могут быть передаваемы в собственность приобретателю путем простого соглашения отчуждателя. Этому господствующему течению уже не могли противиться отдельные личности, хотевшие стоять на строго римской точке зрения, как, например, Pothier[424]. И Code civil не оставалось ничего иного, как провозгласить господствующее мнение (arts. 1138, 1583)[425]. Все это течение не затронуло лишь феодальные отношения. Переход феодальных имений был действителен в отношении феодального господина только тогда, когда он сопровождался ensaisinement. Но последний уже не имел значения публицитета и не оказывал действия на отношения третьих лиц, а только на отношения сеньора и вассала[426].
Примечания:
|