Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Базанов И.А. Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства.
§ 3. Организация вотчинного оборота вообще. AuflassungВ наши цели входит изображение лишь важнейшего и всегда наиболее характерного для той или иной вотчинной организации производного способа приобретения недвижимостей по сделкам между живыми. Этот способ составляет всегда больное место в организации вотчинного оборота и является всегда пробным камнем для организации.
В средневековой Германии производным способом приобретения права собственности на недвижимости, равно как и всех других вещных прав на них, была так называемая Auflassung (или Verlas-sung).
После длинного и интересного, но не относящегося сюда ряда изменений, которые Auflassung потерпела в ходе правообразования ср. веков[139], она представляется нам в своей наиболее законченной организации, какую получила в городах накануне рецепции римского права в следующем виде[140].
I. Отчуждение иногда допускается в случае нужды только[141], иногда же оно, по-видимому, свободно от этого условия[142]. Отчуждению на сторону обыкновенно предшествует предварительное предложение имения родственникам, соседям и т.д.[143] по определенной цене[144], а иногда и по цене, предложенной третьими лицами[145]. Если родственники, соседи и т.д. отказались приобрести имение, то собственник уже волен отчудить его на сторону. И тогда цена определяется по соглашению сторон[146]. Отчуждение распадается на обязательственную сделку об отчуждении и сложный торжественный акт, содержащий элементы вещного договора и судебного приговора, выполняющий ту сделку и переводящий право собственности на приобретателя[147]. Личная сделка, в свою очередь, распадается на предварительный перечень условий и на юридическое завершение ее, облекаемое в разные формы, именно: она или освящается задатком, или питьем вина, или письменным актом[148]. Иногда же и эта личная сделка совершается в суде или городском совете[149]. Уплата цены следует за совершением личной сделки, но предшествует торжественному акту, выполняющему отчуждение[150]. Обыкновенно уплата совершается в три срока, в пределах Jahr und Tag[151]. Этот период Jahr und Tag с тремя сроками для уплаты цены иногда выдается источниками за обязательный[152]. Иногда же источники допускают открыто рассрочку по усмотрению сторон, не ограниченную ни числом сроков, ни общим продолжением их[153]. Личная сделка об отчуждении представляет чисто обязательственное отношение и допускает даже добровольное отступление от нее сторон, причем отступающий от сделки покупатель утрачивает в пользу продавца данный задаток, а отступающий продавец возвращает покупателю двойную сумму полученного им задатка[154].
II. Передача же вещного права на имение следует в торжественном акте, имеющем место в суде или городском совете и носящем название "Verlassung" или "Auflassung"[155]. Этот акт уже решительный для перехода собственности. Поэтому всем городским правам (да и не одним, конечно, городским) известно правило, что для предотвращения ущерба третьих лиц - родственников, которые имеют разного рода притязания на имение[156] других интерессентов[157], наконец, церкви и государства[158], - о предстоящей Auflassung делаются публикации[159].
Когда сделан последний взнос цены[160],[161], покупатель требует от продавца совершения Auflassung[162]. Стороны являются в суд[163] или городской совет[164]. Иногда отчуждатель сопровождается родственниками[165]. В суде стороны выражают свою волю; читают письменный акт, содержащий сделку отчуждения[166], и иногда, по-видимому, сопровождают свои заявления символическими действиями[167].
Cуд ведет себя активно[168]; "опрашивает продавца" о сделке, вероятно, в интересах как правового порядка, так и сторон, например о дееспособности продавца, о том, действовал ли он добровольно и непринужденно, о том, имеются ли налицо условия, при которых только и допускается по некоторым правам отчуждение, именно: наличность нужды, предварительное предложение родственникам купли имения, совершение публикаций и т.п.[169]. Иногда, однако, суд, по-видимому, предлагает отчуждателю лишь тожественный вопрос - отчуждает ли он имение; и отчуждатель дает краткий ответ: "да"[170].
По некоторым правам[171] именно теперь следует троекратное, периодически совершаемое судьей оглашение сделки[172].
Где публикации отнесены к периоду производства о Verlassung в суде, там в период публикаций вплоть до окончательного завершения Verlassung, а где публикации имеют место до предъявления Verlassung в суде, там немедленно же по опросу сторон суд или городской совет в заседании, в котором решается вопрос о переходе собственности по Verlassung, приглашают и третьих лиц высказаться о сделке, если этого не было сделано третьими лицами еще раньше[173]. Воспоследовавшие со стороны третьих лиц возражения на сделку суд разбирает. И когда все улажено, суд допускает завершение сделки. Продавец совершает Verlassung[174].
По совершении отчуждателем Verlassung следовал приговор суда. Приговор составлялся шеффенами и провозглашался судьей. А в заключение Gerichts-Voigt провозглашал мир владения и обещал защиту его, грозя, что будет третировать каждого нарушителя владения как нарушителя правомерного состояния[175].
Verlassung по некоторым правам сама по себе уже переводила вещное право собственности с продавца на покупателя[176]. Некоторые донесения прямо называют ее Immission, Possession[177] и т.п., желая обозначить, что она отвлеченно передает юридическое владение приобретенным имением[178]. Так что фактическая традиция имения уже не имела собственно для приобретения имения никакого юридического значения[179]. На основании Verlassung приобретатель уже сам мог взять имение во владение и имел не только против отчуждателя иск о вводе во владение, но мог требовать имение и от третьих лиц, если прежний собственник отчудил имение третьим лицам и ввел их во владение, не совершая для них Verlassung[180].
По некоторым правам и ввод во владение совершался судом[181]. Но Verlassung не только устанавливала право собственности. Она влекла большее, именно - неоспоримое ни с чьей стороны право собственности. После Verlassung уже не было места оспариванию отчуждения не только со стороны прежнего собственника, но и со стороны третьих интерессентов, и притом ни по каким основаниям. В частности, не было места и виндикации имения, если бы отчуждатель оказался не настоящим собственником или имение нельзя было отчудить[182]. Это - последствие публичной формы, в которую облекалась Verlassung. И это же есть та национальная особенность германской Auflassung, которая так резко отличает ее от римской традиции[183],[184]. Действие Verlassung технически выражается понятием rechte Gewere[185].
В некоторых городах Verlassung, устная и торжественная, завершала отчуждение. О записи Verlassung в судебную или городскую книгу ничего не говорится[186].
Напротив, в других городах акт Verlassung был более или менее тесно связан с записью сделки в судебную или городскую книгу. Причем соотношение Verlassung и записи различается по разным городским правам. По одним правам Verlassung и запись мыслятся раздельно, как два равнозначительных момента единого акта отчуждения, или как материальное содержание и форма единого акта[187].
По другим же правам Verlassung всецело исчезает в записи, запись заменяет Verlassung, и она-то и называется Verlassung. Стороны тут предъявляют акт отчуждения и присутствуют при совершении записи[188]. Если в изложенных нами до сих пор случаях власти принадлежала более или менее значительная активная роль при совершении Verlassung, то по некоторым правам Verlassung уже всецело совершается властью, которая выступает как посредница между сторонами, придавая акту всю полноту официального значения[189].
Мы указали то различное значение, какое запись имела при Verlassung. Содержание записи в то время было, видимо, довольно обстоятельное. Может быть, даже в книгу заносилось все содержание письменного акта сделки[190]. Там, где Verlassung выступала в тесном соединении с записью в книгу, и действие ее, именно - установление rechte Gewere, наступало с записью в книгу[191]. Действие Verlassung, по общему правилу, наступает немедленно[192]. И только по одному праву родственникам (конечно, и другим интерессентам) все еще принадлежит право оспаривания отчуждательной сделки в течение Jahr und Tag, по истечении какового срока такое право отпадает[193].
Примечания:
|