Список книг
|
« Предыдущая | Оглавление | Следующая » Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного права"
3. Основные специальные проблемы буржуазной цивилистикиДуализм буржуазной правовой системы как предмет
теоретического анализа лишь постольку не выходят за рамки нигилистической
теории, поскольку он проявляется в несовпадении гражданского и торгового права.
Взятый же более широко, в плане различия между публичным и частным правом, он
приобретает для буржуазной юриспруденции всеобщее значение. И если особое
внимание ему было уделено со сторона цивилистов, то по причинам, легко
объяснимым: пределы государственного или административного права одним только
фактом отграничения публичного от частного не выявляются, тогда как, напротив,
отграничение частного от публичного по сути своей равнозначно установлению
понятия самого гражданского права. Естественно поэтому, что та или иная
трактовка дуализма такого рода не может не отражать коренных тенденций буржуазной
цивилистической доктрины. Для того, однако, чтобы указанные тенденции обрели
как можно более четкие очертания, они должны быть обнаружены в разработке хотя
и основных, но все же не общетеоретических, а конкретноцивилистических правовых
проблем.
С переходом к буржуазной формации круг таких проблем заметно
расширяется и значительно обновляется. Дают о себе знать ростки новых правовых
институтов (например, авторского или патентного права), не успевших выйти из
зародышевого состояния или даже вовсе неизвестных предшествующим формациям.
Модернизируются многие традиционные правовые феномены (например, в области
семейного и наследственного права), сложившиеся до утверждения капитализма, но
ставшие непригодными к практическому использованию без существенных преобразований.
Меняются также границы действия и обусловленные этим акценты теоретического
анализа таких правовых образований, из числа которых одни (например, узуфрукты)
почти вовсе выходят из употребления, другие (например, сервитуты) сокращают
количество своих отдельных разновидностей, а третьи (например, вексель),
наоборот, завоевывают широчайшие области своего практического применения. Но,
несмотря на это, центральное место в системе цивилистических воззрений
буржуазного общества продолжают занимать те же проблемы, на которых сосредоточивалась
и цивилистика предшествующих исторических эпох: правосубъектность, право
собственности, договор. При этом каждая из перечисленных проблем вызвала к
жизни такое многообразие теоретических концепций, что они могут быть освещены
лишь при более или менее обособленном их рассмотрении.
|